Rapid — российский бестселлер Шкоды, но далеко не бестселлер класса. Дитя трудного времени. Лифтбек, который должен был занять место между моделями Fabia и Octavia, начали производить в Калуге по полному циклу весной 2014 года, аккурат когда «зеленые человечки» появились на известном черноморском полуострове. То, что было дальше, вы знаете. Fabia с нашего рынка ушла, а Rapid все три года с трудом держался в первой десятке сегмента В+. Рынок ощутимо просел, но на конкурентов работала инерция. В 2016-м было продано 25 тысяч Рапидов, хотя родственник по концерну, Volkswagen Polo, закончил год с результатом в 44 тысячи машин, а KIA Rio оказался еще в два раза популярнее и стал самым продаваемым автомобилем в России. В нынешнем году продажи медленно поползли вверх, но Шкоде от этого не легче. Парочка Rio–Solaris пережила смену поколений, на подходе новый Polo, а значит, обновленный Rapid просто обязан предложить что-то особенное.
Большинство покупателей Рапида выбирали базовую версию Active, и теперь она выглядит лучше, хотя на бумаге изменения могут показаться незначительными. Передний бампер модифицирован едва-едва, сзади — лишь тонированные накладки на фонари. Зато — как у базовых Rio и Соляриса — в цвет кузова наконец-то окрашены ручки дверей и наружные зеркала, причем на них переехали лампочки «поворотников». Плохо, что галогенные фары остались прежними — с ходовыми огнями, роль которых выполняют 15-ваттные спирали в лампах дальнего света, что старомодно и неживописно.
Рапиду в средней комплектации Ambition повезло больше. У него новые «противотуманки», а в фарах появились светодиодные ходовые огни. Топовый вариант Style? Посмотрите на фотографии внимательно, потому что Rapid, который с «автоматом» стоит как минимум 916 тысяч рублей, вам вряд ли встретится. Спереди он отличается хромированной вставкой в бампере, сзади — симпатичными светодиодными фонарями. А новые биксеноновые фары, которые заменили прежние ксеноновые, вообще рискуют остаться только на машинах из пресс-парка — в комплектации Ambition за них придется доплатить весьма ощутимые для данного сегмента 38 тысяч рублей.
Очень надеюсь, что основное новшество интерьера версии Active вам испытать в деле не придется — у базового Рапида теперь не одна, а две фронтальных подушки безопасности. На более дорогих версиях изменилась форма дефлекторов обдува, а топовый Rapid Style получил подсветку пространства для ног и карманов дверей. Возможно, кому-то подобные украшательства придутся по вкусу, но мой главный вопрос — почему так и не появился обогрев руля? Ведь на парочке Rio-Solaris эта лакомая опция была доступна еще в прошлом поколении. Однако просторного второго ряда, как в Рапиде, у них нет до сих пор.
И еще: коль Skoda так гордится своими фишками Simply Clever, улучшающими удобство, можно было бы наконец внедрить регулировку поясничного подпора и смастерить какую-нибудь полочку или подстаканник на центральном тоннеле около «ручника», как это сделано на том же Rio или Солярисе. Класть смартфон под центральную консоль неудобно. Никак не могу привыкнуть и к тому, что в машине стоимостью 800 тысяч рублей — а тестовые Рапиды и вовсе тянули на миллион — сплошь жесткий-жесткий пластик и бюджетная позиция за рулем. Сесть по рулю и педалям можно вполне удобно, но короткая подушка слабо поддерживает бедра. Зато шумоизоляция, которую в ходе рестайлинга не меняли, отнюдь не бюджетная. Даже на щербатом асфальте шин в Рапиде не слышно — и на ходу это, пожалуй, его главное преимущество перед дуэтом Rio–Solaris: в машине действительно тихо.
В моторной гамме тоже никаких новшеств. Популярный атмосферный мотор 1.6 с индексом CWVA, знакомый по Октавии, ненавязчиво голосит, нормально тянет и отлично ладит с 6-ступенчатым «автоматом». Только помните: этот двигатель по бесславной фольксвагеновской традиции может подъедать масло, а потому не стесняйтесь время от времени доставать щуп и проверять уровень.
Дорогущий 125-сильный турбо-Rapid 1.4 TSI (от 911 тысяч рублей) с 7-ступенчатым «роботом» DSG DQ200 покупают мало, я на таком не ездил и был приятно удивлен. То ли сказывается, что пробег на тестовой машине менее тысячи километров, то ли в очередной раз обновлена прошивка, но к этой коробке DSG вообще не придерешься. Ступени меняются молниеносно и незаметно, причем без традиционного упрямства при переключении вниз. Такой Rapid быстр, и на нем приятно «топтать» педаль газа. Правда, те, кому нужна динамика, могут купить Solaris 1.6 (123 л.с.) на «механике». Он будет дешевле почти на 200 тысяч рублей, а при должной сноровке проиграет турбо-Шкоде в разгоне до «сотни» меньше секунды.
Rapid по-прежнему способен понравиться и спокойному водителю, и тому, кто любит пошустрить. Проблема в том, что выверенная управляемость уже стала в этом классе нормой. А свой главный минус Rapid, к моему большому разочарованию, оставил при себе.
Что толку в этой управляемости, если машина подробно отмечает мелкие неровности, пинается на «лежачих полицейских» и заставляет морщиться на продавленных дорожных люках? Ну почему нельзя было поработать с пружинами и амортизаторами, чтобы хоть как-то смягчить подвеску? Ведь прямо под боком есть Volkswagen Polo, чья подвеска намного приятнее. Тем более что шкодовские инженеры о проблеме знали, так как увеличили профиль 16-дюймовых шин и перешли с размерности 215/45 R16 на 195/55 R16. Вот только большинство Рапидов продается на 15-дюймовых колесах.
Да, энергоемкости традиционно для Шкоды хватает, но машина ощущается слишком жесткой. И дело, кстати, не в пакете для плохих дорог, который ставится на все калужские Рапиды и представляет собой удлиненные на пару сантиметров пружины и чуть иные амортизаторы. Европейские версии тоже едут жестковато. Инженеры говорят, мол, Rapid рассчитан на езду с пассажирами и грузом. Может быть, но факт остается фактом: и Polo, и корейская парочка Rio–Solaris ощутимо комфортнее. Обидно, что с обновлением общая картина принципиально не изменилась: неважная плавность хода — это по-прежнему единственный минус обновленного Рапида на фоне конкурентов. Конечно, не считая цены…
Рестайлинговый Rapid с мотором 1.6 мощностью 110 л.с., «механикой» и «прожиточным минимумом», в который входят кондиционер, передние электростеклоподъемники, зеркала с электроприводом и обогревом, подогрев передних сидений и штатная аудиосистема, обойдется в 775 тысяч рублей. Для сравнения, близкий по оснащению и при этом более мощный Solaris 1.6 Active Plus (123 л.с.) стоит 745 тысяч, а версия с двигателем 1.4 (100 л.с.) — 720 тысяч. Правда, в таком Солярисе рулевая колонка регулируется только по углу наклона, скромная магнитола оснащена четырьмя динамиками, а в Рапиде — цветной сенсорный дисплей, на две колонки больше, причем за 8 тысяч будет и Bluetooth. Доплата за «автомат» у Шкоды тоже чуть больше: 45 тысяч против 40 у «корейцев».
Более приятный Rapid Ambition, у которого помимо упомянутого «прожиточного минимума» будут светодиодные ходовые огни, «противотуманки» и задние электростеклоподъемники, обойдется в 826 тысяч за ту же версию 1.6 с «механикой». Ровно столько же стоит Solaris 1.6 в комплектации Comfort с пакетом Winter, однако оснащен он куда интереснее: помимо «противотуманок», диодных ходовых огней, регулируемой в двух плоскостях рулевой колонки и задних электростеклоподъемников у него будет полноценный мультифункциональный кожаный руль с обогревом, подогрев задних сидений, лобового стекла и статичная подсветка поворотов.
Может показаться, что разница в цене с «корейцами» может доходить аж до 60 тысяч рублей. Но не пугайтесь: если грамотно сконфигурировать Rapid с помощью пакетных опций, то ее можно снизить тысяч до 20. К тому же Skoda, как всегда, подкупает возможностью собрать автомобиль именно под себя и сделать его выразительнее. Например, заказать крышу и колеса в черном цвете.
Нет сомнений, просторные задние места и вместительный багажник — по-прежнему сильные стороны Рапида. Но мне банально хочется комфорта в движении. Увы, с обновлением его больше не стало.Так что, раздумывай я над покупкой Рапида, выслушал бы предложение шкодовского менеджера по продажам и задался бы вопросом, а нужен ли вообще весь этот объем. Потому что терпеть бессмысленную тряску ради запаса неиспользуемых багажных литров — так же нелепо и безвкусно, как есть греческий салат без феты.
1.6 MPI (90 л.с.) | 1.6 MPI (110 л.с.) | 1.4 TSI | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Лифтбек | ||
Количество мест/дверей | 5/5 | ||
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый | Бензиновый | Бензиновый, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1598 | 1598 | 1395 |
Мощность, л.с. при об/мин | 90/4250–6000 | 110/5800 | 125/5000–6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 155/3800–4000 | 155/3800–4000 | 200/1400–4000 |
Трансмиссия | |||
Привод | Передний | Передний | Передний |
Коробка передач | 5-МКП | 5-МКП (6-АКПП) | 7-РКП DSG |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Барабанные | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | ||
Задняя | Полузависимая, пружинная | ||
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4483х1706х1474 | ||
Колесная база, мм | 2602 | ||
Клиренс, мм | 170 | ||
Снаряженная/полная масса, кг | 1160/1655 | 1175 (1215)/1680 (1720) | 1227/1732 |
Объем топливного бака, л | 55 | ||
Объем багажника, л | 530–1470 | ||
Шины | 175/70 R14, 195/55 R15 | 195/55 R15 или 195/55 R16 | |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 185 | 195 (191) | 208 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 11,4 | 10,3 (11,6) | 9,0 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 5,8 | 5,9 (6,1) | 5,5 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | н.д., Euro-5 | н.д., Euro-5 | н.д., Euro-6 |
Стоимость автомобиля, руб. | |||
Базовая комплектация | 611 000 | 725 000 (770 000) | 911 000 |