Популярность кроссоверов не подвергается сомнению: их продажи растут даже когда весь рынок «падает». При этом немалая доля таких машин предлагается в версиях с приводом только на одну ось, а некоторые модели полноприводных модификаций не имеют вовсе. Есть ли смысл в приобретении кроссовера, если за те же деньги можно взять классический универсал? Что теряют и что получают владельцы тех и других? Мы решили проверить это в очередном тесте.
Классические универсалы всегда были востребованы среди автомобилистов, хоть и не в больших количествах. И вряд ли их заметно меньшие продажи, в сравнении с седанами и хэтчбеками, обусловлены только более высокой стоимостью: те же кроссоверы тоже стоят недешево. Настоящая причина видится, скорее, в «престижности» седанов как таковых. Как и в еще более высоком имидже «внедорожников», к которым по инерции относят даже моноприводные кроссоверы. Хотя какой это внедорожник с приводом только на одну ось, да еще и с клиренсом всего на пару сантиметров большим, чем у легковушки? Вот и у Креты, благодаря опциональной металлической защите, дорожный просвет составляет всего 175 мм, в то время как у Сида мы намерили лишь немногим меньше — 150 мм. А если на Крету поставить «дилерскую» защиту бампера, то и по высоте переднего свеса преимущество «кроссовера» сойдет на нет.
Чем привлекает к себе Крета? В глазах обывателей это автомобиль, относящийся к престижному сегменту SUV. Причем среди других кроссоверов — еще и один из самых доступных: формально цены на переднеприводные машины начинаются даже ниже означенной нами границы — от 789 900 рублей. Однако это совсем уж «пустой» автомобиль, хоть и обладающий минимальным набором средств и систем безопасности (спасибо техрегламенту!), но предлагающий минимум удобств и опций комфорта. Поэтому обычно покупают более дорогие комплектации. Так, кондиционер и электропривод зеркал появляются в версии Active за 889 900 рублей. Но аудиосистема даже в следующем исполнении — Comfort за 989 900 рублей — возможна только в составе пакета Advanced (плюс 50 000 рублей). Вот и получается, что более-менее нормальный автомобиль выходит дороже миллиона. А если с «автоматом» — то и вовсе почти на 100 тысяч больше.
Универсал Сид с 1,6-литровым мотором даже в минимальной комплектации Classic имеет и кондиционер, и аудиосистему, а также боковые подушки и шторки безопасности. Присутствуют электроприводы передних стекол и наружных зеркал, а подогревы передних кресел и руля, входящие в пакет «теплые опции» доступны за доплату всего в 5000 рублей — ровно на столько дороже комплектация Comfort. За 1 044 900 рублей владелец универсального Сида (комплектация Luxe, АКПП) получит даже поворотные фары, раздельный климат-контроль и «круиз». Посетовать можно лишь на отсутствие на всех 130-сильных универсалах системы курсовой устойчивости: она доступна только на машинах со 135-сильным мотором и роботизированной КП, стоимость которых заметно выше — минимум 1 154 900 рублей. Но такой Сид скорее конкурент уже для 2,0-литровой Креты.
Одно из самых важных различий между нашими двумя дуэлянтами — ощущение от салона. И дело здесь не столько в разнице в посадке или внутренних габаритах. И не в количестве опций. Cee’d SW даже в базовых комплектациях имеет более дорогие материалы отделки, в то время как Creta воспринимается откровенно бюджетным автомобилем. Куда бы ни упал ваш взгляд, чего бы ни коснулись ваши руки — Сид добротнее и приятнее Креты. А в топ-версиях — как на наших машинах — разница в ощущениях только усиливается.
Но и Крета не лишена достоинств. В кроссовер удобнее садиться: нужно только чуть повыше поднять ногу и просто зайти в машину. При посадке в универсал надо церемониально поклониться и аккуратно «упасть» на заметно более низкое сиденье. Пассажиры Креты смотрят на сидящих в Сиде свысока и чувствуют себя чуть свободнее. Наконец, в топ-версии Creta все же богаче оснащена: полностью обогреваемое лобовое стекло, электроподогрев заднего дивана (подушек) и камера заднего вида для сопоставимых (130-сильных) cee'd SW недоступны в принципе.
Есть ли разница в реальных размерах салонов? Мы измерили основные параметры и не без удивления обнаружили, что, несмотря на более высокий кузов, принципиального преимущества рослым пассажирам Крета не дает. Так, в кроссовере пространства по высоте над сиденьями больше всего на сантиметр — что спереди, что сзади. Еще на сантиметр выше установлены сами сиденья. При этом расстояние между передними и задними рядами в Крете меньше — на тот же сантиметр. В итоге все решает запас места в плечах: из-за большего наклона боковых стекол, подпирающих плечи сидящих сзади, салон Сида кажется чуть более тесным. Но и только.
Багажный вопрос
Владельцы кроссоверов видят достоинства и в багажных отделениях: многие воспринимают их теми же универсалами, только с более внедорожным имиджем. Однако Крету однозначно позиционируют альтернативой хэтчбекам: на работающем с полной мощностью конвейере завода под Санкт-Петербургом она заняла место Solaris именно в 5-дверном кузове. В сравнении с ним Creta получается, действительно, вместительнее. Но если сопоставлять ее с универсалом cee'd SW, то грузовместимость будет скромнее. Даже в стандартной конфигурации багажник универсала больше на 126 литров, а при сложенных задних диванах разница увеличивается до 248 л.
Стоит отметить также наличие в обеих моделях подпольного пространства для аксессуаров и прочей сопутствующей мелочи. Дополнительных отсеков-полочек в основном объеме багажника здесь не предусмотрено, однако кое-что можно поставить (и закрепить ремешками) в углубления боковых стенок.
В рамках данного теста мы не будем акцентировать внимание на особенностях работы трансмиссий наших машин. Основное внимание уделим удобству, управляемости, комфорту и способности противостоять дорожным неприятностям. Off-road? Забудьте! Мы сравниваем переднеприводные автомобили, на которых о «джиперских» подвигах лучше не думать. Даже те самые лишние 2,5 сантиметра клиренса Креты мало что решают на ухабистом проселке и совсем не дают разницы с легковыми автомобилями на скользких покрытиях. И все же в плане езды по плохим дорогам Hyundai чуть предпочтительнее — из-за лучших геометрических параметров. На Kia передний бампер не только ниже, но и выступает дальше: даже простая парковка перед бордюром требует осторожности. Маневрировать в тесных пространствах тоже удобнее на Крете: у нее лучше обзорность и чувство габаритов. С опциональной камерой заднего вида проблем вообще не будет.
Если для вас важнее характер управляемости и удовольствие от вождения автомобиля — предпочтительным выбором станет легковой универсал. Подвеска Сида немногим хуже справляется с «лежачими полицейскими» и колдобинами (на плавность хода больше влияют низкопрофильные шины), реакции на действия рулем точнее, крены меньше, да и в целом поведение машины стабильнее и правильнее. Только где проявлять эти преимущества: в городских пробках, на загруженных и медленных дачных направлениях, или на трассах, уставленных камерами контроля? По экономичности же Сид не даст фору Крете: лучшая аэродинамика универсала не предоставляет ему явного преимущества при практически равной снаряженной массе (1385 кг у Kia и 1374 кг у Hyundai). Разве что максимальная скорость у универсала выше. Но часто ли удается ехать быстрее тех 169 км/ч, на которые способна «автоматическая» Крета?
Этот тест еще раз подтвердил, что не напрасно в Hyundai Крету позиционируют отчасти как альтернативу снятому с производства в России хэтчбеку Solaris: этот кроссовер действительно тот же хэтч, только по моде приподнятый над дорогой. Принципиального преимущества по вместимости у него нет. Сопоставимы и эксплуатационные расходы (расход топлива и затраты на регулярные ТО), хотя полис каско для универсала обойдется дороже. Но основной плюс — в более уверенном преодолении плохих участков дорог, причем именно дорог, где хватит и переднего привода, но требуется более высокий клиренс и менее уязвимые бамперы. Не случайно лишь треть из всех владельцев Крет в России выбирают дорогие полноприводные версии: большинству хватает и 2WD.
Все же Крета — это хоть и добротный, но еще «бюджетник». Уже не по стоимости, но еще по качеству материалов отделки и, главное, восприятию автомобиля. Сид — это более высокий уровень, даром что сам автомобиль меньше «ростом». Но если нюансы управляемости нынешних покупателей универсалов волнуют не часто (основной профиль таких машин не спортивный, а семейный), то лучшая вместимость и комфорт (эргономика посадки, шумоизоляция, работа сервисных систем и опций) пока еще остаются преимуществами Сида. И хотя рыночные показатели говорят в пользу кроссоверов (за полгода Крет продано на четверть больше, чем Сидов в обоих кузовах — 21 929 против 15 081 шт. соответственно), в нашем тесте «по очкам» победа достается универсалу.
Hyundai Creta 1,6 | Kia cee’d SW 1,6 | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый | Бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1591 | 1591 |
Мощность, л.с. при об/мин | 123/6300 | 130/6300 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 151/4850 | 157/4850 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Передний |
Коробка передач | 6-МКП / 6–АКПП | 6-МКП / 6–АКПП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Полузависимая, пружинная | Независимая, пружинная, многорычажная |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4270х1780х1630 (1665*) | 4505х1780х1485 |
Колесная база, мм | 2590 | 2650 |
Клиренс, мм | 190 | 150 |
Снаряженная масса, кг | 1345–1385 / 1374–1454 | 1214–1357 / 1248–1385 |
Объем топливного бака, л | 55 | 53 |
Объем багажника, л | 402–1396 | 528–1642 |
Шины | 205/65 R16 | 195/65 R15, 205/55 R16 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 169 | 192 / 190 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,1 / 12,3 | 10,8 / 11,8 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 7,0 / 7,1 | 6,7 / 6,8 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 161 / 166, Euro-5 | н.д. |
Стоимость, руб. | ||
Базовая комплектация | 789 900 / 939 900 | 919 900 / 989 900 |
Максимальная комплектация** | 1 109 900 / 1 059 900 | 949 900 / 1 044 900 |
* С рейлингами на крыше
** Без учета опциональных пакетов
Ориентировочная стоимость регламентируемых ТО (до 100 тыс. км пробега), руб.
Hyundai Creta 1,6 | Kia cee’d SW 1,6 | |
ТО1 (15 000 км) | 10 279 | 9424 |
ТО2 (30 000 км) | 13 900 | 9824 |
ТО3 (45 000 км) | 10 279 | 10 541 |
ТО4 (60 000 км) | 17 383 | 16 281 |
ТО5 (75 000 км) | 10 279 | 9424 |
ТО6 (90 000 км) | 13 900 | 22 169 |
Итого: | 76 020 | 77 663 |
Оснащение системами безопасности | ||
---|---|---|
Hyundai Creta 1,6 | Kia cee’d SW 1,6 | |
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | О | + |
Шторки безопасности | О | + |
Коленная подушка безопасности водителя/пассажира | –/– | –/– |
Надувные ремни безопасности для задних пассажиров | – | – |
Система стабилизации ESP | + | О |
Антипробуксовочная система TCS | О | О |
Антиблокировочная система тормозов ABS | + | + |
Brake Assist | + | + |
Камера заднего вида | О | О |
Парктроник | О | О |
Система помощи при парковке | – | – |
Светодиодные фары | – | – |
Ксеноновые фары | – | – |
Адаптивные фары | – | – |
Система помощи при перестроении | – | – |
Система слежения за разметкой | – | – |
Система предотвращения попутных столкновений | – | – |
Система распознавания дорожных знаков | – | – |
Система контроля усталости водителя | – | – |
Включение аварийной сигнализации при экстренном торможении | + | + |
Ориентировочная стоимость полисов ОСАГО и каско, руб.
(Москва, новый автомобиль, водитель мужчина, старше 35 лет, стаж 10 лет)
Hyundai Creta | Kia cee’d SW | |
Расчетная стоимость а/м | 934 900 | 989 900 |
ОСАГО | 10 570 | 10 570 |
Каско «Ингосстрах» | 44 182 | 53 153 |
Каско «Альфа-Страхование» | 46 562 | 58 419 |
Каско «РЕСО-Гарантия» | 57 805 | 58 348 |