О новом Тигуане ни слова! Во-первых, на немецком кроссовере автор не ездил, а раз так, то и теребить эту историю нет смысла. Во вторых, использование модульных платформ «на широкую ногу» для корпорации уровня Volkswagen — обычная практика. Уместнее задаться вопросом: почему автомобиль подобного формата появился в линейке Шкоды только сейчас? В-третьих, все и так знают о прямой связи этих кроссоверов. «Ты не в курсе, у Тигуана тоже есть 7-местные версии?», — интересуется коллега. Понятия не имею — нагло лгу я, скрываясь от расспросов в чреве долгожданного Skoda Kodiaq. Превед, медвед!
Читатели «Дрома» уже в курсе, что кроссовер Skoda Kodiaq назван в честь бурого медведя. В основном из-за размеров: 4697х1882х1655 мм. И хоть Superb длиннее Кадьяка на 164 мм, вполне уместно назвать Kodiaq самым крупным автомобилем Skoda. Кстати, а как правильно: Кадьяк или Кадиак? В московском офисе Шкоды говорят, что с точным именем кроссовера еще не определились. Де-факто выбор уже сделан: журналисты, переводчики и прочие официальные лица называли Kodiaq Кадьяком. В такой транскрипции Шкоду сложнее спутать с Кадиллаком.
С ценами пока туман. Однако если ориентироваться на конкурентов схожих с Кадьяком размеров (Toyota RAV4, Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander), можно предположить, что входной ценник на чешский кроссовер едва ли опустится ниже отметки в 1,4 млн рублей. К тому же снизу Kodiaq поджимает нынешний Tiguan калужской сборки, который стоит от 1 329 000 рублей. Volkswagen меньше по размерам, но, в отличие от новичка, успел обзавестись клиентской базой. Не исключено, что владельцы стареющего Тигуана предпочтут дождаться смены поколений. Соперничать с «японцами» еще сложнее. Их клиенты не любят турбомоторы и DSG, а значит, менять сознание масс придется другим способом. Каким?
Дизайном, просторным салоном и «примочками» Simply Clever. Шутка — «Кабан сделал медведя» (речь идет о главном дизайнере Skoda Йозефе Кабане) — на презентации Кадьяка стала крылатой. Можно, конечно, поворчать, что, мол, художники лишь адаптировали фирменный стиль под формат среднеразмерного кроссовера да постарались дистанцироваться от первоисточника, но Kodiaq смотрится свежо и современно. Любопытно, но вживую кроссовер выглядит не таким крупным, как на фотографиях. Иллюзию создает высокая линия капота и массивная «корма», в которой может скрываться третий ряд сидений.
К 7-местности подобных кроссоверов я отношусь как к бесплатному бокалу пива после принятых на грудь двух литров. Скорее, это маркетинговый ход, нежели реальная потребность клиента. Дескать, у конкурентов нет — у нас есть. Пробрался на галерку… и застрял между спинками сидений. При полностью сдвинутом назад среднем ряде человеку ростом от 170 см разместиться там крайне проблематично. Пробуем по-другому. Прошу коллегу сесть спереди, двигая половинку дивана до тех пор, пока его колени не упрутся в спинку правого переднего кресла. Получилось, но при такой трансформации о комфорте придется забыть уже пассажирам обоих задних рядов. Стоило ли чехам городить этот 7-местный огород?
Зато в средней части салон Kodiaq очень просторен. Потолок не давит на головы даже у версий с люком, перед коленями места столько, что можно не только вытянуть ноги, но и закинуть одну на другую. На глазок запаса в продольном направлении в Шкоде не меньше, чем в Hyundai Grand Santa Fe — автомобиле более крупном и действительно 7-местном. Но почему боковины задних дверей отформованы из жесткого материала, когда сидящие спереди довольствуются мягким? Дверные поручни также мозолят руки грубым пластиком. А ведь это наиболее контактные места салона.
Есть мелкие проколы в эргономике. Радиальная оцифровка приборов на сером фоне днем сливается в единую, плохо читаемую кайму, кнопка запуска двигателя на рулевой колонке перекрыта рулевым колесом. Ладно, выработается моторика, жать на кнопку будешь вслепую. А вот привыкнуть к мудреной активации подогрева/вентиляции передних кресел сложнее. Прямая кнопка на консоли лишь выводит на экран соответствующую иконку (как на Jaguar!). Нужный режим и его интенсивность необходимо выбирать, тыкая в нее пальцем. Даже на стоянке это не всегда получается с первого раза.
Вот Simply Clever — это клево! Дверь багажника открывается «с ноги», шторка сворачивается в рулончик простым нажатием на ее козырек. Фонарик, крючки, натяжные сетки… К подобным фишкам все уже привыкли. Скребком для льда на лючке бензобака и зонтиками в передних дверях нас тоже не удивишь. А вот выдвижной пластиковый буртик, защищающий открытую дверь от контактов на парковках, на Шкодах применили впервые. Хотя сама идея не нова. Правда, от неаккуратных соседей по стоянке Kodiaq по-прежнему не застрахован. Но ничего, чехи что-нибудь придумают. Придумали же мини-органайзер между передними креслами с ячейками под ключ и заглушки от 12-вольтовой розетки. В моей машине она болтается в пепельнице, периодически побрякивая на ухабах. А подстаканники с фигурными донышками, позволяющие открыть бутылку одной рукой?! Просто, гениально!
Кстати, чехи уже испытывают дефицит «клевых» идей и просят представительства помочь с дальнейшим креативом. Так что если у вас есть подобные «ноу-хау», связывайтесь с московским офисом компании, и не исключено, что те появятся в будущих моделях Шкоды. Может, стоит объявить народный конкурс Simply Clever?
Моторы
С моторами полной ясности нет. Российские Кадьяки получат бензиновые двигатели 1,4 л (150 л.с.) и 2,0 л (180 л.с.). Последний агрегатируется с новой 7-ступенчатой трансмиссией DSG, способной переварить до 600 Нм крутящего момента. Вопрос, появится ли у нас базовый 125-сильный мотор 1,4 л, пока остается открытым. Зато один из дизелей — 150 либо 190 сил — будет точно. Но какой из них… Надеемся, предпочтение отдадут более мощному агрегату.
В салоне 190-сильного Кадьяка нет ни вибраций, ни лишнего шума. Плавный старт с места под быстрый перебор трансмиссионных аккордов перетекает в умеренно энергичный разгон. Новый 7-ступенчатый «робот» не менее экозависим, чем прочие DSG, однако четырьмя сотнями тяги оперирует умело, меняя ступени быстро и почти без рывков. И все же пушечной динамикой кроссовер не отличается. На разгон до первой трехзначной отметки спидометра дизельный Kodiaq затрачивает чуть более 9 секунд (в 7-местной версии). Крутить двигатель выше четырех тысяч оборотов не имеет смысла. Его козырь — высокий момент на средних оборотах, оставляющий под педалью газа солидный запас для ускорений.
Бензиновый собрат со 180-сильным мотором по паспорту на секунду быстрее дизельного (8,0–8,2 секунды в зависимости от количества мест в салоне), но по ощущениям разгоняется так же беспристрастно. Разве что на высоких оборотах в нем чуть больше эмоций. Впрочем, часть из них на совести более голосистого двигателя, который отчетливее слышно внутри автомобиля. Похоже, чехи намеренно притупили динамику мощных Кадьяков, чтобы лишний раз не провоцировать водителей семейных кроссоверов. Разумно, но скучно.
Та же 7-ступенчатая трансмиссия при меньшей тяге бензинового мотора (320 Нм) работает не так образцово. Стоит ослабить давление на акселератор, как «робот» тут же переходит на верхние ступени, и каждое ускорение Kodiaq начинает с понижающего переключения. При рваном ритме движения трансмиссия мечется между экономией и динамикой, порою промахиваясь мимо нужной передачи. Перевод селектора в режим «S», с одной стороны, вылечивает «робот» от экозависимости, с другой — вынуждает мотор трудиться на повышенных оборотах. Все правильно, на то он и спорт-режим. Его практическая задача: поднять обороты мотора и помочь закончить обгон. Благо активируется трансмиссионный «Sport» простым покачиванием рычага на себя.
На Кадьяке 1,4 л подстегивать силовой агрегат приходится довольно часто. Полторы сотни «лошадок» вполне хватает для размеренного движения, но интенсивного ускорения от такого кроссовера не дождешься. Причем динамика разгона по-дизельному ровная, без подхватов и высокооборотных всплесков. Поэтому рассчитывать обгоны приходится тщательнее, так как единственный резерв (S-режим) уже задействован. «Преселектив» тут 6-ступенчатый, но хоть претензии к трансмиссии, по сути, те же: частые переходы вверх/вниз, ощущения «лишней передачи» здесь нет.
Как часто бывает, у менее мощного кроссовера оказалось наиболее сбалансированное шасси. Все Кадьяки рулятся по-фольксвагеновски точно, монолитно проезжают повороты с небольшими кренами. Но «младший», с менее нагруженной передней осью, делает то же самое легче, естественнее. Его руль прозрачнее и информативнее, хотя, скорее всего, такую воздушность примут не все. Нынче в моде зажатые «баранки» без обратной связи.
Как знать, может, будь в моих руках руль 150-сильной версии, тот крутой поворот, залитый лужами, стерся бы из памяти без остатка. Однако дизельный Kodiaq поскользнулся на безобидной скорости, уехав в сносе на встречную полосу. Машин не было, а электроника сработала образцово: поочередно прикусив тормозами колеса, но не обрубив тягу, позволила тем самым вытянуть кроссовер из пике. Обошлось, но вопросы остались. Кто напортачил: водитель, слишком быстро заехавший в поворот, или автомобиль с неоптимальной развесовкой по осям?
Плавность хода? Тут-то как раз все просто: чем слабее мотор — тем мягче подвеска. Хотя различия между версиями не принципиальные. Подвеска дизельного Кадьяка неплохо демпфирует крупные неровности, но подробнее отсчитывает трещины асфальта и прочую мелочь. Kodiaq 1.4 меньше зудит на гребенке, комфортней на ямах, однако энергоемкость его амортизаторов уже не кажется безграничной. Кроссовер со 180-сильным бензиновым мотором — золотая середина.
Прогнозы — дело неблагодарное, но, вероятно, именно бензиновый «медведь» с 2,0-литровым мотором станет локомотивом российских продаж. Такой легко адаптируется под любую среду обитания. Kodiaq 1.4 с «легким» шасси, скорее горожанин, а версия TDI с тяговитым и экономичным турбодизелем, напротив, раскроется «на дальняке».
Впрочем, многое будет зависеть от ценовой политики. Пока же в тумане не только цены на новинку, но и старт продаж. «Где-то ближе к лету следующего года», — говорят в представительстве Skoda. То есть в Россию Кадьяки попадут примерно в одно время с новыми Тигуанами. Все-таки проговорился! Ладно, о родстве этих моделей и так все знают. Тем более забыть о Фольксвагене не выйдет при всем желании. Tiguan и Kodiaq — прямые конкуренты.
2.0 TDI/190 л.с. 4х4 | 1.4 TSI/150 л.с. 4х4 | 2.0 TSI/180 л.с. 4х4 | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Универсал (SUV) | ||
Количество мест/дверей | 5(7)/5 | ||
Двигатель | |||
Тип | Дизельный с турбонаддувом | Бензиновый с турбонаддувом | Бензиновый с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1968 | 1395 | 1984 |
Мощность, л.с. при об/мин | 190/3500–4000 | 150/5000–6000 | 180/3900–6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 400/1750–3250 | 250/1500–3500 | 320/1400–3940 |
Трансмиссия | |||
Привод | Полный | Полный | Полный |
Коробка передач | 7-РКПП | 6-РКПП | 7-РКПП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | ||
Задние | Дисковые | ||
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | ||
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная | ||
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4697х1882х1655 | ||
Колесная база, мм | 2791 | ||
Клиренс, мм | 188 | ||
Снаряженная масса, кг | 1752 (1795) | 1625 (1668) | 1695 (1738) |
Объем топливного бака, л | 60 | ||
Объем багажника, л | 650/835/2065 (270/560/765/2005) | ||
Шины | 215/65 R17 | ||
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 210 (209) | 194 (192) | 207 (205) |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 8,9 (9,1) | 9,9 (10,1) | 8,0 (8,2) |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 5,7 | 7,0 | 7,3 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 150 (151), Euro-6 | 161, Euro-6 | 168, Euro-5 |
В скобках данные для 7-местной версии