За полноприводным «Соболем» Дром охотился почти полгода. Но при каждом обращении в пиар-службу ГАЗа получал один и тот же ответ — «автомобиль занят на мероприятии». Ну ладно, раз гора не идет к Магомеду... Куда лететь? Оказалось, на пятый и заключительный этап чемпионата России по ралли-рейдам, где участвует заводская команда ГАЗа. Гонка стартовала в Волгограде, прошла транзитом через Элисту и финишировала в Астрахани — 1500 км. Одним выстрелом двух... «Соболей»!
Опять ранние подъемы, марш-броски «по пятьсот». Вновь жара под тридцать и плотная, местами непроглядная пыль. После «Шелкового пути» мне не нужно объяснять, что да как. Двум «журналистским» «Соболям» необходимо встать на фототочку раньше проезда гоночного канала. Ну или, на крайний случай, «опередить» газовских гонщиков. Вдруг тем понадобится помощь...
На спидометре серого грузопассажирского фургона с турбодизелем Cummins — «запрещенные» 110 км/ч. Спешим, поэтому привыкать к машине приходится под невинное превышение скоростного режима. Думал, будет хуже. Все-таки неразрезные мосты, рессоры, шины. Однако «Соболь» 4х4 оказался вполне асфальтовым автомобилем. Не зря газовцы так расхваливают контрактный мотор. Турбоямка тут осталась лишь в районе холостых оборотов, а дальше — плато момента. «Соболь» легко разгоняется до 90 км/ч, а поднатужившись, и до максимальных 118 км/ч, ограниченных электроникой. Но куда приятней катить, поставив стрелку спидометра ровно на середину шкалы — 100. «Вверху» остается запас по ускорению, а «внизу» — прилив момента, позволяющий реже переключать передачи.
Отмечаю большие боковые зеркала с панорамными секциями и полное отсутствие заднего обзора, даже салонного зеркала нет. Фургон! Зато вперед видно отлично. Приятно удивило вполне удобное водительское место. Небольшого наклона рулевой колонки достаточно, чтобы сесть «по рулю». Боковую поддержку кресла обеспечивает мягкая подушка, а опору — спинка с правильным профилем. Еще бы подголовник чуть оттопырить, и было бы совсем хорошо.
И все же надо отдавать себе отчет, что «Соболь» — отечественный автомобиль, да еще с честным полным приводом. К повышенным вибрациям и шуму лучше отнестись с пониманием. К люфтящему в нулевом положении рулю и мягкой педали тормоза тоже можно приноровиться. Короткоходным и совершенно неинформативным акселератором работать плавнее. Понижающие переключения выполнять с перегазовкой. Чай не иномарка...
Плавность хода? Где-то на 3+. На мелкой гребенке фургончик едва подрагивает, на средних ямках комфорта меньше, а на глубоких колдобинах пассажиры уже жалеют, что производитель не прикрутил в салоне дополнительные ручки. К тому же на этом «Соболе» явно «устали» передние амортизаторы, на волнистом покрытии передняя ось пускается в раскачку. Проверил разогретые на солнце шины — по четыре атмосферы в каждой. Скинул до трех, и походка «Соболя» стала мягче. Вертикальных ускорений и паразитных вибраций поубавилось, резкие подскоки сгладились, да и передок стал меньше пружинить. И лишь глубокие ямы по-прежнему подрывают комфорт. Пусть будет «четыре с минусом».
В степи «сдуваться» и вовсе обязательно. На грунте то и дело встречаются топкие, песчаные участки, а то и настоящая пустыня с многометровыми барханами. Чтобы подключить переднюю ось, приходится останавливаться — сцепление, левый рычаг от себя. По мере ухудшения рельефа можно задействовать понижающую передачу и заднюю блокировку. Прелести «Соболя» в том, что он, проехав сотни верст по асфальту, совершенно спокойно справляется и с серьезным бездорожьем.
И все же ехать по зыбкой почве с заковыристым рельефом — что искать выход из лабиринта. Помните, как в детских книжках с загадками? Ведешь карандашом по петляющей дорожке... С первого раза никогда не получалось. Так и здесь, сколько ни меряй глазами плотность песка, сколько ни выписывай дуги по краю воронок, все равно рано или поздно найдется непроходимое место. Кстати, это «канал» — здесь проедут боевые экипажи.
Гоночные страсти
Гонка для четырех газовских экипажей получилась драматической. Из-за поломки полного привода в песках увяз зеленый «Садко» Next под номером 225. Закончив первый этап протяженностью 445 километров, грузовичок сошел. Но настоящие страсти разгорелись в классе «Рейд спорт», где «ГАЗели» братьев Коструковых сражались за чемпионство с Mitsubishi L200 Алдиса Вилцанса из команды AVMotorsport. Сюжет истории потянет на сценарий к спортивному боевику. Едва до международного скандала не дошло...
Конфликт разгорался по ходу первого этапа. Пока Mitsubishi Вилцанса увеличивала отрыв от соперников, плохие парни из команды AVMotorsport сдерживали на трассе «ГАЗели» Коструковых. Те не могли обогнать внедорожники на протяжении 100 км! В кромешной пыли! Отчаявшись, пилот белого грузовичка под номером 214 пошел на таран, выбив медленного соперника с трассы. Через несколько десятков километров газовский гонщик вновь был вынужден снижать темп, но уже перед другим автомобилем из команды прибалта. И снова Кострукову пришлось применять грубую силу.
Командная тактика? Если так, то вполне успешная: на финиш первого этапа лидирующий L200 латвийца привез «ГАЗели» нижегородца 16 с половиной минут. Газовцы обвинили Алдиса в неспортивном поведении, а тот, в свою очередь, их гонщика в нанесении умышленных повреждений машине соперника. Любопытно, но взаимные протесты судьи гонки оставили без наказаний. В итоге мутная история окончилась «обоюдкой» — то есть признанием в равной степени вины каждого.
И все же самым печальным событием стал переворот «Садко» Михаила Шкляева на «кольцевом» этапе гонки в окрестностях Элисты. Вроде бы только что белый «ГАЗончик» пронесся мимо тебя целым и невредимым. Делаешь серию фотографий... «Попали колесом в промоину», — разводит руками пилот, — «дальше кувырком, остановились на крыше». Гонщик и штурман не пострадали, а вот у «Садко» от жесткого удара об землю погнуло каркас безопасности. Впрочем, из степи грузовик вернулся своим ходом. Геометрия шасси не нарушена, агрегаты целы, будка почти не помялась. «Починим “Хлебовозку”»! — говорит Михаил.
Тут все оптимисты. И гонщики, и механики, и пиарщики, сопровождающие «свои» экипажи на двух полноприводных «Соболях» с этапа на этап. Так, за три года скитаний серый фургон намотал почти 70 000 км. Если вычесть изношенные передние амортизаторы, заклинившую половинку задней двери да дребезжащую крышку набалдашника КПП, то автомобиль в полном порядке. К слову, люфт крышечки был устранен прямо на ходу, при помощи бумажной салфетки.
Для меня «Соболь» 4х4 и вовсе стал открытием из серии «удивительное рядом». Просторный, с гигантским запасом пространства по вертикали и возможностью перебираться с одного ряда сидений на другой прямо на ходу... После клаустрофобической тесноты классических внедорожников газовский однообъемник со средней крышей кажется идеальным вагоном для путешествия большой компанией. Даже немного жалко, что мне такой автомобиль не нужен. Разве что в будущем?
В будущем «Соболь» ждет ряд модернизаций. Так, уже в сентябре бортовые модификации получат двухрядную кабину, а в октябре все семейство примерит новую переднюю панель. Есть и другие планы по усовершенствованию «Соболей», о которых ГАЗ распространяться не спешит. Не беда, ведь планы по модернизации — гарантия того, что несмотря на появление новой «ГАЗели» и ряда ее модификаций производству полноприводных машин нынешнего поколения ничто не угрожает. Хорошие новости! Для Drom.ru охота на нижегородскую «живность» только началась! Продолжение следует...
Кузов | |
---|---|
Тип | Фургон |
Количество мест/дверей | 3+4/5 |
Двигатель | |
Тип | Турбодизель |
Расположение двигателя | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 2890 |
Мощность, л.с. при об/мин | 120/3600 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 270/140-3000 |
Трансмиссия | |
Привод | Полный |
Коробка передач | 5-МКПП |
Тормоза | |
Передние | Дисковые |
Задние | Барабанные |
Подвеска | |
Передняя | Зависимая, рессорная |
Задняя | Зависимая, рессорная |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4010х2380х2850 |
Колесная база, мм | 2760 |
Клиренс, мм | 205 |
Снаряженная масса, кг | 2200 |
Объем топливного бака, л | 55 |
Объем грузового отсека, куб.м | 3,4 |
Шины | 225/75 R16 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 120 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | н/д |
Расход топлива, л/100 км | |
При скорости 80 км/ч | 10,3 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | н/д, Euro-4 |
Стоимость, руб. | |
Базовая версия | 1 062 000 |