«Говорит и показывает Москва. Слушайте и смотрите Красную площадь!» — ритуальная фраза, означающая начало прохождения парадных расчетов по главной площади России. Каждый год по брусчатке проезжали все новые и новые образцы военной техники. Но на протяжении десятков лет самыми неизменными символами Парадов оставались роскошные фаэтоны командующего и принимающего.
Например, ЗИС-102 без жесткого металлического верха был модификацией лимузина ЗИС-101. В те времена командующий и принимающий парад проезжали по брусчатке Красной площади на породистых рысаках. Первому фаэтону предрекали яркое будущее, однако Иосиф Сталин «прикрыл лавочку», дабы не ломать привычные в армии устои. Автомобили пришли на смену лошадям только после его смерти: в 1953 году на брусчатку выехал 4-дверный фаэтон ЗИС-110Б с рядной 6-литровой «восьмеркой», выдававшей скромные 140 л.с. В 60-х «стодесятые» отправили на пенсию, а их место заняли кабриолеты нового поколения — ЗИЛ-111В с двухступенчатой автоматической трансмиссией. С 1960 по 1962 годы выпустили 12 открытых машин, а затем производство лимузинов и кабриолетов ЗИЛ-111 было свернуто. А все потому, что Никита Хрущев лично «попросил» обновить внешность представительских автомобилей. В общем, машину в спешке «освежили», создав ЗИЛ-111Г. Кабриолет получил индекс 111Д.
Затем эстафетную палочку приняла очередная генерация правительственных кабриолетов — ЗИЛ-117В. Впервые дизайнеры — тогда их называли художниками, — получив абсолютную свободу, создавали новую машину без оглядки на капиталистов, экстерьер получился самобытным. К 60-летию Октябрьской революции инженеры «Завода имени Лихачева» решили подготовить «подарок» и обновили классические черты правительственных автомобилей. Машине присвоили заводской индекс ЗИЛ-115.
Все эти машины принимали участие в торжествах на Красной площади. А как обстояли дела с парадами в регионах? Для таких случаев создавали специальные автомобили. Один из них — как раз на базе ГАЗ-24.
ГАЗ-24 кабриолет — автомобиль редкий, увидеть в потоке одну из 50 выпущенных машин практически невозможно. Если же чудо произошло, то вы, скорее всего, примете ее за очередной самодел, который молодые ребята нещадно искромсали «болгаркой» и впихнули в него японский 2JZ. Главная отличительная особенность оригинального кабриолета — проработка деталей: срезы стоек крыши профессионалы армейских АРЗ (авторемонтных заводов) мастерски закрыли хромированными накладками.
«Волга» 1974 года выпуска покрашена в традиционный цвет парадной маршальской шинели. Мечта советских граждан, показатель достатка и символ социального статуса, этот автомобиль был флагманом социалистического автомобилестроения восьмидесятых годов. В те времена 24-я «Волга» отличалась строгостью форм, простотой и величием, она была воплощением качества и достоинства. Силуэт автомобиля настолько оригинален, что его невозможно было спутать с какой-либо другой маркой. Хрома на кузове ровно столько, сколько нужно. Чем не подходящий экземпляр для переделки в парадный кабриолет?
Автомобиль внутри — старая-добрая «баржа», ни с чем не спутаешь. Тут все по классической схеме: спидометр, амперметр, указатель уровня топлива, указатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла и часы. Чего только стоит увидеть движение стрелки по шкале указателя давления масла во время нажатия на педаль газа! Спидометр — ленточный, что указывает на раннюю модель «Волги». Обод руля — предательски тонкий. Такая «баранка» хорошо способствует развитию мелкой моторики пальцев. Ну а что «парадного» есть внутри? Так это лишь иные дверные карты. И все!
Но вот чего здесь действительно много, так это пространства. Не грех, если в автомобиль залезет несколько солдат в полной амуниции. Сзади — диван, спереди — одно кресло водителя, правое удалено. На его месте установлен хромированный поручень, с регулируемой по высоте ручкой. За нее держится генерал или маршал во время движения, отдавая воинское приветствие.
Червячный рулевой механизм — привет из прошлого, который делает управление ГАЗ-24 весьма специфическим. На ходу нет ни намека на обратную связь, руль очень «длинный» (более четырех оборотов от упора до упора), а при активной рулежке его немного клинит. Маневренность — так себе: автомобиль куда-то едет и, может быть, даже в нужном направлении, но привыкнуть к этому не получается. Останавливается «Волга» тяжело и не всегда плавно, виной всему барабанные тормоза на всех колесах: сначала — никакой реакции на нажатие, а потом автомобиль встает колом. Под управлением не самого опытного водителя рядом стоящий генерал может выдать кульбит через лобовое стекло!
Передачи «втыкаются» четко и легко. Здесь прямая связь, никаких длинных тяг или тросовых механизмов. Двигать рычаг можно хоть одним пальцем, а перепутать нужную ступень просто никак невозможно. Но ручку еще нужно поймать: в «нейтрали» рычаг приветливо «машет» хвостом из стороны в сторону.
Каково же было водителю управлять этим «размашистым» автомобилем? Да еще и с генералом справа, проезжая в торжественном темпе мимо парадных расчетов? Наверняка ювелирная работа рулем и сцеплением требовала полной отдачи: не дай Бог генерал покачнется на глазах у восторженной публики!
«Баржа» — она и есть «баржа», даже со столь красивым кузовом. Но, несмотря на все недостатки, этой «Волгой» очень хочется управлять — хотя бы для того, чтобы перенестись в прошлое парадных автомобилей. За рулем этого доработанного образца советской техники губы непроизвольно растягиваются в улыбке. ГАЗ-24 кабриолет стал уделом избранных, как и ЗИЛ-115В, но в менее серьезном масштабе.
Кузов | |
---|---|
Тип | Парадный фаэтон |
Количество мест/дверей | 3/4 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый, ЗМЗ-402.10 |
Количество и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 2445 |
Мощность, л.с. при об/мин | 95/4200 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 192/2400 |
Трансмиссия | |
Привод | Задний |
Коробка передач | 4-МКП |
Тормоза | |
Передние | Барабанные |
Задние | Барабанные |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах |
Задняя | Зависимая, рессорная, неразрезной мост |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4735х1800х1440 |
Колесная база, мм | 2800 |
Клиренс, мм | 156 |
Снаряженная масса, кг | 1378 |
Объем топливного бака, л | 55 |
Объем багажника, л | н.д. |
Шины | н.д. |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 145 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12 |
Расход топлива, л/100 км | |
Смешанный цикл | 12 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | н.д. |
Стоимость, руб. | |
Тестируемый автомобиль | бесценен |