Renault Clio RS — икона для любителей «спринтов» и «time attack» вот уже в четвертом поколении. Этот хэтчбек своими незаурядными способностями покорил сердца очень многих людей с бензином в крови и любовью к скорости. О Toyota GT86 мы узнали относительно недавно, хотя легендарное имя «хачироку» на слуху еще со времен легендарной заднеприводной Toyota AE86. У обоих автомобилей — по 200 «лошадей» под капотами. Оба явно заточены на «спорт», на получение удовольствия от езды, на «быстрые круги». Да, один из них — купе, а второй — обычная пятидверка. Да, у Renault привод на переднюю ось, а у Toyota — на заднюю. Но разве это причина для того, чтобы откладывать выяснение отношений между ними?
На наших улицах Renault Clio последнего поколения гость редкий. В отличие от своей «заряженной» версии RS, автомобиль официально в России не продается. Только этим можно объяснить тот интерес, который все же иногда проявляют соотечественники к этой машине, а никак не какими-то особенными чертами, характерными только для RS. Тем более что «горячий» хэтч от своего «гражданского» собрата отличается совсем незначительно: 17-дюймовые диски, другие бамперы (сзади с диффузором), лаконичная «юбка» вдоль порогов да спойлер увеличенного размера. С виду — вполне себе обычный хэтчбек класса «В», да еще и пятидверный: в четвертом поколении Clio RS в Рено решили отказаться от выпуска трехдверных модификаций.
Toyota GT86 — настоящее чистокровное полноценное купе безо всяких натяжек. Идеальный силуэт с длинным капотом и коротким задним свесом, задний привод, очень низкая посадка, «формальный» второй ряд сидений и крохотный багажник. Но кто думает о вещах практических, когда выбирает себе подобный автомобиль? Поэтому неудивительно, что GT86 вызывает гораздо больше эмоций у жителей мегаполиса, чем не особо бросающийся в глаза Clio RS.
Но пока на светофоре все глазеют на приземистое купе GT86, Renault неожиданно, без лишнего шума, лишь слегка бурча выхлопом, уносится вперед. Причем делает это быстрее Toyota почти на секунду, хотя мощность у обоих автомобилей одинакова. А как же задний привод, который дает некоторое преимущество на разгоне? А как же разница в массе в 100 кг не в пользу Clio?
К сожалению, тут оправдаться Toyota нечем. Казалось бы, все козыри на руках, но… Clio RS оказывается быстрее. То ли электронная имитация блокировки дифференциала Renault работает лучше, чем «тойотовский» Torsen в заднем «мосту»; то ли передаточные числа в роботизированной трансмиссии Рено подобраны лучше, чем в «механике» GT86, но факт остается фактом: если задействовать процедуру Launch Control (за ее наличие можно сказать спасибо «роботу» от Getrag, которым теперь оснащают все Clio RS), то Клио окажется быстрее в разгоне до «сотни» почти на секунду. Но даже без «ланч-контроля» он опережает Toyota значительно.
При этом характер ускорения, а равно и причастность к процессу, совершенно разные. После того как в последнем поколении вместо двухлитрового оборотистого «атмосферника» и «ручки» Clio RS получил «робот» с двумя сцеплениями и 1,6-литровый турбомотор, разгон перестал восприниматься как нечто вопиющее, с воем мотора на 7000-8000 об/мин и вколачиванием нужных передач. Где эти яркие и столь трепетные подхваты атмосферного двигателя? Где это характерное «жужжание» на верхах? Теперь все гораздо проще и спокойнее: вы просто давите на педаль, а «ровный» мотор и вполне сообразительный «робот» делают всю работу за вас. Скучновато? Есть немного. Но зато максимально эффективно.
Toyota — совсем другая. Короткоходный механизм переключения передач оставляет самые приятные впечатления. Настоящее пиршество для автогурмана: четко, с заметными усилиями и очень быстро. Оппозитный мотор (который, как вы знаете, позаимствован у соседей по Острову — компании Subaru) любит высокие обороты. Более того — он их требует. Если не выкручивать каждую передачу в звон, то GT86 будет разгоняться не быстрее сноповязалки. Но если крутить… вот тогда Toyota звереет и рвет с места с максимальными «спецэффектами»: с пронзающим характерным ревом «оппозитника», легкой пробуксовкой задних колес, металлическим клацанием «ручки» и как будто слегка недовольным ворчанием выпуска. К этим «породистым» звукам активно примешивается «улица». Шумоизоляция в GT86 отсутствует напрочь, поэтому внутри иногда возникает ощущение, что катишься по асфальту в пустой консервной банке. Renault же нынче стал ощутимо тише. Хотя на скорости и он отнюдь не тихоня, но здесь превалируют аэродинамические шумы. Впрочем, именно то, что GT86 позволяет всем этим звукам легче проникать в салон, и делает ощущение разгона более насыщенным и ярким.
Но, конечно же, Toyota воспринимается более живым и «честным» автомобилем не только по этой причине. Еще один фактор — это несопоставимо более жесткая подвеска «хачироку». Будьте уверены, что не пропустите ни единой трещинки в асфальте, а на крупных ямах будете по привычке плотнее сжимать зубы. Нельзя сказать, что для машины, проповедующей спортивную идеологию, такие настройки плохи. Скорее, наоборот. Именно они обеспечивают такую точность реакций и столь высокую цепкость шасси. А какой у Toyota GT86 руль! Острый, как катана. Любое движение ваших рук мгновенно отзывается изменением траектории. Пожалуй, в наше время трудно найти автомобиль со столь «чистым» и информативным рулем. А за те деньги, что просят за GT86, это и вовсе невозможно.
Renault — известные умельцы по настройке подвесок. А для своих «топовых» моделей RS они стараются вдвойне. Вот и шасси Clio RS вышло классным. По комфорту оно очевидно превосходит Toyota. Упругая, собранная подвеска, обрабатывает изъяны наших дорог, как теннисный мячик, пасуя лишь на крупных ямах, когда случаются громкие и жесткие пробои. При этом нельзя сказать, что по уровню сцепления с покрытием Clio RS уступает. В повороте хэтч стоит до последнего. Даже на трех колесах.
Повороты, повороты, повороты... Вот она — истинная стихия этих двух автомобилей. Ведь, нужно признать, разгон не производит особого впечатления ни за рулем GT86, ни в салоне Clio RS, а динамика после 100 км/ч и вовсе скисает. Поэтому — только повороты. Только так можно по-настоящему влюбиться в любого из этих «спортсменов».
Шасси RS всегда было его сильной стороной, равно как и не знающие усталости тормоза и информативный руль. Электроусилитель в последнем поколении уже не позволяет такой точности, как раньше. По этому показателю Клио сравниться с Toyota точно не может. А вот шасси и сейчас настроено великолепно, несмотря на то, что сзади — все та же неизменная балка на кручение. Автомобиль будто бы прилипает к асфальту. И тормоза по-прежнему довольно выносливы, хотя после четырех-пяти торможений со скоростей около 180 км/ч их эффективность немного снизилась.
Новое слово в конструктиве Clio RS — электронная имитация блокировки дифференциала на передней оси. Инженеры Renault говорят, что работает она чуть ли не превентивно. Получая данные о разнице скоростей вращения задних колес (это означает, что автомобиль входит в поворот), система подтормаживает внутреннее переднее колесо. Честно говоря, с трудом верится именно в превентивность, ну а в том, что «самоблок» работает, сомнений нет. И понятно это не только на входе, когда Clio RS под сброс газа начинает активно ввинчиваться в вираж, а особенно на выходе: вы давите газ в пол, но разгруженное ведущее колесо допускает лишь минимальную пробуксовку.
Toyota GT86 — первый блин в деле спортивного «купестроения» Toyota за долгие годы. Но японцы к своему детищу отнеслись с такой любовью и вниманием, что «блин» этот вовсе не вышел комом. Шасси — просто великолепно. Причем задний привод здесь создает лишь небольшой оттенок. На сухом асфальте отправить GT86 в занос не так просто. При переборе со скоростью купе скорее просто уедет наружу поворота. Но если «выставить» автомобиль заранее, а потом как следует поддать газу и оборотов очень живому «оппозитнику», то тонкие шины все же сорвутся и можно будет вести GT86 в красивом дрифте. В такие моменты Clio RS Renault Clio RS ничего не остается делать, как тихонечко покуривать в сторонке: на переднем приводе такие штучки невозможны в принципе.
И не забудьте об абсолютном чувстве контроля. GT86 вы чувствуете кончиками пальцев, тогда как новый Renault Clio RS уже не столь «чист» и «откровенен». Впечатления от автомобиля сильно размазаны довольно «плоским», хотя и мощным, мотором и «роботом», который даже в «спортивном» режиме все же позволяет себе некоторые вольности и не умеет держать передачу на максимальных оборотах. Да, Клио быстр. Очень быстр. Быстрее Toyota на прямой и, возможно, что и в поворотах. Но именно за рулем GT86 вам все время будет казаться, что вы «валите на все деньги».
Выбор не очевиден. Кузов купе вроде бы больше подходит спортивному автомобилю. Да и выглядит GT86 более дерзко. Балл в копилку Toyota. Но если все же вас волнуют вопросы практичности, то Clio RS с его пятью дверьми и нормальным багажником будет предпочтительнее. Выигрывает Renault и по плавности хода, и по шумоизоляции. Но должны ли все эти «хозяйственные» вещи интересовать того, кто заинтересовался покупкой недорогого автомобиля, например, для трек-дней? Казалось бы, тут мы должны отдать предпочтение более жесткому и острому «аналоговому» GT86 на «механике», но тот факт, что Clio RS по скорости совсем не уступает, а порой, наоборот, превосходит Toyota, не позволяет нам вынести окончательный вердикт. Что лучше — хорошее время на круге или повышенный уровень причастности к управлению? Пусть каждый выберет что-то свое. Тем более что будущий владелец в любом случае не прогадает и получит огромное удовольствие от каждого из этих автомобилей. Правда, удовольствие, полученное за рулем Toyota GT86, обойдется минимум на 300 000 рублей дороже.
Renault Clio RS | Toyota GT86 | |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 7,0 | 7,8 |
Боковое ускорение, G | 0,93 | 0,88 |
Обороты двигателя на высшей передаче при 100 км/ч | 2000 | 2100 |
Средний расход топлива за время теста, л/100 км | 12,7 | 13,4 |
Независимый краш-тест Renault Clio был проведен в 2012 году по правилам Euroncap. Аналогичные испытания для Toyota GT86 в Европе не проводились, однако американский Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) в 2013 году организовал краш-тест купе Scion FR-S, который является третьей версией парочки Toyota GT86/Subaru BRZ.
Renault Clio RS
Scion FR-S (Toyota GT86)
Оснащение системами безопасности | ||
---|---|---|
Renault Clio RS | Toyota GT86 | |
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + |
Шторки безопасности | – | – |
Коленная подушка безопасности водителя/пассажира | –/– | +/– |
Надувные ремни безопасности для задних пассажиров | – | – |
Система стабилизации ESP | + | + |
Антипробуксовочная система TCS | + | + |
Антиблокировочная система тормозов ABS | + | + |
Brake Assist | + | + |
Камера заднего вида | + | + |
Парктроник | + | + |
Система помощи при парковке | – | – |
Светодиодные фары | – | – |
Ксеноновые фары | – | + |
Адаптивные фары | – | – |
Система помощи при перестроении | – | – |
Система слежения за разметкой | – | – |
Система предотвращения попутных столкновений | – | – |
Система распознавания дорожных знаков | – | – |
Система контроля усталости водителя | – | – |
Включение аварийной сигнализации при экстренном торможении | + | + |
Renault Clio RS | Toyota GT86 | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Хэтчбек | Купе |
Количество мест/дверей | 5/5 | 4/2 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с турбонаддувом | Бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1618 | 1998 |
Мощность, л.с. при об/мин | 200/6000 | 200/7000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 240/1750 | 205/6600 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Задний |
Коробка передач | 6–РКП | 6-АКПП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые вентилируемые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Полузависимая, пружинная | Независимая, пружинная, многорычажная |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4090х1945х1434 | 4240х1775х1285 |
Колесная база, мм | 2589 | 2570 |
Клиренс, мм | 120 | 130 |
Снаряженная масса, кг | 1364 | 1263 |
Объем топливного бака, л | 45 | 50 |
Объем багажника, л | 300/1146 | 243 |
Шины | 205/45 R17 | 215/45 R17 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 230 | 230 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 6,7 | 7,6 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 6,3 | 6,9 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 144/Евро-5 | 180/Евро-4 |
Стоимость автомобиля, руб. | ||
Базовая комплектация | 1 503 990 | 1 836 000 |