Ближе к двум тысячам километров над уровнем моря турбодизель универсала Skoda Octavia тухнет от «сердечной недостаточности». Турбояма превращается в каньон, стрелка тахометра медленно ползет вверх, словно к ней прицепили пудовую гирю. Да и мне в условиях разреженности что-то нехорошо… Наша цель — самый высокогорный альпийский перевал Col de la Bonette, расположенный на высоте 2714 метров. Наследить в высшей точке Европы команда Skoda решила оригинальным способом: на хэтчбеках и универсалах Octavia с разными моторами, трансмиссиями и типами привода. Мол, сравнивайте, выбирайте лучший.
Жаль, выбор модификаций оказался скуден. Кроссовера Scout, к которому был особый интерес, не оказалось вовсе, как и популярных Октавий с малокубатурными моторами. В результате в итальянский Кунео мы отправились на универсале RS, а для штурма высокогорного перевала выбрали полноприводный «сарай» с двухлитровым дизелем (150 л.с.). В России такой, к сожалению, не встречается.
Серая лента шоссе вьется между скалами. Подножье альпийских гор — рай для тех, кто кое-что смыслит в траекториях. Здесь много ходовых поворотов средней крутизны и закрытых шпилек, зауженных каменными отбойниками. Дополнительная порция адреналина в кровь — наличие встречного транспорта. В левых виражах приходится вытягивать шею, пытаясь заглянуть за угол, — чисто! — можно «открываться». На добавление газа универсал Octavia RS реагирует с небольшой заминкой, но после, будто опомнившись, бросается нагонять упущенное время. Турбояма почти не мешает. Прилив тяги подхватывает пятидверку уже с полутора тысяч оборотов, а ближе к двум разгон становится плотным, будто под капотом не ДВС, а электромотор.
После короткого прямика круто вправо. «Заносить» Шкоду в вираж нужно коротким и быстрым броском руля. Тогда универсал скорее загрузит внешние колеса и прилипнет к намеченной траектории, как жвачка к ботинку. Надо лишь поддержать его на дуге тягой, а на выходе синхронно с добавлением газа немного ослабить хватку руля, доверившись автомобилю и законам физики.
За рулем мощной Октавии чувствуешь себя автогонщиком. Причем очень хорошим — уж больно гладким получается драйв. Отменная сбалансированность шасси позволяет идти по грани без боязни оступиться. Но даже если немного ошибся, поддержит толково настроенная электроника. Если совсем уж не терять голову, то вспышку желтой пиктограммы в комбинации приборов можно не увидеть вовсе. Настолько классно работает страховка. И тормоза — блеск: мощные, информативные, безошибочные!
Но чем выше забираешься в горы, тем круче становятся серпантины. В «тещиных языках» 220-сильный универсал уже не столь проворен. Вздрогнув на изгибе виража всем телом, он разгружает на подъеме внутреннее переднее колесо, допуская пробуксовку. Электронная система блокировки дифференциала EDS оказывается слишком мягкой для подобных условий. И «робот» чудит. То не успеет поменять передачу, то вовсе потеряет ее. На закрученных трассах трансмиссию лучше перевести в ручной режим и менять ступени подрулевыми «лепестками». Наконец, крупному универсалу на альпийских дорожках попросту тесно.
Зато даже в боевых условиях 220-сильный «сарай» расходует менее десяти литров на «сотню». И плавность хода лишь немногим хуже, чем у гражданских пятидверок. Подвеска плотно и округло сглаживает дорожный брак, удерживает кузов от раскачки на волнах асфальта и дубеет разве что на ямах с острыми краями. Причем чем выше скорость, тем лучше амортизаторы демпфируют неровности.
И, конечно огромный, почти 600-литровый багажник. Чемодан средних размеров да сумка (пожитки экипажа из двух человек) проваливаются в него, словно в бездну. Сюда бы шкаф из Икеи, причем в собранном виде. Ведь при сложенных спинках второго ряда размер отсека вырастает до 1718 литров — рекорд в классе! Но насколько «горяч» семейно-хозяйственный RS, стало понятно только вечером. Вещи, лежащие в багажнике заряженного универсала, разогрелись от проложенной рядом магистрали выхлопной системы градусов до 60! При том что финальный десяток километров Octavia проехала в прогулочном темпе. В итоге купленный намедни Parmesan превратился в плавленый сырок «Дружба», а шоколадные батончики — в какао. Каково будет в такой душегубке домашнему питомцу, даже представить страшно.
«То были цветочки, настоящие горные дороги начнутся сегодня». Организаторы пугают: на перевале Col de la Bonette некоторые дороги до сих пор завалены снегом. Из-за этого пришлось сократить маршрут. Дизельный универсал с полным приводом и шестиступенчатой «механикой» в таких условиях — то, что доктор прописал. Надо лишь привыкнуть к длинноходной педали сцепления и острому дефициту тяги на низах: заглохнуть на старте проще, чем досчитать до одного. А еще трудно переключиться с первой на вторую передачу без рывка. Но на оборотах выше 2500 такой мотор тянет отменно на любой передаче и тоже радует малым аппетитом — 8,2 л на 100 км.
Два слова о моторах
Отменная тяга на средних оборотах и мощный подхват турбины позволяют буквально выстреливать из острых шпилек. Главное — не опускать тахометр ниже двух тысяч, в этой зоне дизелек совсем не тянет. Подвеска такого универсала лишь немногим комфортней, чем у 220-сильной модификации. Мелкого дорожного брака амортизаторы почти не замечают, на неровностях посерьезней — упругий тычок. И «рулежка» доставляет удовольствие. Конечно, обратная связь на руле тут похуже, и крены кузова заметней, но благодаря полному приводу в крутых перегибах трассы автомобиль даже при разгрузке одного из колес продолжает уверенно разгоняться, временами подгоняя коллег на универсале RS. Том самом, с устойчивым запахом расплавленного пармезана в салоне.
Кстати, вещи в багажнике дизельного универсала не нагреваются. Это оценили коллеги, тоже решившие прикупить местного сыра. Едва запарковались — на ловца и зверь бежит — полиция! Проверили документы, оказывается, смутили чешские номера. Странно, ведь туристов здесь даже летом не счесть. Больше всего немцев. Едут в горы за красотами — кто на мотоцикле, кто на «велике», кто на жилом фургоне. А посмотреть-то есть на что…
До 2000 метров дорога окружена скалами, но чем выше в небо, тем больше простора перед глазами. Ближе к вершине лежит снег. Вот здесь-то турист и берет верх над гонщиком. Стрелка спидометра Октавии смотрит в левый нижний угол — 15 км/ч. Иногда универсал замедляется до пешей скорости или замирает на середине подъема. С мотором Шкоды все в порядке, просто ехать быстрее не хочется. Красотища!
Почти три километра над уровнем моря! Вообще-то высшая точка Col de la Bonette — 2860 метров, но до вершины можно добраться только пешком. На автомобиле можно заехать на 2802 метра, однако это именно тот отрезок оказался завален снегом. Поэтому наша компания закрепилась с баннером в руках на более доступной отметке в 2715 метров. Одним словом — «нашкодили»!
Из опробованных версий Октавий понравились… обе. Но каждая по-своему. На дорогах предгорья RS способна по-настоящему вскружить голову. Пушечная динамика, сбалансированное шасси, надежные тормоза… При этом автомобиль отлично ладит с водителем любой подготовки. Хороший спорт-тренажер на каждый день по цене от 1 833 000 до 1 933 000 рублей.
Дизельная полноприводная Skoda Octavia Combi TDI 4х4 на «механике» — просто мечта путешественника! На такой хоть в горы, хоть вдоль моря. И совсем не разорительно… Однако в России из десятка модификаций «универсальных» Октавий дизельная лишь одна: с передним приводом и шестиступенчатым DSG. Ценник — от 1 360 000 рублей. Octavia Combi с полным приводом на 13 000 рублей дороже. Под капотом таких версий бензиновый 180-сильный турбомотор. Но тогда уж лучше сразу Scout с тем же двигателем, полноприводной трансмиссией, в единственной, но богатой комплектации. У нас такой кроссовер продается только с «роботом» за 1 636 000 рублей. Жаль, что в этот раз поездить на нем не получилось. Ладно, еще встретимся, но уже дома и в компании соперников.
RS | TDI 4x4 | |
Кузов | ||
---|---|---|
Тип | Универсал | |
Количество мест/дверей | 5/5 | |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с турбонаддувом | Дизельный, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1984 | 1968 |
Мощность, л.с. при об/мин | 220/4500–6200 | 150/3500–4000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 350/1500–4400 | 320/1750–3000 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Полный |
Коробка передач | 6-РКП | 6-МКП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | |
Задние | Дисковые | |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная | |
Размеры, объем, вес | ||
Длина x ширина x высота, мм | 4685х1814х1452 | 4659х1814х1463 |
Колесная база, мм | 2680 | |
Снаряженная масса, кг | 1467 | 1455 |
Клиренс, мм | 127 | 139 |
Объем топливного бака, л | 50 | 55 |
Объем багажника, л | 588–1718 | 610–1718 |
Шины | 225/45 R17 | 205/55 R16 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 244 | 213 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 7,1 | 8,7 |
Расход топлива | ||
Комбинированный, л/100 км | 6,4 | 4,9 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 149, Euro-6 | 120, Euro-6 |
Цена в Германии, € | ||
Базовая комплектация | от 31 150 | от 28 050 |