Как законопослушный гражданин, я обычно стараюсь соблюдать правила дорожной безопасности во избежание ареста и прочих неприятностей, но сейчас мне кажется, что эта часть моей личности выпрыгнула из машины несколько километров назад. И я остался один на один с непреодолимым желанием вжать красивую металлическую педаль акселератора Huayra в пол и не отпускать ее, позволяя безумному V12 высвободить свою ярость. Я хочу, чтобы 730 л.с. превратили ненавистное, переполненное машинами 405-е шоссе в размытое пятно, проносящееся мимо меня. Острое желание запустить это карбоновое купе прямо в соседний округ на гиперскорости, невзирая на здравый смысл и действующие законы, сильно меня пугает, потому что я не в состоянии с ним совладать.
Поэтому весьма благоразумно было посадить рядом со мной пассажира с логотипом Pagani на футболке. Джентльмен идет в комплекте с автомобилем и играет роль няньки, технического специалиста, терапевта и советника, в общем, помогает сохранить и автомобиль стоимостью 1,84 миллиона долларов, и мое водительское удостоверение.
17-ю минутами ранее я прибыл в дилерский центр The Auto Gallery, расположенный в Калабасасе, чтобы познакомиться с Pagani Huayra. Неокрашенное купе, просто слой прозрачной смолы поверх скрупулезно переплетенных между собой волокон карбонового волокна, стояло на подъездной дорожке возле центра, окруженное толпой зевак с фотоаппаратами. Его капот был откинут вперед, задняя часть кузова — назад, обе двери типа «крыло чайки» распахнуты настежь, будто поднятые руки подозреваемого во время ареста. Даже в таком беззащитном положении этот автомобиль способен вызвать бурю эмоций.
Начитанные автолюбители прекрасно знают историю создания Huayra, последователя убийственно-великолепного Zonda от Горацио Пагани. Впервые представленный на Женевском автосалоне в 2011 году, он был призван поднять планку практически во всех мыслимых категориях в мире автомобилестроения. В его арсенале присутствуют такие привлекающие внимание детали, как легкий кузов с центральным монококом, изготовленным из титана с вплетением карбонового волокна. Каждая из его легких, как перышко, деталей, изготовленных вручную из углеволокна, титана, алюминия и прочих экзотических сплавов, соединены друг с другом при помощи 1400 титановых креплений с выгравированным логотипом Pagani.
Внимание к деталям поражает, изучение этого шедевра изнутри и снаружи может изрядно утомить. Я не свожу с машины глаз, млею и причитаю. Даже простые прохожие мгновенно понимают — то, что они видят, лишь верхушка этого великолепного айсберга.
Чтобы забраться внутрь Huayra, нужна определенная сноровка, но в этом нет ничего утомительного. Карбоновый порог широкий, но при этом обе двери открываются достаточно широко и высоко, забирая с собой часть крыши, так что пространства для маневра предостаточно. А вот чтобы закрыть двери, усевшись в кресло, требуется хорошая растяжка, так что лучше всего удерживать ручку в процессе посадки. В отличие от некоторых других суперкаров со среднемоторной компоновкой и V12 , жертвующих частью салона в угоду мотору, что сильно отражается на комфорте высоких водителей (на ум сразу же приходит Lamborghini Aventador), Pagani оказался на удивление удобным и просторным на всех уровнях. Тонированные стеклянные панели в верхней части двери пропускают в салон достаточно солнечного света, но при этом у меня возникли опасения, не будет ли он порой перегреваться, как это случилось у Bugatti Veyron с его стеклянной крышей.
Кабина очень яркая, по-другому не скажешь, с массой блестящих и контрастных деталей, будоражащих ваше воображение. Вам захочется минут пять просто посидеть, изучая и трогая все, что вас окружает. Скошенный снизу руль из карбона имеет оптимальное расположение, его красиво простроченная кожаная обивка в местах, где должны лежать руки водителя, имеет идеальную толщину. Здесь нет рычажка включения поворотного сигнала, поскольку эта задача возложена на отдельные алюминиевые кнопки, расположенные на спицах рулевого колеса. Так же дело обстоит и с включением фар и стеклоочистителей, ими можно управлять при помощи конусовидных алюминиевых переключателей на руле. Кнопка клаксона находится по центру.
Основные приборы включают в себя круглый тахометр и спидометр, расположенные по обе стороны от миниатюрного многофункционального дисплея. Под основными датчиками находится кластер небольших второстепенных приборов. Все здесь пестрит полированным металлом. В целом, не самое удачное решение, поскольку датчики в таком обрамлении сильно бликуют, а в солнечных очках плохо читаются (в ночное время палитра освещения очень разнообразная). Второстепенные приборы на центральной консоли также обрамлены полированным металлом. Каждая деталь тщательнейшим образом подогнана и отполирована, все это греет душу и радует глаз, но вот в части эргономики Pagani похвастаться особо нечем.
Двери закрыты, ремни пристегнуты, зеркала настроены, я вставляю большой ключ в форме автомобиля в специальное отверстие в нижней части центральной консоли, и V12 оживает. Двигатель начинает плавно гудеть, система кондиционирования тут же начинает обдувать меня жутко холодными струями воздуха. Все мои переживания по поводу тонированной крыши и возможного нагревания салона оказались напрасными, поскольку система климат-контроля работает настолько хорошо, что я постоянно уменьшал скорость вращения вентиляторов. Приятный сюрприз.
Передвигаться по обычным дорогам на чужом автомобиле стоимостью 1,84 миллиона долларов — сущий кошмар, поскольку все, что вас окружает, представляется неминуемой угрозой всему живому в целом, и моей карьере в частности. Огромный трейлер, везущий трактор, разбрасывает по дороге гравий, девушка за рулем машины набирает смс, мотоциклисты шмыгают между автомобилями — все они могут стать причиной многотысячного ущерба буквально в мгновение ока.
Обзорность, извечная проблема суперкаров с закрытой крышей, здесь вовсе не так плоха. У Huayra хороший обзор спереди и по сторонам, и даже сзади. Конечно, есть большие слепые зоны за плечами водителя, но эту проблему решают хитрые боковые зеркала заднего вида, особым образом закрепленные на изящных карбоновых крыльях. Я хотел бы такие же для своей машины, но боюсь, что их стоимость равна цене моего автомобиля.
Влившись в плотный дорожный поток Лос-Анджелеса, я еду на Huayra, как на какой-нибудь Honda, пробираюсь по переполненному 405-му шоссе к более открытым пастбищам, высоким горам и пустыням южной части Калифорнии. Там будет жарко, но свободные дороги стоят такой жертвы.
Каким-то чудом мне удается избежать происшествий на 405-м и подавить острое желание пуститься во все тяжкие, так что в итоге я оказываюсь на Биг Тахунга Роад. Знаменитая трасса вдоль каньона идет под уклон, позволяя наслаждаться живописными видами гор Сан Габриэль. На тот момент я провел за рулем Pagani около получаса, толкаясь в плотном потоке машин на скорости не более 100 км/ч, так что это была первая возможность по-настоящему покрутить руль этого экзотического суперкара и чуть больше надавить на педаль газа.
Подвеска Huayra изобилует спортивными компонентами, слегка смягченными для комфортного передвижения по обычным дорогам. Подняв переднюю или заднюю часть кузова, вы без труда увидите подвеску на двойных поперечных рычагах и амортизаторах Ohlins, приводимых в действие толкающими штангами (схема push-rod), — почти все компоненты имеют золотистое анодированное покрытие, что придает эффектности. Легкие, прочные и невероятные — все эти миниатюрные детали изготовлены из материала Avional, обогащенного медью алюминиевого сплава.
Но это еще не все. Передняя подвеска Huayra оснащается автоматическим гидропневматическим цилиндром, который постоянно поднимает и опускает «нос» машины, изменяя угол атаки, как у реактивного истребителя. Его потрясающая маневренность обеспечивается, помимо прочего, работой четырех независимых подвижных закрылков, по одному с каждой стороны, активирующихся на скорости свыше 80 км/ч. Под контролем компьютера, замеряющего скорость движения автомобиля, угол поворота руля и показатель бокового ускорения, они уменьшают подъем кузова и повышают прижимную силу с каждой из четырех сторон. А при торможении они эффектно приподнимаются, играя роль аэродинамического тормоза.
Манера езды Huayra по шоссе агрессивно-уверенная, ничего вызывающего. Большую часть смятения вызывает увеличенное до абсурдных размеров пятно контакта покрышек с дорожным полотном. Чтобы обеспечить Pagani достаточно сцепления, инженеры решили оснастить Huayra комплектом покрышек Pirelli P-Zero (255/35YR19 спереди и 335/30YR20 сзади). Обута эта резина на сверхлегкие кованые диски, и все это грохочет, подобно барабанам, по улицам Лос-Анджелеса.
Вырвавшись из навязчивого окружения водителей всякого автохлама, пытающихся сфотографировать Pagani прямо во время движения, я направился к подножью горы, где наконец-то получил возможность нажать на педаль газа как следует.
Шестилитровый V12 с двумя турбинами, изготавливаемый концерном Mercedes-Benz, развивает мощность 720 л.с. и 1001 Нм крутящего момента. Этого достаточно, чтобы разогнать 1338-килограммовый Pagani Huayra с места до запрещенных скоростей за каких-то три секунды. Уверенное нажатие на педаль акселератора инициирует гортанный рык, идущий из окон, рядом с которыми расположены воздуховоды, за которым следует рывок такой мощности, будто вас привязали к ракете, запускаемой в космос. Я удерживаю педаль еще пару секунд, испытывая ощущения, близкие к панике, и затем отпускаю ее.
Приближаясь к первому повороту в агрессивной манере, невозможно не удивиться тому, насколько сбалансированным кажется Huayra. Добавьте сюда упомянутые выше технологические новшества, контролирующие работу ходовой части и положение кузова в поворотах, и вам не придется удивляться отсутствию кренов практически в любых ситуациях. Машина не дергается при резком ускорении, не кивает при резком замедлении, она абсолютно стабильна. Такая же ситуация и с рулевым управлением, предлагающим идеальное соотношение сопротивления, отзывчивости и вибрации. Пожалуй, его можно назвать безупречным.
С каждым последующим поворотом мой страх тает, я буквально сливаюсь с Huayra. Правый поворот, прямая, левый поворот, прямая — машина идеально слушается малейшего движения рулем. Карбоновый кузов кажется низким и широким, широкоплечим и внушительным, но не бесконечно длинным. Неожиданно для себя я назвал бы этот автомобиль легким в управлении, в отличие от многих его соратников.
Я безумно хочу услышать пение этого V12 в полный голос, но что странно, в салоне его практически не слышишь. Единственное, что доносится до моего слуха — подавляющий все прочие звуки злобный свист всасываемого воздуха. Он всепоглощающий, он буквально оглушает: такое ощущение, что впускные патрубки расположены сразу за креслами. Как только осознаешь, что тебя не засосет в двигатель AMG, начинаешь получать удовольствие от управления этим невероятным автомобилем.
Чтобы приспособиться к заявленной максимальной скорости 360 км/ч, а также помочь водителю справиться с тем стрессом и шоком, которые подобная скорость может вызвать, машина оснащена карбон-керамическими тормозами на всех четырех углах (спереди установлены шестипоршневые суппорты, сзади — четырехпоршневые). Они работают безукоризненно, замедляя Pagani при любой скорости без каких-либо признаков усталости или нервозности. Работа передних элеронов же особенно впечатляет, поскольку они поднимаются поприветствовать водителя каждый раз, когда вы нажимаете на педаль тормоза. Выглядит это настолько круто, что ловишь себя на постоянных нажатиях на тормоз, только чтобы посмотреть на этот завораживающий танец.
Это неутомимый квартет, двигающийся вверх и вниз каждый раз, когда Pagani входит в сложный поворот, или когда пилот выжимает педаль тормоза. Их видно через ветровое стекло, а также мельком — в зеркале заднего вида. Я и прежде сталкивался с активной аэродинамической системой, но в карбоновых панелях Huayra есть что-то особенно завораживающее — заходите на высокой скорости в поворот, через апекс и вот уже они грациозно исполняют свою гипнотизирующую хореографическую партию.
Динамика, управляемость и тормозная система превосходны, а вот коробка передач требует некоторых уступок с вашей стороны. Поперечно установленная позади дифференциала семиступенчатая автоматизированная механическая коробка переключения скоростей позволяет расположить двигатель чуть ближе к задней оси, имеет всего один диск сцепления. Это позволяет уменьшить вес на 90,7 кг в сравнении со стандартным двухдисковым агрегатом. К сожалению, снижение веса не в состоянии компенсировать ее медлительность, громкость и дерганность. Чтобы минимизировать возможные неприятные последствия для вашей спины из-за излишней нервозности этого «робота», лучше всего отказаться от автоматического режима и переключаться при помощи подрулевых «лепестков», стараясь не частить со сменой скоростей. Переключения на высоких оборотах быстрые, но очень резкие, я бы даже сказал беспощадные. (Мой спутник считает, что коробка в этом автомобиле плохо себя ведет, потому что нуждается в сервисном обслуживании.)
Время, проведенное за рулем Huayra, запоминается надолго, он разительно отличается от других суперкаров. Ferrari, McLaren, Lamborghini, Bugatti и Porsche подавляют водителя, заставляют его стать частью идеально отлаженного инструмента, окружают счастливого оператора изысканным звучанием двигателя, делают его причастным к волшебству. Pagani же, напротив, заставляет вас ходить по тонкому острому краю, не давая расслабиться ни на мгновение. Я постоянно нервничал, был бесконечно осторожен и всецело сосредоточен. Звучание двигателя настолько приглушенное, что водитель ощущает себя сидящим на носу ракетного корабля с неограниченной мощностью. Очень трудно не попасть под гипнотическое очарование этого восхитительного в своем несовершенстве автомобиля — управление этим шедевром сродни наркотику.
Ближе к вечеру, спустя несколько восхитительных часов, проведенных в кожаном кресле Pagani, я оказываюсь на прямой пустынной дороге, уходящей за горизонт. Пейзаж сюрреалистичный, за моей спиной солнце клонится к закату, заливая мягким светом идеально ровную и абсолютно безлюдную дорогу, расстилающуюся прямо передо мной. Понимая, что такая возможность дается раз в жизни, я делаю то, что сделал бы на моем месте любой увлеченный автолюбитель, сидящий за рулем Pagani Huayra: я изо всех сил жму на газ.
V12 делает глубокий вдох, мои щеки неумолимо приближаются к ушам, и мир вокруг становится восхитительно расплывчатым. Возможно, я схожу с ума, но это чертовски приятно.
Двигатель | V12, 6 литров, твин-турбо |
Мощность | 720 л.с. |
Крутящий момент | 1001 Нм |
Трансмиссия | семиступенчатая SCT (автоматизированная с одним сцеплением) |
Тип привода | задний |
Снаряженная масса | 1338 кг |
Количество посадочных мест | 2 |
Максимальная скорость | 360 км/ч |
Разгон с 0 до 60 миль/час (96 км/ч) | 3,0 секунды (приблизительно) |
Стоимость тестируемой комплектации: | $1 840 000 |