Импорт зарубежной техники в СССР: что, зачем и сколько завозили до распада

06.02.2018 | 57819 просмотров


Импорт зарубежной техники в СССР: что, зачем и сколько завозили до распада

Автор: Василий Ларин
Источник: Drom.ru
Считается, что СССР был «закрытым» государством, тем не менее импортные товары текли в страну довольно широкой рекой, в том числе и самые различные транспортные средства. Советский Союз завозил немало: что-то ради кооперации между участниками СЭВ и поддержки «дружбы народов», но в основном ввиду необходимости — своего не хватало. Сегодня Drom.ru вспоминает самые интересные и массовые образцы импортной техники, оставившей след в жизни страны. Все данные взяты из открытых источников по торговым связям СССР в период с 20-х до начала 90-х годов.

Период до начала Второй мировой войны в советской эпохе не был показательным по части автоимпорта: не без помощи зарубежных технологий СССР в 30-х годах сумел запустить свое массовое автопроизводство. Тем не менее различные машины все же завозили из-за рубежа, хотя их доля была совсем невелика: с 1923 года и до начала 40-х поступило около 9000 легковых автомобилей, немногим более 14 000 грузовиков, без малого 3000 мотоциклов и лишь около 900 автобусов. Но потом, как известно, началась совсем другая история. Именно с первых мирных лет и стоит более подробно рассказать об импортной советской технике.

Легковые автомобили

Этот сегмент — наиболее «таинственная» часть автоимпорта во все послевоенное время. Долгие годы даже отечественные «Москвичи», «Жигули» и «Волги» не были доступны для массового потребителя, а уж иностранные легковые автомобили могли порадовать только «аппаратчиков» и прочих заслуженных деятелей. Сколько всего, каких именно моделей (а среди них были и весьма роскошные экземпляры из капиталистических стран) и когда было завезено в страну — точно узнать невозможно, поскольку информация о многом «затерта» в архивах истории.

 
Крупных поставок не осуществлялось. Советский Союз был крайне обделен иностранными легковушками, а где-нибудь в глубинке их могли видеть только на картинках, по телевизору и в кино.

Вместе с тем известно, что уже во второй половине 40-х годов — кроме трофейной и остатков «ленд-лизовской» техники — в стране появились и новые легковые иномарки, поставки которых были налажены вполне официально. Речь, например, о продукции советско-германского предприятия «Автовело» (Awtowelo), образованного в городе Айзенах на базе национализированных заводов, в том числе бывшего филиала BMW. Здесь после войны возобновили производство двухдверного BMW 321. С 1949 года восточные немцы начали выпуск уже самосозданного (хотя и с использованием шасси довоенного BMW 326) четырехдверного BMW 340, позже переименованного в EMW 340 (Eisenacher Motoren Werkes). Обе модели — купе и особенно более современный и практичный седан (выпускался до 1955 года, в том числе в кузове универсал и фургон), поставлялись в СССР. Причем в немалом для того времени количестве — речь идет о примерно 10 000 экземпляров. Расходились они в основном по «госструктурам», однако что-то попадало и в свободную продажу. В середине 50-х продукцию EMW завозить перестали.

BMW/EMW 340

Период выпуска — 1949–1955 гг.
Тип кузова — 4-дверный седан, длина 4600 мм, колесная база 2870 мм
Двигатель — карбюраторный, 6-цилиндровый рядный, верхнеклапанный, рабочий объем 2,0 л, мощность 55 л.с.
Коробка передач — механическая 4-ступенчатая

В конце 50-х и 60-х годах наиболее существенной стороной легкового импорта оказались чешские Skoda моделей 1201 и 1202. Поставки сначала были небольшими — по несколько сотен в год, но уже в 1960 году было закуплено более 3000 машин, а всего в СССР привезли примерно 15 000 автомобилей. Речь идет о крепких заднеприводных универсалах и фургонах с хребтовой трубчатой рамой, независимой подвеской и габаритами отнюдь не мелкими — длина кузова 4500 мм, ширина 1680 мм, высота 1520 мм. Но боковых дверей было всего три, а двигатель объемом 1,2 л мощностью 45 л.с. выглядел весьма слабеньким. Легковые Шкоды поступали в основном по разнарядке для предприятий и учреждений столичных городов, в частности, в качестве карет скорой помощи.

Skoda-1202

Период выпуска — 1961–1973 гг.
Тип кузова — 4-дверный универсал, длина 4500 мм, колесная база 2685 мм
Двигатель — карбюраторный, 4-цилиндровый рядный, верхнеклапанный, рабочий объем 1,2 л, мощность 45 л.с.
Коробка передач — механическая 4-ступенчатая

Уже в «либерально-советские» 80-е годы легковой импорт находится в преддверии демократизации, хотя все еще не принадлежит народу в широком смысле этого слова. Стоит отметить весьма интересную иномарку того времени из разряда представительских. Речь идет о Tatra-613. Поздняя советская номенклатура вполне могла позволить себе кое-что не из модельной линейки ГАЗ. Наверняка предпочтения были на стороне немецких и японских люкс-седанов, но из-за идеологических соображений приходилось довольствоваться «бизнес-классом» от друзей из «соцлагеря». В любом случае Татру не назовешь ординарным автомобилем: бензиновый V8 воздушного охлаждения был расположен над задней осью, подвеска была полностью независимой, а сочетание динамики, комфорта и управляемости — на высоте. За 22 года произвели всего 3000 экземпляров, из которых 126 было завезено в СССР.

Tatra-613

Период выпуска — 1974–1996 гг.
Тип кузова — несущий, 4-дверный, длина 5025 мм, колесная база 2685 мм
Двигатель — карбюраторный, 8-цилиндровый V-образный, рабочий объем 3,5 л, мощность 168 л.с.
Коробка передач — механическая 4-ступенчатая

Мотоциклы

По-настоящему массовым частным средством передвижения в СССР десятилетиями оставался мотоцикл. Несмотря на размах производства в послевоенном СССР мототехники марок «Иж», «Минск», «Восход», «Урал», «Днепр» (плюс мопеды и мотороллеры), импорт мотоциклов имел масштабный характер. По просторам великой страны иностранный двухколесный транспорт разъехался огромными тиражами — около 2,5 млн экземпляров.

 
Любопытно, что заметное увеличение мотоимпорта в СССР совпадает с началом активного освоения космического пространства. Если в 50-х годовой «максимум» не превышал 16 000 единиц, то в 60-х в порядке вещей стали поставки 60–70 тысяч мотоциклов. С середины 70-х двухколесной техники импортируют уже под 90 000 и более.

Весь импорт обеспечивали, по сути, три мотоциклетных бренда стран содружества. Малую часть — около 287 000 экземпляров — венгерский Pannonia. Модель серии TLF 250 черного цвета с хромом стала визитной карточкой марки. В конце 60-х годов венгры освоили выпуск копии продвинутого японского мотоцикла Yamaha, но советское внешнеторговое ведомство, видимо, сочло такую продукцию слишком сложной и дорогой для советских граждан, и в середине 70-х сотрудничество с Pannonia прекратилось.

Pannonia TLF 250

Период выпуска — 1958–1961 гг.
Двигатель — одноцилиндровый двухтактный, рабочий объем 246,8 куб. см, мощность 14 л.с.

Но львиную долю мотоциклов в СССР экспортировали чехословацкие Jawa и CZ, ставшие в СССР культовыми марками. Модели Jawa 250 и 350 (с одно- и двухцилиндровыми двухтактными двигателями) вишневого цвета с хромом и характерным обтекаемым дизайном стали частенько встречаться на дорогах СССР в 60-х годах.

Особый шик — вариант с фирменной стильной коляской из стеклопластика. В данном случае это Jawa 250-559 выпуска 1963 года.

Позднюю разновидность представляет собой Jawa 350 серии 634, которую относят к наиболее «крутым» и дорогим мотоциклам советского времени. Кроме того, марка оставила след в советском мотоспорте — благодаря версиям Jawa 500 Speedway. Всего с середины 50-х и до начала 90-х в СССР было поставлено свыше миллиона мотоциклов Jawa различных модификаций.

Jawa 350-634

Период выпуска — 1973–1982 гг.
Двигатель — двухцилиндровый двухтактный, рабочий объем 343,5 куб. см, мощность 19–28 л.с.

Грузовые автомобили

Приоритеты и структуру народного хозяйства в СССР отражал импорт грузовой техники. Внутренние мощности в этой отрасли не покрывали растущие потребности для реализации планов пятилеток. Нехватку восполняли закупкой машин за рубежом. Пиком стали 70–80 годы, когда открытие новых нефтяных месторождений заставило «злоупотребить» импортом. Данные закупок по некоторым периодам отсутствуют в отчетных сводках: одна из версий такого сокрытия — «принизить» назревшую зависимость ядерно-космической державы от иностранной продукции. Но даже по самым скромным подсчетам речь идет о более чем 260 000 единиц грузового транспорта, не считая прицепов и спецтехники (например, 30 000 рефрижераторов).

Не обошлось без «поддержки» наших вездесущих грузовиков средней тоннажности. Бензиновым «ЗИЛам» и «ГАЗам» могли бы составить более серьезную конкуренцию дизельные бескапотники IFA W50 и Robur (на фото) из Восточной Германии, а также польские бескапотники марки Star, но их поставки были сравнительно скромными — за все 70-е–80-е годы примерно 25 000 экземпляров.

IFA W50L

Период выпуска — 1965–1990 гг.
Колесная формула — 4х2, грузоподъемность — 5000 кг
Двигатель — дизельный 4-цилиндровый, рабочий объем 6,6 л, мощность 125 л.с.
Коробка передач — 5-ступенчатая

Позднее, в 80 годах, сегмент мало- и среднетоннажной грузовой техники частично пополнили дизельные бескапотники чехословацкой марки Avia. Эта продукция в свое время была создана по лицензии моделей Renault Saviem. В Союз в основном поставляли цельнометаллические фургоны-двухтонники A21, аналогов которым у нас не было; бортовые трехтонники A31, а также шасси под различные спецверсии.

Avia A21

Период выпуска — 1982–1993 гг.
Тип кузова — цельнометаллический фургон на рамном шасси, грузоподъемность — 2000 кг
Двигатель — дизельный 4-цилиндровый, рабочий объем 3,6 л, мощность — 83 л.с.
Коробка передач — 4-ступенчатая

Все же из-за границы в основном «выписывали» разнообразный транспорт тяжелого класса — бортовые, седельные тягачи, лесовозы, самосвалы. В этой связи отдельного упоминания по праву заслуживает марка Tatra с ее уникальными грузовиками: хребтовая рама трубчатого типа, особая конструкция шасси с качающимися полуосями и дизели с воздушным охлаждением.

 
Tatra — самый «родной» для СССР производитель, поскольку эти тяжелые грузовики с колесной формулой 6х6 начали поступать в СССР еще с 1945 года.

В нашей стране хорошо были известны все поколения этих машин, но мы отметим именно первое — Tatra 111, биография которого началась еще до войны. Трехосные полноприводные грузовики с независимой подвеской и двигателем V12 выглядели в 40-х и 50-х годах гораздо внушительнее отечественных двухосных «ЯАЗов» и «МАЗов» с рядными дизелями (кстати, двухтактными) и грузоподъемностью семь тонн. «Чешских богатырей» отправляли в наиболее суровые условия, и они показывали себя достойно. Начинались поставки с сотен штук в год, а к 1962 году (с выходом следующего поколения) выросли до 8200. Всего же до 1991 года в СССР завезли порядка 80 000 грузовиков марки Tatra.

Tatra 111 S1

Колесная формула — 6х6
Грузоподъемность — 10 000 кг
Двигатель — дизельный воздушного охлаждения, V-образный 12-цилиндровый, рабочий объем 14,8 л, мощность 180 л.с.

«Живой» отзыв о Tatra от якутских водителей (из интервью 1960 г.)

«Татра — это прекрасные машины с хорошими моторами, высокой проходимостью и большой грузоподъемностью. Замечательно и то, что они имеют трехстороннюю разгрузку кузова. Однако конструкторам надо обратить внимание на производство более прочных рессор. Кроме того, капроновые “чулки”, надеваемые на задние мосты, не выдерживают наших морозов, следовало бы сохранить кожаные “чулки”, как это было на машинах первых выпусков…»

Магистральные автоперевозки в СССР стали неотъемлемой частью регионального снабжения, но с подходящим «тяговым составом» были проблемы, которые полностью не решились даже с появлением «КАМАЗов». Еще в 60-х годах начинаются регулярные поставки грузовых бескапотников марки Skoda-LIAZ. Больше всего среди них седельных тягачей серии 706 RTN с полуприцепами-рефрижераторами. Таким образом огромная страна решала дефицит «автохолодильников», а советские «дальнобойщики» начали осваивать более комфортабельную технику с просторной кабиной и удобными спальниками. С такой же кабиной в Чехословакии производились седельные тягачи Praga S5T, но у нас этих машин было гораздо меньше.

Skoda-LIAZ-706 RTN

Период выпуска — 1957–1970 гг.
Колесная формула — 4х2, полная масса в составе полуприцепа — 14 200 кг
Двигатель — дизельный, рядный 6-цилиндровый, рабочий объем 11,9 л, мощность 145–160 л.с.

В доперестроечные годы королями советских автотрасс стали новые дальнобойные тягачи LIAZ-100 с еще более мощными двигателями (200–300 л.с.). Некоторые экземпляры так или иначе дожили до наших дней в рабочем состоянии, о чем свидетельствуют редкие встречи на дорогах.

Но не только соцлагерь снабжал СССР грузовой техникой. Магистральные тягачи Volvo, Renault, Mercedes-Benz тоже работали, обеспечивая потребности «Совтрансавто». А на востоке страны еще в конце 60-х начали появляться японские тяжеловесы, и в основном лесовозные тягачи 6х6 под прицеп-роспуск. Япония была заинтересована в российской древесине, а наша сторона была не прочь рассмотреть подспорье «МАЗам» и «КрАЗам» от идеологически «чуждых» восточных соседей. В тестовой эксплуатации принимали участие машины (в том числе самосвалы) разных японских производителей, а добро на крупную поставку в течение 70-х годов получили полноприводные лесовозы Mitsubishi-Fuso (около 1000 штук) и особенно Komatsu-Nissan (2300 экземпляров). Речь идет прежде всего о модификации KNWF-12T с рядным турбодизелем по лицензии фирмы Cummins, но также поставлялись и другие версии. Японские лесовозы Komatsu-Nissan отправляли на работы в нашу тайгу вплоть до конца 80-х годов (то есть в течение 20 лет), и некоторые из них в глубинке до сих пор можно встретить на маршрутах в «запряженном» виде.

Komatsu-Nissan KNWF-12T

Колесная формула — 6х6
Полная масса с прицепом — 44 400 кг
Двигатель — турбодизельный, рядный 6-цилиндровый, рабочий объем 12,2 л, мощность 300 л.с.

«Счастье, ребята, выпало нам — строить путь железный…». Невиданный случай транспортной «поддержки» советского государства со стороны капиталистической страны — ФРГ — принадлежит другому контракту. Речь о поставке в 1974–1976 годах более 9000 грузовиков марки Magirus-Deutz (на общую сумму около 1,2 млрд дойчмарок с учетом поставок запчастей) для строительства Байкало-Амурской магистрали и промышленного освоения северных территорий. Феномен: БАМ — крупнейший объект стратегического значения, на возведение которого «подписался» недавний и потенциальный противник — компания из страны в блоке НАТО. Оснащенные дизелями воздушного охлаждения западногерманские «легионеры» отлично справились с поставленными задачами в суровых условиях Сибири (отдельные экземпляры трудятся по сей день). Наиболее мощным и востребованным представителем стал трехосный самосвал серии 290D, оснащавшийся двигателем V10.

Magirus-Deutz 290D

Колесная формула — 6х4
Грузоподъемность — 14 500–16 000 кг
Двигатель — дизельный воздушного охлаждения, V-образный 10-цилиндровый, рабочий объем 14,7 л, мощность 290 л.с.

Западногерманский трудовой десант в лице Magirus-Deutz не только «впахивал», честно отрабатывая каждый вложенный в него рубль (а каждый «Магирус» обходился Союзу примерно в 26 000 рублей), но и оказал свое «конструктивное» влияние на отечественную автопромышленность. Так, дизайн кабины вышедшего в 1989 году нового «ГАЗона» (ГАЗ-3307) был разработан явно по мотивам «Магируса».

Автобусы

В 50-х годах импорт автобусов выглядел весьма скромно — десятки или сотни экземпляров в год — но уже в конце 60-х дело пошло по накатанной, закупки «пассажировозов» увеличились до нескольких тысяч ежегодно с постоянным приростом.

Чехословацкие электровозы «ЧС» разных серий «таскали» пассажирские поезда на самых загруженных западных магистралях Советского Союза, в то время как троллейбусы Skoda работали в его наиболее крупных городах. В целом было завезено 8000 чехословацких «бусов» на электротяге, из них 2/3 пришлось на модель Skoda 9Tr выпуска 1961–1982 гг. Но все же несравнимые объемы импорта принадлежат автобусам — речь примерно о 200 000 машин: львиная доля парка принадлежала только одному производителю.

Поистине общезначимой «народной иномаркой» в СССР стал венгерский дизельный автобус Ikarus. Особенно его городская сочлененная версия 280. Она выпускалась с 1973 года и у нас получила прозвище «гармошка» или «колбаса». Это было настоящее спасение: четырехдверный «монстр» мог за раз и очень быстро «поглотить» пару сотен человек.

Практиковалась такая форма оплаты за проезд, как покупка билета у водителя. Если в забитом до отказа Ikarus 280 длиной 16,5 м пассажир с «галерки» передавал деньги, то билета он мог и не дождаться.

Самыми престижными автобусами марки Ikarus стали представители междугородней серии 250. Редкий советский человек не испытал счастья проехаться в регулируемых высоких креслах «Икаруса» под мягкий рокот дизельной «шестерки» и убаюкивающий ход на пневматической подвеске. Продукция Ikarus, где использовались западногерманские технологии, была не из дешевых: в середине 70-х автобус стоил около 26 800 рублей. И все же СССР стал одним из основных потребителей «Икарусов» — всего с середины 50-х и до начала 90-х к нам привезли более 140 000 автобусов этой марки.

Ikarus 250

Период выпуска — 1968–2004 гг.
Мест для сидения — 43–46
Двигатель — дизельный, рядный 6-цилиндровый, рабочий объем 10,3 л, мощность 192–280 л.с.
Коробка передач — механическая, 5- или 6-ступенчатая

Микроавтобусы и минифургоны

Когда до «ГАЗелей» и «Соболей» было еще очень далеко, силами УАЗа, РАФа и ЕрАЗа выпускались микроавтобусы и минифургоны вагонной компоновки. Однако LCV — легкий коммерческий транспорт — всегда был прорехой в советской автопромышленности. Не ради удовлетворения «частнособственнических» амбиций, а для «оптимизации» работы предприятий и госучреждений правительство пыталось заштопать этот «стыд» соответствующим импортом. В период с конца 60 х и до начала 90-х годов было закуплено примерно 130 000 машин подобного класса.

Разнообразием и эстетикой этот парк похвастать не мог, зато — дешево и сердито. Польские цельнометаллические фургончики и микроавтобусы ZUK (на фото) и Nysa «бегали» во многих советских городах. Среди них были универсальные грузопассажирские версии, а ZUK еще отметился и в бортовом исполнении.

Технически ничего выдающегося эти заднеприводные машины грузоподъемностью около тонны собой не представляли. Их шасси, по сути, это некий «репатриант» — конструкция ведет родословную еще от «Победы». Передняя независимая подвеска на пружинах обеспечивала вполне комфортный ход, а бензиновый двигатель объемом всего 2,1 л за счет верхнеклапанной конструкции выдавал сносные для развозного транспорта характеристики (70 л.с.).

Nysa 521/522

Период выпуска — 1968–1994 гг.
Длина кузова — 4550 мм
Двигатель — бензиновый, 4-цилиндровый, рабочий объем 2,1 л, мощность 70 л.с.
Коробка передач — механическая 3-ступенчатая

Больше половины всего импорта (около 70 000 штук) пришлось на модель Nysa 521/522, которая появилась в 1968 году и отличалась характерной полукапотной компоновкой с панорамным лобовым остеклением. Автомобиль по примеру многих «социалистических» братьев оказался долгожителем: его выпуск без особых изменений продолжался до середины 1990-х годов.

Внедорожники и спецтехника

Автокраны, экскаваторы, трубоукладчики, бетоновозы, автоцистерны, тягачи-буксировщики: общий список иностранных «спецов» тяжелого класса с советской «трудовой книжкой» был довольно большой. Но никак нельзя не отметить и бригаду «рабочих-многостаночников». По окончании войны в западной Германии родился многоцелевой транспортер Unimog (универсальный моторный агрегат) — этакая смесь небольшого грузовика и трактора. Некоторым образом машина вчерашнего врага оказала влияние на советскую автопромышленность, а потом приняла участие и в повседневной жизни.

Еще в 50-х Unimog серии S принимал участие в испытаниях и доводке опытного ГАЗ-62, ставшего прототипом знаменитой потом «шишиги» (ГАЗ-66). На Олимпиаде-80 дорогостоящая спецтехника «легализовалась» как рабочая сила: была закуплена небольшая партия Unimog легкой серии 403 с навесным оборудованием Schmidt, которая занималась уборкой столичных улиц.
На заводе им. Лихачева в 90-х воспроизвели свой «Унимог» — «ЗИЛ-432720» с кабиной и двигателем от «Бычка». Более того, появился уникальный «ЗИЛ-3906» с полноуправляемым шасси, бортовыми редукторами, независимой торсионной подвеской, регулировкой давления в шинах. Но поздно — настало время совсем других «гастарбайтеров».

Коммунальный спецтранспорт у жителей крупных советских городов в основном ассоциировался с поливальными машинами и мусоровозами, а вот с «подсобной» легкой техникой встречались редко — своей такой не производили. Тем не менее стремление Партии механизировать «приземленный» труд нельзя не отметить.

 
Если капиталистические «Унимоги» были непозволительной роскошью, то социалистические «Мультикары» в какой-то мере стали их реальной альтернативой.

Производство малогабаритных грузовичков Multicar в Восточной Германии началось еще в 1956 году и успешно продолжилось после объединения. Наибольшую известность получила модель четвертого поколения — Multicar серии 25. С виду это обычный и к тому же дизельный грузовичок с бескапотной откидной кабиной, но только в миниатюрных размерах — с колесной базой 1970 мм, передней колеей 1215 мм и колесиками на 13 дюймов. Multicar мог не только перевозить насыпные и прочие грузы, но также «цеплять» до 20 видов функционального оборудования. Конечно, такой техники явно не хватало (в отдаленных районах о ней могли только мечтать), но все же в 80-х годах в СССР поступило немалое количество «Мультикаров» — около 20 000 экземпляров.

Multicar-25

Период выпуска — 1978–1992 гг.
Колесная формула — 4х2, грузоподъемность — 2300 кг
Двигатель — дизельный, рядный 4-цилиндровый, рабочий объем 2,0 л, мощность 45 л.с.
Коробка передач — механическая 4-ступенчатая

Кое-что закупали явно не по причине острой нужды, а ради поддержания дружеских и экономических связей. Например, специфичные грузовики-вездеходы «двойного назначения» с колесной формулой 6х6: польский Jelcz 574 (на шасси Star 660) и чехословацкий Praga V3S. Как наши «Урал-375» или «ЗИЛ-131», у себя на родине они использовались и в армии, и на «гражданке». Особенно отметим харизматичный грузовик Praga V3S: внешне его отличала необычная компоновка со сдвинутым за переднюю ось двигателем (рядная «шестерка» с воздушным охлаждением — «половинка» дизеля Tatra V12) и «обрубленный» нос кабины. Мосты имели колесные редукторы, клиренс составлял 400 мм, а на задние оси устанавливали двускатные колеса. Для военных целей этот грузовик СССР не завозил, но и широкого применения в народном хозяйстве он тоже не получил. У нас Praga V3S наделили как раз специальными функциями: в основном это была аварийно-ремонтная машина, а также — что особенно интересно! — передвижной флюорографический кабинет.

Praga V3S

Период выпуска — 1953–1985 гг.
Колесная формула — 6х6, грузоподъемность — 3500–5500 кг
Двигатель — дизельный, рядный 6-цилиндровый с воздушным охлаждением, рабочий объем 7,4 л, мощность 98 л.с.

 

Государственная казна КПСС, особенно начиная с «нефтеносных» 70-х годов, несла довольно большие валютные расходы на приобретение и обслуживание иностранного транспорта. Сейчас принято говорить, что этот процесс шел в ущерб развитию собственной промышленности и стал одной из причин начала «саморазрушения» СССР.

Тем не менее соотношение импорта к экспорту в советский период было в пользу последнего. Если охватывать весь период с 1924-го по 1991 годы — это примерно 3 400 000 «оттуда» и 9 810 000 «туда» единиц различного транспорта. Притом соотношение по легковым автомобилям просто несравнимо: приблизительно 50 000 импортных на фоне более чем 7 000 000 экспортных экземпляров! Показательна статистика и по грузовикам: приблизительно 280 000 ввезенных машин по сравнению с 1 280 000 экспортированных.

При нынешней же модели экономики картина совершенно иная. Импорт несоизмеримо вырос, а экспорт стал «позорно» мизерным. За один из наиболее благополучных — 2012 год — ввоз легковых автомобилей в РФ, по данным Росстата, составил более миллиона штук, а грузовых — более 120 000. Даже с учетом открытия новых российских автопроизводств экспорт легковушек не превысил 125 000 штук, а грузовиков отправили за границу всего лишь около 23 000 экземпляров.

Комментарии

    
Барабаново
Сообщений: 38584
Икарусы - тема..
Ток холодные зимой..
480
40
Ответить
  
Читастолицазабайк
Сообщений: 9519
Еслиб открыли свободный ввоз авто и предприятия с гражданами могли сами выбирать технику - совок не сделал бы ни одной машины за ненадобностью ))
Модератор должен быть непредвзят и нескандален. (Allonne)
275
391
Ответить
  
Сыктывкар
Сообщений: 351
Ява была мечтой многих!
ЗЫ: Паласиве-прогул.)))
Nissan Presage 1998г., U-30, KA-24, 2WD
498
7
Ответить
1836055
Волжский
У отца было пару ИФ, самосвал и полноприводный фургон, какая то бывшая лабаратория.
28
13
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 1007
За пределами Москвы, Ленинграда и некоторых портовых городов любая легковая иномарка воспринималась как НЛО и сразу собирала толпу народа.
Honda Pilot 3.5
Honda Concerto 1.6
Мой отзыв: Chevrolet Tahoe 1995
382
5
Ответить
Dragocennyi
На Сахалин в 70х-80х были систематические поставки в лесопромышленные предприятия грузовиков Isuzu. Ремонтировали их потом на ЮСЭРМЗ вместе с Зилами.
87
2
Ответить
   
Владимир
Сообщений: 669
хорошая статья. И некоторые машины очень неплохие. Но Икарусы вспоминаю с содроганием. Ничего удивительного, что фирма испытала серьезные трудности после открытия границ - очередной товар, не выдерживающий даже малейшей конкуренции. Про билетики классно, как в детство вернулся. Ездил на о/т в секцию и про невозврат билетиков абсолютная правда. Великий народ Великой страны воровал билетики, чем подтверждал величие и духовность.
если повернуться ко всему миру задницей, то любой удар будет в спину (с) московский блогер
Мой отзыв: Skoda Superb 2017
207
161
Ответить
 
Tomsk
Сообщений: 4
Икарусы не были холодными, у них печка отдельно от двигателя работала и кто не экономит на топливе, у того Ташкент в салоне был.
450
8
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 21980
Polovod
Икарусы не были холодными, у них печка отдельно от двигателя работала и кто не экономит на топливе, у того Ташкент в салоне был.
а смысл экономить топливо в СССР, когда оно стоило копейки
Водилы сливали топливо в конце смены, иначе если заехал с полным баком на базу, значит - не работал смену
226
28
Ответить
Владивосток
У физиономия татры-613 сильно смахивает на волговскую, ява - один-в-один иж-юпитер. Короче, все понятно ;)
25
186
Ответить
    
Сообщений: 1449
Polovod
Икарусы не были холодными, у них печка отдельно от двигателя работала и кто не экономит на топливе, у того Ташкент в салоне был.
согласен, в нашем регионе это были самые теплые автобусы в те времена
Мой отзыв: Toyota Camry 2012
99
6
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 2117
Экарусы классные автобусы были, а сейчас Нэфазы и тд. и корейский хлам-одна жуть. Наши могли бы с копировать конструкцию Экаруса, салон у него для пассажиров удобней и дверей больше. А содрали а-ля Дэу.
ISUZU BIGHORN, UBS69GW, 4JG2-T, Irmscher, МКПП.
Так будет не всегда!
http://viktortitan.ru/
157
32
Ответить
 
На Кит-Фин границе
Сообщений: 4138
Довелось и на 6 и 12 вольтовых явах зажигать, паннония, мать его с коляской!! нас по Кубани возила..
Авиа вообще до начала 2000 живых буран был.
Ну ,а Икарус, тем более гармошка это отдельная тема....
Демократия - это не голосование, а подсчёт голосов
114
4
Ответить
Евгений
Тазовский
За разговорами со старшим поколение всё еще можно услышать, что у кого то во дворе была ЯВА и разгонялась до 160, а то и до 180 км/ч.
154
2
Ответить
   
Сообщений: 957
Желтые холодные были.... а красные Икарусы очень даже класс
127
12
Ответить
8031664
У Икарусов салонные печки были автономными, как только новые машины поступали в ПАТП, их снимали и растаскивали отапливать частные гаражи. Если печки были- в салоне был "ташкент".
338
2
Ответить
Alex
Хабаровск
Довелось управлять Икарусом пару лет, один из самых лучших автобусов, на которых ездил!
208
1
Ответить
онСамый
Красноярск
Leopard
Икарусы - тема..
Ток холодные зимой..
Просто отопитель электрические не включали водилы, я раз обалдел насколько жарко в них если включёны отопители.
83
2
Ответить
онСамый
Красноярск
Этот весь "железный занавес" был для населения и СМИ. Как в Снверной Корее сейчас, а на деле так же гнали ресурсы как и сейчас за бугор, но привозили не готовые авто как сейчас, а целые сборочные предприятия. Все советские авто это западные дубли. А Корее как ни странно китайская валюта в основном.
Как дурили нас так и дурят, просто сейчас более открыто.
136
54
Ответить
    
Сообщений: 1449
andrey___
согласен, в нашем регионе это были самые теплые автобусы в те времена
у нас водилы сливали соляру и бензин цистернами прямо в лесу, около закопанных в землю цистерн.... По бумагам доложна быть пустая, по факту - полная под горлышко, не сольешь, мужики с отсыпки зимников в тот же зимник и закатают за подставу
31
13
Ответить
   
Сообщений: 727
Я в детстве мечтал стать водителем междугороднего Икаруса. Очень классный был автобус по тем временам. Мягкий, тихий, комфортный. Его даже США покупали одно время)
138
5
Ответить
    
Сообщений: 1449
SSSMOKE
а смысл экономить топливо в СССР, когда оно стоило копейки
Водилы сливали топливо в конце смены, иначе если заехал с полным баком на базу, значит - не работал смену
(не туда ответ вставил) У нас водилы сливали соляру и бензин цистернами прямо в лесу, около закопанных в землю цистерн.... По бумагам доложна быть пустая, по факту - полная под горлышко, не сольешь, мужики с отсыпки зимников в тот же зимник и закатают за подставу
4
26
Ответить
     
Сообщений: 70
СтарьЁвщик
Экарусы классные автобусы были, а сейчас Нэфазы и тд. и корейский хлам-одна жуть. Наши могли бы с копировать конструкцию Экаруса, салон у него для пассажиров удобней и дверей больше. А содрали а-ля Дэу.
Городские автобусы в плане надежности-комфорта-грамотности решений (и планировки салона тоже)-самые лучшие в Германии. Лучше МАN-SL-202 (и его предшественника SL-200, которые 30 лет еще все живые есть) НЕТ НИЧЕГО.

А Дэу (речь о BS-106 же?)-да, с не совсем удачной планировкой салона, но он НАМНОГО ЛУЧШЕ ЛиАЗа и НефАЗа на КаМАЗовских агрегатах (те вообще позорище-не машины).
С 1 января ЭРА-ГЛОНАСС ЗАКРЫЛА ВВОЗ ИНОМАРОК. БУДЕМ МОЛЧАТЬ???
57
19
Ответить
Каройнер
Чита
икарусное детство....вечные толпы народу в автобусах....пацаном часто ездил, сидя на запасном колесе, которое располагалось в "гармошке"....
237
1
Ответить
онСамый
Красноярск
онСамый
Этот весь "железный занавес" был для населения и СМИ. Как в Снверной Корее сейчас, а на деле так же гнали ресурсы как и сейчас за бугор, но привозили не готовые авто как сейчас, а целые сборочные...
Ах да, кто верит в эту постанову в Корее, изучите детально вопрос о том кто его научил играть того, кого он сейчас играет и вспомните что вся родня советских руководителей в итоге доживали свою жизнь в Европе и америке.
48
11
Ответить
9274478
Кемерово
Такую страну развалили и продали...не за такое будущее наши деды воевали....стыд, позор...
229
48
Ответить
 
Старая культя - Тюмень
Сообщений: 6664
Как вспомню какая вонища в замороженном салоне была Икарус-гармошка, так сразу тошнота к горлу походит
У меня есть мечта - иметь мечту!

Не двигайся! У меня есть пистолет. Не здесь, но есть!
83
126
Ответить
Евгений
Москва
Была Jawa 350 как на ней ездил...., " коленки" глушителей аж красными были. Как не убился!? До сих пор не пойму.
Эх!, Молодость....
80
4
Ответить
vershila
Химки
Интересная статья. Почти все авто в ней видел. В Икарусах ездил, зимой в них всегда был дубак, бензиновый ЛИАЗ наш был всегда теплый. Помню Шкоды с рефрижираторами и круглыми кабинами у нас в городе на товарной станции еще в середине 80-х работали. Интересно, чей там собственно холодильник был. Странно, что в нашей бездорожной т снежной стране не освоили производство своих "Унимогов"-можно было использовать агрегаты начиная с ГАЗ-63, тракторов МТЗ и т.д. скомпоновать рабочую машину. Но видать не надо. У нас десять рядовых стройбата заменяли экскаватор.
91
8
Ответить
ааа
Улан-Удэ
про самосвалЫ ИЦУДЗУ НЕ УПОМЯНУЛИ
35
2
Ответить
  
Амурская обл.
Сообщений: 256
Komatsu-Nissan KNWF-12T и бульдозеры Komatsu D 355 видел когда бывал у Бати на работе. Они были предназначены на север лесозаготовителям, а осели в Благовещенске. Да все кроме Skoda-LIAZ-706 и IFA W50 встречал по всей Амурской области.
Мой отзыв: Лада Калина 2013
16
 
Ответить
  
Амурская обл.
Сообщений: 256
Имел ввиду все грузовые.
4
 
Ответить
Ефим
Биробиджан
vershila
Интересная статья. Почти все авто в ней видел. В Икарусах ездил, зимой в них всегда был дубак, бензиновый ЛИАЗ наш был всегда теплый. Помню Шкоды с рефрижираторами и круглыми кабинами у нас в городе на...
Странно, что в наше стране с огромными расстояниями и не осень тёплым климатом, не разработали и не внедрили системы предпкскового подгрева, удобные спальники, обогрев авто феном, при щаглушенном двигателе, как в скании например. И иные технологии и разработки направленные на более комфортные условия труда.
70
3
Ответить
    
Брянск
Сообщений: 36
у нас в городе до сих ещё ездят икарусы-"гармошки" на некоторых маршрутах
Добро - сей, а не складывай в сейф - не то будешь такой как все.
70
1
Ответить
Ефим
Биробиджан
продавец железок
Еслиб открыли свободный ввоз авто и предприятия с гражданами могли сами выбирать технику - совок не сделал бы ни одной машины за ненадобностью ))
Сейчас же АВТОВАЗ делает!!!
11
16
Ответить
     
Химки
Сообщений: 3719
Начиная с 50-х продукция Автовело просто стала мотоциклеткой на колесах, мало нам интересной
------
Опубликованный пост содержит частное мнение, которое может не совпадать с Вашим.
5
2
Ответить
    
Сообщений: 1669
Самое вспоминаемое, это - Икарусы (автобусы), Татры (грузовики), Магирусы (грузовики), Коматсу (бульдозеры), Катапиллер (бульдозеры).
35
 
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 1065
V8 V10 V12 да дизели и всё воздушного охлаждения о_О и не перегревались летом? Магирусы и Праги видел в живую. На икарусах много покатался в 90-х
27
1
Ответить
    
Сообщений: 1669
SSSMOKE
а смысл экономить топливо в СССР, когда оно стоило копейки
Водилы сливали топливо в конце смены, иначе если заехал с полным баком на базу, значит - не работал смену
Сливали это точно, и с грузовиков тоже сливали.
Какие деньги?
5
 
Ответить
    
Сообщений: 1118
Сосед - проф водитель автобуса на пенсии, отзывался об икарусах очень хорошо. Хороший мотор и вообще малоломучий автобус. По сути в 90 нам уже везли сильно б/у и оно даже сейчас ездит. А вот самосвалы Татра с косолапыми задними катками вообще произведение инженерной мысли. Начиная от моторов с возд охл, хитроумным сцеплением и заканчивая хребтовой рамой вообще не трескались даже при постоянном перегрузе.
Quod scripsi, scripsi.
126
2
Ответить
10125729
Kot Paslyon
У физиономия татры-613 сильно смахивает на волговскую, ява - один-в-один иж-юпитер. Короче, все понятно ;)
Только было статья про Киа Стингрей и что **** у неё один в один от Мазератти . Так что тебе ясно ? Есть понятие мода и тогда она была таковой .
30
4
Ответить
  
Читастолицазабайк
Сообщений: 9519
Ефим
Сейчас же АВТОВАЗ делает!!!
Автоваз молодцы сейчас - как-то шевелятся, политика "что ни сделай всё схавают" ушла как мне кажется у них с пришествием новых моделей.
Модератор должен быть непредвзят и нескандален. (Allonne)
25
60
Ответить
Вася
Владивосток
Летом в Кипарисово видел Магирус с полуприцепом 76 года. На год старше меня. У меня фото есть где мне 3 года и я сижу на крыле Магируса.
Магирус выглядел бодро. Но в разговоре с водителем выяснилось что от Магируса только рама и кабина. Купил её новый хозяин в Б. Камне.
Было просто приятно посидеть в автомобиле , в таком же , на котором мой батя шоферил 40 лет назад.
34
 
Ответить
    
19-я республика
Сообщений: 53852
А почему про Csepel забыли?
28
5
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 132
Были у нас в Красноярске в начале 80х большие,красивые,ярко-красные автокраны КАТО.Японские,кажись.
Два Москвича,две Мазды. Жигуляки-тоже две.
86
2
Ответить
     
Уфа
Сообщений: 3032
СтарьЁвщик
Экарусы классные автобусы были, а сейчас Нэфазы и тд. и корейский хлам-одна жуть. Наши могли бы с копировать конструкцию Экаруса, салон у него для пассажиров удобней и дверей больше. А содрали а-ля Дэу.
Нефазы с Мана копировали. Целиком и полностью. Для этих целей один Ман был разобран до болтиков.
"Хочешь изменить мир - начни с себя!!!"
10
6
Ответить
    
19-я республика
Сообщений: 53852
8031664
У Икарусов салонные печки были автономными, как только новые машины поступали в ПАТП, их снимали и растаскивали отапливать частные гаражи. Если печки были- в салоне был "ташкент".
Радиаторы салонных отопителей моментально демонтировались и колхозились в собственные легковые машины.
47
3
Ответить
  
Читастолицазабайк
Сообщений: 9519
Неистовый вожак
Радиаторы салонных отопителей моментально демонтировались и колхозились в собственные легковые машины.
Да, там они нужнее - не быдло же в тепле возить ))
Модератор должен быть непредвзят и нескандален. (Allonne)
43
10
Ответить
     
НСО
Сообщений: 2344
lel1k
V8 V10 V12 да дизели и всё воздушного охлаждения о_О и не перегревались летом? Магирусы и Праги видел в живую. На икарусах много покатался в 90-х
Тоже интересно почему в то время почти все дизельные моторы были воздушного охлаждения. И не скажешь, что слабофорсированные, Магирус вон 290 сил.
Временно MTB :)
Mitsubishi Outlander 2.4 (CU5W) - был.
24
1
Ответить
     
Новороссийск!
Сообщений: 3187
На гармошке ездил, а отец у меня работал на городском автобусе в 70-х в Караганде, так там автомат коробка стояла
Nissan Lafesta Sunroof '05 -первая машина
KIA CERATO 2011-white
Гранта Лифтбек 2016, 1.6 АТ
9
2
Ответить
     
Новороссийск!
Сообщений: 3187
Марка вроде ЛИаз была
Nissan Lafesta Sunroof '05 -первая машина
KIA CERATO 2011-white
Гранта Лифтбек 2016, 1.6 АТ
6
1
Ответить
Арго-1974
Были у нас в Красноярске в начале 80х большие,красивые,ярко-красные автокраны КАТО.Японские,кажись.
Да и сейчас эти КАТО встречаются, автокраны. Развязку многострадальную на Калинина они строили, на четырёхосной базе. 50-тонники. И недавно в потоке около ТЦ Взлётка-Плаза видел, трёхосный. Выглядел бодрячком, ухоженный
25
 
Ответить
   
Тюмень
Сообщений: 913
В икарусах был дубак, так как солярку не выделяли на отопление. Однажды лютой зимой(-32) пацаном сел в прицеп гармошки. Даже пол сухой. Снег таял и сразу высыхал, пришлось даже шапку снять. Гармошка была новой. Посмотрел сейчас на фото новой гармошки и даже запах вспомнился: резины-гармошки между прицепом и тягачем, кожзамом с кресел, новой краски... Эх...
102
2
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 198
В советское время было такое АТП ГАП 5, отец там трудился и мне пацаном довелось покататься либо посидеть в кабине почти всего перечисленного))) ох этот запах масла и солярки в ремонтных боксах, выхлоп дизелей работающих на морозе)) ностальгия
Мой отзыв: Toyota Vellfire 2008
45
1
Ответить
костя
Новосибирск
продавец железок
Еслиб открыли свободный ввоз авто и предприятия с гражданами могли сами выбирать технику - совок не сделал бы ни одной машины за ненадобностью ))
и сейчас если бы открыли доступ японских авто -то больше сяпонии брали чем внутри россии.
40
23
Ответить
   
Сообщений: 19911
SSSMOKE
а смысл экономить топливо в СССР, когда оно стоило копейки
Водилы сливали топливо в конце смены, иначе если заехал с полным баком на базу, значит - не работал смену
хе хе да хах
видать вы совсем не в теме.
в курсах о таком понятии как "ПЕРЕЖОГ"
13
10
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 473
Leopard
Икарусы - тема..
Ток холодные зимой..
Да уж, реко
 
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 473
Настолько текли рекой, что можно по пальцам пересчитать.
1
1
Ответить
   
ВЛАДИВОСТОК
Сообщений: 567
Была когда-то Ява 350 634-й модели,на ней интересная кулиса стояла,как бы ,,перевернутая,, - 1-я скорость вверх,остальные-вниз. Откатал года, наверное,четыре,а может и больше...Небезпроблемный мотоцикл был,но удовольствия тоже хватало!
Mitsubishi Pajero,2011,Instyle,V93.................Отзывы Паджеро 1994 -V46.,Паджеро 1999.-V78
20
3
Ответить
10660847
Эх,"Ява"...,несбывшаяся мечта...
28
4
Ответить
8597128
Ефим
Странно, что в наше стране с огромными расстояниями и не осень тёплым климатом, не разработали и не внедрили системы предпкскового подгрева, удобные спальники, обогрев авто феном, при щаглушенном двигателе,...
Зилы 131 с бензиновым подогревом встречал, ракетовозы
14
 
Ответить
Д. Харатьян
Уфа
Яночка,стрелочка,уххх......
В возрасте 17 лет,на скорости около 100 км/ч*****лись об оставленный козлом-трактористом плуг. На дороге,ночью,кто бы знал....
Так и живу уже 20 лет с двумя пластинами в ключицах, товарищ который был сзади отделался тогда царапинами. Пролетел метров 30 бреющим полетом и шмякнулся о землю. Были бы трезвые- убились бы.
Больше об импортной технике сказать нечего,ну думаю то ,что мы девок с филфака щупали в них- будет неинтересно. Недалеко от универа была база автовокзала. Эх,молодость....)
36
3
Ответить
8597128
EMW айзе****** прикольно
3
1
Ответить
   
Сообщений: 19911
статья хорошая, одна из немногих за последнее время .
почему то не указан Магирус 232 (двухосный) как самосвал, так и бортовой. На Колыме он был более популярен чем 290 .Они кстати тоже помимо самосвального варианта были и бортовые.
машины безусловно ОТЛИЧНЫЕ. Но. но только при наличии хорошей ремонтной базы ,грамотных специалистов и наличии запчастей.
со слов людей близким к поставкам на один поставленный Магирус шло 3 таких в виде запчастей.
по крайней мере новые моторы , кпп и мосты поставлялись.
не говоря о всяких рем комплектах на воздушную систему . С этим проблем не было,
хотя одно время была проблема с масляными фильтрами.
так сделали специальный станок ,для промывки. мыли соляркой. потом правда проблему решили .завезли много.
потом п старости пошли болячки. с печками к примеру . отказывали или коптили. Но русский мужик всё переборет.
Радикулиты ставили. Потом на масляный радиатор делали шахту и ставили вентилятор. Оттуда тепло гнало.
До этого у нас на автобазе Татры были 613.
ну по сравнению с Гансом это небо и земля.
даже типа загадка ходила.
На трассе в столовой две поварихи обсуждают водителей. кто на чём ездит.
молодая спрашивает у бывалой
вот пришёл в тулупчике и валенках .
та ей отвечает..
этот на Зиле работает..
а вот в курточке и ботинках..
ну этот на Магирусе.
а вот весь в масле ..
ну этот на Татре.
кстати на Берелёхе была станция от Дмитровского полигона НАМИ.
там Татры испытывали. чехи туда ездили.
так вот один раз как то спор с чехами зашёл про их машины.. со слов очевидца конечно .
Мол ваши маши хорошие, но вот там проблемка, тут проблемка..
на что чех ответил.
Если бы у нас в Чехословакии водитель проехал в -50 да ещё с 2 прицепами да по таким дорогам ( хотя за дорогами на Колыме следили ) его бы у нас встречали как у вас Юрия Гагарина..
мол в таких условиях и этому будьте рады.
Но Магирус показал себя с новья очень хорошо.
Водители кстати были слегка недовольны.
только с рейса приехал, а в гаражку писать нечего. Его завгар обратно на трассу гонит..
а тот особым желание и не горит.
кстати вместе с Татрами одно время были седельные тягачи UNIC.
но их было не много. с поставкой Магарусов их вместе с Татрами кому то отдали.

По Икарусу.
первый раз тут прочитал, что он холодный был. сколько раз ездил никогда холодно не было. Причём
Икарус 55 , который старый.
https://www.drive2.ru/c/243495/
ходил до Сусумана и летом и зимой. А зима -50 регулярно.
но вот не слышал , что кто то мёрз.
62
2
Ответить
конец туннеля
хорошая статья. И некоторые машины очень неплохие. Но Икарусы вспоминаю с содроганием. Ничего удивительного, что фирма испытала серьезные трудности после открытия границ - очередной товар, не выдерживающий...
Про Икарус вот не уверен. Вы в курсе, что в социаллистические времена их поставляли далеко не только в СССР - даже в США! Это был крупнейший в мире производитель автобусов.
Но возможно заточенность прежде всего на союз их и сгубила, сложно сказать. А возможно просто от конкурента западные компании избавились, как появилась возможность.
33
2
Ответить
Борис
Усть-Ордынский
Polovod
Икарусы не были холодными, у них печка отдельно от двигателя работала и кто не экономит на топливе, у того Ташкент в салоне был.
Верно я ездил и на пассажирских и на 256 шик лучше чем в отцовских жигулях, кстати в ПРАГЕ тоже довелось только пассажиром, а в остальных нет к сожалению, до сих пор мечтаю в татре и магирусе проехаться.
5
 
Ответить
   
Сообщений: 621
онСамый
Этот весь "железный занавес" был для населения и СМИ. Как в Снверной Корее сейчас, а на деле так же гнали ресурсы как и сейчас за бугор, но привозили не готовые авто как сейчас, а целые сборочные...
От железного занавеса тоже польза была, приоткрыли во время олимпиады 1980 и воуля сифилис и спид получили. Плюс занавес фильтровал информацию, к примеру граждане СССР не знали о таких движениях как панки, готы, эмо, хиппи. СССР не затронула сексуальная революция когда в Европе и США все беспорядочно сношались. Зарубежные фильмы попадали в советский прокат только самые лучшие, которые являются классикой мирового кинематографа. Так же и обстояло с музыкой, легендарная в США песня Элвиса Пресли "Blue Suede Shoes" не прошла цензуру в СССР. Почему?
Перевод припева песни:
Можешь сбить меня с ног,
Наступить на лицо,
Оклеветать меня на весь мир.
Делай всё что хочешь сделать, но нетушки,
Милая, держись подальше от ботинок.
Не наступай на мои голубые замшевые ботинки.
Делай что угодно, но отвяжись от моих замшевых ботинок.
Давай, киска!
Так что мы не стали свидетелями того как запад лихорадило в прошлом веке.
Про то что СССР гнал ресурсы за бугор полный бред, основной статьей дохода от экспорта было станки, оборудование, производство средств производства, металлургия, энергетика, машиностроение, нефте химическая промышленность где продавались уже готовые продукты, а не сырье. Вся добывающая, перерабатывающая промышленность а также тяжелая промышленность группы А в Китае, КНДР, Анголе и Индии построена советскими специалистами. Конечно в этих странах советских станков не осталось, но вся пром база была построена на советском оборудовании. Плюс СССР строил промышленные объекты в Африке, Ближнем Востоке, Азии, а также Кубе. И заметь Советский Союз никому ничего бесплатно не делал, некоторые страны рассчитывались природными ресурсами к примеру Ангола отдавала СССР золото и алмазы, Куба кофе и табак, Индия каучук и отменный чай. Некоторые предоставляли свои территории под военные базы. И сейчас нет нет, да слышим новости о том что наше правительство списывает какой то стране долг, чей это долг? Конечно долг перед СССР.
То что советский автопром был копиркой западного, так это партийная номенклатура вмешивалась в процессы разработки новых автомобилей. Да и не вижу ни чего критичного, взять японцев, тоже до 80-х копировали всё и вся, к примеру Toyota Crown 1971 года типичный закос под американские масклкары. Примеров таких можно привести десятки.
98
50
Ответить
ааа
Улан-Удэ
на БАМе ещё балластные тягачи ФАУН были на базе МАГИРУСА
7
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 10304
В Икарусе- гармошке было прохладно зимой...
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
10
10
Ответить
Борис
Усть-Ордынский
Sadnic
Тоже интересно почему в то время почти все дизельные моторы были воздушного охлаждения. И не скажешь, что слабофорсированные, Магирус вон 290 сил.
290 для 15литров сильная форсировка? а насчёт воздушного охлаждения они уже тогда в европе устарели, а наши их купили так как на охлаждайку разоришься и заводить легче в мороз быстрее согреешь без гаража
10
4
Ответить
Борис
Усть-Ордынский
Stelios
Марка вроде ЛИаз была
А сам ездил на нём? скука смертная малейшая горка пассажиры выходят и пешком коробка называется гмп2
12
6
Ответить
Ефим
Биробиджан
8597128
Зилы 131 с бензиновым подогревом встречал, ракетовозы
Не знал.
2
1
Ответить
Борис
Усть-Ордынский
fareast
хе хе да хах
видать вы совсем не в теме.
в курсах о таком понятии как "ПЕРЕЖОГ"
смотря где на севере не считали, а на юге не пережги
7
 
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 877
а РАФики где?! такие мягкие прикольные)
Мой отзыв: Toyota Mark II 1999
10
29
Ответить
 
Поребрик Сити
Сообщений: 5327
Leopard
Икарусы - тема..
Ток холодные зимой..
Зимой холодно, зато летом жарко.
А этот чудный запах соляры который валит в салон через рваную гармошку...
Пару раз в мороз ехал на теплом икарусе! Парадокс! Водитель не экономил топливо для обогрева салона))
От метро до дома ездил белый с зелёной полоской года так до 2010. Душевный аппарат.
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
20
6
Ответить
Ефим
Биробиджан
продавец железок
Автоваз молодцы сейчас - как-то шевелятся, политика "что ни сделай всё схавают" ушла как мне кажется у них с пришествием новых моделей.
Очень на это недебсь, но качество сборки было бы неплохо подтянуть.
9
 
Ответить
  
Нижний Новгород
Сообщений: 11648
Leopard
Икарусы - тема..
Ток холодные зимой..
Да,зимой кондратий в них да и завести порой было сложно.Поэтому зимой любил кататься на Лиаз.
http://рации-нн.рф установка и настройка раций и антенн в авто! Федералка М-7
4
2
Ответить
 
Поребрик Сити
Сообщений: 5327
Sadnic
Тоже интересно почему в то время почти все дизельные моторы были воздушного охлаждения. И не скажешь, что слабофорсированные, Магирус вон 290 сил.
Ну тут тема в чем. Исправно работающее воздушное охлаждение ничуть не хуже чем водяное. Температура ОЖ около 90 градусов. Горячо. Температура воздуха ну максимум 50. И его можно больше прокачивать чем воды.
Плюс воздушка легче и проще. Но это все при условии что система испоавна и хорошо сконструирована.
Запорожцы перегревались и зимой и летом( а вот Порше с воздушной носился как угорелый.
Да и помнить надо что эффективнее вдувать воздух под капот чем выдавать с точки зрения физики. А вот на запорожцах выдували.
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
11
3
Ответить
  
Нижний Новгород
Сообщений: 11648
Alex
Довелось управлять Икарусом пару лет, один из самых лучших автобусов, на которых ездил!
У нас в конце 80х были на маршрутах с коробкой автомат.
Было не много,скорее на обкатку привозили.
http://рации-нн.рф установка и настройка раций и антенн в авто! Федералка М-7
2
 
Ответить
   
Сообщений: 19911
Борис
смотря где на севере не считали, а на юге не пережги
опять хе хе да ха.
именно на севере и было тако понятие как пережог.
но если ты конечно Колыму за север не считаешь, то пардон.
скажу даже больше.
соляру то в основном и не сливали. ибо нах никому не нужна была.
Но. но тут в дела вступли такие штучки как ТАЛОНЫ.
к примеру . на Магирус зимой давали талоны на бензин. в сильные морозы можно было литть в соялру 76 бензин.в определённых пропорциях.
к то ли, а кто не лил.
а бензин уходил в личные жигули, хотя и потреблял 93.
прокладки , футорки , увеличиеные камеры сгорания. чего только народ не делал ради экономии.
хотя получал примерно рубле 700 .а бензин стоил копейки.
скажу ещё больше.
в отпуск ездили раз в 3 года. потом раз в 2.
Отец тогда работал ещё на Зиле. так вот в отпуске катались на своей машине. заправлялись исключительно талонами "сэкономленными" на работе,можно сказать бесплатно.
18
1
Ответить
  
Сообщений: 484
и что никто не напишет про Яву-на халяву?
Яву,Яву-взял я на халяву(це)
17
2
Ответить
  
Нижний Новгород
Сообщений: 11648
Вот этих хорошо помню.Хоть город у нас был закрыт для всего "ино" но техники вполне много было импортной.
Были даже Японские краны КАТО.
Кстати забыли в статье упомянуть Вольво которые закупались для поездок за границу как правило в кап страны.
http://рации-нн.рф установка и настройка раций и антенн в авто! Федералка М-7
10
 
Ответить
  
Voronezh
Сообщений: 14727
SSSMOKE
а смысл экономить топливо в СССР, когда оно стоило копейки
Водилы сливали топливо в конце смены, иначе если заехал с полным баком на базу, значит - не работал смену
бензин на закате СССР стоит 30-40коп за литр. это по цене равнялось 2 буханкам хлеба или литру молока. нифига не дешево. примерно как сейчас.
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Мой отзыв: Fiat Punto 2011
27
6
Ответить
   
Сообщений: 19911
Ивановка
Ну тут тема в чем. Исправно работающее воздушное охлаждение ничуть не хуже чем водяное. Температура ОЖ около 90 градусов. Горячо. Температура воздуха ну максимум 50. И его можно больше прокачивать чем...
в принципе надёжности наверное да , воздушное надёжней.
Но вот в плане заводки зимой уже проблемы.
если в жидкостное охлаждение можно врезать или котёл или электоподогрев, ( про пароподогрев ничего не пишу , помер, но был) то к примеру Магирусы заводили с помощью воздухо подогрева.
в условиях курпной автобазы в принципе нормально. но если одному, то придумывай, что хочешь.
причём у нас воздухоподогрев работал определённые часы. и если с утра опоздал прийти рано, то есть вариант не завести.
тогда беги на поклон к электрикам.
они берут приспособу называемую в простонародии фаус патрон. и делают прогрев мотора.
кстати классная штука.
автономный котёл имеет два патрубка.
одни вставляется в специальное отверстие на вентиляцию картера. ВХОД, а второй на ВЫХОД.
и так тёплый воздух внутри мотора и гоняется.
работает как маленький реактивный двигатель.

ну и отказ печки на трассе при больших минусах ничего хорошего не сулит в отличии от жидкостной системы.
как писал выше подобные случаи были и с ними как то боролись.
4
3
Ответить
   
Сообщений: 19911
krutsss
а РАФики где?! такие мягкие прикольные)
а рафики в забугряндии делали?
29
 
Ответить
  
Тюмень
Сообщений: 14068
При нынешней же модели экономики картина совершенно иная. Импорт несоизмеримо вырос, а экспорт стал «позорно» мизерным. За один из наиболее благополучных — 2012 год — ввоз легковых автомобилей в РФ, по данным Росстата, составил более миллиона штук, а грузовых — более 120 000. Даже с учетом открытия новых российских автопроизводств экспорт легковушек не превысил 125 000 штук, а грузовиков отправили за границу всего лишь около 23 000 экземпляров.
________________________________________________________________________________________________________________

У нас жигули ВАЗ-2101 стоили 5500р. В западных странах 1700$. И это при курсе $=60к.
Маркс (т.1,стр.272): "бюрократия имеет в своем обладании государство, это ее частная собственность"
6
4
Ответить
    
19-я республика
Сообщений: 53852
Ещё помню такие Икарусы
25
 
Ответить
Борис
Усть-Ордынский
fareast
опять хе хе да ха. именно на севере и было тако понятие как пережог. но если ты конечно Колыму за север не считаешь, то пардон. скажу даже больше. соляру то в основном и не сливали. ибо нах никому...
У меня отец тоже на зиле он перегружал его углем почти в 1.5 раза и делил рейс на 2 отписывался двумя сэкономленными талонами сам заправлялся либо легковушку как то так
2
 
Ответить
   
Алтайский край
Сообщений: 20
Неистовый вожак
Радиаторы салонных отопителей моментально демонтировались и колхозились в собственные легковые машины.
Работал я на 250 Икарусе 4 года. Впечатления от автобуса неплохие. В любой мороз ,если д/т нормальное, то тепло. Левая сторона отапливалась от системы охлаждения радиаторами. Правая сторона жарилась автономками, работающими на д/т. Если мороз не большой то автономку приходилось отключать, чтобы у пассажиров на обуви не отклеивалась подошва.
33
 
Ответить
   
Москва
Сообщений: 723
ScorpSp
От железного занавеса тоже польза была, приоткрыли во время олимпиады 1980 и воуля сифилис и спид получили. Плюс занавес фильтровал информацию, к примеру граждане СССР не знали о таких движениях как панки,...
Вам в КНДР надо, батенька.

Я сейчас вот скажу одно непопулярное мнение - савэцкие люди это ментальные рабы еще и гордящиеся рабством и нищетой. Все СНГ это по сути одна и тоже каша. Некрасиво такое говорить, но только после того как умрут все заставшие савэцкий союз граждане только тогда сформируется нормальная прослойка граждан, а не рабов. Вся надежда на молодежь, они уже другие, не ватные и это радует.
54
99
Ответить
     
Тюмень
Сообщений: 2757
Хорошая статья. Напоминание перед выборами, как можем жить снова?
21
3
Ответить
Борис
Усть-Ордынский
Борис
У меня отец тоже на зиле он перегружал его углем почти в 1.5 раза и делил рейс на 2 отписывался двумя сэкономленными талонами сам заправлялся либо легковушку как то так
насчёт соляры верно её мехнизаторы в землю сливали, а мой дядька как то обменял бочку бенза наверное 76 имеется ввиду зиловскую бензовозную цистерну на бутылку вот так
6
 
Ответить
 
Сообщений: 197
Борис
А сам ездил на нём? скука смертная малейшая горка пассажиры выходят и пешком коробка называется гмп2
Ну почему скука? Надо было назад уйти, в конец салона. И там, стоя, ждать неровностей дороги, коих в наше-то советское время было предостаточно. Лучше любого аттракциона в парке Горького. В некоторых случаях удавалось, при нашем детском росте, долететь головой до потолка...
41
 
Ответить
Alex
Хабаровск
rus013
У нас в конце 80х были на маршрутах с коробкой автомат.
Было не много,скорее на обкатку привозили.
Видел один такой!
1
 
Ответить
Борис
Усть-Ордынский
fareast
в принципе надёжности наверное да , воздушное надёжней. Но вот в плане заводки зимой уже проблемы. если в жидкостное охлаждение можно врезать или котёл или электоподогрев, ( про пароподогрев ничего не...
На магирусах же был подогрев воздуха и поддона картера, а что реально лучше татра или магирус?
1
 
Ответить
   
Сообщений: 621
StanBro
Вам в КНДР надо, батенька. Я сейчас вот скажу одно непопулярное мнение - савэцкие люди это ментальные рабы еще и гордящиеся рабством и нищетой. Все СНГ это по сути одна и тоже каша. Некрасиво такое...
Чем ваша молодежь лучше советских граждан? Ваши тинейджеры и правда не ватные, потому как они в подавляющем большинстве вообще ни какие. Молодежь которая не знает историю своей страны. Поймай подростка лет 16 на улице и спроси даты начала ВОВ, он в ступор впадет. И эта прослойка что целый час может делать снимки в сортирах напротив зеркала с утиными губами по вашему мнению создадут нормальную прослойку? Если советский человек по вашей теории нищий раб, то современная расиянская молодежь кто? Свободно-правильно мыслящие люди?
То что СССР был нищим то это бред, вспомнить хотя бы то чем советских людей подкупали когда крушили СССР, хлебом? квартирой? свободой? Или обещанием двух автомобилей Волга? Правильно. Только зажравшиеся могли мечтать о двух волгах.
Когда прекратится в стране влияние людей которые застали СССР, страна в буквальном смысле пойдет с молотка.
116
27
Ответить
   
Сообщений: 727
Прочитал статью и думаю - где же тот великий СССР, о распаде которого многие до сих пор горюют?! Малотоннажных грузовиков нет, магистральных грузовиков нет, автобусов нормальных нет, мотоциклов нет, стройку века БАМ, возводили при помощи самосвалов из загнивающего запада, легковых авто на всех не хватало. Коллапс какой-то хозяйственный)
39
59
Ответить
    
Атырау
Сообщений: 1049
Leopard
Икарусы - тема..
Ток холодные зимой..
А в детстве не любил Икарусы. Вечно вонючие, с жесткими сиденьями и вибрирующим орущим двигуном. То ли дело ЛиАЗ турист, мягкий, тихий.
9
33
Ответить
Шкода уже в те времена эксперименты проводила с 1.2, только турбу прикрутила куда позже)))
16
2
Ответить
  
Нижний Новгород
Сообщений: 11648
Неистовый вожак
Ещё помню такие Икарусы
Были такие но это наверное годов так до 80х их было время.
У нас были голубой раскраски они.
http://рации-нн.рф установка и настройка раций и антенн в авто! Федералка М-7
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!