Самым распространенным автомобилем на службе в ДПС России вот уже два десятилетия остается Лада. Легковые машины Волжского автозавода — главная рабочая сила рядовых инспекторов ГИБДД и младшего руководящего состава. Пожалуй, нет ни одного места в стране, где бы не нашлось патрульной Лады Приоры. Однако в дорожной полиции каждого региона есть и весьма необычные машины. На службе российской ГИБДД встречается все: от двухместных спорткаров и представительских седанов до почти музейных экземпляров и электрокаров.
В 1990-е и в начале 2000-х годов в системе МВД еще не существовало жестких рамок системы централизованных госзакупок и распределения по регионам. Часто ведомство могло и вовсе рассчитывать лишь на помощь региональных властей или меценатов. По этой причине на службе могли появиться автомобили практически любой модели и года выпуска, а региональные руководители ведомства, как могли, решали проблему с нехваткой материально-технического обеспечения.
Сегодня вектор изменился: власти желают унифицировать и централизовать распределение средств оснащения МВД по западному образу и подобию. В последние годы обязательным условием для закупки автомобиля в систему МВД является российская сборка. Выполнение государственного заказа часто выручало и сами заводы, особенно в случае затоваривания производственных мощностей машинами предыдущих годов выпуска. В поддержке местного производителя заинтересованы и региональные власти. На этом фоне логично выглядит, например, большая партия FIAT Linea/Albea на службе в Татарстане, Chevrolet Cruze в Санкт-Петербурге и, с натяжкой, VW Passat CC в Калуге.
Налетай, подешевело...
Иногда на службу в МВД попадают автомобили, которые по разным причинам застаиваются в автосалонах. Ведь по закону тендер на госзакупки выигрывает тот, кто предлагает меньшую цену. Так, нередки случаи торжественного вручения партии новых автомобилей не текущего года выпуска, а годовалых или двухгодовалых машин, которые не продать без солидного дисконта. Еще одним фактором может являться неудачная ценовая политика дилеров и общий провал продаж модели на рынке. Возможно, именно слабым спросом обусловлено поступление Nissan Teana в ряды региональной и столичной полиции уже после сворачивания их сборки на конвейере под Санкт-Петербургом.
Впрочем, во многих субъектах РФ и в наше время сохраняются черты былой специфики автомобильного парка. Несмотря на, казалось бы, единую систему финансирования и оснащения федеральной структуры МВД, в которую интегрирована ДПС, материально-техническая база различных регионов нашей страны сильно отличается. Так, например, самые простые по иерархии Ford Focus/Mondeo ЦСН* МВД будут пределом мечтаний для полицейских где-нибудь в Марий Эл.
* Центр специального назначения — подразделение ДПС, к основным задачам которого относится участие в организации и обеспечении беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения во взаимодействии с ФСО/ФСБ
Пожалуй, самый скандальный транспорт отечественных «гаишников» — спорткар Audi R8. Фото двухместного купе со среднемоторной компоновкой в характерном раскрасе, появившееся поздней осенью 2015 года, мгновенно разлетелось по интернету, а новостью о появлении необычного автомобиля поделились все местные и некоторые федеральные СМИ.
Мощный резонанс вынудил руководство ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области дать комментарии по факту появления на службе столь яркого, мощного и… дорогого автомобиля. По официальным данным, Audi R8 в ДПС безвозмездно передал для эксплуатации в тестовом режиме автосалон. По истечении полугода, поучаствовав в обеспечении безопасности ПМЭФ-2016, купе вернулось к первоначальному внешнему виду, однако в арсенале санкт-петербургской полиции остался еще один спортивный автомобиль.
Для прямого назначения
Несмотря на наличие во многих регионах мощных и быстрых автомобилей ДПС, российские полицейские крайне редко используют подобные машины в качестве «догонялок», наказывая нарушителей скоростного режима. В то же время Porsche 911 австрийской полиции, Lamborghini Gallardo их итальянских коллег или Mercedes-AMG GLE 63 S австралийского дорожного патруля служат именно в роли «перехватчиков». Впрочем, Lamborghini Gallardo итальянских блюстителей порядка подчас вызывает не меньшее любопытство туристов, чем архитектурные достопримечательности страны.
История появления в полиции Северной столицы суперкара штутгартского концерна уходит корнями в середину 2000-х. В управлении МВД появился новый дорогой немецкий спортивный автомобиль, получил цветографическую схему и приступил к патрулированию. Ну а автолюбители снова не поверили своим глазам!
Оказалось, что машину точно так же, как и Audi R8, на безвозмездной основе предоставил автосалон. Но десять лет назад социальные сети только зарождались, такого «хайпа» вокруг 911-го не возникло, и… автомобиль не забрали после «тестовой эксплуатации». Пережив не одну смену номерных знаков и несколько реинкарнаций внешнего вида, грозный 911 иногда патрулирует улицы и поныне.
Автомобили ДПС на Дальнем Востоке
Пожалуй, самый специфический автопарк ДПС — на Дальнем Востоке. Там до сих пор встречаются японские праворульные патрульные машины, многие из которых разменяли третий десяток лет: Toyota Crown, Corona, Corolla, Carina, Cresta, Chaser, Vista, Sprinter, Mark II, Camry и Land Cruiser, Honda Accord, Nissan Gloria, Terrano, Bluebird, Teana, Avenir, Laurel, Skyline… Годы идут, но японские машины на своем веку пережили немало отечественных «собратьев по цеху» и в утиль пока не собираются.
Audi A8 L
Загадочный Audi A8 L исчез из дорожной полиции Татарстана столь же внезапно, как и появился. Великолепный седан в кузове D4 относился к полку ДПС ГИБДД МВД по Республике Татарстан. Роскошный ингольштадтский флагман редко принимал участие в публичных мероприятиях МВД и всего несколько раз сопровождал колонны охраняемых лиц. Этот автомобиль поставил своеобразный «антирекорд» по нахождению на службе в ДПС: технически исправная машина не проработала в ГАИ и года, после чего ее передали в другое подразделение.
555-сильные кроссоверы BMW M-серии на службе ДПС Татарстана давно стали предметом гордости в Казани: изображение X6M на фоне главного здания ГИБДД мотивирует поступать на службу в полицию. Но в то же время внедорожники баварского концерна в полицейской окраске стали предметом мемов и коллажей в социальных сетях. Мощные машины используют на специальных мероприятиях, посвященных пропаганде безопасности дорожного движения, и в качестве флагманов сопровождения охраняемых лиц.
Впрочем, на службе ГИБДД Татарстана в ограниченном количестве стоят и обычные BMW X5 прошлого поколения. Большая часть приписана к спецбатальону ГИБДД, а одна базируется в Альметьевске. Подчас баварские машины патрулируют на республиканских трассах, удивляя водителей из других регионов.
Автомобили ДПС в Москве
Как и подобает столице, Москва в целом и ЦСН БДД МВД в частности имеют в своем распоряжении самые современные и дорогие автомобили. Кроме вышеперечисленных моделей марки Ford, в основном это свежие седаны бизнес-класса: Mercedes-Benz E-klasse (W212, W212 F), BMW 5-series (F10, F10 F), Audi A6 (C7, C7 F), а также более бюджетные Skoda Octavia (четвертое поколение). Есть на службе в ДПС столицы и полноразмерные внедорожники штутгартского концерна — Mercedes-Benz GL и M-klasse. Впрочем, M-klasse в качестве патрульных автомобилей встречаются и в Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Краснодарском крае, Новгородской, Московской, Тверской областях и некоторых других регионах.
Mercedes-Benz S-Klasse (W221)
Несколько Mercedes-Benz S-klasse на службе в Липецкой полиции появились в тот момент, когда 221-й кузов еще был актуальным в линейке штутгартского концерна — в конце 2000-х годов. Тем удивительнее было в качестве сопровождающей машины видеть представительский седан того же класса, что и машины высокопоставленных чиновников и других охраняемых лиц.
Любишь кататься…
Отдельной категорией расходов для ведомства является обслуживание подобных необычных и капризных к сервису машин. Если массовые модели в состоянии починить в любом сервисе, то обслуживание премиум-иномарок возможно лишь у официальных дилеров. В социальных сетях встречаются шуточные посты, когда партия дорогих полицейских машин приезжает на плановое ТО.
Шведские Саабы на рубеже веков были весьма популярным средством передвижения высших чинов милиции, однако в конце 2000-х годов подобных машин на службе остались единицы.
Тем более неожиданно увидеть Saab`ы различных поколений в Орловской полиции — динамичные и эффектные, но капризные в обслуживании машины из того времени, когда региональные отделы МВД еще не получали технику «под копирку».
Автомобили ДПС Калининграда
Казалось бы, именно в Калининграде должно быть много старых европейских машин. Действительно, долгие годы этот регион обладал большим парком подержанных автомобилей из Европы на службе в полиции. Однако в отличие от Дальнего Востока на сегодняшний день почти вся подобная техника списана. Новые флагманы ДПС Калининградской области — седаны отечественной сборки: Nissan Teana, Toyota Camry, BMW 5-series.
Chevrolet Caprice/Ford Crown Victoria
В 90-е годы в автопарке тогда еще милиции было не счесть американских патрульных машин, очень популярных и в США — «прожорливых» и неповоротливых Ford Crown Victoria и Chevrolet Caprice. Оснащенные автоматическими коробками передач, мощными моторами и прочими атрибутами чисто американской «роскоши», эти седаны обладали еще и огромным запасом прочности.
За два десятилетия на службе «янки» пережили не одну партию отечественных машин, а в некоторых уголках нашей страны подобные «динозавры» несут службу до сих пор! Хотя справедливости ради надо отметить, что столь редкие иномарки не участвуют в погонях, а выезжают в «свет» преимущественно по праздникам.
Mercedes-Benz S-klasse W140/W220
В середине 2010-х руководство МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области решило дать старым представительским седанам управления МВД вторую жизнь. Так, к примеру, цветографический раскрас патрульных автомобилей получили… Mercedes S-klasse в давно уже вышедших из производства кузовах W140 и W220. К слову, в Московской области тоже есть W220 ДПС, правда, куда более ухоженный.
Сложно сказать, целесообразно ли экономически обслуживать прожорливую и морально устаревшую немецкую машину, однако с эстетической точки зрения некогда роскошный седан с синими полосами полиции смотрится если не элегантно, то уж точно не совсем обычно. Особенно если вспомнить портрет типичного владельца 140-го S-класса в России начала и середины 90-х годов прошлого века.
Сложно представить себе внедорожник премиум-сегмента с более неоднозначной репутацией, чем подержанный Range Rover третьего поколения. Дорогая в обслуживании и капризная в эксплуатации английская машина способна разорить неудачливого владельца за один визит на ТО. По крайней мере, именно о таком положении вещей настойчиво твердят многочисленные форумы. Но полицейские из Уфы и Санкт-Петербурга эксплуатируют подобные автомобили более 10 лет и не верят в россказни. Или, может быть, им все равно, ведь ремонтируются автомобили явно не из кармана сотрудников.
Миниатюрный Mitsubishi i-MiEV, купленный для УГИБДД МВД по Республике Татарстан, на данный момент единственный электромобиль на службе в российском МВД. Стильный электрокар успешно рекламирует технологии завтрашнего дня в отделе пропаганды ГИБДД и почти бесшумно патрулирует улицы в весенне-летний период.
Автомобили ДПС в Крыму
С момента присоединения Крыма в рядах российской полиции появились необычные гибридные Toyota Prius. Большая партия японских хэтчбеков обеспечивает безопасность дорожного движения в Севастополе и соседних городах полуострова. А вот Феодосия может похвастать леворульной Toyota Verossa, флагманом местной ГИБДД. Появление матовой «бэушной» Verossa в автопарке Феодосии не вписывается в общую концепцию современного полицейского автомобиля в РФ. Однако жесткий дефицит техники в первые годы после вхождения в состав России позволил закрыть глаза на некоторую нетривиальность автомобиля.
Несмотря на существенный прогресс в вопросах прозрачности материально-технического обеспечения государственных структур, общие критерии выбора транспортных средств для полиции в нашей стране до сих пор далеки от западных. Простая по оснащению, неприхотливая, надежная и экономичная «рабочая лошадка» — вот краткое описание полицейского автомобиля в странах Европы. В России по-прежнему остаются определенные проблемы с пресловутой «золотой серединой»: «базовый» автомобиль ДПС — вроде той же Приоры — подчас недотягивает до уровня современного и безопасного помощника полицейского, зато в штате ГИБДД частенько встречаются дорогие или попросту нецелесообразные патрульные машины.