Десять лет назад — в марте 2007 года — на «АвтоВАЗе» стартовало производство легковой модели Lada Priora, продолжательницы истории «десятки». Первым делом появился седан, потом хэтчбек и универсал. Семейству выпала честь «обкатать» некоторые новые для марки технические решения и войти в топ национального рейтинга популярности. Но с 2015 года началась деградация: на сегодня линейка свернулась до первоначального седана с ограниченным выбором версий, а в следующем, 2018 году, выпуск этой модели прекратится. Так получилось, что развитие производства на «АвтоВАЗе» пошло на основе совсем другого «семенного» фонда. Тем не менее Lada Priora была и остается заметным явлением среди российских автомобилей эконом-класса.
Если вспомнить хронологию событий, семейство Lada Priora еще на стадии опытных образцов в 2003 году продвигалось с целью исправить (или подправить) многие недостатки «десятого» семейства — от дизайна до ходовых качеств. По данным производителя, на существующей платформе внедрили более тысячи изменений и доработок, а многое еще было сделано в процессе серийного выпуска в последующие годы.
Очертания «десятки» угадывались в основном в центральной части кузова, тогда как новые крылья, бамперы, капот, багажник, светотехника хоть и не сделали машину абсолютно другой внешне, но эволюционно преобразили облик наследника. Конечно, получилось неоднозначно и не бесспорно. Некоторым, например, большеглазая облицовка казалась неуместно женственной и наивной по сравнению с колючим узким разрезом фар предшественника. Но главное — свет новых фар оказался эффективным. Изменилась передняя панель салона: вместо «десяточного» андеграунда появилась более традиционная для массовых моделей структура. Несмотря на итальянское происхождение (студия Carcerano), панель была простовата по виду, но изготовлена с применением более качественных «сортов» пластика. Правда, сие обстоятельство не изжило проблемы со скрипами в салоне, да и комфорт «рыхловатых» сидений для многих владельцев не прибавлял оптимизма.
Продажи LADA Priora
Для начала немного показательных цифр из биографического досье. С 2009-го по 2012 год Lada Priora занимала исключительно верхние строчки в списке продаж. Пик славы пришелся на 2011 год — реализовано (по данным АЕБ) рекордных 138 697 экземпляров, что обеспечило второе место в общем зачете (нынешним лидерам до таких показателей ох как далеко). В 2012 году модель и вовсе возглавила список, но уже с результатом около 126 тысяч проданных машин, а в следующем году произошел невероятный отход на восьмое место с результатом всего немногим более 57 тысяч разошедшихся по стране автомобилей (сокращение более чем в два раза). Причем на это время пришелся рестайлинг и дальнейшая модернизация модели. Но это не спасло от неминуемого краха — девятое место в 2014 году, потом 13-е, а в 2016-м — и вовсе откат на 23-е место со скромными 17 тысячами реализованных автомобилей.
Определенный шаг вперед был сделан по комплектации, поскольку изначально все Приоры уже в базе оснащались хотя бы водительской подушкой безопасности, а электроприводы стекол и зеркал, подогрев сидений, кондиционер, подлокотники, дистанционный ключ или электрозамок багажника отнюдь не были принадлежностью только люксовых версий. Консервативный гидроусилитель руля еще присутствовал, но его стал вытеснять модный электроусилитель. Поначалу он работал не без капризов, но потом все же втерся в доверие к владельцам, посчитавшим его в итоге более удобным и менее прихотливым (не надо следить, не дает «течи» и пр.).
По моторной части особенностью стало использование двигателей только объемом 1,6 л, хотя сначала в базовом исполнении предлагался хорошо известный инжекторный 1,6-литровый 8-клапанник мощностью 81 л.с. с хорошей приемистостью: максимальный момент в 120 Нм достигался при 2700 оборотах. И все же не он определил основной силовой портрет автомобиля на долгие годы выпуска.
Прогресс заключался в появлении нового двигателя ВАЗ-21126 — мощностью 98 л.с. (при 5600 об/мин) и пиковым значением крутящего момента 145 Нм при 4000 оборотах. Такой мотор наделял Приору более живыми динамическими качествами: с разгоном до «сотни» за 11,5 секунды, но главное — с очевидным запасом мощности на высоких скоростях. При этом в нормальных условиях движения двигатель отличался малым аппетитом: в трассовых режимах реальный расход мог и не превысить пяти литров, в смешанном — шести-семи литров.
Правда, общую картину от «боевого» силового агрегата портили и новые эксплуатационные реалии. Двухвальная 16-клапанная ГБЦ с ременным приводом не исключала преждевременный обрыв ремня, например, из-за заклинившей помпы или натяжного ролика, а такое событие приводило к встрече клапанов с поршнями и довольно дорогостоящему ремонту (25 тысяч рублей и дороже). Не всегда и сами ремни могли «выхаживать» положенный срок (не менее 100 тысяч км). Конструкция ГРМ включает гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, поэтому лишний раз «лезть» в мотор для регулировок не требовалось. Но сами компенсаторы могли стать причиной для дорогостоящего ремонта: не исключалось «зависание» одного или нескольких с необходимостью замены даже при своевременном обслуживании с использованием качественного масла.
Двигатель не усложнен системами изменения фаз газораспределения или непосредственного впрыска топлива, но и без того назвать его простым по сравнению с предшественниками нельзя. В первую очередь по электронной части: одних только датчиков в системе управления насчитывается с десяток, а еще четыре индивидуальных катушки зажигания, электронное управление дроссельной заслонкой и даже такая экзотика, как электромагнитный клапан продувки адсорбера — компонента, необходимого для соответствия повышенным нормам экологичности.
В общем, без досадных «глюков» в богатом электронном хозяйстве Приоры не обошлось, а замена каких-то датчиков на новые не всегда приводила к положительному результату с первого раза — причиной чему был брак запчастей. Есть даже случаи применения владельцами «неродных» компонентов, например, когда капризный датчик температуры меняется на датчик от какого-либо японского автомобиля. В ряде случаев неисправность «не по гарантии» устраняется отнюдь не малой кровью: так, замена датчика массового расхода воздуха обойдется в районе 4000 рублей.
Кроме того, не все в порядке оказалось и сугубо по механической части. Принципиальная конструкция подвески осталась прежней, в основе чего лежала еще «советская» разработка для ВАЗ-2108. Впереди — McPherson с амортизационными стойками, поперечными коваными рычагами, диагональными растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости с креплением к рычагам через короткие «линки». Подвеска сзади — полунезависимая, с торсионной балкой. Основными отличиями стали другие характеристики амортизаторов и пружин, а также более жесткий стабилизатор поперечной устойчивости. Все эти переделки сделали шасси Приоры более сбитым, но с некоторым ущербом для комфорта. Впрочем, в рамках индивидуальной эксплуатации владельцы могли как угодно изменить демпфирующие и прочие свойства «ходовки», например, подбором определенных амортизаторов, пружин, изменением схемы крепления стабилизатора и тому подобными тюнинговыми хитростями.
По сути, Lada Priora вышла на рынок еще в «сыром» виде и предполагала доработку уже в ходе серийного производства, причем в области такой важной составляющей, как пассивная безопасность. Об этом свидетельствует и независимый краш-тест, проведенный журналом «Авторевю» по методике EuroNCAP — с фронтальным ударом на скорости 64 км/ч о сминаемый барьер с перекрытием 40%.
По результатам теста седаны 2007 года выпуска могли претендовать лишь на две звезды из пяти: по набранным баллам (5,7 из 16 возможных) Приора мало отличалась от ВАЗ-2110 (4 балла) и Калины (5,6 балла). И только версия «Люкс» с усиленным кузовом, двумя фронтальными подушками и ремнями безопасности с преднатяжителями показала более высокую защиту водителя и пассажира — 10,56 балла. На тот момент это соответствовало трем звездам по версии EuroNCAP и примерно равнялось уровню безопасности таких иностранных одноклассников, как Renault Logan (12 баллов) или Chevrolet Lanos (10,5 балла). В первой половине 2008 года «АвтоВАЗ» завершил модернизацию кузова Приоры для всех версий: с внедрением более 30 новых усиленных элементов (моторный щит, передние стойки, крыша, дверные брусья и др.), однако в базовой комплектации по-прежнему оставалась только одна фронтальная подушка безопасности.
Как уже говорилось выше, в конструкцию Приоры вносились различные изменения и доводки уже после начала серийного производства, однако наиболее заметное преображение пришлось на 2013–14 годы. Автомобиль получил задние фонари со светодиодными секторами, обновленный интерьер с видоизмененной передней панелью и мультимедийной системой, ESP, двигатель ВАЗ-21127 мощностью 106 л.с., а также доработанную механическую коробку с тросовым приводом.
Изначально коробка передач серии 2180 Приоре досталась по наследству от предыдущих поколений переднеприводных моделей ВАЗ. То есть агрегат с устаревшим приводом через тяги с нижним расположением механизма выбора передач внутри корпуса. Если с «подвыванием», вибрациями и «разболтанностью» рычага мирились как с неизбежностью, то подтеки масла через стык или сальник штока «доставали» владельцев первых Приор» изрядно. С 2012 года модельный ряд «АвтоВАЗа» начинает примерять коробку серии 2181 — с тросовым приводом, новым механизмом выбора передач, усовершенствованными синхронизаторами и рядом других изменений. Разумеется, «Приора» тоже включилась в этот процесс реформирования, более того, модель стала дебютной платформой для внедрения функционально иного трансмиссионного агрегата.
В 2014 году Lada Priora совершает маленькую «робототехническую» революцию, став первой серийной моделью завода с автоматизированной механической трансмиссией собственной разработки (ВАЗ-2182). До этого другая модель — Lada Granta — уже вовсю продавалась с японским гидромеханическим «автоматом», но для Priora подготовили нечто попроще, более доступное, экономичное и почти «свое». Хотя по соображениям престижа «робот» устанавливали только с наиболее мощным (и дорогим) 106-сильным двигателем.
Принципиально вазовский «робот» повторял конструкцию недорогих зарубежных «коллег», до того известных, например, по легковым моделям Peugeot. Основная часть коробки может ремонтироваться как обычная «механика», а вот импортная мехатроника «объявлена» необслуживаемой, срок ее работы заявлен (но не гарантирован) на десять лет, а в случае выхода из строя узел меняется целиком. Вазовский «робот» по сравнению с исходной «механикой» потяжелел всего на 5 кг, не потребовал перенастройки шасси и легко адаптировался на другие заводские модели. Собственно, Priora так и осталась в роли «стартовой площадки», поскольку в дальнейшем все удовольствия от «робота» стали вкушать в основном покупатели Granta, Kalina и Vesta.
В конце 2015 года линейка Lada Priora лишилась хэтчбека и универсала, а с 2016-го семейство предлагается в сильно урезанном и упрощенном виде — исчезли варианты с автоматизированной механической трансмиссией и вернулась базовая версия с 8-клапанным двигателем. На сегодня предложение открывает «забытый» вариант с мотором 87 л.с. в комплектации Standart — за 400 000 рублей. В эту стоимость входят подушка безопасности только для водителя, ABS, усилитель экстренного торможения, дневные ходовые огни, электроусилитель руля, борткомпьютер, салонный фильтр, передний и задний подлокотники, регулировка руля и водительского кресла по высоте, передние электростеклоподъемники.
Остальные четыре версии по-прежнему оснащаются 106-сильным двигателем и только «ручной» коробкой передач. Это версия Norma (охранная сигнализация, защита двигателя, диски на 14 дюймов, дистанционный ключ, зеркала с электроприводом и обогревом) — 440 600 рублей, версия Norma Climate (климат-контроль, подогрев сидений) — 481 000 рублей, а также парочка «имиджевых» версий White Edition и Black Edition. В последнем случае машины оснащены на уровне Norma Climate с дополнительными литыми дисками на 15 дюймов и в соответствующем цвете кузова. Цены в обоих случаях — 500 000 рублей.
Ориентировочная стоимость некоторых стандартных запчастей и агрегатов для Lada Priora (в руб.)
Двигатель ВАЗ-21126 (98 л.с.), без навесного/в сборе | 60 000/87 000 |
ГБЦ в сборе (дв. ВАЗ-21126) | 23 000 |
Датчик массового расхода воздуха | 3400 |
Датчик скорости | 900 |
Сцепление в сборе | 3200–4300 |
Привод в сборе | 3700–5100 |
ШРУС наружный | 1600–2250 |
Стойка амортизационная передняя | 2100–2600 |
Опора стойки верхняя | 1200 |
Пружина передняя | 1100 |
Амортизатор задний | 1300 |
Фара в сборе | 4200 |
Задний фонарь в сборе (седан), до рестайлинга/после | 1350/2350 |
Крыло переднее | 4300 |
Крыло заднее (седан) | 6700 |
Капот | 9100 |
Бампер, до рестайлинга/после | 2300/4200 |
Подушка безопасности водителя | 4300 |
Щиток приборов (до рестайлинга) | 4500 |
Мотор отопителя с вентилятором | 1500 |
Отзывы владельцев:
Lada Priora (хэтчбек, 2009 г., 98 л.с., МКП)
Lada Priora (хэтчбек, 2012 г., 98 л.с., МКП)
Lada Priora (хэтчбек, 2015 г., 106 л.с., АМТ)
Lada Priora (седан, 2012 г., 98 л.с., МКП)
Lada Priora (седан, 2015 г, 106 л.с., АМТ)
Lada Priora (универсал, 2009 г., 98 л.с., МКП)
Lada Priora (универсал, 2014 г., 98 л.с., МКП)