«Модульная платформа» — одно из самых модных выражений в современном автопроме. Электромобили и беспилотники — это надежды на будущее. Главная надежда индустрии в настоящем — своеобразные конструкторы, позволяющие быстро и недорого разрабатывать и запускать в производство модели самых разных классов. В числе марок, которые уже успели доказать, что это перспективный подход, — почти все мировые автоконцерны первой величины.
Одна или несколько успешных и востребованных моделей не могут гарантировать автомобильной марке перспектив, как это было раньше. Это путь в никуда. В современном автомобильном мире выживают только масштабные платформы, на которых можно создавать широкую гамму автомобилей подо все мировые рынки. Замыкаться на «национальных особенностях» определенного сегмента отдельно взятой страны — это способ быстро потерять все вложения.
Подготовку этой статьи мы начали с того, что отмотали время на 110 лет назад, когда автопром впервые начал использовать приемы, которые можно назвать «платформенным» инжинирингом. Но сначала давайте определимся с самим термином.
Что называют платформой?
Платформой в автопроме называют общий набор решений — конструктивных, дизайнерских и производственных, — которые рассчитаны на создание нескольких моделей автомобилей, часто разных классов или марок. Если у тех или иных автомобилей одинаковые моторы и трансмиссии — это еще не платформа. Основная идея «платформенного» подхода к производству предполагает, что инженерам не требуется каждый раз заново просчитывать, скажем, ключевые силовые элементы кузова. Основа заранее готова — дальше фантазируй. Выигрыш заключается, конечно, в экономии денег и времени на создание новинки.
Плюсы «платформенного» подхода не ограничиваются этапом разработки. Еще важнее — организация производства. Модели одной платформы могут идти по конвейеру вперемешку, и рабочему не надо особо задумываться об их различиях. Все операции стандартизированы. Причем в современном мире концерны, как правило, имеют несколько сборочных предприятий в разных странах мира. Если нужно быстро перенести производство модели из одной страны в другую — проблем никаких. Все необходимое оборудование уже есть на месте, персонал обучен. При условии, конечно, что заводы производят модели на общей платформе.
С точки зрения потребителя важнее другое. Машины одной платформы имеют родство на уровне «генов». Степень родства бывает разной. Иногда модели настолько близки, что одинаково ведут себя на дороге и обладают схожим уровнем надежности. Правда, это может быть и минусом. Одной из проблем «платформенного» инжиниринга считается то, что если у той или иной разработки обнаруживается серьезное «врожденное заболевание», то под отзыв рискует попасть огромное количество машин.
Может показаться, что платформы придуманы для того, чтобы дурить потребителей, выпуская одинаковые по сути модели в несколько разной «упаковке». Таких примеров в истории было немало, но если проследить за эволюцией автомобильных платформ, то выясняется, что автопром вынес серьезные уроки из всех неудачных случаев унификации. И к началу XXI века «платформенное» автомобилестроение превратилось в единственно верный подход.
Считается, что компания General Motors стала использовать нечто вроде платформы еще в 1908 году. Стоит отметить, что на заре автомобилестроения часто бывало так: автопроизводитель создает только раму, шасси, мотор и трансмиссию, ну а кузов каждый покупатель заказывает отдельно, в стороннем ателье. То есть существование разных моделей на общей «тележке» было характерно для любых марок. Но концерн GM в числе первых задумался о том, как наиболее рационально применять ранее созданные инженерные решения для упрощения разработки новинок.
Идея выпуска нескольких моделей на общей платформе приобрела современные очертания лишь в послевоенные годы, когда на европейском рынке «выстрелили» массовые малолитражки и, в частности, Citroen 2CV. В 1961 году французы берут шасси от этого бестселлера, «нахлобучивают» на него более современный кузов, придумывают новое имя (Citroën Ami) и успех превосходит все ожидания. Новинка становится самым продаваемым автомобилем во Франции на тот момент. Следом по той же схеме создается Citroen Dyane, который тоже имел большой успех.
В те же годы в Америке GM идет еще дальше и запускает в производство целую гамму соплатформенных моделей: Pontiac LeMans, Buick Skylark, Oldsmobile Cutlass и др. Эта платформа получила имя Y-body. С той поры производство целой гаммы моделей на единой платформе становится общим местом для многих марок.
C 70-х годов американцы начинают практиковать так называемый бейдж-инжиниринг. Это вывод на рынок автомобиля, являющегося полным клоном уже существующей машины, но под другим названием. Таких примеров и сегодня полно. Технических отличий — никаких или почти никаких, а разница заключается в «бейдже», точнее, в эмблеме на носу. Бытовало мнение, что это совсем уж дурной тон, но в наши дни все к этому привыкли. Никто особо не возмущается, например, что Lada Largus — не что иное, как универсал Dacia Logan MCV.
Следующей вехой в развитии автомобильных платформ следует признать коллективный проект, который в 1978 году основали четыре марки: Fiat, Lancia, Alfa Romeo и Saab (кстати, Альфа в то время еще не вошла в состав Фиата). Коллаборация получила название Tipo 4. Это был уже системный подход к проектированию общей платформы: компании объединились, чтобы потратить следующие шесть лет на совместную разработку своих флагманских седанов. В итоге проект «рассыпался», но свет все-таки увидели Saab 9000, Fiat Croma, Lancia Thema и Alfa Romeo 164, которые на момент выпуска оказались все же сильно отличающимися друг от друга! Последнюю роднило с остальными лишь шасси (да и то с оригинальными деталями и настройками) и ряд скрытых от глаз «мелочей» (вроде моторчика «печки», например). У моделей Saab, Fiat и Lancia было больше взаимозаменяемых запчастей. Однако не стоит путать это с бейдж-инжинирингом. Платформа изначально создавалась общими усилиями.
Из современных аналогий можно привести Toyota GT86 и Subaru BRZ. Это одна и та же модель, но неверным будет упрекнуть ее создателей, что они взяли Тойоту и заменили логотип на Субару или наоборот. Обе фирмы участвовали в разработке модели более-менее на равных, так что никто тут не пускает пыль в глаза перевешиванием «бейджей».
Кстати, о японцах. Их вклад во всемирную эволюцию платформ заключается в том, что именно они показали всему миру, как на одной платформе можно создавать массовые и люксовые модели и этим отвоевать огромную долю рынка. В конце 80-х одна за другой появляются марки Acura, Infiniti и Lexus, которые изначально были рассчитаны на максимальную унификацию с основными модельными линейками Honda, Nissan и Toyota соответственно.
В начале нового века автопроизводители стали проявлять виртуозное мастерство, создавая на общей платформе совершенно разные и при этом успешные модели. Каждая со своим характером и индивидуальными преимуществами. Скептики, сетовавшие на то, что платформы убивают разнообразие, впервые стали позитивно отзываться о «платформенном» инжиниринге. Многих тогда впечатлила троица — Ford Focus, Mazda3 и Volvo S40. Еще более удачный пример платформенного подхода — Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne.
Теперь настало время для следующего шага: платформы в прежнем понимании этого слова сейчас явно уступают место модульным разработкам, которые представляют собой уже нечто большее.
Платформа в традиционном понимании этого термина предполагает общие элементы конструкции среди машин, схожих по габаритам и массе. Каждая новая модель может несколько отличаться от прежних длиной колесной базы и шириной колеи (не говоря уже о дизайне), но простор для вариаций обычно довольно невелик. Иногда компаниям требуется скомбинировать элементы автомобилей, созданных на разных платформах, и это оборачивается проблемами: конструкции несовместимы. Это не рационально. В современных модульных платформах эту проблему удалось решить.
Модульные «тележки», получившие распространение в автопроме в последние годы, заменяют собой не одну платформу, а сразу несколько. Автомобиль разбит на зоны, каждая из которых может меняться в определенных пределах, но все заранее продумано так, чтобы детали между собой стыковались. Обычно этот подход к проектированию сравнивают с детским конструктором: выбираешь из набора готовых кубиков нужные части и просто соединяешь.
Концерн Volkswagen начал применять модульную платформу MLB в 2007 году, когда это еще не было мейнстримом. Первые годы на этой базе создавались только средние и крупные модели Audi и Porsche с продольным расположением двигателя. Идея себя оправдала, и потом была создана платформа MQB для компактных и среднеразмерных машин с поперечным расположением мотора. С той поры модульные платформы стали магистральной линией развития всех фольксвагеновских машин и не только. Примеру немцев очень быстро последовали почти все ключевые игроки глобального авторынка. Среди них Daimler, Toyota, Nissan, PSA и многие другие, не менее крупные имена.
Без модульной платформы автопроизводителю сегодня приходится очень туго. По крайней мере если он планирует продавать много, во многих классах и по всему миру. Выигрыш в деньгах оказывается существенным. Рассчитано, что 60% расходов при проектировании автомобиля уходит на разработку зоны от переднего колеса до педали газа. То есть главное — это размещение мотора и трансмиссии, узлов рулевого управления и крепежных мест передней подвески. Именно эта зона в модульной платформе является единственной неизменяемой. Все остальное — гибко.
Так что неверно думать, что нынешняя унификация ставит слишком много ограничений. Если сравнивать с прежними платформами, то модульные конструкции — свободнее. Они позволяют создавать на одной базе автомобили, имеющие огромные отличия по размерам и ходовым качествам. Так, на одной платформе Volkswagen теперь уживаются небольшие Audi A4 и Q5 вместе с флагманами А8, Bentley Bentayga и даже Lamborghini Urus!
Успех платформы определяется количеством созданных на ее основе моделей. По этому показателю модульные «тележки» обещают заткнуть за пояс прежние. Впрочем, пока модульные платформы еще только набирают обороты, в число самых растиражированных разработок на данный момент входят и «обычные» платформы.
От каждого концерна или альянса производителей мы выбрали по одной платформе, на которой выпущено наибольшее число моделей. По этой причине в наш рейтинг попала фольксвагеновская платформа PQ35 (19 моделей) и не попала модульная платформа MQB (17 моделей, включая нынешние поколения Volkswagen Golf и Tiguan, свежий кроссовер Skoda Kodiaq, а также Audi TT, A3 и др.). Но уже известно, что в ближайшие годы MQB станет самой массовой платформой Volkswagen, поскольку на ее основе выпустят еще как минимум 7 машин.
Пока же девятка самых растиражированных платформ автопрома выглядит так (по возрастанию числа моделей):
GM Delta II
Baojun 560 (2013 – н.в.)
Buick Verano (2011 – 2016)
Cadillac ELR (2013 – 2016)
Chevrolet Cruze (первое поколение)
Daewoo Lacetti Premiere, Holden Cruze (2008 – 2016)
Chevrolet Orlando (2011 – н.в.)
Chevrolet Volt (первое поколение, 2010 – 2015)
Opel Ampera (2010 – н.в.)
Opel Astra J/Buick Excelle XT (2009 – н.в.)
Opel Cascada (2013 – н.в.)
Opel Zafira C (2011 – н.в.)
Ford EUCD
Ford Galaxy (второе поколение, 2006 – 2015)
Ford Mondeo (третье поколение, 2007 – 2014)
Ford S-MAX (первое поколение, 2006 – 2015)
Land Rover Discovery Sport (2015 – н.в.)
Land Rover Freelander 2 (2007 – 2014)
Range Rover Evoque (2011 – н.в.)
Volvo S60/V60 (2010 – н.в.)
Volvo S80 (второе поколение, 2006 – 2016)
Volvo V70 (третье поколение, 2007 – 2016)
Volvo XC60 (2008 – 2017)
Volvo XC70 (2007 – 2016)
Hyundai–Kia Y6
Hyundai Aslan (2014 – н.в.)
Hyundai Grandeur V/Azera (2011 – 2016)
Hyundai i40 (2011 – н.в.)
Hyundai Mistra (2013 – н.в.)
Hyundai Santa Fe III (2012 – н.в.)
Hyundai Sonata VI/i45 (2009 – 2014)
Kia Cadenza/K7 (2010 – 2016)
Kia Carnival III/Sedona (2014 – н.в.)
Kia Optima III (2010 – 2015)
Kia Sorento II (фейслифт, 2012 – 2015)
Kia Sorento III (Prime, 2014 – н.в.)
Renault–Nissan C platform
Nissan Lafesta (2004 – 2012)
Nissan Qashqai (первого поколения, 2006 – 2013)
Nissan Rogue (2007 – 2014)
Nissan Sentra (шестое поколение, 2007 – 2012)
Nissan Serena/Suzuki Landy (2005 – н.в.)
Nissan X-Trail (второе поколение, 2007 – 2013)
Renault Fluence (2009 – н.в.)
Renault Kangoo (второе поколение, 2007 – н.в.)
Renault Koleos (первое поколение, 2007 – 2015)
Renault Megane (второе поколение, 2002 – 2009)
Renault Megane (третье поколение, 2008 – 2016)
Renault Scenic (второе поколение, 2003 – 2009)
Renault Scenic (третье поколение, 2009 – 2016)
Fiat–GM Small platform (SCCS)
Alfa Romeo MiTo (2008 – н.в.)
Fiat 500L (2012 – н.в.)
Fiat 500X (2014 – н.в.)
Fiat Doblo (второе поколение, 2010 – н.в.)
Fiat Fiorino/Qubo (2007 – н.в.)
Fiat Grande Punto (2005 – н.в.)
Fiat Linea (2006 – 2015)
Fiat Tipo/Egea (2015 – н.в.)
Fiat Toro (2016 – н.в.)
Jeep Compass (2016 – н.в.)
Jeep Renegade (2014 – н.в.)
Opel Adam (2012–н.в.)
Opel Combo D (2011 – н.в.)
Opel Corsa D (2006 – 2014)
Opel Corsa E (2014–н.в.)
Mitsubishi GS platform
Chrysler 200 (2010 – 2014)
Chrysler Sebring кабриолет (2007 – 2010)
Chrysler Sebring седан (третье поколение, 2006 – 2010)
Citroen C4 Aircross/Peugeot 4008 (2007 – 2012)
Citroen C-Crosser/Peugeot 4007 (2007 – 2012)
Dodge Avenger (2007 – 2014)
Dodge Caliber hatchback (2006 – 2012)
Dodge Journey/Fiat Freemont (2008 – н.в.)
Jeep Compass (первое поколение, 2006 – 2016)
Jeep Patriot (2006 – 2016)
Mitsubishi ASX/RVR/Outlander Sport (2010 – н.в.)
Mitsubishi Delica (2007 – н.в.)
Mitsubishi Eclipse Cross (2017 – н.в.)
Mitsubishi Grand Lancer (Тайвань и Китай, 2017 – н.в.)
Mitsubishi Lancer (2007 – 2016)
Mitsubishi Outlander (2006 – 2012)
Proton Inspira (2010 – 2015)
Toyota New MC platform
Lexus CT (2011 – н.в.)
Lexus HS (2009 – н.в.)
Lexus NX (2014 – н.в.)
Scion tC (второе поколение, 2010 – н.в.)
Scion xB (второе поколение, 2007 – 2015)
Toyota Alphard (второе поколение, 2008 – 2015)
Toyota Auris (первое и второе поколения, 2006 – н.в.)
Toyota Avensis (третье поколение, 2009 – н.в.)
Toyota Corolla (десятое и одиннадцатое поколения, 2006 – н.в.)
Toyota Harrier (2013 – н.в.)
Toyota Mark X Zio (2007 – 2013)
Toyota Previa (третье поколение, 2006 – н.в.)
Toyota Prius (третье и четвертое поколения, 2009 – н.в.)
Toyota Prius V (2011 – н.в.)
Toyota RAV4 (третье и четвертое поколения, 2005 – н.в.)
Toyota Sai (2009 – н.в.)
Toyota Verso (2009 – н.в.)
Chrysler B platform
Chrysler Cordoba (первое поколение, 1974 – 1979)
Dodge 220 (Канада, 1963 – 1964)
Dodge 330 (1962 – 1964)
Dodge 440 (1963 – 1964)
Dodge Charger (первое-пятое поколения, 1966 – 1978)
Dodge Coronet (пятое-седьмое поколения, 1965 – 1976)
Dodge Dart (1961 – 1962)
Dodge Magnum (1977 – 1979)
Dodge Monaco (1976 – 1978)
Dodge Monaco (пятое поколение, 1989 – 1992)
Dodge Polara (1961 – 1964)
Eagle Premier (1987 – 1991)
Plymouth Belvedere (1962 – 1970)
Plymouth Fury (1962 – 1964)
Plymouth Fury (седьмое поколение, 1975 – 1978)
Plymouth GTX (1967 – 1971)
Plymouth Road Runner (первое-пятое поколения, 1968 – 1975)
Plymouth Satellite (первое-третье поколения, 1964 – 1974)
Plymouth Savoy (1962 – 1964)
Volkswagen PQ35 (A5)
Audi A3 (второе поколение, 2003 – 2013)
Audi Q3 (2011 – н.в.)
Audi TT (второе поколение, 2006 – 2014)
SEAT Altea (2004 – 2015)
SEAT Leon (второе поколение, 2005 – 2012)
SEAT Toledo (третье поколение, 2004 – 2009)
Skoda Octavia (второе поколение, 2004 – 2013)
Skoda Yeti (2009 – н.в.)
Volkswagen Beetle (A5, 2011 – н.в.)
Volkswagen Caddy (третье поколение, 2004 – н.в.)
Volkswagen Eos (2006 – 2015)
Volkswagen Golf (пятое поколение, 2004 – 2009)
Volkswagen Golf (шестое поколение, 2008 – 2013)
Volkswagen Golf Plus (2005 – 2009)
Volkswagen Jetta (пятое поколение, 2005 – 2011)
Volkswagen Jetta (шестое поколение, 2010 – 2017)
Volkswagen Scirocco (2008 – н.в.)
Volkswagen Tiguan (первое поколение, 2007 – 2016)
Volkswagen Touran (первое поколение, 2003 – 2015)
Есть мнение, что в современных автомобилях не осталось души, и одна из причин — в том, что их разрабатывают на скорую руку, используя готовую платформу. Вроде как все это надувательство, попытка впарить один продукт под видом другого. Наверное, в каких-то случаях это справедливо. Но возьмем, допустим, Porsche Macan. Не будь у Фольксвагена платформы MLB, позволяющей создавать в том числе и такие любопытные кроссоверы, на этом свете было бы одним хорошим Porsche меньше. Поэтому будем надеяться, что модульные платформы преподнесут нам в ближайшие годы еще много не менее интересного.