С ребятами из Wasabi Classics мы познакомились давно, на одном из мероприятий российского офиса Mazda, где их творение трудилось в качестве гоночного такси. Однако в гости к ним попали только сейчас — ателье наконец-то переехало в просторную мастерскую, в которой даже нашлось место для небольшого шоу-рума. Большинство из автомобилей здесь предназначено для продажи, однако самые интересные экземпляры реставраторы приберегают для себя — они собирают коллекцию роторных машин Mazda. На данный момент в ней 11 автомобилей — c 1970-го по 2011 годы выпуска.
Пожалуй, основная особенность подхода Wasabi Classics — в работу они берут только автомобили, изначально выпущенные с левым рулем и поставлявшиеся на рынки с правосторонним движением. Праворульные машины, разумеется, найти было бы легче, но тут легких путей вообще не ищут. В ателье автомобили попадают в разном состоянии. Одни сохранились неплохо, у других могут быть местами проржавевшие кузова (иногда очень сильно), отсутствовать элементы отделки салона или детали экстерьера. Все это реставраторы в итоге приводят к облику, максимально приближенному к «автомобилю из автосалона».
Для этого создатели ателье закупили кучу техники для обработки металла. В частности, здесь есть все, чтобы изготовить на месте дубликаты деталей кузова. Сначала снимаются мерки, а потом жестянщики создают точную копию того, что должно было быть на месте вон той зияющей дыры. Конечно, так можно восстановить лишь кузов, остальное ищут по всему миру: главное требование, чтобы деталь, установленная на автомобиль, была оригинальной. Если есть возможность найти новые детали — это идеальный вариант.
Обещанного три года ждут
Восстановление одного автомобиля легко может растянуться на долгий срок — больше, чем на год. Поэтому в ателье все работы производят за свои деньги и лишь потом продают уже готовую машину. Создатели говорят, что могли бы делать такие работы на заказ — восстанавливать машины клиентов. Однако велик шанс, что владелец откажется от этой идеи на полпути, устав ждать результата и постоянно тратить на это свои средства.
Посмотреть на тонкости работы реставрационной мастерской изнутри — очень интересно. Оказаться окруженным живой историей японского автопрома в Москве — еще интереснее. Но самое крутое — к этой истории прикоснуться собственноручно. И такую возможность Wasabi Classics нам предоставили. Поверьте, поездить по столице на восстановленных почти до идеального состояния японских машинах 70-х годов — незабываемое ощущение. Сколько восхищенных взглядов мы собирали! Оказывается, в городе, где на новинку от Ferrari мало кто обращает внимание, люди все еще способны удивляться!
Что входит в коллекцию Wasabi Classics?
Коллекция Wasabi Classics далеко не исчерпывается теми тремя автомобилями, на которых нам удалось поездить. Помимо них в этот список входят: Mazda Cosmo Sport (первая «роторная» Мазда), Mazda R100 (первый массовый роторный автомобиль компании), Mazda RX-3 (более компактный и спортивный автомобиль, победивший в своей дебютной гонке Fuji 500), Mazda RX-9 (еще одно поколение «роторного» купе Luce), все три поколения купе Mazda RX-7 (легенда фильмов и аниме о дрифте) и Mazda RX-8 (последний на данный момент серийный роторный автомобиль фирмы). Помимо автомобилей Mazda среди проектов, реализованных Wasabi Classics, есть такие интересные автомобили, как Fiat Spyder 2000 Pininfarina, Toyota Celica 1600 LT, Datsun 240Z, Toyota Sport 800.
Mazda RX-2 — экспортное название японской модели Capella Rotary. Этот автомобиль впервые вышел на рынок в 1970 году и был единственным в семействе, оснащавшимся роторным двигателем. Сейчас это кажется странным, но на самом деле именно этот седан — прародитель нынешней Mazda6! Название автомобиль получил не от слова «часовня», а в честь одной из самых ярких звезд на небосклоне — первой звезды созвездия Возничего. Именно с роторной «Капеллы» начался экспорт моделей Mazda на американский рынок — машины с обычными ДВС попали в Штаты лишь через год.
Автомобиль почти сразу же обрел неожиданную популярность — издание Motor Trend наградило его титулом «Импортный автомобиль года», а спрос настолько превышал предложение, что многие дилеры без зазрения совести задирали ценник — все скупали и так. Роторный двигатель 12A выдавал 130 л.с., что по тем временам было очень круто. Автомобиль в кузове купе весил всего 950 кг и «делал» четверть мили за 17,6 секунды, что было чуть быстрее, чем, например, Chevrolet Camaro тех же лет. Неудивительно, что в автоспорте Mazda RX-2 показывала отличные результаты — в 1971 году в первой же для себя гонке Fuji 1000 (сейчас называется 6 часов Fuji) автомобиль оказался первым в классе и третьим в общем зачете, уступив лишь таким мастодонтам, как Porsche.
Роторный мотор был одновременно главным преимуществом и главным недостатком RX-2. Двигатель 12А не отличался высокой надежностью из-за небольших просчетов при проектировании. Их, правда, довольно быстро исправили, выпустив модификацию 12В. После этого гарантия на автомобиль была расширена до двух лет и 40 000 км. RX-2 выпускался до 1976 года и пережил три рестайлинга.
В гараже Wasabi Classics есть и купе, и четырехдверка RX-2, обе приехали к нам из США. На седане как раз мне и удалось покататься. Он чуть тяжелее, чем купе, но и ему мощности мотора хватает вполне. Каждое нажатие на газ — прыжок вперед, которого совсем не ожидаешь от машины, которой 45 лет. Теперь-то я понимаю, почему RX-2 так полюбилась покупателям в 1972 году — такой характер и сейчас редкость, а тогда был просто настоящим откровением. Да, конечно, 130 «лошадей» это всего лишь 130 «лошадей», поэтому «сотню» Mazda набирает за немалые 10 секунд. Но вся фишка не во времени разгона, а в его характере — веселом, азартном, одинаково бодром и с места, и с хода. Машина идет за педалью газа мгновенно, без задержек. Блеск!
Тут нет ни ABS, ESP, ни противобуксовочной системы. Стоит в любом повороте посильнее нажать на газ, и машина тут же встает боком, даже если скорость в этот момент всего километров 30–40 в час. Управлять RX-2 жутко непривычно. Деревянный руль настолько тонок, что на него жаловались еще в 1972 году и советовали «зашивать» в кожаный чехол. Да к тому же на парковочных скоростях он еще и слишком тяжел. Зато педаль газа тут напольная, сцепление чувствуется идеально, а передачи — не смотрите на длину рычага! — переключаются короткими движениями и абсолютно четко.
С эргономической точки зрения Mazda RX-2, по меркам эпохи, автомобиль образцово-показательный. Не зря его сравнивали с Мерседесами-современниками, а некоторые журналисты даже говорили, что не удивятся, если через некоторое время Mercedes начнут сравнивать с Мазда. Прогноз оказался чересчур смелым, конечно. Но как бы то ни было, в салоне RX-2 действительно удобно. Более того, не покидает ощущение, что этот автомобиль моложе, чем он есть на самом деле. Живи я в США в 1972 году, уже сейчас стоял бы в очереди за RX-2, зажав в кулачке деньги.
После того как в компании Mazda решили оснастить купе, седан и универсал Luce роторными двигателями, появилось «экспортное» название RX-4. Шильдик же «929» обозначал автомобили с рядными 4-цилиндровыми моторами, которые также шли на экспорт. В весьма габаритной по японским меркам модели RX-4 создатели постарались совместить ранее несовместимое: мощность «ротора» с простором, вместительностью и высоким уровнем оснащения большого автомобиля. Несмотря на то, что модель 929 с двигателем 1,8 л и мощностью 83 л.с. была заметно слабее машин с «ванкелем» (130 л.с.), популярностью она тоже пользовалась немалой.
Дизайнеры применили в создании машины оригинальное решение. В линейке версий модели 929 было два седана — formal sedan и custom sedan. В наше время нередки случаи разделения четырехдверок на короткобазные и длиннобазные, но в 1973 году все было иначе. «Формальный» седан был стандартным седаном, без каких-либо особенностей, а вот «кастомный» щеголял более длинным капотом, позаимствованным у купе. В коллекции Wasabi Classics присутствуют купе в обоих вариантах — и RX-4, и 929.
Автомобиль очень интересен с точки зрения дизайна — и в экстерьере, и в интерьере использовано много необычных для своего времени решений. Остекление тут не просто безрамочное, задние боковые стекла полностью опускаются, образуя с передними одно огромное окно (по идее, это hardtop). «Кругляши» на задних стойках — не что иное, как воздуховоды для компенсации перепадов давления при открытии и закрытии дверей. Задняя часть выглядит необычно за счет большой контрастной вставки с интегрированными в нее «квадратами» фонарей.
По современным меркам Mazda 929 — автомобиль довольно легкий (всего 1125 кг). Так что даже 83 «лошадей» (11 секунд до 100 км/ч) вполне хватает, чтобы не чувствовать себя в потоке современных машин «пенсионером». На этом автомобиле вполне можно передвигаться регулярно и не испытывать каких-либо неудобств. Педаль газа тут не напольная, как у RX-2, а подвесная, но это не делает управление тягой менее удобным и прозрачным. Сцепление информативное и не слишком тяжело. Подвеска довольно мягкая: неровности вроде трамвайных путей и «лежачих полицейских» она отрабатывает мягко и плавно, но с ощутимой раскачкой. Если хотите чуть больше «спорта», то предпочтительнее окажется именно роторная версия RX-4.
Этот автомобиль — самый новый из тех, на которых мне удалось поездить, побывав в гостях у Wasabi Classics. И тот — 1979 года выпуска! Созданный на основе первого поколения седана Lancer и выпущенный на рынок в 1975 году трехдверный хэтчбек продавался чуть ли не во всем мире. Изначально на автомобиль устанавливались моторы объемом от 1,2 л до 2,0 л. Однако позже появились «заряженные» версии с мотором 2.6 (130–137 л.с. в зависимости от октанового числа используемого бензина). Этот мотор, кстати, примечателен тем, что на нем впервые появилась современная система балансирных валов. В моторе Mitsubishi валы находятся на разной высоте, компенсируя не только вертикальные вибрации от поршней, но и горизонтальные, вызванные движениями шатунов. Кстати, вскоре эту технологию лицензировала компания Porsche для своего купе 944, а за ними потянулись и другие автопроизводители.
В Северной Америке Mitsubishi Celeste с мотором 2.6 продавался под именем Plymouth Fire Arrow:
Хэтчбек Mitsubishi Celeste попал ко мне в руки сразу после участия в Ралли классических автомобилей. Наклейки с гоночными номерами выглядят на бортах этого автомобиля гармонично неспроста. Дело в том, что первое поколение седана Lancer, на базе которого построена трехдверка, разрабатывали ради успеха в конкретной гонке — легендарном «Ралли Сафари».
Спортивные успехи Mitsubishi Lancer
У «моего» Lancer Celeste под капотом всего 73 «лошади», но все равно от машины «пахнет» автоспортом. Да, динамика тут, конечно, так себе, но за слабый мотор с лихвой отыгрываются прекрасно сбалансированная подвеска, отменная управляемость, четкая коробка передач и острота руля. Даже не верится, что я говорю об автомобиле из 70-х годов…
Почем опиум для народа?
Поездив на трех совершенно непохожих друг на друга японских автомобилях 70-х годов, я вновь ощутил знакомые чувства. Они появляются каждый раз, когда мне выпадает шанс оказаться за рулем старых машин. Да, автомобили нашего времени почти всегда красивее, в них лучше материалы отделки, удобнее кресла, точнее управляемость, в них присутствуют такие «навороты», о которых создатели машин 70-х годов разве что в фантастических романах читали… Однако есть в «старичках» такое, что задевает более глубокие струны в душе водителя, то, до чего не может достучаться мягкий пластик приборной панели, чего не могут осветить лазерные фары, куда не приведет автопилот. В такие минуты я чувствую себя «брюзжащим пенсионером», но мне ясно видно, насколько в этих, чертовски примитивных по нынешним меркам машинах больше души, чем в продуктах современного автопрома, где бал правят не инженеры, а маркетологи. Они — живые и настоящие.