Was lange währt, wird endlich gut
Что долго зреет, дает хороший плод
Немецкая пословица
В 2014 году был введен запрет для чиновников на покупку импортных автомобилей, а значит, для того, чтобы пользоваться машинами с трехлучевой «звездой» на капоте, приходилось прибегать к сложным схемам аренды либо покупать их в собственность как простым смертным. С этого года запрещено приобретать даже в лизинг, арендовать и заказывать в качестве такси иномарки дороже 1,5, 2 и 2,5 миллиона в зависимости от статуса чиновника. И хотя «мерседесовцы» отрицают свою заинтересованность в возврате госконтрактов, появление автомобилей с российской пропиской явно вернет их рынок сбыта в привычно широкие берега. Это предположение никак нельзя сбрасывать со счетов. Так что отчасти именно оно и подтолкнуло к решению о строительстве собственного производства.
Мера по ограничению госзакупок импортных автомобилей вводилась для поддержания российского производства и стимулирования импортеров строить свои заводы в нашей стране. Но экономическая ситуация сложилась так, что эта же мера стала серьезно сдерживать бюджетные траты. В итоге при соблюдении законов чиновники уровня министров и их заместителей из автомобилей «Немецкой тройки» могут себе позволить только BMW 320 калининградской сборки, кроме дизельных комплектаций xDrive Luxury Line. И это, собственно, все, поскольку остальные модели бизнес-класса, даже корейские, либо дороже, либо мощнее, либо импортируются. Руководители федеральных служб и агентств с замами могут рассчитывать на всеволожские Ford Mondeo 199 л.с., калининградские Kia Optima 2.4 топовых комплектаций, Mazda6 2.5 из Владивостока, питерскую Toyota Camry 2.5. Начальники подразделений министерств и ведомств довольствуются Hyundai Elantra или i40, «пустыми» версиями Kia Optima 2.0, Ford Mondeo 149 л.с., Mazda6 2.0, Peugeot 408, Citroen C4 седан, Skoda Octavia, Toyota Camry 2.0, Volkswagen Jetta. Еще чиновники могут пересесть на большинство популярных кроссоверов. У этих правил есть законно одобренное исключение, на основании которого ФСО и Управление делами президента для нужд обороны и безопасности государства могут приобретать любые автомобили за казенный счет.
Модель | Количество, шт. | Место производства |
---|---|---|
1. Kia Rio | 46 158 | «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», Санкт-Петербург |
2. Lada Granta | 41 996 | «АвтоВАЗ», Тольятти (LADA Granta liftback «ЛАДА Ижевск», Ижевск) |
3. Lada Vesta | 34 595 | «ЛАДА Ижевск», Ижевск |
4. Hyundai Solaris | 32 745 | «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», Санкт-Петербург |
5. Hyundai Creta | 24 143 | «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», Санкт-Петербург |
6. VW Polo | 21 718 | Volkswagen Group Rus, Калуга |
7. Renault Duster | 19 809 | «Рено Россия», Москва |
8. Toyota RAV4 | 16 016 | «Тойота Мотор», Санкт-Петербург |
9. Lada XRay | 15 453 | «АвтоВАЗ», Тольятти |
10. Chevrolet Niva | 14 436 | СП «GM-АвтоВАЗ», Тольятти |
Модель | Количество, шт. | Место производства |
---|---|---|
1. BMW X5 | 5203 | «Автотор», Калининград |
2. Audi Q7 | 5102 | Volkswagen Group Rus, Калуга |
3. Mercedes-Benz GLS/GL | 5100 | Тускалуса, США |
4. Mercedes-Benz GLC | 4791 | Бремен, Германия |
5. Mercedes-Benz E-Class | 4746 | Зиндельфинген, Германия |
6. BMW 5 | 4426 | «Автотор», Калининград |
7. Mercedes-Benz GLE/M-Class | 4422 | Тускалуса, США |
8. BMW X6 | 4074 | «Автотор», Калининград |
9. BMW 3 | 3740 | «Автотор», Калининград |
10. Audi Q5 | 3592 | Ингольштадт, Германия |
Получить такого важного инвестора помогло Постановление Правительства РФ № 708 от 16.07.2015 о специальных инвестиционных контрактах. В рамках СПИКа инвестор должен вложить в проект не менее 750 миллионов рублей и создать около 1000 рабочих мест, а государство в лице Министерства промышленности и торговли предоставляет ему меры стимулирования деятельности в сфере промышленности.
Как только Daimler остановил свой выбор в качестве площадки на Подмосковье, губернатор Андрей Воробьев постарался сделать все возможное, чтобы получить такого партнера. Ведь производитель премиальных автомобилей «потянет» за собой других западных инвесторов, доказывая своим примером, что санкции — это политика, а бизнес — это бизнес. На церемонии начала строительства Воробьев поделился воспоминаниями: «Не буду скрывать — когда Mercedes предложил нам сотрудничество, я обратился за советом, за помощью к Президенту. И он благословил этот проект. Мы (Московская область — прим. ред.) предложили Mercedes особые условия, которые до сих пор не предоставляли иностранным инвесторам».
Для строительства завода и будущего производства была создана отдельная компания «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг РУС», для которой в качестве стимулирующих мер предусмотрен нулевой налог на имущество на 10 лет (срок действия контракта), а также льготное налогообложение при ввозе компонентов для сборки. Министерство инвестиций и инноваций Московской области на этот же срок освобождает предприятие от налога на прибыль, с 2026 по 2028 годы его ставка составит 10%, с 2029 года — 13,5%.
Льготники промсборки
Сейчас в России действуют три льготных режима для производств с иностранными инвесторами. «Промсборка-1» стартовала в 2005 году и требовала от иностранных автопроизводителей локализации в 30% и мощностей по выпуску 25 тысяч машин в год. В обмен государство предоставляло снижение таможенных пошлин на ввозимые компоненты, причем количество импортных деталей должно было сокращаться год от года. «Вторая промсборка» была введена в 2011 году и требовала уже гораздо больших вложений: выпуск 300–350 тысяч машин в год, локализация 60% и инвестиции в НИОКР, а льготы на федеральном уровне предоставлялись те же. Большинство автомобильных заводов возводилось в специальных экономических зонах, в которых снижены ставки налога на прибыль, а местные власти предоставляли свои преференции в виде освобождения от налога на имущество. Но отчасти из-за того, что решения принимались на местном уровне, возникали проблемы. Например, в Калужской области несколько раз менялась льготная ставка налога на имущество, и из-за разночтений по ее применению ФНС приписывает Volkswagen недоплату на сумму более 500 млн рублей. Те же проблемы у ООО «ПСМА Рус», Volvo и других производителей в регионе. Сроки действия соглашений по первой и второй промсборкам истекают к 2020 году, и на их смену приходят специальные инвестконтракты (СПИК), которые можно назвать «третьей промсборкой». По ним все условия инвестиций и льгот прописываются индивидуально и закрепляются на федеральном уровне. Первым предприятием, заключившим СПИК, стало СП «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус».
Да и само место, выделенное под новый завод по производству легковых автомобилей «Московия», одно из самых удачных со всех точек зрения. Часть индустриального парка «Есипово» площадью около 85 га находится в Солнечногорском районе всего в 40 км от Москвы — главного рынка сбыта. Все комплектующие будут приходить из Санкт-Петербурга, куда они будут попадать с консолидированных складов Германии по морю или сухопутным путем, в зависимости от необходимости сроков поставки. Трасса М10, конечно, не самая лучшая артерия с точки зрения трафика, а платная М11 еще не достроена и стоит недешево, но зато совсем близко проходит железнодорожная ветка. Вокруг «Есипово» — развитая инфраструктура, есть все необходимые коммуникации.
В строительство российского предприятия Daimler вложит 16 млрд рублей (свыше 250 млн евро), что в 20 раз превышает норму СПИК. Деньги будут поступать постепенно, финансируя разные этапы возведения завода — от постройки корпусов этим летом вплоть до его технического запуска в конце 2018 года и выпуска автомобилей в первом квартале 2019 года.
Одновременно со строительством начнут готовить будущие кадры: наберут выпускников колледжа «Подмосковье» в Клинском муниципальном районе и Раменского дорожно-строительного техникума. Менеджмент будет частично состоять из немецких специалистов, частично из россиян. Главным куратором проекта сейчас является Маркус Шефер, который уже строил заводы во Вьетнаме, Египте и возглавлял производство Mercedes-Benz в Тускалузе (штат Алабама, США). Генеральным директором «Мерседес-Бенц Мэнуфэкчуринг РУС» назначен Аксель Бензе, который строил этот тускалузский завод, а в России был руководителем производства на заводе «Мерседес-Бенц Тракс Восток», совместного предприятия Daimler AG и ОАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах.
Именно Аксель Бензе, совместно с архитекторами, в этом проекте реализовал в Подмосковье идею предприятия под одной крышей — на новом заводе все операции будут проходить в одном помещении. Это позволит сократить транспортные пути между производственными участками и для техники, и для людей. И это только одна из характеристик гибкого производства с технологиями «Индустрия 4.0» от Mercedes-Benz. На классическом конвейере предприятия можно будет собирать до 30 тысяч автомобилей в год, при этом одновременно сразу несколько моделей на разных платформах: седан Е-класса и кроссоверы GLC, GLE и GLS следующего поколения. Благодаря сложной программе логистики и электронному документообороту на конкретный пост автоматически будут доставляться комплектующие конкретной модели. При этом все операции, кроме покраски, будут осуществляться вручную, а качество сварки, например, проверяться с помощью лазеров.
Город, страна | Продукция |
---|---|
1. Бад Каннштатт, Германия | Двигатели |
2. Бремен, Германия | C-Class, E-Class, GLC, SLC, SL, EQ models |
3. Верт-ам-Райн, Германия | Грузовики и их SKD-комплекты |
4. Гаггенау, Германия | Компоненты привода |
5. Гамбург, Германия | Мосты, подвеска, рулевые колонки и легкие конструкционные компоненты |
6. Дюссельдорф, Германия | Sprinter |
7. Зиндельфинген, Германия | E-Class, S-Class, AMG GT, EQ models |
8. Каменц, Германия | Аккумуляторные батареи |
9. Кассель, Германия | Мосты, карданные валы, редукторы для коммерческих автомобилей |
10. Куппенхайм, Германия | Кузовные и силовые детали для компактных автомобилей |
11. Людвигсфельде, Германия | Sprinter |
12. Мангейм, Германия | Двигатели, компоненты привода для грузовиков |
13. Меттинген, Германия | Мосты |
14. Раштатт, Германия | A-, B-Class, GLA, EQ models |
15. Хедельфинген, Германия | Трансмиссия |
16. Унтертюркхайм, Германия | Двигатели, оси, трансмиссии и компоненты |
17. Эсслинген, Германия | Компоненты |
18. Бриксуорт, Великобритания | SLR, AMG High Performance Engines |
19. Витория, Испания | Vito, Viano, V-Class |
20. Хамбах, Франция | Smart |
21. Магна-Штайр, Австрия | G-Class |
22. Кечкемет, Венгрия | A-Class, B-Class, CLA |
23. Уусикаупунки, Финляндия | A-Class |
24. Нижний Новгород, Россия | Sprinter |
25. Пекин, Китай | E-Class, C-Class, GLA, GLC, двигатели, аккумуляторные батареи с 2017-го |
26. Фучжоу, Китай | Sprinter |
27. Орагадам, Индия | Компоненты привода |
28. Чакан, Индия | C-Class, E-Class, S-Class, GL-Class, GLA, GLC, GLE, GLS |
29. Ченнай, Индия | Грузовики, автобусы |
30. Кавасаки, Япония | Грузовики, компоненты привода |
31. Гунунг-Путри, Индонезия | C-Class, E-Class, S-Class, GLE, GLS |
32. Пекан, Малайзия | C-Class, E-Class, S-Class, грузовик Actros |
33. Бангкок, Таиланд | A-Class, C-Class, E-Class, S-Class |
34. Хошимин, Вьетнам | C-Class, E-Class, S-Class, GLC |
35. Джидда, Саудовская Аравия | Грузовики |
36. Амман, Иордания | Грузовики, автобусы |
37. Каир, Египет | E-Class, C-Class, GLC |
38. Аксарай, Турция | Автобусы, грузовики |
39. Восточный Лондон, ЮАР | C-Class, грузовики, шасси для автобусов |
40. Бернаби, Канада | Топливные элементы |
41. Детройт, США | Мосты, компоненты привода |
42. Тускалуза, США | C-Class, GLE, GLS |
43. Хэмптон, США | Грузовики и их комплекты |
44. Сантьяго-Тьянгистенко, Мексика | Грузовики |
45. Монтеррей, Мексика | Автобусы |
46. Сальтильо, Мексика | Тяжелые грузовики |
47. Толука, Мексика | Двигатели, электроника, трансмиссии, машинокомплекты |
48. Ирасемаполис, Бразилия | C-Class, GLA |
49. Сан-Бернардо, Бразилия | Компоненты привода |
50. Фунса, Колумбия | Автобусы |
51. Гонсалес-Катан, Аргентина | Sprinter |
52. Северный Чарльстон, США (начало строительства июль 2016 г.) | Sprinter |
53. Явор, Польша (начало строительства июнь 2017 г.) | Двигатели |
54. Агуаскальентес, Мексика (начало производства 2018 г.) | GLA |
Тут возник главный вопрос: не отпугнет ли российская сборка клиентов? Маркус Шефер даже не очень понял, о чем его спрашивают. «Это же будут автомобили Mercedes-Benz! Разве можно сомневаться в их качестве?», — недоумевал он. На вере в трехлучевую звезду не должно сказаться даже отсутствие понижения цен на «Мерсы» российского производства. В этом плане изменений ожидать не стоит, поскольку локализация будет состоять только в применении российской рабочей силы, а все комплектующие — от шасси до заглушки на пластике в салоне — по-прежнему будут импортными.
Мероприятие прошло с ощущением давно ожидавшегося праздника, хоть некоторые улыбки и смотрелись натянуто. О любом негативе, будь то общий спад российской экономики или санкции, вслух никто не говорил. Впрочем, немцы выглядели очень оптимистично, демонстрируя веру в российского покупателя и его потенциал. Аксель Бензе в ожидании будущего подвел некий итог: «В конечном счете все решает рынок, до 2019 года еще много времени, чтобы делать какие-либо предположения».