Читайте также: электронный ПТС 2018.
Начало выдачи электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) — вопрос времени, причем совсем недалекого. Попробуем разобраться, что это такое, зачем они вводятся и как их появление скажется на обычных автовладельцах.
Электронный паспорт транспортного средства, шасси транспортного средства, самоходных машин и других видов техники — это документ, хранящийся в информационных системах, в нем содержатся сведения об автомобиле, мотоцикле, скутере, грузовике, автобусе и т. д. Он появляется с момента присвоения документу уникального номера и его регистрации в Системе электронных паспортов.
ЭПТС должен быть создан в течение 24 часов, после того как уполномоченный орган внес всю необходимую информацию в систему электронных паспортов.
Система электронных паспортов (СЭП) создана в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники». Этот порядок един для всех государств-членов Евразийского экономического союза. Внутри каждого государства могут быть свои правила, которые не должны противоречить общему порядку, а могут расширять и уточнять его. В России таким внутренним документом станет Постановление Правительства РФ «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства».
Уникальный номер ЭПТС состоит из 15 символов:
1 — обозначает вид ЭПТС и может быть: 1 — для транспортного средства, 2 — для шасси и 3 — для самоходных машин;
2–4 — это трехзначный код государства-члена Евразийского союза (051 — Армения, 112 — Белоруссия, 398 — Казахстан, 417 — Киргизия, 643 — Россия);
5 — резервный, и пока это будет «0»;
6 — основание создания ЭПТС (1 — изготовление нового ТС, 2 — ввоз, 3 — ранее зарегистрированное ТС);
7–14 — порядковый номер ЭПТС;
15 — контрольное число.
Электронный паспорт содержит более 100 пунктов, описывающих всю информацию об автомобиле. В первую очередь это данные самого документа, далее идут идентификационные данные транспортного средства (как в бумажном ПТС) и самый большой блок с техническими характеристиками, практически дублирующий содержание ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Помимо этого документ содержит информацию об установке ГЛОНАСС, тахографов, об уплате утилизационного сбора, сведения от таможни, данные регистрации и другую административную информацию.
Все вышеперечисленные сведения обязательны во всех государствах-членах Евразийского экономического союза. В России помимо них в ЭПТС могут заноситься следующие данные:
— о техосмотре, техническом обслуживании и ремонтных работах,
— о наложении (снятии) ограничений (обременений),
— о страховании, страховых случаях, участии в ДТП.
Персональные данные о юридическом или физическом лице могут быть указаны в документе только на добровольной основе при согласии собственника транспортного средства на обработку этой информации в системе. Ее могут вносить изготовители или другие уполномоченные органы при оформлении ЭПТС после покупки транспортного средства первым владельцем или на основании другого правового перехода права собственности. Информацию о втором и последующем владельцах в систему вносит оператор при согласии этих лиц. В ЭПТС также вносятся данные документа, на основании которого происходит смена владельца, в том числе стоимость транспортного средства и показания его одометра (пробег). У регистрационных органов ГИБДД, как и прежде, будет информация о собственнике. К ней также будут иметь доступ госорганы, например, налоговая служба для проверки налогооблагаемой базы, ФССП для наложения ограничений и т.п.
Информация, содержащаяся в ЭПТС, в полном объеме предоставляется только органам государственной власти. Уполномоченные органы и изготовители могут узнать все, кроме сведений о госрегистрации и внесенных в документ изменениях. Собственнику доступна только выписка из электронного паспорта. Для того, чтобы любое третье лицо, например, покупатель, получил информацию о статусе ЭПТС, он должен предоставить запрос с указанием VIN или номера кузова (кабины, прицепа). На начальном этапе эту информацию предоставит администратор системы Акционерное общество «Электронный паспорт». Предполагается, что позже данные можно будет получить через МФЦ или сайт Госуслуг.
Предоставлять свои данные или нет, нужно решать каждому собственнику. Но в некоторых случаях это может быть вполне оправданно, например, когда транспортное средство передается в лизинг или аренду. В разделе «Информация собственника» указывается реальный пользователь, которому потом могут быть перенаправлены претензии третьих лиц.
У ЭПТС может быть несколько статусов, которые отражают все циклы существования транспортного средства. «Незавершенный» паспорт присваивается автомобилю, сошедшему с конвейера или ввезенному на территорию государства. Документ становится «действующим» после уплаты утилизационного налога. Статус «погашенный» создан для паспортов транспортных средств, которые после выпуска проходят доработку, например, на грузовое шасси устанавливается оборудование бетономешалки или подъемный кран. После того как транспортное средство приобрело свой окончательный вид, ему выдается новый ЭПТС, на основании сведений, внесенных в СЭП изготовителем конечного транспортного средства. «Аннулированным» ЭПТС может стать в том случае, если при заполнении данных произошла серьезная ошибка (внесен неправильный VIN, год выпуска и т.п.), ОТТС или СБКТС признаны недействительными, не выполнены обязательные таможенные платежи, есть признаки противоправных действий (подделан VIN), транспортное средство покинуло границы Евразийского союза. Если вышеперечисленные проблемы будут устранены, то паспорт опять может стать «действующим», если нет — создается новый документ. «Утилизированным» ЭПТС становится после того, как соответствующая организация подала сведения об уничтожении транспортного средства.
«Данное соглашение призвано создать единую наднациональную систему контроля доступа, безопасности и достоверности данных по транспортным средствам, которая обеспечит свободное обращение техники на территории Таможенного союза», — считает Александр Морозов, замминистра Минпромторга.
ЭПТС оформляют уполномоченные органы или организации-изготовители, определенные соответствующим единым реестром. В каждой стране ЕАЭС формируются национальная часть, отдельная от этого реестра. В России за ее ведение отвечает Минпромторг. Кроме того, к участникам систем электронных паспортов транспортных средств отнесены регистрирующие органы ГИБДД, таможня, налоговая служба, органы сертификации, выдающие ОТТС, СБКТС, дилеры.
Планируется, что в Российской Федерации к участникам Систем ЭПТС могут быть внесены кредитные организации, органы МВД, ведущие розыск, Федеральная служба судебных приставов, базы утилизации. Они будут предоставлять информацию о статусе транспортного средства — нахождении в залоге, под арестом, в угоне, уничтожении и т.п., с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) или путем подачи заявления оператору.
АО «Электронный паспорт» является национальным оператором и одновременно администратором Системы электронных паспортов. То есть на территории России компания отвечает за внедрение и эксплуатацию системы, а на уровне Евразийского союза является и ее разработчиком. АО создано в структуре Государственной корпорации «Ростех».
Представители всех вышеперечисленных органов и организаций должны иметь квалифицированную цифровую подпись, которой будут подтверждать свои действия по внесению информации в ЭПТС.
Дополнительные сведения о страховании, прохождении ТО, участии в ДТП, проведении ремонта смогут предоставлять и получать страховые компании, пункты техосмотра, дилеры, сервисы. Их данные будут вноситься в Систему национальным оператором.
Данные о первом владельце уполномоченные органы или организации-изготовители могут вносить при создании ЭПТС, если его право собственности имеет юридическое подтверждение, например, зафиксировано договором купли-продажи и актом передачи автомобиля. Сведения о дальнейших собственниках в систему вносит оператор, если у него есть подтверждение передачи транспортного средства от самого владельца или заявление на это действие от суда, службы судебных приставов, органа соцзащиты, ломбарда и т.п. Вся информация будет передаваться с использованием интернета по защищенным каналам связи в соответствии с заключенными двусторонними соглашениями.
Если автомобиль имеет ЭПТС, то при смене владельца его действующий собственник может обратиться к оператору (АО «Электронный паспорт») или с заявлением в МФЦ, которым он сообщит о передаче транспортного средства покупателю. То же самое должен сделать и покупатель, сообщив о том, что он автомобиль получил. Эта услуга будет предоставляться в Российской Федерации как дополнительный сервис. Обращаться в регистрационные подразделения ГИБДД нужно будет для получения свидетельства о регистрации и, при необходимости, номерных знаков.
Собственник в подтверждение регистрации транспортного средства получает выписку из системы электронных паспортов в электронном же виде, но ее можно распечатать по аналогии с электронным полисом ОСАГО.
Для оформления ЭПТС собственникам транспортных средств не нужна квалифицированная цифровая подпись. Для подтверждения их достоверности оператор будет использовать реестры ЕГРЮЛ/ЕГРИП, единую систему идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), реестры ЕГРН и ЕРЗЛОПС или данные платежной системы «Мир».
Принудительно менять бумажную версию ПТС на электронную никого заставлять не будут. Все выданные до 1 июля 2018 года бумажные документы будут считаться действующими в течение всего срока использования транспортного средства. В первую очередь ЭПТС будут получать новые транспортные средства, которые только выпускаются или ввозятся, но постепенно и на вторичном рынке все бумажные ПТС заменятся на электронные версии, поскольку на бланк можно вписать только шесть владельцев. У одного автомобиля может быть только один документ: либо бумажный, либо электронный. Как только у транспортного средства появляется электронный ПТС, то его паспорт транспортного средства на бумажном носителе считается недействительными. После 1 июля 2018 года в Евразийском союзе прекратят выдачу ПТС на бумажных носителях.
«Для автовладельцев система электронных паспортов также будет комфортна. Обязательной замены «бумажных» ПТС на электронные не планируется. Хождение бумажных паспортов, выданных ранее, не будет ограничено сроками. В случае если на приобретаемый автомобиль есть бумажный ПТС, то покупатель может продолжить им пользоваться. То есть получение электронного паспорта транспортного средства будет носить добровольный характер. И только если бумажный ПТС утерян или пришел в негодность, после 1 июля 2018 года его придется заменить на электронный документ». Минпромторг.
По изначальным планам переход на электронный вид автомобильных паспортов должен был начаться 1 июля 2016 года и через полгода прекращен выпуск бумажных бланков. Но из-за неготовности инфраструктуры и нормативной правовой базы в государствах-членах ЕАЭС переходный период применения бумажных ПТС продлен еще на год.
В России к переходу на ЭПТС вроде бы все готово. С 1 июля 2016 года началось тестирование пилотной версии Систем электронных паспортов, через три месяца потенциальные пользователи приступили к обкатке Системы. С 1 июля 2017 года СЭП вводится в эксплуатацию и уже может начаться оформление электронных паспортов. Но пока сохраняется и бумажная форма документа. Работа над ведомственными нормативными правовыми актами также находится на завершающей стадии.
Все ли готовы к переходу на ЭПТС?
Что же касается готовности всех остальных участников системы, то они об этом не рассказывают. Еще осенью 2016 года на сайте Систем электронных паспортов стали появляться новости о взаимодействии администратора с представителями изготовителей и дилеров, среди которых перечислены ЗАО «Рено Россия», ООО «Фольксваген Груп Рус», АО «Вольво Восток», «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», «Ниссан Мотор РУС», АО «Мерседес-Бенц РУС», «Группа ГАЗ», АО АЗ «УРАЛ», ГК «Автомир» и казахстанское сборочное производство АО «АЗИЯ АВТО». Но отправленные нами запросы в представительства автомобильных компаний либо остались без ответа вообще, либо ответом было отсутствие комментариев.
«Для автопроизводителей сохраняется возможность, в зависимости от их готовности, осуществить постепенный или единовременный переход на электронные паспорта транспортных средств в самостоятельно выбранный ими момент до 1 июля 2018 года. При этом применение электронных паспортов, оформленных автопроизводителями будет обеспечено уже в июле-августе текущего 2017 года». Минпромторг
При этом реальный переход на ЭПТС зависит как раз от включения в процесс конкретных автопроизводителей и госорганов. Особенно госорганов. По данным «Российской газеты», регистрационные подразделения ГИБДД просто не заказали бланки обычных ПТС, поскольку должны были перейти на электронную форму. Поэтому есть вероятность того, что после 1 июля выбора у российских автовладельцев скорее всего не будет — если возникнет необходимость получать новый ПТС, то он будет в электронном виде.
Запросы о готовности подразделений к переходу на электронные автопаспорта были отправлены и в две основные структуры, выдающие ПТС. Таможенная служба оставила запрос без ответа. Из пресс-службы МВД пришел такой комментарий:
«Вопросы, связанные с темой запроса, находятся в компетенции Минпромторга России, под эгидой которого осуществляется подготовка пакета необходимых нормативных правовых актов, которые до настоящего времени еще не приняты. 17 мая текущего года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии в проект его решения включены поручения о переносе ранее установленного срока обязательного применения электронных паспортов транспортных средств на 1 июля 2018 г. Таким образом, до указанной даты должна быть завершена задача по реализации всех организационных и технических вопросов функционирования системы электронных паспортов, включая механизмы взаимного обмена необходимыми сведениями между администратором данной системы (АО «Электронный паспорт») и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и МВД России».
Опыт внедрения ЭРА-ГЛОНАСС подсказывает, что, несмотря на известные всем ответственным ведомствам и организациям сроки введения новой системы, они оказываются не готовы к ее реальному применению. Случится ли что-то подобное с ЭПТС, покажет время. Борис Ионов, директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт», заверил нас, что прошли неоднократные переговоры, более того, в активной фазе прошло тестирование системы и с таможней, и с налоговыми органами, и с Госавтоинспекцией. Вывод: система работает.
Ну а пока автолюбителям можно дать только один совет: проведите регистрационные действия, при которых выдаются паспорта транспортного средства, как можно раньше, пока есть бумажные бланки.
В заключение хотелось бы изложить точку зрения властей на аспект введения ЭПТС: зачем нам нужна система электронных паспортов и что она даст гражданам и государству?
Преимущества от введения Систем электронных паспортов транспортных средств для граждан:
— электронный паспорт невозможно потерять и не придется его восстанавливать;
— в электронный паспорт может быть внесено любое количество собственников, тогда как бумажный паспорт необходимо менять, когда он заканчивается;
— возможность получать актуальную информацию о наличии ограничений/обременений на транспортное средство (юридическая чистота автомобиля);
— возможность отслеживать всю историю транспортного средства с момента его изготовления или ввоза на территорию Таможенного союза и до утилизации или вывоза с территории Таможенного союза;
— этапы жизненного цикла автомобиля формируются в электронном виде организациями-изготовителями, компетентными государственными органами, уполномоченными органами (организациями) и доверенными участниками Систем электронных паспортов, что исключает умышленное (в чьих-либо интересах) искажение информации (как это возможно при наличии бумажного носителя);
— достоверная история транспортного средства может быть затребована в электронном виде в любой момент при необходимости (например, при купле-продаже автомобиля);
— возможность вносить дополнительные сведения о своем автомобиле в электронный паспорт.
Расчетные потери, связанные с изготовлением и обслуживанием бланков, составили бы около 700 млн руб. Применение электронных паспортов транспортных средств принесет в бюджетную систему Российской Федерации в 2017 году:
— налоговые отчисления национального оператора — 200 млн руб.;
— увеличение поступлений транспортного налога за счет уточнения налоговой базы по подержанным автомобилям в сумме около 130 млн руб.;
— увеличение ежегодных налоговых поступлений в бюджет за счет роста объемов реализации автомобилей через официальных дилеров и крупных независимых игроков — около 2800 млн руб. (налог на прибыль — 500 млн руб. + страховые взносы во внебюджетные фонды — 1600 млн руб. + НДФЛ — 700 млн руб.);
— увеличение поступлений таможенных платежей за счет сокращения количества автомобилей, не прошедших таможенные процедуры — около 240 млн руб./год.
Оформление электронных паспортов шасси транспортных средств не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта постановления Правительства РФ «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства»