За понятием «бронеавтомобиль» скрываются сразу несколько вполне конкретных образов, каждый из которых имеет свои особенности. Единственное, что их объединяет — повышенный уровень защищенности. Дальше в дело вступают нюансы. То, каким в итоге получится бронеавтомобиль, зависит, в первую очередь, от задач и техзадания, что и обуславливает применение тех или иных решений. Что это будет? Военная бронемашина для ведения боевых действий, автомобиль с высокой грузоподъемностью для безопасной транспортировки ценностей или легковая модель со скрытой защитой?
Техника, изначально разработанная для военных и силовых ведомств, как правило, обладает противопульной, а иногда и противоснарядной броней. В большинстве случаев она представляет собой высокозащищенное транспортное средство, выполняющее функцию перевозки личного состава к месту проведения специальной операции или очагу боевых действий. В некоторых случаях такие бронеавтомобили имеют разведывательную аппаратуру и специальное вооружение.
Яркими представителями армейских бронеавтомобилей в России являются ВПК-233114 «Тигр-М» и Iveco LMV «Рысь». Так как, по сути, это автомобили одного класса, то обладают они схожими чертами и наглядно демонстрируют основные особенности подобных транспортных средств: независимую подвеску всех колес, повышенную проходимость и, конечно же, броню,обеспечивающую защиту от стрелкового оружия и осколков, а также усиленную защиту днища автомобиля, оберегающую экипаж от воздействия взрывных устройств.
Бронеавтомобили инкассации или спецсвязи, предназначенные для транспортировки ценных грузов. Такая техника чаще всего строится на основе уже существующих шасси фургонов, минивэнов и грузовых автомобилей. Несколько лет назад, когда банковские карты были в диковину и значимая часть покупок совершалась за наличные, деньги особенно часто перевозили в бронированных грузовиках. С ростом доли безналичных платежей и оплаты «картами» постепенно снижается доля перевозок денег на бронеавтомобилях (это один из целевых показателей банков в плане оптимизации), но физические ценности по-прежнему транспортируются в них.
Внешне неприметная модель скрытого бронирования — иногда это лишь имидж владельца, но чаще — дополнительные меры защиты. Такая техника также создается в основном на узлах и агрегатах серийных автомобилей, но при этом перед инженерами стоит задача обеспечить не только повышенный уровень защиты относительно серийного аналога, но и замаскировать броню. Последнее в некотором роде тоже работает на безопасность, мешая злоумышленникам заранее спланировать нападение, исходя из реальной степени защищенности.
При внешнем сходстве с небронированным аналогом защищенный вариант заметно отличается не только с инженерной точки зрения, но и с эксплуатационной. Тяжелейшие двери, толстенные стекла, не пропускающие в салон звуки извне, специальные шины… Для водителя это иногда в разы увеличившаяся масса и, как следствие, гигантская инерция, требующая более аккуратного управления.
Первым из значимых событий в мире бронированного транспорта, пожалуй, стало покушение на Александра II (1 марта 1881 года), когда на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге под его экипаж народовольцами была закинута бомба. Благодаря стальным листам, закрывавшим днище кареты, император не пострадал.
По мере вытеснения двигателем внутреннего сгорания конной тяги стали появляться небольшие мастерские, предлагающие кустарные доработки первых серийных представительских автомобилей. И даже убийство эрцгерцога Фердинанда с супругой в представительском (но незащищенном) Gref & Stift в 1914 году, которое стало поводом для начала Первой мировой войны, не послужило толчком к бурному развитию бронированных автомобилей, в том числе и для первых лиц.
Забавно, но «восстановить справедливость» в данном вопросе взялся преступный мир, королем которого в ту эпоху был американский Аль Капоне. Его абсолютно уникальный Cadillac 341 обладал пуленепробиваемыми стеклами, четвертьдюймовой броней (6,3 мм) по всему корпусу (включая «мягкий» верх) и скрытыми бойницами в дверях.
Историю этого автомобиля можно было бы считать закрытой после того как гангстера посадили за решетку, но 15 февраля 1933 года в Чикаго произошло покушение на президента США Франклина Рузвельта, после чего всем известный Cadillac стали использовать в интересах первого лица страны.
Спустя какое-то время известные марки ведущих стран запада начали налаживать выпуск бронеавтомобилей собственной разработки, на которых ездили самые известные личности той эпохи — главы государств и другие видные политические деятели.
Достаточно вспомнить о величественном Mercedes-Benz 770 — автомобиле партийной верхушки нацистской Германии — или сталинском ЗиС-115, разработанном на основе ЗиС-110, который, в свою очередь, вел свою родословную от американского Packard, подаренного вождю народов Франклином Рузвельтом.
После Второй мировой войны и в США, и в СССР (а в других странах тем более) бронированные автомобили практически не использовались, что стоило жизни Джону Кеннеди и могло стоить Леониду Ильичу Брежневу. Собственно, после последнего покушения пришлось даже расчехлить обратно позабытый во время хрущевской оттепели ЗиС-115.
Покушение на Брежнева
Таким образом, в нашей стране очередной виток развития «бункеров на колесах» начался лишь в 80-е годы XX-го века, когда для руководства партии были разработаны ЗИЛ-41057 и ЗИЛ-41052, ставшие настоящими символами своей эпохи.
1. Покушение на Анатолия Чубайса
2. Покушение на Эдуарда Шеварднадзе
3. Покушение на Юнус-бека Евкурова
4. Покушение на Сосо Орджоникидзе
5. Покушение на Мурата Зязикова
Изначально повышенный уровень защищенности обеспечивался за счет интеграции высокопрочных стальных листов под обшивку кузовных панелей, пола и крыши. Однако такой способ является достаточным лишь в случае применения против автомобиля легкого стрелкового оружия. Поэтому со временем технология изготовления бронемашин значительно усложнилась.
Изначально исходный автомобиль практически полностью разбирается и в кузов монтируется бронекапсула, являющаяся основой всей защиты. В качестве материала нередко используют гетерогенные стальные листы с поверхностной термообработкой одной из сторон. Благодаря такому подходу решается сразу две задачи: внешняя сторона листа (с высокой твердостью) обеспечивает максимальную пулестойкость, а внутренняя (вязкая) сторона оберегает пассажиров от осколков, которые могут образовываться при обстреле автомобиля бронебойными пулями, когда тупой сердечник выбивает куски металла из этого самого листа. В отдельных случаях используют разнесенное бронирование — броневые листы располагаются на расстоянии друг от друга для обеспечения лучшей степени защиты. Между броней и внутренней обшивкой салона располагают слои поливинилхлорида или кевлара, что позволяет еще эффективнее уберечь пассажиров от разрушительного воздействия осколков или ударной волны.
Следующий элемент, требующий доработок, — окна. Для них производят стеклопакет толщиной 35–70 мм, сделанный из нескольких слоев, каждый из которых помимо самого стекла содержит слой пластика. Такой «сэндвич» помещают в специальную рамку, удерживающую прозрачный элемент на своем месте в случае взрыва. Естественно, «родные» стеклоподъемники заменяют на мощные «домкраты».
Возросшая масса автомобиля неминуемо влияет на его ходовые качества. Поэтому в обязательном порядке штатную подвеску меняют на усиленную, а тормозные механизмы — на более мощные. В отдельных случаях используют еще и силовой агрегат с большей отдачей, но это происходит нечасто: за основу чаще всего берутся автомобили премиум-класса, имеющие «от рождения» высокопроизводительную силовую установку с завидными тяговыми характеристиками. Другое дело, что такие моторы по желанию заказчика могут получать иную прошивку блока управления. В подкапотное пространство имплантируется обязательная система автоматического пожаротушения.
Одна из последних, но от этого не менее важная позиция в списке доработок — замена стандартных колес на пулестойкие, обладающие не только усиленным кордом, но и внутренней вставкой, позволяющей автомобилю оставаться на ходу даже с поврежденной шиной. Ну и на финишном этапе устанавливаются обратно элементы интерьера (иногда изрядно переработанные) и такие опции, как, например, дополнительные средства связи или системы жизнеобеспечения.
Россия, как и любая другая страна, занимающаяся производством бронированных автомобилей, имеет свой стандарт, по которому оценивается уровень защищенности — ГОСТ Р 50963-96.
С тех пор как с конвейера сошли последние бронированные ЗИЛы, ситуация в стране и в мире претерпела значительные изменения. Помимо представителей власти появилось достаточно много «сильных мира сего», нуждающихся в повышенном уровне защиты: крупных бизнесменов, звезд шоу-бизнеса и других. Это, в свою очередь, послужило стимулом развития бронированного автотранспорта для VIP-персон.
Человек, желающий приобрести подобного рода технику, может поступить одним из двух способов. Первый — выбрать уже готовый серийный вариант от какого-либо мирового автогиганта. Чаще всего в качестве «гаранта» выступает один из немецких концернов: Audi (Security), BMW (Security), Mercedes (Guard). Все остальные марки, как правило, бронируются силами специальных мастерских. Даже Bentley и Rolls-Royce не готовят такие версии своих автомобилей на заводе.
Второй вариант — приобрести любой желаемый автомобиль и уже затем в специальных мастерских (таких как «БМД-Моторс», «Армор Групп», «Рида» и пр.) наделить его тем или иным классом защиты. Собственно, именно такой способ, в силу своей универсальности, на данный момент является наиболее распространенным.
Впрочем, если вы любитель экзотики, то возможно еще одно решение — покупка настоящего монстра отечественного производства с американскими корнями — «Комбат» Т-98. Этот автомобиль представляет собой симбиоз разработанного в России бронированного кузова, сопряженного с платформой, узлами и агрегатами General Motors. В результате получился один из самых быстрых и защищенных внедорожников в мире.
Говоря о бронеавтомобилях, невозможно обойти стороной тот факт, что в России на данный момент ведутся работы по проекту «Кортеж», в рамках которого создают автомобили для первого лица страны и его сопровождения. Безусловно, в конструкции этих транспортных средств будут заложены новейшие технологии, направленные на сохранение жизни человека, и остается только надеяться, что их разработчиками станут отечественные инженеры. Ведь именно такой подход может послужить мощнейшим толчком для развития этой индустрии в нашей стране.
Начиная с самых ранних образцов «бронекарет», заканчивая последними достижениями в области бронирования автомобилей, в основе которых лежат совершенные модели, принцип создания этих «средств защиты» практически не изменился. Но каждый последующий виток развития технологий приходит на смену предыдущему все быстрее. Как бы то ни было, сейчас бронеавтомобили остаются важнейшим элементом в жизни тех, кто принимает ключевые решения в этом мире. Таким образом, эти «крепости» на колесах, пусть и косвенно, но все же имеют отношение и ко всем нам.