Вскоре после новогодних праздников Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подвела итоги продаж автомобилей в России в 2014 году. Позволим себе немного эти итоги прокомментировать.
По данным АЕБ, в минувшем году в России было продано 2 491 404 легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 10,3% меньше, чем в 2013, когда своих хозяев нашли 2 777 547 машин.
Рынок плавно снижался с февраля, так что падение могло быть и большим, причем значительно. Но в ситуацию вмешалось резкое ослабление рубля по отношению к доллару и евро, подхлестнувшее продажи в декабре. Любопытно взглянуть на отношение продаж в декабре 2014 к декабрю 2013:
Марка | 12/2014 | 12/2013 | % | 2014 год | 2013 год | % |
---|---|---|---|---|---|---|
Lada | 35 315 | 38 948 | -9% | 387 307 | 456 309 | -15% |
Kia | 20 200 | 16 024 | 26% | 195 691 | 198 018 | -1% |
Nissan | 20 131 | 17 540 | 15% | 162 010 | 146 319 | 11% |
Renault | 19 263 | 18 884 | 2% | 194 531 | 210 099 | -7% |
Toyota | 17 536 | 14 742 | 19% | 161 954 | 154 812 | 5% |
Hyundai | 15 235 | 14 171 | 8% | 179 631 | 181 153 | -1% |
Volkswagen | 13 871 | 13 548 | 2% | 128 071 | 156 247 | -18% |
Chevrolet | 13 488 | 18 755 | -28% | 123 175 | 174 649 | -29% |
Mitsubishi | 12 702 | 8 429 | 51% | 80 134 | 78 747 | 2% |
Ford | 9 159 | 12 376 | -26% | 65 966 | 106 734 | -38% |
ГАЗ ком.авт. | 7 916 | 7 381 | 7% | 69 388 | 82 395 | -16% |
УАЗ | 7 221 | 6 436 | 12% | 49 844 | 51 624 | -3% |
Mazda | 7 049 | 4 372 | 61% | 50 716 | 43 179 | 17% |
Opel | 6 834 | 8 827 | -23% | 64 985 | 81 421 | -20% |
Skoda | 6 214 | 8 513 | -27% | 84 437 | 87 456 | -3% |
Datsun | 5 104 | - | - | 11 414 | - | - |
Mercedes-Benz | 4 210 | 4 165 | 1% | 49 165 | 44 376 | 11% |
Lifan | 3 866 | 3 182 | 21% | 23 619 | 27 467 | -14% |
BMW | 3 577 | 4 183 | -14% | 35 504 | 42 071 | -16% |
Audi | 2 983 | 2 585 | 15% | 34 014 | 36 150 | -6% |
Chery | 2 920 | 2 101 | 39% | 18 139 | 19 855 | -9% |
Mercedes-Benz ком.авт. | 2 914 | 800 | 264% | 11 020 | 5 247 | 110% |
Geely | 2 706 | 3 003 | -10% | 18 828 | 27 263 | -31% |
Subaru | 2 634 | 1 654 | 59% | 17 557 | 16 831 | 4% |
Suzuki | 2 593 | 2 148 | 21% | 19 931 | 27 724 | -28% |
SsangYong | 2 411 | 3 268 | -26% | 25 010 | 34 055 | -27% |
Daewoo | 2 340 | 6 196 | -62% | 37 695 | 60 829 | -38% |
Citroen | 2 337 | 2 543 | -8% | 20 075 | 28 961 | -31% |
Peugeot | 2 122 | 2 745 | -23% | 21 102 | 33 862 | -38% |
Honda | 2 085 | 3 065 | -32% | 20 655 | 25 741 | -20% |
Land Rover | 2 070 | 2 221 | -7% | 21 148 | 21 030 | 1% |
Infiniti | 1 591 | 944 | 69% | 8 983 | 8 677 | 4% |
Lexus | 1 488 | 1 474 | 1% | 19 149 | 15 768 | 21% |
Volvo | 1 457 | 1 601 | -9% | 15 421 | 15 017 | 3% |
Fiat | 1 311 | 874 | 50% | 8 102 | 8 001 | 1% |
VW ком.авт. | 1 189 | 1 735 | -31% | 12 612 | 15 915 | -21% |
Jeep | 1 054 | 769 | 37% | 8 221 | 5 250 | 57% |
Great Wall | 887 | 1 914 | -54% | 15 005 | 19 954 | -25% |
Porsche | 677 | 408 | 66% | 4 707 | 3 790 | 24% |
Brilliance | 305 | - | - | 955 | - | - |
Acura | 287 | - | - | 1 106 | - | - |
Haima | 229 | 75 | 205% | 1 009 | 401 | 152% |
Mini | 212 | 284 | -25% | 1 750 | 2 800 | -38% |
Isuzu | 188 | 17 | 1006% | 766 | 213 | 260% |
Cadillac | 157 | 129 | 22% | 1 324 | 1 513 | -12% |
SEAT | 155 | 154 | 1% | 1 641 | 3 375 | -51% |
Changan | 148 | - | - | 1 144 | - | - |
Jaguar | 123 | 157 | -22% | 1 628 | 1 710 | -5% |
BAW | 66 | 122 | -46% | 1 082 | 1 594 | -32% |
Smart | 40 | 18 | 122% | 368 | 193 | 91% |
JAC | 40 | - | - | 424 | - | - |
Chrysler | 23 | 8 | 188% | 130 | 159 | -18% |
Alfa Romeo | 15 | - | - | 96 | - | - |
Luxgen | 5 | 35 | -86% | 86 | 62 | 39% |
ZAZ | 0 | 220 | - | 481 | 3 260 | -85% |
Foton | 0 | 0 | - | 63 | 6 | 950% |
ТагАЗ | - | 12 | - | 129 | 371 | -65% |
BYD | 0 | 1 | - | 5 | 106 | -95% |
Vortex | - | 0 | - | 0 | 1 005 | - |
FAW | - | 472 | - | 2 164 | 4 838 | -55% |
Bogdan | - | 61 | - | 92 | 2 055 | -96% |
Dodge | 0 | 4 | - | 26 | 192 | -86% |
Иж | 0 | 14 | - | 19 | 698 | -97% |
Итого | 270 653 | 264 307 | 2.4% | 2 491 404 | 2 777 547 | -10.3% |
Как видим, некоторые марки в этом сравнении «просели», а некоторые, напротив, резко «взлетели». Скромный результат АвтоВАЗа с маркой Лада объясняется клиническим затовариванием неукомплектованными машинами — на площадках к концу года скопилось около 10 000 штук! Если бы их удалось одномоментно дособрать, ВАЗ по декабрю получил бы очень хороший показатель, да и по году укрепился в лидерах. Впрочем, он и так лидер: к показателю 387 307 не приблизился ни один из конкурентов. Но мы понимаем, что если бы не господдержка в виде программы утилизации (а ВАЗ «съел» ее бюджет более чем наполовину), то падение было бы отнюдь не 15-процентным...
Любопытен скачок в продажах у фургонов и легких грузовиков — FIAT, Mercedes-Benz и Isuzu, тут сотни и даже тысячи процентов роста! Непонятно, что сделал VW, чтобы при такой востребованности коммерческих машин упасть сразу на 31%!
Рекордсмены по декабрьскому провалу — Luxgen (86%) и Daewoo (62%). С первым все более-менее понятно, тайваньцы уходят с российского рынка, им надо только распродать товарные остатки. Поэтому и рекламы никакой, и дилеры смотрят на этот бренд, как на покойника. С Daewoo сложнее, их модели вполне востребованы. Но тут наложилась проблема почти политическая: владелец компании-дистрибьютора (Квин-групп) Ленур Ислямов, побывав в начале года вице-премьером Крыма, впал в немилость и де-факто лишился бизнеса. Оттого и FAW вынуждена была разорвать с Квин-групп дистрибьюторский контракт. Который, кстати, так и не перешел к фирме «ФАВ — Восточная Европа», как это планировалось. Во всяком случае, продажи легковых FAW не возобновились, а на официальном сайте «ФАВ — Восточная Европа» нет и упоминания про легковые модели.
В сегменте китайских марок тоже нестабильность. Казавшийся железобетонно устойчивым Great Wall в декабре рухнул на 54%, хотя по году все равно остается на неплохом месте, уступая только Lifan, Chery и Geely. А вот прогресс Haima к концу года поразителен — +205%! Да и по годовому результату динамика прекрасная — +152%. А 950% от Foton всерьез воспринимать не стоит, это едва ли не разовая поставка, в декабре уже не было продано ни одного Фотона.
К сожалению, в статистике АЕБ нет марки Dongfeng, с мая продавшей 700 автомобилей. Это один из серьезных проколов в работе Ассоциации. Нет там и Hawtai, но по более понятной причине: эта марка так и не начала толком свою деятельность в России, несмотря на весьма долгий этап подготовки: первые машины должны были сойти с конвейера Дервейса ещё в феврале.
Теперь давайте посмотрим на результат не по маркам, но по концернам, куда эти марки входят.
Марка/группа | Январь-декабрь | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Доля рынка, % | Продано, шт | |||||
2014 | 2013 | % | 2014 | 2013 | % | |
АвтоВАЗ-Renault-Nissan | 30.7 | 29.6 | 1.1 | 764 245 | 821 404 | -7.0 |
VW Group | 10.5 | 10.8 | -0.3 | 260 775 | 299 143 | -12.8 |
GM Group | 7.6 | 9.3 | -1.7 | 189 484 | 257 583 | -26.4 |
KIA | 7.9 | 7.1 | 0.8 | 195 691 | 198 018 | -1.2 |
Toyota Group | 7.3 | 6.1 | 1.2 | 181 103 | 170 580 | 6.2 |
Hyundai | 7.2 | 6.5 | 0.7 | 179 631 | 181 153 | -0.8 |
Mitsubishi | 3.2 | 2.8 | 0.4 | 80 134 | 78 747 | 1.8 |
Ford | 2.6 | 3.8 | -1.2 | 65 966 | 106 734 | -38.2 |
ГАЗ ком.авт. | 2.8 | 3.0 | -0.2 | 69 388 | 82 395 | -15.8 |
УАЗ | 2.0 | 1.9 | 0.1 | 49 844 | 51 624 | -3.4 |
Mercedes-Benz | 2.4 | 1.8 | 0.6 | 60 553 | 49 816 | 21.6 |
Mazda | 2.0 | 1.6 | 0.4 | 50 716 | 43 179 | 17.5 |
PSA Peugeot Citroen | 1.7 | 2.3 | -0.6 | 41 177 | 62 823 | -34.5 |
Lifan | 0.9 | 1.0 | -0.1 | 23 619 | 27 467 | -14.0 |
BMW Group | 1.5 | 1.6 | -0.1 | 37 254 | 44 871 | -17.0 |
Chery | 0.7 | 0.7 | 0.0 | 18 139 | 19 855 | -8.6 |
Geely | 0.8 | 1.0 | -0.2 | 18 828 | 27 263 | -30.9 |
Subaru | 0.7 | 0.6 | 0.1 | 17 557 | 16 831 | 4.3 |
Suzuki | 0.8 | 1.0 | -0.2 | 19 931 | 27 724 | -28.1 |
SsangYong | 1.0 | 1.2 | -0.2 | 25 010 | 34 055 | -26.6 |
Chrysler Group | 0.7 | 0.5 | 0.2 | 16 575 | 13 602 | 21.9 |
Honda Group | 0.9 | 0.9 | 0.0 | 21 761 | 25 741 | -15.5 |
Daewoo | 1.5 | 2.2 | -0.7 | 37 695 | 60 829 | -38.0 |
Jaguar Land Rover | 0.9 | 0.8 | 0.1 | 22 776 | 22 740 | 0.2 |
Volvo | 0.6 | 0.5 | 0.1 | 15 421 | 15 017 | 2.7 |
Great Wall | 0.6 | 0.7 | -0.1 | 15 005 | 19 954 | -24.8 |
Porsche | 0.2 | 0.1 | 0.1 | 4 707 | 3 790 | 24.2 |
Brilliance | 0.0 | - | - | 955 | - | - |
Haima | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 1 009 | 401 | 151.6 |
Isuzu | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 766 | 213 | 259.6 |
Changan | 0.0 | - | - | 1 144 | - | - |
BAW | 0.0 | 0.1 | -0.1 | 1 082 | 1 594 | -32.1 |
Jac | 0.0 | - | - | 424 | - | - |
Luxgen | 0.0 | - | - | 86 | 62 | 38.6 |
ТагАЗ | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 129 | 371 | -65.2 |
Foton | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 63 | 6 | 950.0 |
FAW | 0.1 | 0.2 | -0.1 | 2 164 | 4 838 | -55.3 |
ZAZ | 0.0 | 0.1 | -0.1 | 481 | 3 260 | -85.2 |
BYD | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 5 | 106 | -95.3 |
Иж | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 19 | 698 | -97.3 |
Vortex | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0 | 1 005 | - |
Bogdan | 0.0 | 0.1 | -0.1 | 92 | 2 055 | -95.5 |
Итого | 100 | 100 | 2 491 404 | 2 777 547 | -10.3 |
Абсолютное лидерство альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ несомненно, но показатели пока далеки от запланированных: к 2015 году альянс планировал занять 40% российского рынка. И по логике, в этот альянс нужно было бы включить ещё и КАМАЗ с некоторым количеством легких грузовиков (модель 4308, известная как «Камазенок»), ведь соглашение о промсборке они подписывали вместе! Но погоды это не сделало бы — «Камазят» выпущено немного.
Тут впору посетовать на размытость критерия «легкого коммерческого автомобиля», коим оперируют в АЕБ. Непонятно, во всех ли случаях идет речь об автомобилях с полной массой до 3,5 тонн? Ведь у некоторых брендов почти одинаковые модели могут иметь разную грузоподъемность. Входят ли в статистику, к примеру, Mercedes-Benz Sprinter, полная масса которых может варьироваться от 3000 до 5000 кг?
Другая странность состоит в том, что KIA и Hyundai настойчиво предлагают не считать себя единым концерном. А ведь их совокупная доля — 15,1%, сразу за ВАЗом. Объединив показатели, корейцы надежно прописались бы на второй строчке списка корпораций, сдвинув вниз VW Group.
И нельзя не отметить условность понятия «продажи» в данных, которые автоконцерны отправляют АЕБ. Это, на самом деле, никакие не продажи, это автомобили, отгруженные дилерам. Далеко не все из них нашли своих владельцев в 2014 году. Так что эта статистика довольно лукава, о чем уже писалось. Реальную картину может дать только информация от ГИБДД о поставленных на учет новых автомобилях, но она пока не обнародована.
Добавляет сомнений и вот какое обстоятельство: в декабре, после обвала рубля, в Россию потоком двинулись близживущие иностранцы — из Белоруссии, Армении, Азербайджана, Казахстана… Они, хранящие сбережения в долларах, вдруг получили возможность купить машину дешевле едва ли не полуторакратно! Очевидно, что эти покупки будут поставлены на учет уже в других государствах. По некоторым прикидкам, речь может идти о 40-50 тысячах автомобилей!
Так или иначе, другой статистики у нас пока нет. И вообще, АЕБ в рамках своей концепции собирает и анализирует материал довольно добросовестно. Следующая таблица (посмотреть в новом окне), очень большая и подробная, позволяет нам узнать многое, вплоть до разбивки на модели и даже модификации.