Кроссоверы и внедорожники стоимостью около миллиона рублей и примерно до полутора сейчас составляют «золотой фонд» всех продаваемых в РФ автомобилей категории SUV. Даже в текущем 2013 году, когда статистика фиксирует общее отступление рынка (за первые семь месяцев на 6%), некоторые модели этого класса показывают хороший рост. Связывать это можно с широкой популярностью выступающих здесь брендов — в первую очередь японских и корейских. И какими-то действенными шагами с их стороны в сложившейся ситуации — может быть ценовой политикой с подкупающими скидками на машины 2012 года выпуска, а где-то и беспроигрышными новинками.
Например, несмотря на спорную реакцию «зрителей» при появлении весной текущего года нового Toyota RAV4, платежеспособные клиенты для компании Toyota уже увеличили реализацию этой модели на существенные 44%! Продано почти 23 400 машин, благодаря чему этот «спорный» кроссовер в текущий период (за 7 месяцев 2013 года) занимает 17-е место в общем рейтинге моделей, оставляя прямых конкурентов далеко позади.
То есть ни новые Honda CR-V, ни Mazda CX-5 по объемам продаж не стоят и близко, хотя тоже отнюдь не промах: к лету обзавелись более мощными модификациями — с бензиновыми двигателями 2,4 и 2,5 литра соответственно. Более того, CX-5 предложен и с дизелем 2,2 литра — теперь по моторному трио и даже рабочему объему все в точности как у процветающего RAV4. При этом каждый из двигателей у Mazda выше по мощности, а цены ниже (см. сравнительную таблицу). Кстати, Nissan X-Trail с подобным же набором двигателей выступает уже давно, но тоже не в лидерах.
За 7 месяцев года по продажам ближе всего к RAV4 оказались корейские одноклассники (причем без наличия двигателя 2,5 литра): Kia Sportage — 19 030 машин и 21-е место, и Hyundai ix35 — 18 063 машины и 23-е место. Причем последний тоже неплохо размножается: рост продаж на 20%, а дилеры начинают принимать предварительные заявки на слегка обновленный ix35, показанный весной в Женеве. А вот идущий следом Volkswagen Tiguan (16 073 машины и 25-е место) свое присутствие сбавляет — реализации снизились на 15%. К слову, меньшего класса Nissan Qashqai занимает 20-е место с результатом почти 19 400 машин, но и он показывает спад (на 13%), что отчасти можно связать с завершением карьеры этого поколения — на горизонте выход нового.
Volkswagen Tiguan и Nissan Qashqai
Как и ожидалось, летом хор цен у дилеров начал расстраиваться. С одной стороны, панические скидки на «ограниченное количество» нераспроданных машин, а с другой цены на машины свежего выпуска стали тревожно расти. Причем выросли они вдруг не на самые востребованные модели. Так, в этом плане отметился Ford, хотя его кроссовер Ford Kuga и в новом поколении далек от серьезных рейтингов.
В середине года общественность также взволновалась от информации, что корейский бренд SsangYong заметно подорожал. Но здесь хотя бы затеяли большую волну преобразований, чьи плоды увидим уже в октябре, причем в разных классах SUV. Это рестайлинговый кроссовер SsangYong Actyon с иными облицовкой и салоном, а также новым оснащением, где впервые в данном классе будет вентиляция кресла водителя. Обновляется пикап SsangYong Actyon Sports, который помимо всего теперь предложен и с бензиновым двигателем 2,3 литра (как у SsangYong Kyron). Или вот появление заднеприводного SsangYong Rexton, что можно принять как «компенсацию» за повышение стоимости.
SsangYong Actyon и SsangYong Actyon Sports
Но принципиальная новинка от SsangYong в линейке для рынка РФ одна — универсальный SsangYong Stavic (еще известен как Rodius) нового поколения. Это большой (длиной более 5 метров) 7-местный минивэн с «задатками» кроссовера (с клиренсом 185 мм) и наличием полноприводных версий. С дизелем или бензиновым V6, МКП или АКП, полностью независимой подвеской, богатым оснащением и в целом с широкой гаммой версий — до 13, причем большинство из них как раз вписываются в цены от 1 до 1,5 млн рублей. По крайней мере, такие цены были заявлены при начале приема предварительных заказов с июля, а какие будут в октябре с началом продаж — еще вопрос.
SsangYong Rexton и SsangYong Stavic
Если среди существующих кроссоверов абстрагироваться от имиджа, рейтингов и чисто фактически определить соотношение размеров, содержания и цен, то сравнительно выгодно смотрятся Chevrolet Captiva и Opel Antara, особенно с учетом наличия 3,0-литрового V6. Соплатформенные, они все же отличаются не только дизайном, но и габаритами: Captiva массивней, «хозяйственней» и может быть 7-местной, Antara спортивней — короче по заднему свесу и только на пять мест.
Opel Antara и Chevrolet Captiva
В этот список можно включить и Mitsubishi Outlander, который недавно также обзавелся обещанным V6 объемом 3,0 литра. Более того, хоть и с переносом сроков, но нас ждет появление версии Outlander PHEV — первого на рынке РФ гибрида в данном классе. Исходя из базовых версий, отметим также обновленные Renault Koleos и тем более Kia Sorento.
Mitsubishi Outlander и Renault Koleos
В ряд больших и содержательных попадает новый Hyundai Santa Fe, а точнее его удлиненный вариант Grand Santa Fe, презентованный на прошедшем весной салоне в Женеве. Длина 4,9 метра, салон на 7 мест, дизель 2,2 литра и бензиновый 3,3-литровый V6. Остается дождаться продаж у нас — ориентировочно в конце осени, когда станет понятна «выгодность» этого приобретения, хотя бы по сравнению с обычным Santa Fe.
Kia Sorento и Hyundai Santa Fe
Однако в отношении цен сейчас вообще надо быть начеку — в складывающихся условиях на мировых аренах и внутреннем рынке РФ, прайсы у дилеров могут регулярно корректироваться.
Явление в России таких моделей как Stavic — это и другой аспект дела. Судя по ценам, новинка «вытесняет» собой две якобы морально устаревшие модели — Kyron и Rexton. Как бы там ни было, но это очередной «акт вандализма» в сторону классических внедорожников.
Но отчаиваться нет причин: именно диапазон 1-1,5 млн рублей сегодня еще является демократичной колыбелью для внедорожников известных иностранных брендов. Пусть выбор моделей небольшой, зато машины точно на раме, с неразрезным задним мостом с возможностью блокировки редуктора, понижающей передачей, приличной грузоподъемностью, при этом не лишенные комфорта, высоких технологий и стильного исполнения. И что еще важно — готовые к определенному off-road-тюнингу.
И пусть речь идет в основном о пикапах, зато они есть разные — утилитарные и мажорные, и общий выбор модификаций, в принципе, тоже не слабый. Причем в таблицу мы включили только полноприводные версии с двойной кабиной — как наиболее отвечающие жанру. И даже в этом случае имеем отнюдь не однообразное исполнение, например, есть возможность посмаковать схемы трансмиссий.
Так, компания Mitsubishi для популярного (в том числе благодаря ценам) пикапа L200 даже предусмотрела два варианта полного привода. В самых доступных модификациях используется упрощенный Easy-Select 4WD с жестким подключением переднего моста, а в более дорогих применяется многорежимный Super-Select 4WD, который позволяет ехать не только на заднем приводе, но и на постоянном полном через межосевой дифференциал.
Mitsubishi L200 и Mitsubishi Pajero Sport
Более того, только такой трансмиссией оснащен созданный на этом же шасси Mitsubishi Pajero Sport, и тоже фигурирующий в этих ценах. Долгое время его можно было называть единственным в своем роде внедорожником данного класса по официальной части. Но из-за леса из-за гор приехал не то что бы аналог, но все же выражающий схожую концепцию (то есть с пикапом «заодно») аппарат: весенний дебютант Chevrolet Trailblazer. Он заметно больше — длина почти 4,9 метра, и с 7-местным салоном, но и подороже, а кроме дизеля 2,8 литра, еще появится 3,6-литровый V6.
Chevrolet Trailblazer и Ford Ranger
Два типа трансмиссии (кроме выбора между МКП и АКП) припасено и у Volkswagen Amarok, но совсем другого толка. Обычные версии также имеют жестко подключаемый передок и понижающую передачу, а необычные — постоянный полный привод через межосевой дифференциал Torsen, но без понижающей передачи. Зато в борьбе за количество ступеней в АКП ему нет равных: против пяти у японцев и корейцев, шести у нового Ford Ranger, немец год назад «выкатил» целых восемь!
Много модификаций предлагает Toyota HiLux: схему привода использует одну и попроще, причем с управлением РК классическим рычагом, зато есть два дизеля на выбор. Наиболее мощный из них (3,0 литра, 171 л.с.) к тому же идет в паре только с АКП, но этот «люкс» уже и стоит свыше 1,5 млн рублей. А вот Nissan вообще поступил проще, разделив модную тему пикапов на две разные части. Предлагается недорогая рабочая лошадка Nissan NP300 с не самым мощным (и очевидно более неприхотливым) дизелем и только с МКП, а также люксовый пикап Nissan Navara со всеми прочими «делами».
В текущем году нас ожидают еще две «пикапные» премьеры. Одна случится под именем Chevrolet Colorado — новая версия создана на одной платформе с упомянутым выше Trailblazer, и машина должна появиться на исходе осени. А уже в самом конце года обещал нагрянуть новый Mazda BT-50, разделить, так сказать, кусок земли с уже продающимся собратом Ford Ranger.
Chevrolet Colorado и Mazda BT-50
Наконец, здесь еще доступен король жанра Land Rover Defender, сохранивший неразрезные мосты сзади и спереди, и при этом постоянный полный привод. Как в коротком (база 90 дюймов), так и удлиненном (110 дюймов) вариантах. В зависимости от исполнения, включая всякие специальные, их стоимость пробирается на разные высоты, но вот именно в самом базовом оснащении оба варианта еще можно заполучить по ценам до 1,5 миллиона (см. таблицу). А вот пикап официально предлагается дороже.
После «классики» возвращаться опять к кроссоверам уже как-то не хочется, а надо. Ведь есть особые — нишевые модели, которые не похожи на других. Как не отметить, тем более после уместного легкого рестайлинга, ветерана и уникума в своем классе Suzuki Grand Vitara, щеголяющего внедорожным арсеналом с постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей — то, что теперь в основном доступно в премиум-сегменте. Хотя несущий кузов, а также не самый выдающийся клиренс мешают причислить его к настоящим джипам.
Весьма оригинально выступает нынешний Subaru XV — интересный агрессивный дизайн подкреплен не только феноменальным в классе клиренсом в 220 мм, но и в случае с МКП постоянным полным приводом через самоблокирующийся дифференциал (в случае с CVT применяется муфта). Но восприятию мешает странное позиционирование модели почти в том же ценовом диапазоне, что и старшего по всем статьям Subaru Forester с базовым 2,0-литровым двигателем. В свою очередь «Лесник» в новом поколении удручил поклонников «инженерным предательством»: в случае с МКП исчезла такая фирменная фишка, как понижающая передача (но хотя бы остался самоблокирующийся межосевой дифференциал), а в качестве автомата «всунут» CVT, к тому же в этом случае полный привод «попсовый» — через муфту.
Есть «фрукт», причем мелкий, у которого в приводе даже две муфты — это Nissan Juke 4WD. Мало того, что он оснащен только турбомотором в паре с CVT, так еще и конструкция привода задних колес своеобразная. Главная передача сзади и вовсе без дифференциала, а момент «по требованию» распределяют две муфты на выходах редуктора, то есть на каждое колесо индивидуально. По замыслу конструкторов, такая схема позволяет гибче решать вопросы активной управляемости, а при случае получить (хотя бы кратковременно) подобие жесткой межколесной блокировки. Так что, полноприводный Juke — тот еще жук, дорогущий только.
Еще дороже в этом диапазоне засветились другие кроссоверы, причем не самые большие и «на муфте». В общем, типичные такие, если бы не одно обстоятельство — причастность к премиум-брендам и прочим эксклюзивам, что уже позволяет их выделить. В их числе Mini Countryman Cooper, несмотря на свой слишком уж скромный размер и, особенно, клиренс. Даже Audi Q3 на его фоне смотрится «великаном».
Mini Countryman Cooper и Audi Q3
BMW X1 отличается уникальным в классе «ведущим» задним «мостом», вот только версии с подключаемым «передом» начинаются с цен под самый «козырек» сегмента. Впрочем, как и полноприводные Volvo XC70, но эти хоть размерами не обделяют, к тому же сейчас посвежели, то есть прошли рестайлинг.
Опять же, доступен Land Rover в лице недавно обновленного Freelander, с полным приводом, но только в его начальных версиях с дизелем. Кстати, рестайлинг модели случился и по силовой части, после чего в топ-версиях, где появился фордовский Ecoboost в 240 сил в паре с 6-ступенчатой АКП Aisin, Freelander породнился с мажорным Evogue. Но последний не счел показаться рядом с конкурентами даже в базовом исполнении. Зато на горизонте маячит новый компактный кроссовер Mercedes GLA, который наверняка снизойдет одним глазком заглянуть под полог в 1,5 млн рублей.
Land Rover Freelander и Mercedes GLA
Наконец, в данном диапазоне начинает разминаться легендарный Jeep. В 90-х этот бренд в России гремел, потом остепенился, ушел в тень, а в конце нулевых вдруг снова объявился, но уже в иной ипостаси. Модельную линейку теперь открывают безобидные кроссоверы Jeep Liberty и Jeep Compass, с вариаторами и «на муфте», созданные на одной платформе с Dodge Caliber (который и вовсе поставляется только с 2WD). А если учесть, что модели разработаны еще при участии Mitsubishi в пору существования Daimler-Chrysler… В общем, не «Джип», а сплошная глобализация.
Конечно, настоящие представители Jeep имеются, но это совсем другая ценовая история. А в этой отметим, что как раз в августе на рынок РФ выходит рестайлинговый Jeep Compass, показанный в Женеве. Характерно, что вместо вариатора здесь уже новая 6-ступенчатая АКП.
Новые кроссоверы и внедорожники, стоимостью от 1 000 000 до 1 500 000 руб. на август 2013 года:
Модель | Кол-во дверей/мест | Двигатель (л/л.с.) | Ориент. цены (тыс. р.) |
Audi Q3 quattro | 5/5 | 2,0/170 | 1290-1370 |
Audi Q3 quattro | 5/5 | 2,0/177 | от 1460 |
BMW X1 sDrive | 5/5 | 2,0/150 | 1290-1380 |
BMW X1 xDrive | 5/5 | 2,0/184 | от 1460 |
Chevrolet Captiva | 5/5-7 | 2,4/167 | 1065-1255 |
Chevrolet Captiva | 5/5-7 | 2,2/184 | 1220-1350 |
Chevrolet Captiva | 5/5 | 3,0/249 | 1375 |
Chevrolet Trailblazer | 5/7 | 2,8/180 | от 1445 |
Citroen C4 Aircross 4WD | 5/5 | 2,0/150 | 1100-1200 |
Dodge Caliber 2WD | 5/5 | 2,0/156 | 1010 |
Ford Kuga 4WD | 5/5 | 1,6/150 | 1130-1225 |
Ford Kuga 4WD | 5/5 | 1,6/182 | 1290-1470 |
Ford Kuga 4WD | 5/5 | 2,0/140 | 1340-1520 |
Ford Ranger | 4/5 | 2,2/150 | от 1340 |
Ford Ranger | 4/5 | 2,5/166 | 1440 |
Honda CR-V | 5/5 | 2,0/150 | 1150-1360 |
Honda CR-V | 5/5 | 2,4/190 | 1300-1530 |
Hyundai ix35 4WD | 5/5 | 2,0/150 | 1000-1275 |
Hyundai ix35 4WD | 5/5 | 2,0/184 | 1290 |
Hyundai Santa Fe 4WD | 5/5 | 2,4/175 | от 1400 |
Jeep Compass | 5/5 | 2,4/170 | от 1355 |
Jeep Liberty | 5/5 | 2,4/170 | от 1300 |
Kia Sportage 4WD | 5/5 | 2,0/150 | 1070-1300 |
Kia Sportage 4WD | 5/5 | 2,0/136 | 1110-1250 |
Kia Sportage 4WD | 5/5 | 2,0/184 | 1380 |
Kia Sorento 2WD | 5/5 | 2,4/175 | 1080-1220 |
Kia Sorento 4WD | 5/5 | 2,4/175 | от 1250 |
Kia Sorento 4WD | 5/5 | 2,2/197 | от 1350 |
Land Rover Freelander | 5/5 | 2,2/150 | от 1235 |
Land Rover Defender 90 | 3/5 | 2,4/122 | от 1380 |
Land Rover Defender 110 | 5/5+ | 2,4/122 | от 1460 |
Mazda CX-5 2WD | 5/5 | 2,0/150 | 950-1070 |
Mazda CX-5 4WD | 5/5 | 2,0/150 | 1200-1270 |
Mazda CX-5 4WD | 5/5 | 2,5/192 | 1275-1400 |
Mazda CX-5 4WD | 5/5 | 2,2/175 | от 1390 |
Mitsubishi ASX 4WD | 5/5 | 2,0/150 | 980-1250 |
Mitsubishi Outlander 4WD | 5/5 | 2,0/145 | 1040-1210 |
Mitsubishi Outlander 4WD | 5/5 | 2,4/167 | 1140-1340 |
Mitsubishi Outlander 4WD | 5/5 | 3,0/230 | 1360-1470 |
Mitsubishi Pajero Sport | 5/5 | 2,5/178 | от 1300 |
Mitsubishi Pajero Sport | 5/5 | 3,0/220 | от 1430 |
Mitsubishi L200 | 4/5 | 2,5/136 | до 1210 |
Mini Countryman Cooper 4WD | 5/5 | 1,6/184 | 1280-1355 |
Mini Countryman Cooper 4WD | 5/5 | 2,0/143 | 1350-1425 |
Nissan Juke 4WD | 5/5 | 1,6/190 | 987-1095 |
Nissan Qashqai 4WD | 5/5-7 | 2,0/141 | до 1227 |
Nissan X-Trail | 5/5 | 2,0/141 | 1060-1420 |
Nissan X-Trail | 5/5 | 2,5/169 | от 1280 |
Nissan X-Trail | 5/5 | 2,0/150 | 1240-1500 |
Nissan NP300 | 4/5 | 2,5/133 | до 1100 |
Nissan Navara | 4/5 | 2,5/174 | от 1330 |
Opel Antara | 5/5 | 2,4/167 | 1050-1090 |
Opel Antara | 5/5 | 2,2/184 | 1196-1250 |
Opel Antara | 5/5 | 3,0/249 | от 1290 |
Peugeot 4008 4WD | 5/5 | 2,0/150 | 1000-1270 |
Renault Koleos | 5/5 | 2,5/171 | 1000-1280 |
Renault Koleos | 5/5 | 2,0/150 | 1227 |
SsangYong Actyon 4WD | 5/5 | 2,0/149 | до 1220 |
SsangYong Kyron | 5/5 | 2,3/150 | до 1140 |
SsangYong Kyron | 5/5 | 2,0/141 | до 1190 |
SsangYong Rexton | 5/5 | 2,0/155 | от 1370 |
SsangYong Actyon Sports | 4/5 | 2,0/141 | до 1200 |
Skoda Yeti 4WD | 5/5 | 1,8/152 | до 1090 |
Skoda Yeti 4WD | 5/5 | 2,0/140 | 1090-1150 |
Suzuki Grand Vitara | 3/5 | 2,4/166 | 1095 |
Suzuki Grand Vitara | 5/5 | 2,0/140 | 1015-1215 |
Suzuki Grand Vitara | 5/5 | 2,4/168 | 1145-1305 |
Subaru XV | 5/5 | 1,6/114 | 985-1114 |
Subaru XV | 5/5 | 2,0/150 | 1114-1336 |
Subaru Forester | 5/5 | 2,0/150 | 1148-1470 |
Subaru Forester | 5/5 | 2,5/171 | от 1420 |
Toyota RAV-4 2WD | 5/5 | 2,0/146 | 1000-1055 |
Toyota RAV-4 4WD | 5/5 | 2,0/146 | 1135-1440 |
Toyota RAV-4 4WD | 5/5 | 2,5/180 | от 1470 |
Toyota RAV-4 4WD | 5/5 | 2,2/150 | от 1460 |
Toyota HiLux | 4/5 | 2,5/144 | 1145-1365 |
Volvo XC70 2WD | 5/5 | 2,0/163 | от 1380 |
Volvo XC70 4WD | 5/5 | 2,4/163 | от 1480 |
VW Tiguan 2WD | 5/5 | 1,4/150 | 1000 |
VW Tiguan 4WD | 5/5 | 1,4/150 | 1036 |
VW Tiguan 4WD | 5/5 | 2,0/170 | 1165-1270 |
VW Tiguan 4WD | 5/5 | 2,0/200 | 1300-1325 |
VW Tiguan 4WD | 5/5 | 2,0/140 | 1200-1330 |
VW Amarok 4WD | 4/5 | 2,0/140 | 1244-1450 |
VW Amarok 4WD | 4/5 | 2,0/180 | от 1312 |
Ранее на тему:
Василий Ларин |