Камеры видеофиксации нарушений стремительно врываются в жизнь российских автомобилистов. Где-то они стали повседневной реальностью, и многие автовладельцы уже получили по почте «письма счастья» на оплату нарушений ПДД. Где-то о них больше говорят, и нагоняют страху. А где-то о спид-камерах даже и не слышали.
В каждом регионе и в каждом городе ситуация своя. Drom.ru решил разобраться, как обстоит дело с работой камер видеофиксации в разных частях нашей страны. Для примера мы взяли крупные города России с большим автопарком, которые задают тон в автомобильной жизни своих регионов, чтобы посмотреть, как там обстоит ситуация. Мы исследовали официальную позицию ГИБДД по данному вопросу: запросили данные, изучили заявления местных начальников.
Однако картина эта будет не полной без «живой» информации с мест. Надеемся, читатели Drom.ru в своих комментариях смогут дополнить наш материал и подробно расскажут, как обстоят дела в их городе.
Столица — самый продвинутый город России по внедрению систем видеофиксации нарушений ПДД. Ситуация здесь похожа на другие регионы с той лишь разницей, что количество систем видеофиксации на порядок больше. Москва может себе позволить закупать самые современные системы, отличающиеся не только в разы более высокой стоимостью, но и такой же эффективностью — в частности, одни из самых совершенных на сегодня фоторадарных комплексов «Стрелка». Отпускная стоимость «Стрелки СТ» составляет около 3 млн руб., что почти в 3 раза выше стоимости других комплексов видеофиксации нарушений. Однако, итоговая средняя стоимость одного прибора «Стрелка СТ» для заказчиков может достигать уже 5 миллионов, вместе с установкой на специальных мачтах, а также с подключением, настройкой и обслуживанием.
Несмотря на дороговизну, власти столицы полюбили «Стрелку»: в одной только Москве всего лишь за вторую половину 2012 года, по информации производителя приборов — нижегородской компании «Системы Передовых Технологий» — было закуплено и установлено порядка 450 стационарных комплексов «Стрелка СТ» (в середине 2012 года в Москве их было всего 150, плюс еще 105 «Стрелок», расположенных в Подмосковье). Пока нет точных данных о том, насколько велик размер выписываемых с помощью фоторадаров штрафов в Москве за 2012 год. Но учитывая опыт Красноярска, где схожий по эффективности работы со «Стрелкой» единственный комплекс Jenoptik Robot всего за три месяца работы смог собрать штрафов на несколько миллионов, нетрудно подсчитать, сколько заплатили (и еще заплатят) московские автомобилисты.
Краснодар по количеству камер видеофиксации — один из передовых городов России: еще в начале 2010 года на региональном форуме Drom.ru обнародовали список, в котором насчитывалась ровно сотня мест установки в городе камер видеофиксации. Правда, рабочими из них признали только около сорока камер. И этот список фактически сохранился. Менялось разве что количество работающих камер, но их всегда было не менее трети от общего числа. При этом водителям приходят штрафы даже на 100 руб. В большинстве других регионов в силу финансовой целесообразности по почте рассылают штрафы на сумму не менее 300 руб.
Работают в Краснодаре и «Парконы»: первые патрульные автомобили ГИБДД были оборудованы этими видеофиксаторами еще летом 2011 года.
Казань — один из первых городов РФ, где началось широкое применение стационарных камер видеофиксации нарушений. К концу прошедшего года на вооружении ГИБДД республики стояло уже около 160 радарных комплексов с видеорегистраторами (комплексы «Крис-С»). А в 2013 году Татарстан получит еще порядка сотни фоторадаров новых моделей, среди которых, скорее всего, будет и проходящий в настоящее время испытания комплекс «Кордон». 10 таких комплексов до конца года должны были быть установлены на республиканских автотрассах, и еще 12 — в Набережных Челнах. Кроме того, в республике активно эксплуатируется более двух десятков комплексов фиксации нарушений правил парковки «Паркон». До недавнего времени все они находились в Казани, но в новом году часть из них начнет работу в других городах республики.
На конец 2012 года камеры видеофиксации Татарстана ежедневно фиксировали порядка 13,7 тыс. нарушений ПДД, а всего за прошедший год в республике было выписано около 5 млн штрафов, по предварительным оценкам, на сумму не менее 1 млрд руб. При этом в 2013 году ожидается, что количество штрафов вырастет еще на миллион. Чтобы справиться с таким объемом почтовой корреспонденции, в ГИБДД республики будет поставлена новая швейцарская конвертовальная машина, способная выдавать до 8 тысяч «писем счастья» в час!
Любопытно, что еще пару лет назад начальник управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов призывал водителей к использованию радар-детекторов, которые, по его словам, способствуют соблюдению скоростного режима водителями. Но этой осенью Минниханов выступил с инициативой о... запрете использования радар-детекторов на всей территории РФ, мотивируя это тем, что «использование радар-детекторов расслабляет водителей». Неофициальные источники в качестве основной причины назвали недостаточную, по мнению некоторых казанских чиновников, финансовую эффективность систем видеофиксации.
Именно здесь в 2012 году был проведен эксперимент по оборудованию одного из перекрестков в центре города тотальной системой контроля и видеофиксации нарушений ПДД, способной распознавать практически любое нарушение правил проезда перекрестков. Для этого на перекресток была нанесена специальная сетчатая разметка желтого цвета, которая помогает позиционировать автомобиль в границах перекрестка. Как результат, с первых же дней своей работы система стала ежечасно фиксировать от 100 до 150 случаев нарушения ПДД! Скорее всего, на основании данных челябинского эксперимента ГИБДД России примет решение о применении данной системы контроля проезда перекрестков и в других городах страны. Любопытно, что желтая диагональная разметка перекрестков сегодня в ПДД отсутствует. Но, по заверениям представителей ГИБДД, надобности в «узаконивании» такой разметки нет, так как ее роль — вспомогательная при фиксации нарушения.
Экспериментальный перекресток в Челябинске
Впрочем, и без системы контроля проезда перекрестков Челябинск всегда был в авангарде видеонаблюдения: первые четыре перекрестка были оборудованы камерами фиксации нарушений еще летом 2008 года. Причем ГИБДД города не скрывала, какие это были перекрестки. К концу 2010 года количество участков с автоматической видеофиксацией нарушений ПДД увеличилось до 8 (и вновь их список был в открытом доступе для всех желающих). А вот сколько сегодня участков дорог Челябинска и окрестностей контролируется камерами автоматической видеофиксации, узнать можно только из неофициальных источников: в городе и его окрестностях насчитывается не менее двух с половиной десятков рубежей контроля за дорожным движением.
Первые штрафы по почте новосибирским автомобилистам стали приходить осенью 2008 года, когда начала работать камера на Толмачевском шоссе. Однако долго сколь-нибудь серьезного развития все это не получало, хотя еще в начале 2010 года руководством Новосибирской ГИБДД были озвучены планы по созданию единого центра видеофиксации нарушений, а также установки порядка 30 стационарных камер. Тем не менее, по неофициальным данным, еще год назад в городе видеонаблюдение велось всего в трех местах: на Бердском шоссе (ост. «Звездная»), на Димитровском мосту и в г. Обь (ост. «Переезд» на мосту), где ежесуточно фиксировалось до полутора тысяч нарушений ПДД. Но уже к середине 2012 года количество камер видеофиксации в окрестностях Новосибирска удвоилось (то есть их стало шесть). А сегодня в городе появились даже комплексы «Стрелка», из которых два установлены на Ипподромской улице, а еще два — на Бердском шоссе (к слову, по данным портала strelka-st.ru, восточнее Новосибирска комплекс «Стрелка» установлен только в Кемерове — на мосту через реку Томь, ул. Терешковой).
В Красноярске рассылка по почте штрафов за нарушения ПДД заработала в 2009 году, однако изначально штрафы приходили только с передвижных комплексов видеофиксации нарушений «Арена». Первые пять стационарных камер (в каждом от 2 до 6 модулей видеофиксации) на основе комплекса «Арена» появились только в 2011 году (на улицах Копылова, Семафорная, 60 лет Октября, а также на проспектах Красноярский рабочий и Авиаторов). В мае 2012 года на Октябрьском мосту (в районе острова Татышев) был установлен комплекс автоматической видеофиксации нарушений немецкой компании Jenoptik (модели Robot Multiradar SD580), который по многим показателям можно считать аналогом знаменитого фоторадара «Стрелка». По информации портала НГС «комплекс видеофиксации Jenoptik Robot получен для тестовой апробации». Стоимость прибора — около 5 млн руб. Прибор отличается от стационарной камеры видеофиксации тем, что фиксирует нарушения скоростного режима одновременно на всех 4-х полосах моста. Кроме того, качество снимка у Jenoptik Robot намного выше — прибор оборудован камерой в 11 мегапикселей.
Фоторадар Jenoptik Robot в Красноярске. Фото prima-tv
С конца лета и всю осень 2012 года система автоматической видеофиксации в Красноярске не работала из-за отсутствия средств на рассылку штрафных квитанций по почте. Из-за финансовой нецелесообразности штрафы за превышение скорости до 20 км/ч (100 руб.) также не оформлялись и не рассылались. Тем не менее, один только Jenoptik Robot за время своей трехмесячной тестовой эксплуатации летом собрал штрафов почти на 7 млн руб. (при собственной стоимости с установкой порядка 5 миллионов). Как результат — администрация города выделила средства на приобретение этого прибора в собственность города, и с конца 2012 года тот вновь заступил на дежурство на Октябрьском мосту.
В столице Восточной Сибири переносные комплексы видеофиксации «Арена» используются уже несколько лет, а стационарные камеры впервые появились только в 2011 году — тогда по городу установили 15 антивандальных ящиков, список которых быстро составили форумчане иркутской ветки Drom.ru. Но камеры (в Иркутске в качестве стационарных камер используются все те же комплексы «Арена», которые можно применять и в переносном варианте) долго были установлены только в четырех ящиках, и до конца года они успели выписать порядка 10 тысяч штрафных квитанций. С началом 2012 года рассылка штрафов была приостановлена (из-за организационных и финансовых причин), и возобновилась только к осени. Одновременно увеличилось и количество камер: только в Иркутске с четырех до минимум двенадцати. Плюс — еще около десятка камер установлено в Ангарске, Шелехове и Братске, а также на некоторых загородных трассах.
Также в 2012 году озвучивались и планы приобретения для Иркутска комплексов видеофиксации нарушений правил парковки «Паркон», однако до конца 2012 года информации по их появлению в городе так и не появилось.
В Хабаровске уже есть стационарные комплексы видеофиксации нарушений ПДД («Крис-С») — первые стационарные камеры были установлены еще в 2010 году, и автомобилисты быстро насчитали не менее десятка мест установки, которые, впрочем, не все являлись системами автоматической видеофиксации. Да и рассылка «писем счастья» с этих камер началась только с начала 2011 года. Но уже один их вид многих хабаровских водителей заставил соблюдать скоростной режим в зоне видимости камер. Как результат, ГИБДД края не прочь использовать и муляжи: по крайней мере, об этом открыто заявил начальник краевой ГИБДД Игорь Петряшин. Связано такое желание с тем, что настоящие комплексы «Крис-С» на деле доказали свою эффективность: всего за полгода количество выявляемых ими нарушений, по словам начальника краевой ГИБДД Игоря Петряшина, снизилось с 800 до 200-300 в день. При этом еще весной прошедшего года камеры «научились» (благодаря обновленному программному обеспечению) видеть не только превышение скорости, но и ряд других нарушений: в частности, езду без дневного света, с непристегнутым ремнем безопасности, а также разговор по мобильному телефону.
Кроме фоторадаров (помимо стационарных систем «Крис-С» в Хабаровске активно используют и мобильные системы «Крис-П»), становится больше и видеокамер слежения, которые, впрочем, также могут быть использованы для фиксации нарушений проездов перекрестков. Правда, пока информации о штрафах с этих камер найти не удалось. Зато многие автомобилисты Хабаровска знакомы с системой фиксации нарушений правил парковки «Паркон», которая здесь появилась одной из первых в России — еще весной 2011 года. Но в Хабаровске эффект от работы парконов не столь высок, как в других регионах: в 2012 году в среднем с их помощью выписывалось не более сотни штрафов за неправильную парковку в день.
В конце минувшего года начальник отдела дорожной инспекции УГИБДД по Приморскому краю Юрий Колесников официально сообщил, что на сегодня в столице автомобильного Дальнего Востока нет работающих стационарных камер видеофиксации: «В Приморском крае для фотофиксации нарушений скоростного режима используются на данный момент только передвижные комплексы, которые устанавливаются в различное время на разных участках дорог». Однако известно, что по Владивостоку уже установленны камеры, среди которых значится и системный комплекс видеослежения «АвтоУраган» (аппаратно-программный комплекс автоматического распознавания изображений государственных регистрационных знаков транспортных средств, способный, в том числе, фиксировать нарушения всех требований ПДД, касающихся проезда перекрестков, а также вести контроль скорости).
Нарушение правил парковки пока не подразумевает наличие стационарных камер. К началу саммита АТЭС в Приморье было закуплено 10 приборов «Паркон». А на 2013 год планируется закупка и установка 70 систем автоматической видеофиксации нарушений ПДД на основе комплексов «Крис-С», на рассылку штрафов с которых из бюджета края выделяется почти 5 млн руб. Плюс, в краевом центре ожидается установка не менее 300 камер видеонаблюдения за дорожным движением. Места установки всех этих систем видеофиксации уже определены.
ВИЗИР и БИНАР
Два наиболее популярных в России ручных измерителя скорости с видеофиксацией нарушения: «Визир» производится ЗАО «Оливия» и «Бинар» — ООО «Симикон», оба в Санкт-Петербурге. Автоматическая рассылка штрафных квитанций с них не производится, поскольку эти радары по сути представляют собой просто дооборудованный встроенной видеокамерой обычный измеритель скорости. «Визир» и «Бинар» могут быть установлены в салоне патрульного автомобиля и, соответственно, работать не только во время стоянки, но и во время движения.
Технические характеристики обоих радаров отличаются незначительно (к примеру, максимальный предел измерения скорости у «Визира» 250 км/ч против 300 км/ч у «Бинара»), и оба работают на частоте 24,15 ГГц (К-диапазон).
АРЕНА и КРИС-С
Еще два радара-близнеца: «Арена» — производства ЗАО «Оливия» и «Крис-С» — ООО «Симикон», также имеют незначительные отличия в технических характеристиках и работают на частоте 24,15 ГГц (К-диапазон). В мобильном варианте оба радара устанавливаются у края дороги на специальной подставке-треноге, откуда могут контролировать проезжую часть шириной до 10 метров в обоих направлениях: работают как на приближение, так и на удаление. Стационарные исполнения обоих радаров подразумевают контроль каждым из радаров индивидуальной полосы движения, для этого требуется монтаж над проезжей частью на специальной ферме или иных подобных стационарных конструкциях. Дальность действия обоих комплексов ограничена возможностями уверенного распознавания госномеров и составляет в зависимости от внешних условий и особенностей установки приборов от 25 до 100 метров. Однако у комплекса «Арена» есть так называемый полустационарный вариант исполнения, в котором обычный мобильный вариант прибора может быть установлен в специальном защитном антивандальном ящике на какой-либо придорожной конструкции — именно такой вариант получил распространение в городах Сибири (в частности, в Иркутске и Красноярске).
Мобильный вариант комплекса Арена: обратите внимание, что радар «спрятан» от водителей за придорожным столбом, а инспекторы ГИБДД, присматривающие за сохранностью радара, расположились неподалеку — также вне прямой видимости водителями
Комплекс Крис-С. Фото simicon.ru
ЛИСД-2Ф
Представитель лазерных измерителей скорости (прибор производится сразу тремя предприятиями: ФГУП НИИ «Полюс» им. М.Ф.Стельмаха, ФНПЦ ОАО «Красногорский завод» им. С.А.Зверева, ООО «НИЦ ИСС»). Максимальная дальность действия измерителя достигает 1000 метров, однако измерение скорости легкового автомобиля реально возможно на удалении не более 300 метров. Дальность уверенного распознавания госномеров при этом составляет от 50 до 120 (при работе с рук) или до 200 (при работе на штативе) метров.
СТРЕЛКА
Комплекс контроля и фиксации нарушений ПДД «Стрелка» в некоторых регионах (в первую очередь в столичном) стал в каком-то роде кошмаром для водителей. До недавнего времени лишь единичные радар-детекторы были способны увидеть этот комплекс и предупредить о нем водителя. Причина этого — особый алгоритм работы «Стрелки»: все замеры проводятся малыми импульсами (на частоте К-диапазона 24,15 ГГц с длительностью импульса по уровню 0,5Р изл = 30 сек с периодом повторения импульсов 25 мксек), которые существовавшие на момент появления комплекса радар-детекторы, за исключением единичных и дорогих моделей радар-детекторов топ-уровня, просто не могли/не успевали определить и идентифицировать. Кроме того, этот комплекс может измерять скорость не на каком-то определенном фиксированном расстоянии, а на протяжении порядка 350 метров (так называемое «ведение» объекта), и за это время машина может успеть сбросить скорость до разрешенной. Но срабатывающий при фиксации превышения скорости видеозахват «ведет» автомобиль-нарушитель до того момента, пока система не сможет распознать госномер и сделать соответствующую фотофиксацию с идентификацией нарушителя. Соответственно, комплекс может делать две фотографии нарушителя: одну в момент фиксации нарушения, а другую — на удалении порядка 50 метров, когда можно идентифицировать госномера нарушителя. При этом «Стрелка» обслуживает до 3-4 полос движения и может быть представлена как в стационарном («Стрелка-СТ»), так и в мобильном («Стрелка-М») вариантах исполнения.
Схема установки комплекса «Стрелка-СТ» в Москве
АВТОУРАГАН
Можно признать одним из самых универсальных аппаратно-программных комплексов видеофиксации нарушений ПДД, применяемых в России. Особенность комплекса в том, что он способен контролировать не только скоростной режим (причем делать это двумя способами: либо по видеоизображению без использования радара, либо с использованием доплеровского радара и селекцией измерений по видеоизображению), но и соблюдение всех правил проезда перекрестков — в т.ч. выезд за стоп-линию, проезд на запрещающий сигнал светофора, остановку и стоянку на пешеходном переходе, въезд на перекресток при образовании затора за ним, пересечение сплошной линии разметки и т.д. При этом производится фотофиксация всех попадающих в зону контроля автомобилей, распознавание их госномеров и проверка по базам данных. Примечательно, что в комплексе для контроля используется связка из одной обзорной видеокамеры (фиксирует процесс нарушения, а также сигнал светофора в момент проезда автомобиля) и нескольких распознающих камер, которые работают по своим полосам движения.
ПАРКОН
Видеофиксатор нарушений правил парковки «Паркон» — относительно новое ноу-хау, которое использует ГИБДД РФ. Эта система способна фиксировать все нарушения, связанные с парковкой, в том числе — остановка и стоянка на полосе для движения маршрутных транспортных средств, остановка и стоянка в местах, где это запрещено разметкой и/или дорожными знаками, а также стоянка транспортных средств на тротуарах и газонах. Распространение системы связывается с повышением в 2012 году штрафов за неправильную парковку.
В состав комплекса «Паркон» входят фото-видеорегистратор и компьютер со специальным программным обеспечением. Регистратор имеет две видеокамеры: для записи дорожной обстановки и для фиксации госномеров автомобилей. Относительно компактное исполнение позволяет использовать «Паркон» не только в патрульном автомобиле, но и «с рук», и даже в стационарном режиме (на специальном кронштейне или треноге).
Перед полноценным применением прибор необходимо протестировать: проехать все контролируемые участки и затем отметить на записи участки, где запрещена парковка. Сама фиксация нарушения происходит в два приема, с интервалом между проездами не менее 5 минут (такой интервал позволит отфильтровать автомобили, стоящие перед запрещающими сигналами светофоров).
Если один автомобиль дважды попадает в объектив «Паркона» в одном и том же месте, система определяет эту машину как нарушающую правила парковки, и ее владельцу будет выписано постановление об административном правонарушении, в котором будет представлены две фотографии нарушающего правила парковки автомобиля, дата, место и время фиксации для каждой фотографии, госномера автомобиля-нарушителя и образец квитанции для оплаты штрафа.
Квитанция «Паркон». Фото simicon.ru
Весьма любопытную акцию объявила в сентябре 2012 года ГИБДД Красноярска: там призвали граждан самостоятельно фиксировать на видео нарушения ПДД водителями. При этом активистам, которыми вызвались стать и ветераны МВД, и просто неравнодушные граждане города, были выданы и «средства видеофиксации» — бытовые видеокамеры. Однако данных об эффективности этой акции оказались противоречивыми. Так, в «Российской Газете» были приведена информация о том, что в первые же часы действия акции добровольцы предоставили в ГИБДД материалы на 34 водителей, нарушавших ПДД всего-то на двух пешеходных переходах города. Словно в противовес этому, на сайте Общества Синих Ведерок были приведены данные о том, что за неделю действия акции на почту ГИБДД пришло всего 15 роликов с записями нарушений ПДД водителями. На официальном же сайте ГИБДД Красноярска информации по результатам этой акции найти не удалось. Зато там есть информация о наиболее злостных нарушителях ПДД города и края: фамилии и имена нарушителей появились в сети практически одновременно с призывом к гражданам сообщать о нарушениях в органы ГИБДД.
Но главное, красноярская акция, по сути, не является чем-то новым или необычным, так как, в принципе, и без этого любой гражданин может предоставить в ГИБДД видеозапись с нарушением ПДД. Единственное условие — обращение с требованием наказать нарушителя не может быть анонимным: необходимо написать соответствующее заявление, с указанием паспортных данных и места жительства заявителя. Другой вопрос, смогут ли (а точнее, захотят ли) в ГИБДД наказать нарушителя по всей строгости закона? Нам известны примеры, когда органы ГИБДД присылали заявителю письменный ответ с обоснованием невозможности привлечения водителей, нарушивших ПДД, к ответственности по причине невозможности установления личности водителя автомобиля-нарушителя, или в силу отсутствия специальной сертификации у видеокамеры или авторегистратора, которыми был снят видеоролик с процессом нарушения ПДД. Что характерно, обычно такие отписки приходят в отношении водителей на дорогих иномарках и с крутыми или красивыми (что зачастую одно и то же) госномерами.
Тем временем стационарные камеры видеофиксации нарушений учатся работать и по другим видам нарушений ПДД (помимо контроля скорости): так, в Москве камеры уже следят за выездом и движением по полосам для общественного транспорта, а также для фиксации проезда стоп-линий при запрещающем сигнале светофора. В ближайшем будущем камеры научат распознавать выезд на перекресток при образовании затора за ним (правда, для этого на перекрестки необходимо нанести специальную разметку, позволяющую безошибочно позиционировать автомобиль в зоне перекрестка). Недалек тот день, когда камеры будут уверенно распознавать непристегнутые ремни безопасности или разговор за рулем по мобильному телефону. Особо стоит отметить комплекс видеофиксации нарушений правил парковки «Паркон», который работает исключительно по принципу видеофиксации (с привязкой к данным GPS/Глонасс): эти системы также уже шагнули за пределы Москвы (в самой столице их количество исчисляется десятками), но актуальными остаются пока только в крупных городах, где особенно остра проблема неправильной парковки. Любопытно, что «Парконы» известны и применяются органах ГИБДД не первый год, однако действительно массовое применение эти системы видеофиксации получили лишь в минувшем году — после существенного ужесточения наказания за неправильную парковку в Москве и Санкт-Петербурге.
Ученые уже предлагают новый уровень тотального контроля над автовладельцами: оснащать все автомобили специальными чипами-микросхемами, которые будут передавать информацию о движении на ближайшие считывающие устройства, расположить которые можно будет в любом патрульном автомобиле ГИБДД, в любом светофоре, и даже в дорожных знаках. Мало того: эти же чипы смогут принимать команды на остановку автомобиля и блокировку управления в случае фиксации того или иного нарушения! Большой Брат набирает силу?
Если вам пришло «письмо счастья» со штрафной квитанцией, то в соответствии с действующим законодательством наложенный штраф необходимо оплатить в течение 30 дней с момента вступления постановления об административном правонарушении в законную силу. В случае неуплаты предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в двукратном размере, либо административный арест на срок до 15 суток.
Однако у автовладельца есть право обжаловать выписанный ему штраф в случае, если он не согласен с фактом того или иного правонарушения (например, на прилагаемой фотографии изображен другой автомобиль, или место фиксации нарушения не соответствует фактическому местоположению автомобиля на тот момент времени), либо в момент нарушения за рулем автомобиля находился другой водитель. Для этого автовладелец должен в 10-дневный срок подать в органы ГИБДД соответствующее заявление с предоставлением доказательств неправомочности вынесения штрафа (например, командировочное удостоверение с билетами, копию договора купли-продажи или справку из органов МВД о том, что на момент фиксации нарушения данный автомобиль выбыл из его обладания).
АНЕКДОТ В ТЕМУ
В 80-х гг. англичанину пришел конверт из полиции. В конверте были фото его машины и показания ее скорости (нарушил, короче). Также было постановление и квитанция на уплату штрафа (сколько-то там фунтов). Англичанин на то и англичанин, что обладает ч/ю. Через неделю полицейское управление получило от него письмо: в конверте — фото купюр, необходимого для уплаты штрафа количества фунтов. Английские полицейские — тоже англичане. И у них тоже с ч/ю все в порядке. Еще через неделю англичанин получил письмо от полицейского управления: в конверте — повторная квитанция и фото наручников…
Казань: в Татарстане система видеофиксации, похоже, работает эффективнее всего
«Живу в Казани, хоть как ты езди, все равно пару тысяч откинешь за месяц, прискорбно...» (Kubinezz)
«А у нас в Татарстане даже самым медленным водителям приходят письма счастья - камеры на каждом шагу...» (Данис)
«После Казани стабильно приходит письмо счастья... хоть машину толкай всю дорогу...» (Sergey_999)
«Возможно, мои комменты для многих выглядят как старпёрское нытьё, но езжу по 40-45 тыс. км в год и ни одного штрафа (большую часть в Казани и РТ). Таксовал. Зарабатывал. Так что не превышая скорости можно успеть и «за клиентом» и «с клиентом»...» (Ratamahatta).
Тюмень: гастроли «камерного оркестра»
Здесь при государственном казенном учреждении Тюменской области «Управление автомобильных дорог» создано отделение по содействию Госавтоинспекции, состоящее из 21 сотрудника. Для этого отделения на средства областного бюджета закуплены 13 комплексов видеофиксации нарушений «Крис-2», которые сейчас работают в Тюмени, Ишиме и Тобольске. Что любопытно, все приборы устанавливаются в обычных гражданских автомобилях (чаще — в багажнике), и функционируют в полностью автоматическом режиме, сохраняя зафиксированные нарушения на карту памяти, информация с которой поступает в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений Тюмени. В первые же месяцы работы по этой схеме было зафиксировано и оформлено более 12,5 тысяч фактов нарушения ПДД.
Фоторадар рядом с «гражданским» автомобилем, фото пользователя PSI291072
Хитрости ГИБДД — две камеры подряд
Помимо банальной «игры в прятки» (мобильные камеры прячутся инспекторами за всевозможными придорожными естественными прикрытиями), в некоторых регионах (в частности, в Курске и в Белогорске Амурской области) водителей ловят на две камеры. Камеры стоят одна за другой: снизив скорость и благополучно проехав первый рубеж, водители разгоняются и тут же попадают под прицел второго фоторадара, который, в отличие от первого, стоит не подчеркнуто на виду, а спрятан за препятствием.
Тенденция — снижение планки минимального размера «почтового» штрафа
Если еще недавно в большинстве регионов России штрафы на 100 рублей не фиксировались (обработка и отправка одного штрафа обходится государству более чем в 100 руб, из-за чего рассылка таких квитанций становится экономически невыгодна), то сегодня все чаще можно встретить сообщения о том, что по почте приходят и уведомления о 100-рублевых штрафах.
В частности, об этом сообщили читатели из Смоленской области и Краснодарского края. При этом игнорировать даже такой маленький штраф может оказаться себе дороже. Как написал пользователь АндрейДар из Казани, «У нас жестко начали контролировать неуплату штрафов! Друг недавно трое суток отсидел, с ним в камере было 4 человека, у которых были просроченные штрафы от 100 до 200 рублей! Им от 3-х до 5-ти суток дали, вот так...».
Пользователь Dmitry36 дополнил нас тем, что двойной штраф при своевременной неуплате первого штрафа не может быть менее 1000 руб., и он не освобождает от уплаты первого штрафа. Таким образом, неуплаченный 100-рублевый штраф запросто может обернуться потерей минимум 1100 рублей...Кроме того, этот же пользователь уточняет, что неполучение письма со штрафом не освобождает водителя от его уплаты, т.к. по нашему законодательства доставка почтового уведомления о поступившей на почту заказной корреспонденции уже является «уведомлением должным образом». Правда, остается нюанс, касающийся права обжалования вынесенного постановления — в будущем мы обязательно постараемся подробно осветить и этот вопрос.
По этому поводу можно привести цитату еще одного пользователя с ником 3dfocus из Иркутска: «Получал уже несколько раз и оплачивал и свои и «чужие» машины, которые на мне. Даже судиться один раз пробовал, хотя 99,9% знал что проиграю. Но посмотреть как наши налоги работают было интересно... В итоге, конечно, проиграл, с обоснованием судьи, что как и раньше она не видит повода не доверять сотрудникам ГИБДД, плюс — презумпция невиновности не распространяется на автовидеофиксацию (докажи что не верблюд). А письмо счастья было с треноги, которую можно было поставить как до знака ограничения, так и после, и по фото понять было нельзя: дорога и деревья (там такой пейзаж на протяжении 500 метров)!!! Вот мне и говорят, что, мол, гаишники у нас КРИСТАЛЛ, а я чуть ли не свидетелей с фото о неправильной установке должен предоставить, да ещё по событию трёхнедельной давности, про которое меня, естественно, из гаишников никто не предупреждал»...
А как обстоят дела с видеофиксацией в вашем регионе? Расскажите об особенностях работы местного ГИБДД в комментариях.
Алексей Степанов |