Автомобильные аукционы Йошида — первый в России онлайн аукцион по продаже машин. Аукцион создан российско-японской партнерской группой. В проекте аукциона, со стороны Фаворит Моторс поддержка по инфраструктуре и адаптации японских технологий под российские реалии, со стороны японских партнеров — сами технологии и контроль качества по процедурам осмотра, приема и продажи. На вопросы о работе аукциона отвечает Марат Казаков — начальник отдела электронной коммерции FAVORIT MOTORS & YOSHIDA group.
— Марат, расскажите, как машина попадает на аукцион, по каким она этапам проходит, прежде чем ее выставят на продажу. Предположим, что человек хочет продать свой автомобиль, как в этом случае вы ему поможете?
— Тут все довольно просто. Продавец нам звонит, менеджер задает ему обычные вопросы: какая у него машина, какое состояние, какой пробег и т.д. Продавец сообщает, сколько хочет за свой автомобиль. Потом приезжает к нам на автомобильный аукцион, где автомобиль отправляется на техническую проверку. По результатам проверки, машина получает определенный балл от одного до ста. Далее продавцу звонит наш менеджер, который сообщает результат, дает рекомендации по цене: стоит ли поставить ее пониже, или же, наоборот, повыше, если техсостояние оказалось на высоте. Продавец либо соглашается с менеджером, либо нет. И сам решает выставлять ему авто на аукцион или нет.
— Расскажите более подробно о том, какие этапы проверки проходит автомобиль. Вот, привез его владелец, отдал вам ключи от автомобиля, что дальше происходит с машиной?
— Когда продавец приезжает на аукцион, он отдает ключи и документы; менеджер описывает с его слов автомобиль, и продавец уезжает домой. А через день с ним созванивается менеджер и сообщает результаты всех проверок, говорит, что машину можно взять на аукцион, либо нет. Однозначно машина не идет на аукцион, если не пройдена юридическая проверка, проверка на угон в России и проверка через Интерпол. Если говорить о последовательности этапов проверки автомобиля на экспертизе, то сначала автомобиль тщательно моется, чтобы эксперты могли точно оценить внешнее состояние машины, описать повреждения, если они есть. Сверяется соответствие номерных знаков: VIN, номер двигателя и т.д. Только после описания внешнего состояния автомобиля, машина уходит на техническую проверку. Перед мойкой и после мойки авто осматривается, чтобы зафиксировать его начальное состояние. Далее идет криминалистическая экспертиза, потом машина ждет своей очереди на технический осмотр. Техосмотр занимает от трех до шести часов. После технического осмотра продавцу звонит менеджер, сообщает состояние машины. Продавец либо соглашается с нашим заключением, либо забирает автомобиль. Если продавец сказал «да», то машина проходит фотографирование и отправляется на онлайн аукцион на наш сайт. В ожидании аукциона автомобиль стоит на закрытой, опечатанной стоянке ответственного хранения с режимным доступом.
— А если, положим, я машину забираю. Удержат ли с меня какую-либо комиссию за проделанную работу: мойка, техосмотр, стоянка?
— Да. Осмотр у нас платный. Если вы забираете автомобиль до аукциона или во время, вам придется выплатить нам сумму за работы. Если же вы продаете авто на аукционе, то стоимость технического осмотра плюсуется к цене машины.
— И сколько это стоит?
— Это зависит от машины и от сложности осмотра. К примеру, осматривать «автомат» сложнее, чем «коробку». Примерно получается: от семи до двенадцати тысяч рублей.
— После осмотров, согласования стоимости, через какое время автомобиль попадает на аукцион?
— Сразу. Машина едет в фотостудию, и через два-три часа она уже на торгах.
— Марат, объясните, что представляет собой автомобильный аукцион Йошида.
— От японских автомобильных аукционов каких-то фундаментальных отличий у нас нет. Но мы адаптированы под российские реалии. Гораздо больше внимания уделяется осмотру автомобиля и проверке его техсостояния, чем в Японии. К сожалению, в России очень много людей, которые не всегда честным образом продают машины, и покупатель может запросто купить автомобиль с криминальным прошлым, сам того не подозревая. Поэтому при проектировании автомобильных аукционов Йошида этапу проверки прошлого автомобиля было уделено много внимания. Мы сделали это, чтобы защитить покупателей наверняка и дать им гарантию, что они приобретают честный автомобиль. Для продавца, если его машина не прошла нашу криминалистическую экспертизу, тоже последствий не будет. Ему будет отказано, причину мы сообщим. Но не более. Понятно, что человек мог в свое время купить авто у мошенников и даже не знает, что с авто есть проблемы. Мы просто отдаем машину, и все. Поскольку криминалистическая экспертиза предшествует технической оценке, продавцу автомобиль возвращается без удержания какой-либо комиссии.
— Вы упоминали, что на аукционах Йошида проверка технического состояния автомобиля более серьезная, чем на японских аукционах. Расскажите об этом подробнее.
— Да. Технический осмотр автомобиля у нас состоит из 205 пунктов. Мы проверяем не толь внешний вид автомобиля и агрегатов, но и, к примеру, состояние стенок цилиндра двигателя, компрессию, состояние цилиндропоршневой группы, проверяем состояние клапанов. Смотрим, есть ли в масле присадки или примеси. Мы изначально нацелены на то, что продавец готовит автомобиль для продажи, и может замаскировать какие-то «неровности»; влить присадку для повышения компрессии, например. Мы это все проверяем, чтобы после аукциона у покупателя была честная машина, а не кот в мешке. Много внимания уделяется серьезной проверке состояния кузова и его геометрии. Если, к примеру, машина слегка битая, и с качественным ремонтом, то на оценку это мало влияет. Но вот, если авария была серьезной, и какие-то детали кузова заменялись, то тут уже дело другое. Вообще, если говорить об оценке автомобиля, то это комплексная оценка. Всем известно, что пробег является важным фактором, на который стоит обращать внимание. И по идее, чем выше пробег, тем хуже автомобиль. Но как быть тем людям, которые следили за своей машиной? Наша техническая проверка позволяет установить реальное техсостояние машины. Был у нас на днях Nissan Terrano с пробегом 320 тыс. и эта машина получила оценку в 80 баллов из ста: кузов в идеальном состоянии, подвеска в идеале, двигатель и трансмиссия тоже без вопросов — хозяин следил за автомобилем, ухаживал за ним. Техосмотр у нас направлен на то, чтобы определить объективное техническое состояние автомобиля, которое зависит не от циферок на одометре, а от «самочувствия» узлов и агрегатов автомобиля.
— Технические проверки, конечно, очень хорошо. Но делают-то их люди… Допустим, продавец захочет договориться с проверяющими.
— Когда мы еще планировали аукционы, было понятно, что «договориться» — это специфическая черта российского менталитета. Мы решили эту проблему кардинальным образом. Во-первых, когда автомобиль попадает в зону технического досмотра, он полностью обезличен: с него сняты государственные регистрационные номера, документы от авто находятся у менеджера и в техзону не попадают, во-вторых, техзона — закрытый режимный объект, в который имеет право доступа небольшое количество персонала, в-третьих, цепочка между продавцом и специалистом технического осмотра включает в себя несколько человек. Далее, каждый мастер у нас несет персональную ответственность за результаты осмотра, и один досматривающий не может повлиять на конечную оценку. В акте технического осмотра, каждый мастер лично расписывается за свой этап: кузов, ходовка, двигатель, трансмиссия, электрика, салон и т.д. В итоге, получается восемь листов, описывающих состояние автомобиля. Мастера никакие баллы машине не выставляют. В листах осмотра пишется, что агрегат работает или не работает, указывается степень износа. Далее все данные осмотра мы заносим в компьютерную программу, которая и выставляет оценку машине. В конце получается аукционный лист, с которым машина «едет» продаваться на наш сайт.
— Хорошо, а как действовать покупателю? Заключить договор, заплатить за право доступа на аукцион, получить логин и пароль?
— Пока у нас регистрация только по Москве, то есть покупатель сам приезжает в один из наших офисов, либо бесплатно вызывает к себе нашего менеджера. Покупатель заключает с нами договор, вносит депозит и начинает работать непосредственно с сайтом, смотрит лоты, отбирает интересующие его машины. Все автомобили на старте выставлены по минимальной цене, за которую продавец согласен отдать машину. Система торгов, как на японских аукционах: ставки делаются в режиме реального времени, либо пошагово, либо сразу с повышением на несколько пунктов, либо через автоброкер. Побеждает самая высокая ставка. Победитель забирает автомобиль в одном из трех наших аукционов на территории Москвы. Сейчас мы строим большой единый комплекс с несколькими этажами для техосмотра, большой стоянкой, операционным залом для торгов — все, как на японских автоаукционах.
— А какие гарантии дает аукцион победителю торгов?
— Мы гарантируем полное соответствие автомобиля техническому листу. Предположим, что пришел к вам автомобиль, и на нем обнаруживается царапина, который не было в листе. В этом случае покупатель либо получает скидку с цены, либо мы делаем ему ремонт за наш счет. Пойдем дальше, если получен автомобиль и не заводится, хотя в листе написано, что с двигателем все в порядке, покупатель может просто отказаться от машины. Мы возвращаем деньги. Если покупатель обнаруживает через какое-то время (оно оговаривается при подписании договора) после приобретения у нас автомобиля, что есть юридические проблемы, то мы возвращаем ему деньги. Неважно, что там с автомобилем: всплыл он по базе угонов, или выяснилось, что на него есть банковское обременение — клиент вправе отказаться от авто и получить свои деньги обратно.
— Марат, а на что живет аукцион?
— На 5% со стартовой цены автомобиля, по которой он выставляется на аукцион.
Полезные ссылки об автомобильных аукционах Йошида:
Примечание от Drom.ru: текст опубликован на правах рекламы.