Расскажем в нескольких словах о новостях.
• В сезоне-2018 состоится 47 этапов различного уровня в 16 регионах страны. Полный календарь можно скачать здесь.
• Из новых (или вновь появившихся) регионов нужно назвать Дальний Восток (Биробиджан и Благовещенск), Сибирь (Хакасия) и Московскую область (Дмитровский район), а также Кабардино-Балкарию.
• В Нальчике при содействии Германа Тильке переосмыслили имеющийся макет автодрома, создали отдельно расположенный дрэг-стрип, протяженность которого составляет 1230 метров. Это даст возможность проводить соревнования по дрэг-рэйсингу на мировом уровне и принимать европейских участников. Фактически, этот дрэг-стрип станет первым в России, где дрэгстеры топового уровня смогут проходить всю дистанцию на полном газу.
• В этом году впервые состоится объединенный этап соревнований по дрифту и дрэг-рэйсингу, где зрители смогут увидеть заезды участников сразу в двух дисциплинах. Соревнования пройдут 11 июня на автодроме «Нижегородское кольцо».
• Помимо уже ставших привычными соревнований уровня чемпионата России, Кубка России и чемпионатов Федерального округа в этом году пройдут также соревнования по дрэг-рэйсингу на Кубок городов и областей, которые станут первой ступенькой для карьерного роста начинающих спортсменов.
• С конца февраля открыт прием заявок на участие в соревнованиях, и до 1 апреля продлится льготный период уплаты взносов (скидка на сезон — 10 000 руб. для всех классов). Здесь можно получить более подробную информацию.
• С этого года изменились ограничения по предельному времени для автомобилей в классе FSA (было 8,35, теперь 8,8 секунды).
• Старты в финальных заездах чемпионата России будут проходить по системе гандикапа с брейкаутом.
Об этих и других новостях мы поговорили с председателем комитета по дрэг-рэйсингу РАФ и руководителем проекта SMP RDRC Тиграном Сеферяном.
— Тигран, расскажи, пожалуйста, сразу про систему брейкаута, потому что для большинства это совершенно непонятная новинка, которая многих напрягает.
— Если говорить по-русски, то смысл этой системы в том, что между собой могут соревноваться совершенно разные автомобили, а более мощная машина, по-русски говоря, дает фору более слабой. В этом случае каждый из соперников называет свое время прохождение дистанции, и разница между этими временами и есть разница между стартами этих двух автомобилей. Например, один говорит, что пройдет квотер за 8 секунд, а другой — за 10. Тогда сначала стартует второй, а через две секунды после него — первый. Но в том случае, если один из участников проедет быстрее заявленного времени, он дисквалифицируется. Естественно, если другой при этом не допустит фальстарт или не пересечет осевую. Эта система весьма развита в международных соревнованиях по дрэг-рэйсингу и ее главное преимущество в том, что она позволяет сокращать количество классов и проводить зрелищные заезды, например, соревноваться между собой Ламборгини и «Запорожцу».
— Календарь существенно разросся. За счет чего это произошло?
— Мы добавили к уже имеющимся соревнованиям уровня чемпионата и Кубка России, а также чемпионатов федеральных округов этапы городов и области. Это сделано для того, чтобы уменьшить шаг между привычными для многих потенциальных участников городских соревнований, в которых они участвуют, и соревнований SMP RDRC. Кроме того, мы начали в прошлом году и продолжим в этом проводить совместные этапы ЧФО и городов, чтобы люди видели, что участие в SMP RDRC не предполагает никаких сложностей: наоборот, мы сделали все, чтобы максимально упростить схему участия. Мы постоянно общаемся с нашими участниками, а также теми, кто хотел бы влиться в нашу семью, и выяснилось, что главным барьером для них является страх перед мнимой сложной структурой и организацией гонок в RDRC. Опасения касаются как техрегламента, так и прохождения техкомиссий, необходимости в гоночной одежде, наличия лицензий и многих других моментов. Поэтому специально для начинающих свою карьеру спортсменов мы предлагаем им начать с самых простых местных соревнований, которые будут тем не менее проводиться по нашим правилам. Это будут стандартные гонки, к которым они привыкли, но правильно организованные и безопасные.
— Эти соревнования тоже будут требовать лицензию пилота?
— Да, и получить ее совсем несложно. В большинстве случаев это можно сделать прямо на соревновании или в региональном отделении РАФ. Наши участники уже все привыкли к необходимости лицензии, но вот новичкам это пока непривычно. Кроме того, одно из требований Министерства спорта — зачетная книжка для каждого спортсмена, чтобы получать разряды. В зависимости от имеющегося разряда спортсмен может допускаться к соревнованиям того или иного уровня. Например, в чемпионате и Кубке России (в любой дисциплине и не только в автоспорте) можно участвовать с разрядом не ниже первого. В автоспорте как раз на это до сих пор закрывают глаза, но мы понимаем, что скоро это попустительство может закончиться, поэтому нашим участникам лучше подготовиться к этому заранее.
— Эти городские и областные соревнования тоже будете организовывать вы, SMP RDRC?
— Мы берем на себя организацию только чемпионата и Кубка России. Что касается остальных мероприятий, то здесь наша задача не провести соревнования, а найти местных организаторов, которые имеют опыт и навыки проведения гонок, а нашу финансовую поддержку мы потратим на то, чтобы сделать эти гонки лучше. Это идея всей программы, в которую мы приглашаем только организаторов с опытом и определенными возможностями.
Мы также планируем переименовать соревнования ЧФО в дивизионы. Теперь будет просто «дивизион Сибирь» или «дивизион Запад». В этих соревнованиях участники ездят уже не первый год, там хорошо подготовленные машины, в большинстве своем с каркасами безопасности.
— Вы сохранили в этом году систему стимулирования участников и дотаций на транспортные расходы?
— Да, конечно. Например, прошлогодние победители ЧФО в этом году не платят стартовый взнос в соревнованиях RDRC. Также участники, зарегистрировавшиеся на весь сезон, получают компенсацию транспортных расходов. Для классов FSA, FSB, US: первое–третье места — 15 руб./км; с четвертого места и далее — 10 руб./км. Для класса FSL — с первого по четвертое место — 5 руб./км.
— Расскажи, пожалуйста, про совместное событие с RDS.
— Эта идея уже давно витала в воздухе, потому что какие бы классные соревнования мы ни проводили, какой бы бешеной популярностью ни пользовался дрифт, на месте стоять нельзя, нужно постоянно развиваться. Поэтому в этом году после переговоров с Дмитрием Добровольским, владельцем и руководителем RDS, мы решили объединить два наших этапа и провести это событие в начале июня в Нижнем Новгороде. У нас это будет первый этап чемпионата и Кубка России, а у них уже третий этап RDS GP. Кстати, продажа билетов на эти соревнования уже открыта на сайте RDS, и их стоимость начинается от 500 руб.
Если у нас все получится, то мы будем и впредь делать такие праздники, расширять аудиторию — и не только совместно с дрифтом, но и с другими дисциплинами автоспорта.
— Что с участниками в этом году? Их станет больше?
— Определенно. Мы следим за многими проектами строительства гоночных машин, и удивляемся тому, сколько их планируется на этот год. И если раньше, за некоторым исключением, это были доработки уже существующих проектов или реанимация предыдущих, то сейчас это новые проекты к сезону с нуля. Не могу сказать, приедут ли все они на первый этап, но мы видим и знаем, сколько люди заказывают запчастей и какая активность происходит почти во всех гаражах. Больше всего, пожалуй, новых проектов в переднеприводном классе, есть в заднем, в полном приводе, много строится рамных автомобилей, есть даже дрэгстеры. Я надеюсь, что один из дрэгстеров российского производства выйдет на старт уже в этом году. У нас в стране отличные умы, которые очень хорошо понимают в строительстве таких машин, и сейчас они уже поняли, что дешевле и проще взять кузов или раму, поставить сзади мост и выпустить на дрэг-стрип. Это получается дешевле, надежнее и, как правило, даже быстрее.
— Как будут омологироваться эти машины?
— У нас есть регламент и техтребования, которые полностью соответствуют мировым, и все эти машины строятся в соответствие с ними. В этом году мы уже договорились с одним нашим коллегой из Прибалтики, его зовут Андриуш Дегантисратай, это очень интересный человек, он строит машины, много лет прожил в Англии, занимался дрэг-рэйсингом, работал с лучшими командами. Он говорит по-русски, что для нас огромный плюс. Сейчас он нам помогает с техтребованиями и будет присутствовать на всех этапах, по крайней мере в качестве консультанта. И самое главное, что он имеет официальное разрешение от SFI на омологацию дрэговых автомобилей.
— Для москвичей важная новость, что в их регион возвращается дрэг-рэйсинг, соревнования по которому не проводились там с тех пор, как закрыли дрэг-стрип в Тушино. Как это случилось?
— В Московской области есть две организации, которые раньше занимались нелегальными уличными гонками, а сейчас решили перейти в легальную сферу. Их лидеров мы знаем давно, в прошлом году они пробовали себя в организации соревнований на Дмитровском полигоне, и у них получились хорошие массовые мероприятия с правильной организацией, техинспекцией и вполне профессиональной безопасностью. Они дружат с местной Дмитровской властью, и все проходит вполне себе ничего. Одна из команд взяла на себя чемпионат области, другая — чемпионат Москвы. И потом мы все вместе в сентябре проведем Чемпионат Центрального федерального округа. Все мероприятия будут проходить на Дмитровском полигоне, этой площадки для соревнований такого уровня вполне достаточно. Кроме того, мы еще очень надеемся, что сможем подготовить в этом сезоне большой сюрприз, хотя и не могу пока об этом рассказать.
— Когда открывается сезон?
— Сезон откроется 5 мая чемпионатом и Кубком Воронежской области, затем пройдут еще четыре региональных гонки: в Чечне, на Алтае и две в Московской области, и только затем состоится первый этап чемпионата России. Чемпионат и Кубок России в этом году состоит из четырех этапов, финал пройдет в Нальчике, но закроет сезон финальное событие республиканского чемпионата Ингушетии 6 октября. Такой длинный сезон у нас в этом году получится.