В первых числах февраля во Франции состоялось очередное, XXI по счету Историческое ралли Монте-Карло — сложная и красивая гонка, проходящая сразу через несколько европейских стран. В этом ралли могут принимать участие только те марки и модели классических автомобилей, которые когда-либо выходили на старты ралли Монте-Карло прежних лет. (Подробнее про правила ралли можно прочесть в нашем первом обзоре.)
К сожалению, несмотря на то, что и «Москвичи», и «Волги» и даже «Жигули» официально могут быть допущены до стартов, в этом году здесь была лишь одна советская Lada латвийского экипажа, а из четырех русских экипажей только один выступал под российским флагом, остальные были заявлены от Латвии: так проще и с документами, и с автомобилями.
Пилоту экипажа российской команды Russian Racing Group Илье Кашину за триколор на борту красного Jaguar E-Type 1968 года хочется выразить отдельное уважение: российский флаг видеть всегда приятно, а здесь и уже в шестой раз — особенно. И пусть в этом году результат был не самым блестящим — лишь пятое место в классе, самое важное в таком ралли — финиш.
Уникальные и невероятно красивые автомобили — уже достаточный повод стать фанатом Исторического ралли Монте-Карло. Но когда понимаешь, что эти автомобили готовы не только покрасоваться на главной набережной Монако, но и принять участие в изнурительной гонке, которую впору назвать гонкой на выносливость, преисполняешься искренним уважением как к машинам, так и к людям, которые выходят на старт пятидневного марафона.
Более 3000 километров, из них половина — по ночным дорогам; узкие серпантины, слепые горные повороты, снег и лед под колесами, сменяющий гравийные и грунтовые трассы, и как заключительный штрих — финальный этап «Кол де Турини» в горах недалеко от Монте-Карло: традиционно ночью, а в этом году еще и при минусовой температуре и наледи на узких горных дорожках. Все это непросто для полных сил современных гоночных автомобилей и молодых пилотов, а если тебе 91 год, а машина совсем ненамного моложе?
91-летний Вилли Кейв из Великобритании — местная знаменитость. Он участвовал во всех Исторических ралли Монте-Карло, правда, все это время он ездит не за рулем, а штурманом. Последние годы он выступает вместе с другим британцем — Дэвидом Мустардэ, который по сравнению с Вилли просто мальчик: ему недавно исполнилось 76 и это его 15-е ралли. Alfa Romeo Giulia 1963 года, на которой они выступают, принадлежит Дэвиду, под ралли он практически всю дорабатывал ее сам: пружины, амортизаторы, каркас безопасности, правильные ковши и ремни безопасности были установлены в соответствии с техническим регламентом. А вот тормоза Дэвид оставил барабанные, и они служат ему верой и правдой, менять он их не собирается.
Таких старожилов, как Дэвид и Вилли, в экипаже под номером 265 больше нет, но пожилых людей очень много. Еще в одном британском экипаже старший из братьев, Мосс Ник, сказал, что ему 73 и это его последнее ралли — пора уже на покой и подумать о чем-то более подобающем возрасту. Для Луи Момота, которому уже тоже ближе к 70, это вообще первое Историческое ралли Монте-Карло и мечта всей жизни, к которой он шел не один десяток лет. В этом ралли он участвовал на французской Simka 1000 Rallye 2 1976 года, машине редкой, которая, в отличие от своего пилота, в ралли Монте-Карло как раз участвовала — когда была совсем молодой. Зато Луи повезло со штурманом. Жаклин Казмайю в молодости выступала в качестве штурмана в WRC, и хорошо помнит все эти извилистые дорожки вокруг Монако. Так что вместе они смогли финишировать 77-ми в абсолютном зачете, что для новичков отличный результат.
Вообще случайных людей здесь практически нет, а автомобили и вовсе заслуженные боевые единицы: на некоторых из них наклейками с различных гонок заклеены все задние стекла, так что живого места не остается вовсе.
Любопытно, что это вроде бы классическое ралли «для старичков» становится вызовом и для действующих крутых спортсменов. В этом году, и уже не первый раз, за рулем VW Golf GTI 1979 года ехал бессменный штурман Себастьяна Леба Даниэль Элена. А на Lancia Stratos 1975 года, наоборот, в качестве штурмана ехал в прошлом боевой пилот, а ныне глава семейной компании, занимающейся подготовкой спортивных и гоночных автомобилей Kessel Racing Ронни Кессель. И эти люди относятся к ралли не как к пикнику, а как к полноценному автоспортивному событию: с уважением и на полном серьезе, и ставят перед собой соответствующие задачи: выиграть.
Что касается русских, то для нас это своеобразная традиция — участвовать в Историческом ралли Монте-Карло. Впервые русские гонщики приехали в Монте-Карло еще в 1912 году на автомобиле Russo-Balt: Андрей Нагель за рулем и его штурман и иногда сменщик Вадим Михайлов. Тогда они заработали много призов, в том числе и за «выносливость», ведь они приехали в Монако своим ходом из Петербурга, да еще и зимой, проделав самый длинный путь к точке сбора! В последующие годы для участия в ралли заявлялись и другие советские автомобили, но результаты их были не столь впечатляющи.
Впрочем, проверить себя на прочность русским интересно и сейчас. После длительного перерыва Илья Кашин на красном Jaguar E-Type стал первым русским, который возродил традицию, участвует в ралли уже шестой год и останавливаться на этом не собирается:
«Каждый раз после финиша ралли я говорю себе: хватит, накатался, сделаю перерыв. Но уже буквально через месяц я начинаю готовиться к следующему году и считаю дни до старта».
Борис Волчек и Илья Закманс также выступали на автомобиле Jaguar — но модели ХК 150 1958 года. Игорь Зорин и Николай Остаполец выбрали для ралли BMW 320i 1979 года и тоже были заявлены от Латвии. BMW 320 1979 года стал автомобилем и для экипажа Юрия Лысенко/Виктора Полякова.
E-Type, возможно, и не самый подходящий автомобиль для горных дорожек ралли Монте-Карло, крутые повороты которых порой приходится проходить в два приема, но точно один из самых красивых. Никого из зрителей на протяжении пяти дней пути он не оставил равнодушным: количество фото и поднятых вверх больших пальцев можно было измерять сотнями, если не тысячами. Зрители здесь вообще очень открытые и благодарные.
Впрочем, здесь интересен весь автопарк, в котором встречаются и очень старые, и очень редкие машины. Самым «возрастным» автомобилем в этом году стал Austin Taxi 1951 года, совсем немного в возрасте ему уступал Triumph TR2. Большинство же автомобилей относится ко второй половине 60-х–70-м годам ХХ века. Самые популярные марки — Porsche, Volkswagen, Lancia, Alfa Romeo, Ford, Renault (особенно Альпина), BMW, Opel, Mini Cooper, Fiat, но встречались и Saab, и Volvo, и Subaru.
Японская команда специально готовила для ралли Datsun 240Z и приехала, как это у них полагается, полным составом поддерживать своих спортсменов, но финишировали они лишь 250-ми. Из редких были сербская Zastava и целых две французские Simca; раритетами для самого ралли можно назвать японскую Honda Civic 1975 года с японским же экипажем. Ford Mustang 1965 года также выбивался из общего визуального ряда, да и Lada 1500 («Жигули» третьей модели) 1977 года тоже встретишь тут нечасто.
Самыми дорогими автомобилями в этом году стали три Lancia Stratos — две на швейцарских номерах, подготовленные в ателье Kessel Racing, и одна итальянской принадлежности. Говорят, стоимость каждой достигает порядка 500 тысяч евро. Но в отличие от большинства «старичков» они не только выглядят как гоночные автомобили, но и построены по всем правилам подготовки гоночной техники. Впрочем, лишь одна из них финишировала на действительно высоком месте: экипаж Даниэля Перфетти и Ронни Кесселя в абсолютном зачете оказался на 11-м месте. В прошлом году они выступали на Renault Alpine, но сошли уже после первого этапа по техническим причинам.
Наш экипаж № 143 на Jaguar E-Type (Илья Кашин и Мартинс Путнинс) стартовал в этом году из немецкого Bad Homburg. Напомним, что традиционно в Историческом ралли Монте-Карло участники стартуют по «лучевому» принципу — из разных городов к единой точке сбора. В 2018-м первое место общей встречи находилось неподалеку от французского города Валанса, а затем всех участников ожидал красивый общий финиш в самом Валансе на Марсовом поле — это географическое название столь же популярно во Франции, как у нас улица Ленина.
Из 302 заявленных экипажей в Валансе собралось 297, а еще 40 отсеялись в ходе последующих этапов ралли. На самом деле это очень немного: в 2012 году, когда Франция была завалена снегом, а некоторые спецучастки даже отменяли по причине невозможности проехать даже на цепях, в Монте-Карло финишировало менее 2/3 автомобилей, большинство было серьезно покалечено, а целых можно было пересчитать по пальцам двух рук. Красный Jaguar и в тот год, и сейчас финишировал без единой царапины, хотя далось это непросто.
Любопытно, что в ралли можно использовать самое современное штурманское оборудование и самый современный софт. Мартинс Путнинс рассказал, что в этом году они пользовались программой Rabbit, которая позволяет постоянно отслеживать график движения, контролировать отклонения от заданного времени и скорости маршрута. А сложность прохождения СУ увеличивается с каждым годом: если раньше на отрезке в 15-20 километров было всего 5-6 точек контроля времени, то сейчас их может быть и 20, и больше — и все благодаря техническому прогрессу, ведь датчики стали доступнее и проще в обращении.
К сожалению, оборудование спасает не всегда. Иногда просто «везет» упереться в другой экипаж без возможности его обогнать, и те рады бы пропустить, да негде. Илья рассказал, что в некоторых ситуациях при обгонах более медленных экипажей, особенно на серпантинах, автомобили едва не соприкасались зеркалами, при этом справа была гора, а слева — высокий обрыв. А ведь штрафуется каждая секунда отставания или опережения графика, а если ты вдруг хоть раз заблудился, то на высокий результат уже можно не рассчитывать.
Вообще организаторы ралли отлично умеют придумывать различные способы усложнения маршрута. Например, средняя скорость устанавливается, скажем, не 40 км/ч, а 39,9 км/ч — чтобы ее было сложнее соблюдать. Пункты внезапного контроля времени — вообще любимая история, но и большинство участников уже «тертые калачи», знающие все хитрости организаторов.
Стоимость участия в историческом ралли Монте-Карло — 6000 евро, деньги, которые может себе позволить далеко не каждый житель Европы. Тем не менее от желающих принять участия нет отбоя, и вовсе не все из них выходят на старты: была подсчитана пропускная способность ралли так, чтобы это было без ущерба для качества гонки — получилось около трех сотен машин. В эти деньги входят все материалы, включая карты и роудбуки, сувениры, информационная поддержка, приветственный ужин, заключительный гала-ужин для членов экипажа и некоторые другие блага.
Часть участников привозит с собой и техподдержку — прежде всего механиков, которые при необходимости могут починить технические неисправности, поменять резину или провести техобслуживание. Вдоль маршрута встречается довольно много техничек, для сервиса даже отводятся специальные площадки, и, как правило, они встречаются до или после сложных спецучастков, где может лежать снег и требуются другие покрышки. Но есть и такие экипажи, кто едет сам по себе. Их легче всего определить по забитым до отказа багажникам и привязанным сверху запасным колесам. Но и рискуют такие люди больше остальных: если что-то случится, то для них это будет сход.
В этом году гонка получилась не самая сложная. Снега было мало, дождь тоже почти не шел, дороги были чистые. Однако это «не самая сложная» — величина относительная: пять дней за рулем старых машин, хоть и подготовленных для такого ралли, это довольно изнурительная задача. К тому же и поспать получается далеко не каждый день.
…Ранним утром 8 февраля после тяжелого горного ночного этапа все участники вновь финишируют на набережной принца Альберта. Вначале еще совсем темно, но последние экипажи уже ловят утренние лучи солнца. Многие еще на адреналине, но лица уставшие и осунувшиеся. 91-летний Вилли Кейв снимает очки и вытирает слезящиеся глаза. «Вот и еще одно ралли позади, — говорит он. — Надеюсь, и в следующем году съездим». Вечером на гала-ужине на его смокинге будет специальная наградная рамка, на которой прикрепят 21 подвеску, обозначающую участие в Историческом ралли Монте-Карло. Большего количества подвесок нет ни у кого.
«Вот бы знать, что ты не только доживешь до этих лет, но и будешь способен участвовать в таких гонках», — глядя на Вилли, говорит Илья Кашин. А я понимаю одно: все они исключительно счастливые люди.
Место | Бортовой номер | Пилот и штурман | Группа | Позиция в группе | Автомобиль (год выпуска)
1 | 301 | Gianmaria Aghem (ITA) / Diego Cumino (ITA) | II/1 | 1-1 | Lancia Fulvia Coupe 1965
2 | 126 | George Delaportas (GRC) / Spyros Moustakas (GRC) | IV/2 | 1-1 | Volkswagen Golf GTI 1979
3 | 249 | Stanislaw Postawka (POL) / Andrzej Postawka (POL) | IV/1 | 2-1 | Zastava 1100 1979
...
27 | 315 | Борис Волчек (LVA) / Илья Закманс (LVA) | I/3 | 3-1 | Jaguar XK 150 1958
...
38 | 34 | Agris Stfnevics (LVA) / Janis Kirkovalds (LVA) | IV/2 | 23-15 | Lada 1500S 1977
...
73 | 17 | Юрий Лысенко (LVA) / Виктор Поляков (LVA) | IV/3 | 50-13 | BMW 320 1979
...
176 | 143 | Илья Кашин (RUS) / Martins Putnins (LVA) | III/3 | 35-5 | Jaguar Type E 1968