Есть люди, которые всегда всех толкают вперед. Они сами летят со скоростью поезда и других тянут, тормошат, пинают даже:) Дмитрий Саморуков. Он с первых дней нашего знакомства задает вопрос: «Когда будет проект? Когда сядешь за быстрый руль? Нужно брать проверенное решение. Сядь за промод, хотя бы прокатись». В этот раз, перед этапом в Грозном, он повторил предложение сесть и хотя бы попробовать промод, что это за птица. Вернее, как предложил? Примерно так: «Ты просто должна это сделать! Сейчас, в Чечне, не дожидаясь конца сезона, должна понять, твое это или нет».
Со своим вечным оправданием «Я же потихонечку», уговорила себя попробовать сесть в чужую, дорогую, страшную машину. Понимая, какие риски эта затея несет.
ProMod это представитель класса Pro Modified — автомобиль на пространственной раме, оснащенный V-образным двигателем и попадающий под строгий регламент. Другими словами, промод это третья ступень после венца дрэг-рэйсинга, автомобиля класса top-fuel и чуть более медленного funny car. Птичка, на которой мы поедем, принадлежит Дмитрию Саморукову. Она — рекордсменка России, чистое время прохождения дистанции в 402 метра составляет 6,325 секунды. Промоды делятся на три категории — на закиси азота, на турбинах и на суперчарджере. В этой птичке все так, как я люблю, нет турбо, нет закиси. Зато есть 4000 атмосферных лошадиных сил.
То, что это машина — дрэгстер повышенной опасности, говорить не нужно. Она слишком быстрая, слишком непохожая на остальные машины, слишком непредсказуемая. Я знаю, что научиться управлять можно любой машиной, но это не приходит сразу. Поэтому меня больше всего беспокоила неизвестность: чего ждать от этой птицы, куда ее понесет, не выведет ли это меня из равновесия. Но это мелочи на самом деле психологические. Мелочь физиологическая: в какой я форме сейчас? Какая реакция на руль, чувствую ли я грядущее изменение траектории движения автомобиля и успею ли среагировать и его отловить?
Основной риск это, конечно, сломать, разбить чужую машину. Подвести человека, который доверил тебе свой ключ к победе в чемпионате. Итог RDRC 2017 должен был подвести последний этап. Может выиграть и Дмитрий Капустин, и Дмитрий Саморуков. И Саморуков рискует, до начала заездов на выбывание доверяет машину двум людям, которые никогда ею не управляли. Рискованное решение, авантюра. Сломать этот болид можно одним пальцем, верите? Вот просто нажми трансбрейк в неподходящее время, и все. Все! В металлолом.
Буквально за два дня до вылета звонят Тигран и Гурам, организаторы RDRC — с идеей. Раз ты, Маша, летишь, давай устроим противостояние тебя и Миши Алешина, пилота SMP-Racing, профессионального кольцевого пилота, участника серии IndyCar. Оживим гонку, да и вам веселее. Как это будет проходить, мы пока не расскажем, вдруг вы проболтаетесь, будет сюрприз. Нравится идея?
Конечно, мне нравится идея. Там и картинг обещают, и допуск к телу промода. Да, это классно. Еще и с Мишей Алешиным познакомлюсь. Мы оба согласились и вылетели в Грозный.
Я опасалась ехать в Чечню. Несмотря на то, что все, кто там бывал, утверждают, что это одно из самых безопасных мест в России, я опасалась. Прилетали мы во Владикавказ затемно, поэтому предстояло до Грозного ехать 70 км на такси. Мы ехали по ровным дорогам, останавливались в пунктах пропуска, где люди с автоматами досматривали машины, проезжали ярко освещенные небольшие города, а наш водитель спокойно ехал по навигатору, сообщая, что тихо тут, давно уже навели порядок. И я успокоилась. Грозный меня удивил. Величественные мечети, высотные здания в центре, иллюминация. Меня поразили чеченские женщины — своей грацией и манерой одеваться скромно, но красиво. Впечатления от Чечни были самые положительные. А утром мы собрались и поехали на трассу с заездом на радиостанцию.
Это что-то невообразимое. Огромный комплекс с боксами, трибунами, основным треком и трассой для картинга. И все это в городе. Нет нужды ехать куда-нибудь за 50 километров. Десять минут — и ты на кольце. Я не уставала радоваться, как быстро мы каждое утро доезжаем до места встречи. Отдельно хочу сказать, что после заката там дивный свет, вот снимай и снимай, но до заката пилоты испытывают определенный дискомфорт, так как разгоняются навстречу слепящему солнцу. Это опасно.
В пятницу было жарко и тихо. Приезжали участники, распаковывали болиды, секретариат готовился к работе, а я нашла Гурама и Илью Шумахера и, помня, что сегодня приезжает Миша Алешин и мы поедем в картинге, предложила пройтись до картодрома и глянуть трассу. Нас собралось пятеро любопытных и, изнывая от жары, мы пошли. Так я узнала, что тормозить на этой трассе нужно только один раз — в коварной шпильке, как кто-то в прошлый приезд устроил замес нечаянно и летел кувырком из карта, как легкий участник на прямой неприлично быстро отрывается от того, кто потяжелее. В общем, много интересного и познавательного я услышала, и к тому времени мы дошли до прохладного ЦУПа картов и взяли одну сессию.
Я не новичок в картинге, но расслабилась этим летом и за последние три месяца ни разу не садилась в карт. Что сразу прочувствовала, проехав 10-минутную сессию на 13-сильном карте. Я выдохлась. К своему удивлению и досаде. 10 минут — и все? В тот момент я поняла, что силы нужно беречь на вечер, когда нам с Михаилом устроят состязание. Вторая сессия мне противопоказана. Собственно, трассу поняла и достаточно.
Вечером прилетел улыбающийся Миша, мы дружно пошли запускать первый live нашего противостояния. Скажу сразу, планов устроить кровавое месиво у нас не было. Но и поддаваться никто не собирался. То, что мы смеемся и шутим перед выездом на трассу, не означает, что мы поедем спустя рукава. Я была настроена на то, чтобы показать свое лучшее время. К тому моменту стемнело, и у меня было преимущество — я знала трассу. Миша попал на нее впервые, затемно, и у него был шанс ее понять и изучить сразу, во время первого боевого выезда. Что он с успехом и сделал, буквально через пять минут начав штамповать быстрые круги. Я же после первых прогревочных кругов поняла, что начинаю снова выдыхаться, и к тому времени, когда резина прогрелась и пришло время показывать результаты, боролась уже с собой и усталостью. Тем не менее первая сессия завершилась с отрывом от Миши в 0,2 секунды. 42,8–42,6 соответственно, Миша быстрее.
Под конец я не чувствовала ни рук, ни ног, но предстояла вторая сессия, причем с интервалом в 10 минут. Чтобы как-то облегчить себе страдания, я приняла стратегически неправильное решение — сесть в две подушки, которые защищают ребра, дабы поплотнее усесться в карте, чтобы не так болтало. Выехав на трассу, сразу поняла, что сижу слишком высоко, что болтает еще сильнее и что нужно срочно убираться на питы, пока не провалила испытание. Бегом туда, жестами объясняю, что мне нужно подвинуть педали и выкинуть нафиг одну подушку. Минутный пит-стоп, и я снова на трассе. И дела пошли лучше. Не идеально, но лучше. Я по-прежнему слишком легкая, чтобы тормозить только раз, как это делают мужчины. Торможу во всех четырех поворотах. Меня выкидывает в повороте после прямой, где развиваю высокую скорость, каждый раз уворачиваясь от стены, куда меня несет на грани срыва колес. Рук нет, во всяком случае я их не чувствую. Есть время — 42,6, улучшилась, в тот единственный раз, когда смогла попасть в поворот. У Миши 42,4.
И тут я задаю себе вопрос: а разве это так плохо — отстать от кольцевого пилота и многократного чемпиона России по картингу на 0,2 с 40-секундного круга? Нет. Совсем не плохо. Довольная, на негнущихся ногах, возвращаюсь на питы. У нас 1:0.
Это день квалификации для всех и теории — лично для нас с Мишей. Мы должны выучить, как запускать промод, как его греть, запомнить алгоритм необходимых действий, а вечером у нас экзамен по складыванию парашюта. Дима Саморуков нам подробно объяснил все стопятьсот действий, предшествующих заезду. Выглядит это примерно так.
Открываешь баллон с воздухом, которым переключаются передачи, прокачиваешь тормоза тремя сильными нажатиями на ручку тормоза, проходишься по всем кнопкам, чтобы убедиться, что они есть. Проверяешь передачу, на которой стоит машина. Ждешь, когда механики подключат стартер, ищешь одобрение в их глазах, секунда работы стартера и нажимаешь на кнопку запуска мотора над головой. Слушаешь звук, смотришь обороты, трясешься в салоне от вибраций, стараешься не сбежать. Правая кнопка на руле переключает шифтер в ручной режим, выжимаешь ее и включаешь вторую передачу. На ней прогревается резина. Выжимаешь тормоз, добиваешься полной остановки автомобиля, фиксируешь положение трансбрейком. Удерживая кнопку, втыкаешь передачу, проверяешь попутно, что горит индикатор именно второй передачи. Отпускаешь трансбрейк и держишь напрягшуюся птицу тормозом. Ей не нравится, она уже на передаче и стремится уехать вперед. Механики приглашают тебя перекатиться через лужу для прогрева и дают отмашку. В этот момент, говорит Дима, отпусти ее. Не трогай тормоз, она зацепится неравномерно и тебя выставит боком, просто отпусти ее и нажми газ на четверть, этого хватит, чтобы запустить колеса в дым. Она во время прогрева разовьет скорость. Ее надо остановить ручным тормозом. Тут важно не облажаться и не забывать, что ногой здесь не тормозят, у нее нет педали тормоза. Там, где у всех машин тормоз, у нее газ. Оттормозилась, дождись полной остановки машины, выжми трансбрейк, перейди на нейтральную, сбрось давление и отключи ручное управление шифтером. Тормоз, трансбрейк, перейди на заднюю, следи за жестами механика, который тебя выставляет на старт, откатывайся. И это все вслепую, поняла, да? Смотришь только на механика и на его знаки.
Да, я поняла. Поняла, что пошла я в машину и буду там сидеть и отрабатывать алгоритм действий до автоматизма. Нарушение порядка или упущение одного из действий приведет как минимум к несостоявшемуся заезду. Как максимум — к поломке техники. Все, я в домик, меня сегодня не ищите.
Но меня нашли. Потому что нужно было укладывать парашюты на время, с Мишей. Я не могла догадаться, насколько это точное занятие. Строп к стропу, уголок к уголку, чтобы ничего не помешало раскрыться спасительному куполу в завершении заезда. Мне понятно, почему Дима Саморуков, пилот этого болида, сам всегда складывает себе парашюты. Если они не раскроются, это приведет к катастрофическим последствиям. Машина не остановится.
Мы хорошо попрактиковались в упаковке парашюта, попутно узнав, что в одиночку затолкать эту стопку в чехол невозможно. Поэтому когда нам раздали два Диминых парашюта и попросили сложить на время, было ясно, что это будет командная работа. Мы вдвоем упаковали парашют, потом дернули его, чтобы проверить, раскроется или нет. Он раскрылся и нам за усердие присудили по одному баллу. Сформировалась ничья — 2:2.
Да, я отбила себе один балл утром, когда Гурам нам устроил викторину на тему дрэг-рэйсинга, сравняв счет до 1:1. Основной аттракцион ожидал нас с Мишей в воскресенье, когда нас упакуют по очереди в промод и мы должны будем прогреть резину. С мыслями о завтрашнем дне все отправились спать. Но я до полуночи приводила свои эмоции в порядок. А чтобы их причесать, нужна была только уверенность в том, что я не совершу ошибку. Для этого пришлось еще несколько раз прогнать теорию, как запускать промод. С верой, что все будет хорошо, я заснула.
Утром в воскресенье пришло то ощущение вселенского спокойствия, которое я ценю в день гонки. Уверенность и в машине, и в том, что ты готов. Ни страха, ни нервов, только готовность. Я люблю это чувство за отсутствие каких-то мешающих процессу человеческих эмоций: сомнений, неуверенности, метаний, спутанности мыслей. В этот момент ты не человек, ты продолжение машины, ты спортсмен. В обед нас, как обещали, нарядных (я точно была самая нарядная в ватнике на пять размеров больше меня), пригласили на старт, где собрались сочувствующие и помогающие. Меня спрашивают о том, зачем я приобрела такое обмундирование. Как основную причину озвучу свой негативный опыт, связанный со взрывом мотора в Soarer в 2015 году в Элисте. Тогда я поняла, как неприятно бывает находиться в салоне, когда там огонь. Так что пусть придется надевать неудобный огромный балахон, но я буду чувствовать себя в относительной безопасности.
Насчет первого это отдельная история. Я с товарищем, Андреем Кравченко, перед заездами встретилась на питах. Меня волновал вопрос, кому первым забраться в промод и совершить прогрев, Мише или Маше. И тогда Андрюша озвучил мои мысли и сомнения, ответив: «Ну, первый заезд, он, скорее всего, будет и последним, так что смотри сама». И заржал:) Он тоже думает, что мы сломаем Диме машину.:))
Только Дима по-прежнему нам доверяет и не сомневается, что все пройдет хорошо. В общем, я попросилась сесть первой. То, ради чего я сюда ехала, ждет меня на старте, поблескивая желтыми боками. Да, я поеду первой. И я тебя не боюсь. Не боюсь ровно до того момента, как закроется дверь.
Ребят, вот пока вокруг вас люди, тебя пристегивают, дают последние рекомендации, подбадривают, что-то спрашивают, все хорошо. Самое страшное начинается потом. И это — звук захлопнувшейся за механиком двери автомобиля. Двери, которая отделяет тебя от внешнего мира, оставляя наедине с этим монстром, с его 8 литрами чистого зла и потенциалом в 4000 лошадиных сил. Их голоса тонут в грохоте заведенного мотора, ощущения, будто ты находишься под водой, в капсуле, и никто не услышит тебя. Это были самые страшные мгновения.
В поисках опоры поймала зрительный контакт с Максимом, механиком, пришла в себя и по сигналу нажала газ.
«Не по сигналу» — сказал бы сейчас Дима. Ты прокатилась чуть дольше, поэтому на прогреве тебя выставило боком.
Для меня непривычно осуществлять прогрев, когда слева, на линии огня, находится человек. Я не думала об этом тогда, но анализирую действия сейчас. Мне нужно было проехать мимо него на тот случай, если машину выставит. А ее выставило. И поехала она как раз влево. Возможно, это причина и следствие, не прокатилась бы так далеко, поехала бы ровно. Но мы никогда не знаем, что могло БЫ быть. Главное то, что я никого не зацепила. И не сломала машину. Кстати, я почти не заметила, что нас как-то сильно поставило. Отловила ее на рефлексах. Похоже, что не растеряла форму. Хочу в это верить.
Миша тоже справился с задачей. Вовремя поймал устремившийся уже направо чемпионский болид, завершил прогрев и вернулся на старт. Закончили наше противостояние мы с дружеской ничьей, 3:3. Мне кажется, Мише понравилась наша позитивная тусовка. Я, кстати, замечаю, что атмосфера на питах от этапа к этапу становится все теплее. Соревнования вышли на какой-то новый уровень. Появилась ярко выраженная семейственность между участниками и организаторами. А может, я стала больше видеть, приезжая сюда зрителем, без всех этих гоночных нервов и стрессов? Наверное, это как-то связано. Вы скажете, зачем ездить на гонки зрителем, если ты пилот? Для меня это тоже было неприемлемым, но это мое место силы. Даже без машины, просто находясь здесь, я получаю эмоциональную подпитку, набираюсь сил. Это невозможно в себе перебороть, это не хобби, это то, чем я живу, и все, кто находится там, тоже.
Хочу подвести итоги. Это было увлекательное приключение, я ни разу не пожалела, что согласилась на такую авантюру. Все это время я ощущала мощную поддержку от вас, ребята. Она помогала мне собраться, не бояться, делать то, зачем я здесь. Многие для меня открылись в новом и ярком свете, я познакомилась интересными людьми, встретилась со старыми друзьями. Снова почувствовала себя частью команды, чья работа у меня вызывает восхищение. Научилась складывать парашют. Да, я теперь умею. Познакомилась с замечательным пилотом Михаилом Алешиным, которому желаю дальнейшего успешного развития карьеры и надеюсь, что когда-нибудь он снова посетит наши гонки. Мы не сломали промод и Дмитрий выиграл чемпионат. Посмотрела изнутри, на каком уровне сейчас работают команды и организация. SMP-RDRC, вы семимильными шагами идете вперед, вынося дрэг в нашей стране на запредельный уровень. Привлекаете в чемпионат новые команды и проекты, создавая условия для мощного притока участников и мотивируя на то, чтобы все хотели быть частью и стремились в RDRC. Там хочется находиться, дышать этим мероприятием. Спасибо SMP-Racing за участие и продвижение этой дисциплины и лично человеку-локомотиву Дмитрию Саморукову — за способность своим примером и харизмой вдохновлять и тянуть за собой всех вперед. Благодаря вашей поддержке этот спорт имеет будущее, меня переполняет чувство гордости за то, что я вижу российские машины в мировом топе и в топе Европы. Всем спасибо за сезон, ребята, вы лучшие.
Ура! Ура! Урааааа!