Случилось то, что случилось! На втором этапе чемпионата России по дрэг-рэйсингу в абсолютном зачете победил переднеприводный Mitsubishi Mirage Георгия Гаракишиева, который в сетке заездов сумел обыграть всех своих гораздо более мощных и быстрых соперников, включая автомобили класса ProMod и полноприводные кузова.
«Перед гонкой друзья мне сказали: “Будет смешно, если ты выиграешь у промода”. Я только посмеялся, а потом прошел сначала один промод, потом другой», — сказал Гарик после получения Кубка победителя. — «Честно говоря, я не ожидал!».
Еще в начале года, когда обсуждали новый регламент чемпионата России по дрэг-рэйсингу, было высказано довольно много сомнений в его рациональности. Деление на классы по времени заезда, принятое в Европе, у нас ставили под сомнение, также утверждали, что в абсолютном зачете передний привод никогда не сможет победить полноприводников или сверхмощные заднеприводные профессиональные дрэгстеры, которые появляются на российских соревнованиях все в большем количестве. И вот что называется «никогда не говори никогда» — сложная трасса, и ситуация резко меняется: то, что для переднего привода легко решаемая задачка, 2000–3000-сильным промодам оказывается не по зубам. Гарик, поздравляем!
Сложно себе представить, чтобы заезды по дрэг-рэйсингу можно было назвать «инженерной гонкой», но именно так и произошло в этот раз в Минске. Очень сложная трасса — скользкая, пыльная и неровная, несмотря на всю проведенную подготовку, стала причиной того, что на ВПП аэродрома «Минск-1» соревновались между собой не приехавшие пилоты, а их инженеры. Конечно, в большей степени это касалось заднеприводных автомобилей: для привезенных дрэгстеров «поймать» зацеп и ровно стартовать стало вообще проблемой номер один. Мощные заднеприводные автомобили, по словам самих пилотов, могли нормально стартовать только при дозировке газа «как в городе» — с очень низких оборотов. Да и на остальных отрезках стрипа машину приходилось «отлавливать» на ямках и неровностях. В итоге — несколько аварий, правда, с благополучным исходом.
Честно говоря, возможность некоторых парных заездов вообще сложно было себе представить. Например, финальный заезд в классе «уличных» автомобилей FSL — гомельского «запорожца» Виктора Смирнова, который регулярно принимает участие во всех соревнованиях по дрэг-рэйсингу, против одной из самых быстрых и мощных кузовных машин в России и Европе в целом — Lamborghini Huracan LP610-4 Gosha Turbo Tech под управлением очень опытного Агустина Моралеса-Эскомильи. И неизвестно на самом деле, как бы закончился заезд, если бы уже сразу после светофора у Виктора Смирнова не лопнул привод, и ярко-желтый автомобиль не закрутило бы на дрэг-стрипе. Но в итоге верхнюю ступень подиума занял пилот на Lamborghini, на второй оказался Виктор Смирнов, третьим стал Сергей Сивирчуков (Гродно, Республика Беларусь) на Mitsubishi Lancer Evolution VIII.
Еще один удивительный заезд — соревнование Владимира Третьяка на переднеприводном автомобиле, внешне стилизованном под «восьмерку», с про-модифицированным Dodge Viper Дмитрия Саморукова. На переднем приводе и с мощностью двигателя в 2,5 раза меньше Владимир Третьяк едва не обогнал московский промод, а разница во времени составила 0,3 секунды!
Справедливости ради стоит отметить, что машина Третьяка тоже не имеет никакого отношения к кузовному классу — в этом году Владимир ездит на автомобиле, построенном на пространственной раме, накрытой пластиковым кузовом, так что эту «восьмерку» правильнее назвать промодом.
Владимир Третьяк
— В этот раз нам не везло. В пятницу у нас «полетели» форсунки, и мы нигде в Беларуси не могли их найти. Затем друзья написали, что все нашли и везут, мы починили мотор, настроили его, и машина идеально заработала. А потом мы проехали по трассе и поняли, что покрытие очень скользкое и настраивать нужно все заново. Но именно этот фактор нам показался очень интересным, так как уравнивал участников по мощности. К такому скользкому полотну надо очень тонко и грамотно настраивать автомобиль, так что в этот раз гонка была больше инженерная, чем драйверская. И в этой инженерной гонке участвовали все классы, но сложнее всего пришлось заднему приводу — им надо было сообразить, как лучше убрать мощность и как стартовать.
В этом году я езжу на переднеприводном промоде. Двигатель — от Mitsubishi Lancer Evolution, доработанный до 1200 сил, турбина рассчитана на 1100 сил, форсунки на 1100, но сегодня мы выставляли не более 600–700 сил, так как по такой трассе большая мощность не имела смысла.
Коробка тоже от Эво, но и от «восьмерки» осталось довольно много: проводка, датчики, часть подвески, элементы кузова — это позволяет нам покупать запчасти в обычных вазовских магазинах. Кстати, тормоза тоже от «Жигулей», и они вполне справляются с задачей. Кстати, в Минске я ни разу не открывал парашют: полоса длинная, машина сама хорошо останавливается. У нас развесовка такая, что особо сильно тормозить вообще нельзя: иначе упремся передним бампером в асфальт.
В Красноярске на ней же мы показали 10,2, здесь — 10,6. Я вообще очень доволен машиной. Очень.
В итоге в классе FSA в полуфинальных заездах встретились две пары — Эльшан Асланов и Артем Демихов (600-сильный ВАЗ-2108), Ян Баженов на Mitsubishi Mirage и Владимир Третьяк. Для Третьяка заезд стал неудачным — он порвал один из приводов и был вынужден сойти. Во второй паре выиграл Эльшан Асланов, он же стал победителем в классе. Артем Демихов автоматически поднялся на третью ступеньку.
Эльшан Асланов
— Это был сложный этап. Основная сложность заключается в подстройке автомобиля под эту трассу. У нас в машине более 1000 л.с., и их надо было отрегулировать так, чтобы хорошо проехать. Задача непростая. И трасса непростая. Кочки, старый асфальт, отсутствие зацепа. Пришлось понижать мощность на первой и второй передачах, но благодаря этому мы подобрали довольно хороший старт, так что нормально смогли проехать. Как выяснилось, основные проблемы нас ожидали после финиша в зоне торможения — из-за кочек и неровностей. Нас несколько раз выставляло, повредили бампер, вывешивали колеса на большой скорости, говорят, было порядка 20 см отрыва, машина фактически летела.
Однако помимо победы в своем классе нам еще удалось установить рекорд скорости в FSA и перебить скорость Сергея Старшинова на Эклипсе — у него было 273, мы проехали 275 км/ч.
Наш автомобиль нельзя назвать полностью кузовом, потому что все, что от моторного отсека вперед — это трубчатая рама. За рубежом наш класс называется 3/4. Кузов в основном металлический, а вот навесные части сделаны из пластика по нашим эскизам в Нефтекамске в компании «Дрэг-гараж» у Андрея Канишева. Вместе со мной машина весит 980 кг, развесовка 80/20 в пользу переда, разгон до 100 — 2,3, до 200 — 5,7 секунды.
Не все просто складывалось у участников класса FSB. Досрочно из борьбы выбыли Nissan Skyline GT-R Константина Катынкина (Владивосток), Nissan Skyline GT-R Terminal Motorsport Вадима Тимашева (Красноярск) и Nissan Skyline GT-R Дмитрия Капустина (Белгород). За подиум остались бороться четыре пилота: Алексей Криволапов (Владивосток) на Nissan Skyline, Дмитрий Нагула на Chevrolet Trucker, Андрей Тюриков (Нижний Новгород) на Nissan GTR (R35) Gosha Turbo Tech Lucifer и Максим Кривобоков (Новосибирск) на Toyota Soarer.
В заезд за третье место вышли Нагула и Кривобоков. Однако новосибирец не вышел на старт, Chevrolet Trucker преодолел дистанцию в одиночестве и обеспечил своему пилоту нижнюю ступеньку пьедестала. Криволапов и Тюриков должны были сразиться за первое место, но в связи со сходом Андрея Тюрикова победа была присуждена Алексею Криволапову.
В классе US Алексей стал лишь третьим, так как датчики хронометража зарегистрировали фальстарт в четвертьфинальном заезде с Дмитрием Саморуковым. Владивостокский гонщик также дважды за уикенд сумел показать лучшее время соревнования — 8,8 секунды. Вообще же лучший чистый результат его автомобиля — 7,893 на первом этапе RDRC в Красноярске.
Алексей Криволапов
— Никак не могли поймать зацеп, все время приходилось снижать мощность — в Минске пришлось «упасть» до 800 л.с. Если в Красноярске «дули» 2,5, то здесь где-то 1,6. Такие трассы нам знакомы — в том же Владивостоке неоднократно ездили, но без клея, и получалось намного лучше. Для полноприводного автомобиля в этот раз было бы лучше вообще без клея.
Я согласен с Третьяком: это была инженерная гонка, Денис Пономарев не вылезал из машины, все пытался найти какие-то варианты оптимального проезда. Мы хотели выиграть сразу в двух классах, но затем возникла не совсем понятная ситуация с фальстартом, которая так ничем и не закончилась. Мы посмотрели раскадровку, но по ней особо ничего не разберешь — видно, что загораются желтые предстартовые огни, а затем у меня сразу красный. Камера снимала спереди, а лучше бы сбоку, иначе ничего не понятно. В результате Гарик остался первый.
За зиму мы машину разобрали и во многом переделали. Поставили новый блок управления двигателем AEM, новую проводку, закись азота, задние колеса большего размера, везде по чуть-чуть, но чтобы в комплексе все работало, мы с Денисом пять дней перед Красноярском с 10 утра до 11 ночи занимались отладкой машины, в том числе и на стенде. Раньше мы ездили на распределителе зажигания от Nissan, сейчас поставили новые датчики.
Денис Пономарев
— Машина здесь выполнила свою задачу, мы дважды показали лучшее время и единственные вышли из 9. Очень много пришлось работать по настройкам под покрытие. Я старался настроить машину так, чтобы вначале было поменьше мощности, поменьше букса, чтобы максимально реализовать разгон, а потом уже на ходу, я добавлял мощности, так что у нас постепенно вырастала и финишная скорость.
Ориентировочная мощность у автомобиля порядка 1200–1300 л.с. Сегодня ехали на 70%. Первая часть дистанции не позволяла вообще ничего реализовать, ставили минимальную мощность и момент. А вот на второй части дистанции, начиная где-то со 160 км/ч, значительно добавляли, чтобы получить результат. Смотрел по логам и добавлял там, где переставало буксовать колесо. И поэтому с третьей передачи уже получалось быстрее.
Пилоты промодов больше всего жаловались на трассу — для них оказалось большой проблемой и стартовать, и проехать, и оттормозиться. Всего в Минске в заднеприводном классе стартовало четыре промода (Андрея Кравченко, Максима Кривобокова, Олега Кондакова и Дмитрия Саморукова). Еще один топовый дрэгстер привез Александр Альбин, однако он участвовал вне зачета. Для Альбина это по сути первый полноценный выезд на дрэг-стрип, до этого несколько попыток старта он предпринял в рамках шоу-заездов на Moscow Raceway «Гонки звезд “За рулем”».
Андрей Кравченко выбыл из борьбы уже в 1/8 финала чемпионата России в заезде с Гариком Гаракишиевым. Вот что рассказал Андрей.
Андрей Кравченко
— Чтобы показать хоть какой-то нормальный результат, мне пришлось ехать со второй передачи. Вот для сравнения: первый день ехал с первой, и время показал 11,3 секунды. Второй день стартовал со второй, и было 10,1 секунды, теоретически можно было еще улучшиться, но вообще на этом соревновании это лучшее время среди промодов.
В финальных заездах я решил использовать эту технологию, но не учел особенностей управления. Когда я стартую с первой передачи, то держу кнопку старта и машина не двигается, а на второй эта кнопка не функционирует. И, соответственно, я нажал на газ, ее потащило, она съехала с лучей и вот результат — фальстарт.
У меня еще, конечно, мало опыта стартов на этом автомобиле, нужно много времени на тренировки и регулировку настроек. Вообще у моего автомобиля максимальная мощность 3500 л.с., заправляю его метанолом, но сегодня больше 1000–1200 л.с. не выставляли.
Еще один промод привез белорусский гонщик Дмитрий Нагула, который последнее время гораздо больше выступает в дрифте, нежели в дрэг-рэйсинге. Так же, как и желтый «Запорожец», он принимал участие в заездах Кубка России по дрэг-рэйсингу в 2014 году в Гродно и занял тогда третье место в классе US.
С тех пор Chevrolet Trucker существенно изменился. Сейчас у него под капотом стоит 9,0-литровый бигблок, прочарджер (2 бара), коробка — двухскоростной «автомат» PowerGlide, водяной интеркулер. Максимальная мощность двигателя — 2000 л.с., заправляют его топливом Е85 (с 85% содержанием спирта). Сейчас лучшее время «Шевика» (как зовет его Дима) — 8,6 секунды, показанное в Виннице на обычном бетоне. Лучшее чистое время в Минске — 10,5 секунды. Он проиграл в 1/8 финала Артему Демихову на ВАЗ-2108.
Дмитрий Нагула
— Ехалось плохо, зацепа ноль. Мы три года строили тачку, чтобы приехать сюда на клей и побить свой рекорд, но сделать этого не смогли. Трасса кривая, скользкая, с кочкой на финише, все время в буксе. Стартовали сначала с 5000 оборотов, потом с 3000, потом уже вообще как в городе — с 2000 оборотов, и все бесполезно.
Мой лучший заезд был внатяжечку, стартовать не получается, время в итоге слишком большое. Ну хоть благодаря использованию топлива на спирту эти бессмысленные 10 секунд не так дорого стоят: сейчас топливо нам обходится в евро за литр, а раньше стоило 8 евро. И мотору на спирте легче. Мы хотим настроить машину и поехать на европейский дрэг-стрип, возможно, в Финляндию. Есть желание зафиксировать свое время. Наши возможности — ехать низкие 8 секунд. 7,999 вообще было бы за счастье. В планах также приехать на дрифт в Москву в начале сентября на Moscow Raceway.
Третий этап чемпионата России по дрэг-рэйсингу SMP RDRC состоится 26–27 августа на АСК «Нижегородское кольцо» в Нижнем Новгороде.
Класс FSA, Топ-3
Класс FSL, Топ-3
Класс FSB, Топ-3
Класс US, Топ-3
Unlim 500+ Belarus, Фестиваль скорости G-Drive