|
Куда поехать летом на отдых? Этим вопросом задаются многие. Выбор часто бывает таким — к Черному морю. Можно много спорить, предлагать другие варианты, которые тоже могут быть не менее интересными, но сегодня речь пойдет о поездке именно на Черное море.
Так складывается, что посещать Черноморское побережье получается часто. Хочется просто отдохнуть у моря, подышать воздухом, поплавать в соленой воде, побродить по набережной, посмотреть какие-то достопримечательности, в общем, отвлечься от повседневной суеты.
Не стал исключением и прошедший год. Вопрос стоял только в одном: ехать на автомобиле или прилететь на самолете. В результате выбор пал на первый вариант.
Маршрут движения спланирован был такой: Новосибирск — Ишим — Курган — Челябинск — Уфа — Тольятти — Сызрань — Камышин — Волгоград — Морозовск — М4 Дон — Краснодар. И далее: Краснодар — Абинск — порт Кавказ — Крым.
Опыт поездок, в том числе подобных имелся, подготовка авто Chevrolet Orlando заключалась в проведении очередного ТО. Предусмотрели ночевки, заправки, собрали необходимые вещи. Перечень их сугубо индивидуальный.
Заправил с вечера полный бак, в 6:30 утра был дан старт. Погода хорошая, солнечно, с утра еще некоторая свежесть, сменяющаяся жарой. Климат работает отлично, километры пробегают. После выезда, проехав километров 200-300, начинаю задумываться о долгой дороге, усталости и.т.д. Заметил, что так бывает почти каждую поездку. Однако вскоре эти мысли сменяются более позитивными, связанными с отдыхом, интересной дорогой, морем и незаметно так подъезжаем к первой АЗС в районе Татарска.
Планируя маршрут, старался составить график заправок на сети ГПН (Газпромнефть). Авто заправляю только на этой сети, чтобы избежать каких-либо недоразумений. В дороге на эту сеть тоже ориентировался. Есть регионы по пути следования, где этих заправок нет, тогда пользовался другими — Лукойл, ГП (Газпром), Роснефть и др. Но это было не часто. Пользовался скачанными мобильными программами «АЗС ГПН» и «MultiGO.Топливо», удобная вещь, показывает АЗС на карте, стоимость бензина и другие услуги, которые есть на заправке.
Первый день движения по Новосибирской, Омской, Тюменской и Курганской областям прошел при небольшом трафике, по нормальным по качеству дорогам, за исключением небольших ремонтов, которые на время передвижения и скорость значительно не повлияли. Заправлялись на АЗС Газпромнефть в районе Татарска, Крутинки, Ишима. За день пройдено 1280 км. Пожалуй, это один из немногочисленных участков по пути следования, где очень часто использовался круиз-контроль. Остановок старались делать по минимуму, больше 105-110 км/ч старались не ехали. Ночевали в одной из придорожных гостиниц в районе н.п. Варгаши. Раньше здесь останавливались, переночевать и позавтракать с утра в кафе можно. Но не более, условия на троечку.
Второй день пути проходит повеселее, но Уральские горы и последующие дороги в Башкирии уменьшают скорость передвижения из-за увеличивающегося трафика.
По сторонам становится смотреть интереснее, так как после долгих сибирских полей начинают мелькать населенные пункты. Насчет АЗС — продолжаем заправляться на ГПН, первый раз перед Челябинском в районе Миасского, и затем около Усть-Катава. Пока ГПН еще присутствуют.
По традиции ранних поездок, доехав до Уфы, сворачиваем в город и останавливаемся у друзей. Время еще не позднее, поэтому можно посидеть, пообщаться. За день пройдено 740 км, всего на одометре с момента поездки — 2020 км.
Утром третьего дня выспавшись и позавтракав, выдвигаемся в Самару. Дорога не длинная, едем не торопясь.
Заправляемся на Лукойле в районе н.п. Северное. Бензин увеличивается в цене по ходу движения к морю и переваливает за 40 руб. Пройдено около 460 км.
В Самаре небольшие пробки. Останавливаемся у друзей, предаемся беседам, воспоминаниям и т.д.
Начитавшись о пробках на плотине и далее в Сенном, выезжаем пораньше. Часиков в 6 утра из Самары. На объездной Сызрани заправляемся на ГПН, уходим на Саратов. В прошлый раз свернули по первому указателю на Сызрань, двигались через город, дороги там были ужасные. Надеюсь, сделали. Подъезжая к Сенному, смотрели Яндекс.Карты, потеряли времени немного, около 25-30 минут.
Вообще, на участке Самара — Саратов было несколько ремонтных участков, в том числе с реверсивным движением, на которые затратили некоторое время. Не скажу, что стояли долго где-то, но и двигались не быстро. Однако как-то сильно на общее время передвижения эти участки влияния не оказали.
Перед поездкой изучив много мнений и информации по проезду Сенного, убедились, что проблема этого участка несколько преувеличена. Может, конечно, повезло, что долго не стояли, но все же ехать долгое время (несколько дней) потерять там 30-40 минут, да даже час-два, это ерунда.
Объездную Саратова преодолели быстро. Следующая заправка на Лукойле в Камышине. Дорога в целом нормальная, от Сызрани до Вольска трафик не высокий, ближе к Саратову и далее до Волгограда автомобилей больше.
После Саратова еще встречались несколько ремонтных участков, но особых задержек не создали.
Перед Волгоградом остановились покушать в кафе. В самом городе не останавливались. Раньше были там, да и дело шло к вечеру. В планах было выехать за город и остановиться на ночлег. Заранее забронировали гостиницу в Калаче-на-Дону на одном известном сайте. Была также визитка, которую нам дали несколько лет назад, когда останавливались на ночлег в Новом Рогачике в частном секторе. Позвонили на всякий случай еще утром, нас готовы были принять.
Выехав за Волгоград, решили все же остановиться в Новом Рогачике. Уже было почти темно, а до Калача еще километров 50. Да и дешевле выходило, чем в гостинице. За день прошли 890 км и всего 3370 км.
Следующий день, пятый день дороги, начался с более позднего подъема, плотного завтрака яичницей из домашних яиц, кофе и неспешным выездом в сторону автотрассы М4 «Дон». Чуть более 300 км до М4 прошли почти на одном дыхании, остановившись на заправку на АЗС Лукойл, а заодно и покушать. Сразу бросилось в глаза, что стоимость 95-го бензина перевалила за 42 руб. Не сказать, что на много увеличилась, но после Сибири, где 38-39 руб., разница почувствовалась.
Дорога от Н. Рогачика до М4 в нормальном состоянии, стали появляться АЗС Газпром (не путать с Газпромнефть). Не миновали небольшой пробки в районе Аксая. Но, опять же, ждали худшего, а на самом деле, не все так страшно.
После Цукеровой балки и до Краснодара ехали уже с нетерпением, чтобы, оказавшись в родных пенатах, просто упасть в ложе дивана и предаться объятиям Морфея. Так, собственно, и вышло, преодолев чуть более 700 км за день, приняв душ, посмотрев новости и отпраздновав хорошую дорогу небольшим вливанием красного вина, легли отдыхать.
Итог дороги Новосибирск — Краснодар: пройдено 4080 км за 5 дней, израсходовано около 310 литров бензина на сумму около 12 тыс. руб. На питание, проживание и другие расходы в дороге потрачено около 8 тыс. руб. Что касается дорог, то состояние явно лучше, чем несколько лет назад, когда ездили на юг. Даже участок от Камышина до Волгограда добавил в качестве. Но много ремонтов, и если по дороге Новосибирск — Омск они практически не создают проблем, то после Самары на Сызрань и далее в сторону Волгограда можно потерять время. Такая же ситуация и в районе Ростова, где несколько участков ремонта. Однако, повторюсь, потеря эта будет незначительной.
Ну а далее, наш путь лежал в Крым. Крым вызывает много споров. Каждый отчет о поездке туда воспринимается полярно, от «как там классно», до «что там делать?». Плюсы отдыха там — это хороший климат, теплое море, много солнца, интересные достопримечательности (исторические и природные).
Минусы — отсутствие внятной связи за пределами крупных городов и банковских услуг, сервис, высокая цена на различные услуги, и в первую очередь на авиабилеты. Для примера стоимость авиаперелета из Новосибирска в Симферополь и обратно в пик сезона (июнь-август 2017 г.) составляла от 36 до 44 тыс. руб. для одного взрослого пассажира. Субсидированные билеты если и есть, то разлетаются как горячие пирожки. Но хватит о грустном.
Каждый раз, бывая в Крыму, стараемся открыть что-то новое. В этот раз осваивали западную часть полуострова.
В порт Кавказ приехали в начале девятого утра.
Далее обычные процедуры — заезд в первый накопитель, обмер авто, оплата в кассе (платили по безналу), выдвижение через пост ГИБДД непосредственно в порт, досмотр авто и проверка документов, погрузка по очереди на паром, — все это заняло около часа.
В порту Крым выехали еще через 40 минут. Итого от момента въезда в первый накопитель до выезда в Крыму — 1 час 40 минут.
Керчь встретил хорошей погодой и почти свободным проездом через город. Останавливаться нигде не стали, тем более были там ранее (в мае) вот можно посмотреть здесь https://travel.drom.ru/53481/.
Добравшись до Берегового, не удержались, отстановились и искупались на «золотых песках», после чего заправившись на Atane перед Феодосией, перекусили и направились к месту отдыха в п. Песчаное Бахчисарайского района.
На фотографиях ниже — Песчаное, пляж и море совсем рядом от отеля — соответственно 25 и 50 метров.
В Крыму отдыхали около двух недель, за это время посетили несколько мест, которые нам показались интересными.
Распорядок почти ежедневно был таким: подъем, пляж-море, поздний завтрак, поездки по каким-то местам, вечерний отдых у моря после возвращения, ужин.
С погодой повезло, знойная, жаркая погода, дневная температура от 33 до 36 градусов, на небе почти нет облаков, температура воды 26-27 градусов.
Первым местом, которое посетили, был Севастополь.
Город Герой, город русских моряков. Давно здесь не были, хотелось, конечно, посетить. За раз-два трудно посмотреть город, все его достопримечательности. Ездили без машины, на автобусе, так показалось удобнее. Автобус довез до автостанции Северной (билет стоит 56 рублей, время в пути 50 минут, если ехать на такси — минимум 800 рублей), а там, на пароме (билет стоит 20 рублей) довольно быстро добрались до Графской пристани, откуда можно как пешком походить посмотреть, так и доехать автотранспортом, например, до Херсонеса или Сапун-горы. Здесь же предлагают экскурсии на любой вкус.
От Графской пристани пешком побродили по близлежащим окрестностям.
Памятник затопленным кораблям. Один из самых известных памятников Севастополя, даже запечатлен на двухсотрублевой купюре.
Драконий мостик (мост влюбленных).
Херсонес Таврический, Владимирский собор
Вход на территорию древнего города свободный. Парковка перед входом забита до отказа, включая прилегающую улицу. Людей много, в основном посещают организованными группами. Посмотреть можно все своими глазами, а вот узнать о Херсонесе можно из сети. Примкнуть к какой-нибудь группе экскурсантов — без проблем.
Территория историко-археологического музея-заповедника большая, внутри расположены Владимирский собор, статуя Андрея Первозванного, Херсонесский колокол и другие достопримечательности.
Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»
Считается одним из главных исторических памятников Севастополя.
Находится на Историческом бульваре, представляет собой парк с многочисленными аллеями, фонтанами. Сама Панорама расположена в здании, вход платный. Остальные памятники, воссозданные батареи и орудия в свободном доступе и обзоре.
Можно приехать, погулять и посмотреть в течение часа-полутора. Единственное что обращает на себя внимание, так это то, что территория немного запущена, кое-где неубранный мусор.
Малахов курган
Легендарная возвышенность, где проходили ожесточенные бои в период Крымской и Великой отечественной войн.
Находился при посещении в стадии частичного ремонта, вход со стороны ул. Героев Севастополя закрыт. Обходили со стороны ул. Истомина. Территория чистая, посетителей мало. Вход свободный.
Диорама «Штурм Сапун-горы»
Известный памятник о событиях ВОВ. Вспоминается песня Юрия Антонова «Красные маки», в которой он поет о Сапун-горе и о Малаховом кургане.
Сама Диорама находится в полукруглом здании на возвышенности. Рядом памятник Славы, выставка военной техники времен войны сухопутная и морская.
С Сапун-горы открывается красивый вид на близлежащие окрестности.
Это лишь малая часть того, что можно посмотреть в Севастополе и вблизи него. Всяких интересных мест, исторических памятников много. Все обойти и посмотреть не хватит и месяца. Поэтому в следующий раз обратим внимание на другие места.
Очередной день отдыха был посвящен поездке в Бахчисарай.
Самое известное упоминание об этом городе — это Бахчисарайский фонтан, про который написал Пушкин. Дворец-сад, именно так переводится название города, бывшей столицы Крымского ханства.
Город не большой, все интересные места расположены недалеко друг от друга. Пожалуй, Ханский дворец, о котором мы слышали ранее, все же показался нам менее интересным, чем пещерный город Чуфут-кале. Но обо всем по порядку.
Доехали почти до Успенского пещерного монастыря. Далее пешком до Чуфут-Кале (переводится как Еврейская крепость или Парная крепость) около 2 км вверх, судя по указателям. Хотя показалось, что прошли больше.
Успенский пещерный монастырь
Поднимаясь на Чуфут-кале, проходим мимо пещерного монастыря. Можно зайти на экскурсию, которые проводят бесплатно. Мы собирались на обратном пути, но потом передумали, так как было очень жарко и просто устали.
Чуфут-кале — интересное место. Оно широко известно, раскручено в туристическом плане. Поднимаемся вверх, тропинка становится все уже и более каменистой, лучше быть в спортивной обуви. Многочисленные сувениры в жару мало привлекают внимание, больше внимания обращаем на то, где продают воду.
Виды сверху просто завораживают. Туристов много и в составе групп и самостоятельно передвигающихся. Вход в пещерный город 200 руб.
Далее двигаемся в Ханский дворец.
Здесь уже надо смотреть в составе экскурсии, билеты: 300 — взрослый, 150 — дети 16-18 лет, 50 — дети от 6 лет. Экскурсия немного длинновата, по моему мнению, более часа. Но дослушали до конца.
Рядом с входом во дворец — Екатерининская миля. Напротив через дорогу сфинксы, которых видно издалека.
Далее двигаемся вниз к парку миниатюр. Бахчисарайский парк миниатюр, наверное, интересен, но не пошли в него.
Во-первых, устали ходить, во-вторых, цена посещения парка показалась не гуманной. 600 рублей взрослый, 400 — детский билет. Посмотрели издалека через забор миниатюры, да поехали на КВКЗ (Крымский винно-коньячный завод) чтобы взять на вечер продукцию местного производителя вин.
Балаклава
Посетили город, в котором припарковаться просто негде. Или надо оставлять машину на въезде. Объезжая второй раз, смотрим, машет бабушка и предлагает заехать в свой двор за 300 рублей. Заезжаем. До побережья, где морские такси, рукой подать. Собираем вещи и на Инжирный пляж. Он самый дальний, ехать минут 30-35, но оно стоит того.
Здесь же на выходе из бухты видна крепость Чембало.
Пока едем на Инжирный пляж, открываются красивые виды на побережье и море.
Место дикое, людей минимум, вода прозрачная. Купаемся, загораем, прыгаем с камней. Время там летит незаметно. День, проведенный там, один из лучших. А море просто сказка — теплое и чистейшее. Очень хорошо видно дно, заходишь в воду, плывешь, можно без маски наблюдать огромные валуны под собой, которые, кажется, можно рукой достать. Но на самом деле они на глубине нескольких метров.
Из Балаклавы есть маршруты и на другие пляжи — Золотой, Серебряный, Яшмовый. Цены от 100 рублей за человека. С собой надо брать воду, еду, так как ехать туда на небольшое время смысла нет.
Лодки стоят рядом, при желании уехать можно это сделать достаточно быстро, так как люди постоянно ездят туда-сюда.
Ласточкино гнездо (Гаспра)
Культовое место, визитная карточка Крыма. Поехали в один из дней посмотреть. Именно в этот день впервые за отдых появились тучки. Ай-Петри в облаках, да и пасмурно.
Приехали в Гаспру, вышло солнце, и снова жара. Народу много там, действительно, место часто и много посещаемое. С парковкой опять проблемы, как и в Балаклаве. Проехали мимо лестницы, ведущей к Ласточкиному гнезду, развернулись и проехали в обратном направлении. Мест нет. На платной парковке место нашли сразу, 300 рублей и гуляй, сколько хочешь.
Со смотровой площадки открываются виды на Ялту.
На обратном пути снова пасмурно и короткий, но сумасшедший дождь. Правда, успели заехать посмотреть «логово байкеров». 18 августа шоу прошло в Севастополе.
Можно зайти посмотреть, денег за это не берут.
Приехали на место в Песчаное, дождь прекратился, но на море, как ни странно, почти штиль. Вода теплая, а значит купаться.
Евпатория
Решили съездить дальше на запад полуострова. В идеале хотелось доехать до Тарханкута, но особо не планировали. Саки встретил пробками во встречном направлении и начинающейся жарой. Перед Прибрежным, после музея древностей, свернули на развязке к морю. Поехали метров 700 и через пару линий гостевых домиков вышли на пляж. Водичка супер, теплая, но по сравнению с температурой воздуха, охлаждает. Море спокойное. Искупавшись, держим путь в Евпаторию.
Оставив авто около крепостных ворот, прогулялись по городу. Посмотрели местные достопримечательности: Караимские кенасы, Театральную площадь, Мемориальную стену в честь 2500-летия города, памятник С.Э. Дувану, набережную Терешковой и другие.
На обратном пути остановились искупнуться после выезда из Евпатории, посетили музей древностей.
Музей древностей Северо-западного Крыма Кара-Тобе — именно так он называется, находится вдоль автодороги Симферополь — Евпатория, между Саки и Прибрежным. Видно музей издали, он находится на холме, есть указатели. В принципе, интересно, посетить можно.
На обратном пути заехали в Вилино. Через этот небольшой населенный пункт ездили все время. В нем есть две достопримечательности — военно-исторический мемориал и винзавод Alma Valley.
Военно-исторический мемориал «Поле Альминского сражения» — посвящен событиям Крымской войны.
Инкерман
Внутригородская территория Севастополя, ранее назывался Белокаменск. Инкерман прежде всего ассоциируется с одноименным заводом марочных вин. Именно на завод и поехали, заодно посмотрели издали на средневековую крепость Каламита и посетили Климентовский пещерный монастырь.
Что касается винзавода, то он, конечно, был посещен и с экскурсией и с дегустацией, и затем еще раз для приобретения продукции. Но об этом отдельный разговор.
Конечно же, нельзя было не поехать на Фиолент, чтобы полюбоваться прекрасными видами.
Вообще, красивых мест в Крыму довольно много, вот еще некоторые из них, понравившиеся нам.
Отдых в Крыму прошел хорошо. Понравилось море, хорошая погода, то, что местные жители настроены доброжелательно. Красивая природа, интересные места — все это, несомненно, записано в позитив. Сюда же можно отнести и состояние дорог в Республике, в целом они не плохие. Похуже, чем в Краснодарском крае, но, думается, с вводом моста, улучшится и состояние автодорог.
Есть и отрицательные моменты, или, правильнее сказать, ложка дегтя. Цены не совсем гуманны на услуги и сервис. Некоторые экскурсии, поездки на такси стоят недешево.
Денежные знаки по-прежнему лучше иметь наличные, особенно если отдыхать в небольших населенных пунктах, удаленных от крупных городов. Снять с карты проблем нет (РНКБ, Генбанк), но за операцию будет взиматься комиссия. Наличные предпочтительно иметь мелкие, начиная с 10 рублей и.т.д. С пятитысячной купюры могут и не насобирать сдачи. Опять же, касаясь стоимости экскурсий, если ездить на машине, то получится дешевле. Если нет, то накладно. Для примера: на экскурсию на завод марочных вин в Инкерман поехали без авто. Стоимость поездки 800 рублей с человека. На самом заводе непосредственно за саму экскурсию с дегустацией заплатили еще 700 рублей с человека. Итого 1500 рублей. А если вдвоем или втроем, то уже выходит 4500.
Не везде чисто, встречаются кучи мусора, который длительное время никто не убирает. Это встречали около Ласточкиного гнезда, в Симферополе, Бахчисарае и др. местах.
Что касается АЗС, то их количество достаточно. Стоимость 95-го 42,9-43,3 руб. за литр. Единственная проблемка была в том, что пару дней в середине августа на основных заправках не было 95-го бензина. Заправлялись на АЗС Atan, Tes, RS. Всего по Крыму накатали чуть более 1000 км.
Отдельный рассказ необходимо посвятить посещению винных предприятий и виноделен. За время отдыха посетили около десяти, как известных, раскрученных, так и небольших, находящихся в частных руках. Где-то посетили дегустацию, где-то приобретали продукцию с собой и дегустировали позже, в домашних условиях. Климат благоприятный для произрастания винограда и производства вина. Но об этом более подробно в одном из следующих отчетов.
Рано или поздно, но отдых заканчивается. Пора собираться в дорогу. Обратная дорога всегда проходит быстро. Не стал исключением и этот раз.
Утром выехали из Песчаного, без остановок добрались до паромной переправы, потратили около полутора часов на переправу.
Заехали в поселок Пересыпь, окунулись в Азовское море и к вечеру были в Краснодаре. На следующий день так же с утра выехали из Краснодара, ночевали в гостинице за Камышиным, в Красноармейском районе. На следующий день прошли Саратов (объездная), Сызрань, Самара. Ночевали в мотеле около н.п. Табулдак. Следующая ночевка, последняя за эту поездку, была за Курганом.
Вечером пятого дня дороги приехали в столицу Сибири. Эмоций почти не осталось, все же дорога немного умотала.
Если подвести некоторые итоги, то всего проехали около 10300 километров, потрачено 775 литров бензина (95-й) на сумму около 31 тысячи рублей. Самый дорогой бензин в Крыму — 43,39 руб., самый дешевый в Омской области — 37,8. Средний расход получился около 7,6 литров.
Затраты на гостиницы и питание в дороге туда/обратно около 20 тысяч. Проживание на отдыхе в Крыму 2000 за сутки. Хотя цены есть разные, в зависимости от близости к морю, условий проживания и аппетита хозяев.
Что касается остальных расходов на отдых, то озвучивать смысла не вижу, они индивидуальны, зависят от количества отдыхающих, их вкусов и желаний. С собой привезли некоторые сувениры, среди которых несколько коробок с вином. Будет чем заниматься в морозные и ненастные дни осенне-зимнего периода.
Автомобиль отработал на отлично, проблем не доставлял, радовал беспроблемной эксплуатацией.
Кто осилил опус, спасибо. Критикам высказываться по существу. Всем здоровья и ровных дорог.