|
Вот и дошли руки написать свой первый отчет о путешествии на авто. Начну, как принято, с подготовки и выбора места.
Изначально в отпуск было запланировано ехать на Байкал с заездом в Хакасию. Планировалось пожить на Ольхоне, съездить в Улан-Удэ и погостить у моих родителей в Братске. Не пугала даже не самая теплая погода для житья в палатке в мае. Но буквально за несколько недель выяснилось, что если взять отпуск на майские праздники, то он удлинится на эти самые праздники. Таким образом, мы получили плюсом 2 дня.
Дальше как-то сама собой пришла идея — а не съездить ли нам в Крым. Погоду обещали теплую, хотя на море особо не покупаешься. Плюс в начале мая еще не сезон и количество туристов должно быть минимальным.
Отдых планировался пляжно-экскурсионный, утром море, днем экскурсии. Сложней всего было определиться со списком достопримечательностей которые стоит посетить. Помогло нам приложение для андроид смартфона «Крым Crimea». Плюс немного нагуглили в интернете. В итоге в этом приложении составили список избранного из 40 мест. Туда включили и дворцы, и военные объекты, и природные достопримечательности. Также я постарался сделать план посещения этих мест по дням. Придерживаться его мы, конечно же, не стали.
Коротко расскажу об автомобиле. Toyota Corolla Levin 1995 года выпуска. Наш верный спутник, вот уже более 3 лет в наших руках. Два года назад на нем мы съездили в Сочи, год назад в Питер, а уж сколько было поездок на Алтай, в Красноярск-Томск-Астану-Братск и не вспомнить. В общем, стойко переносит все тягости и лишения жизни с нами.
Но и на его обслуживании, соответственно, не экономлю. Перед поездкой традиционная ревизия подвески после зимы, замена ступичного подшипника, тормозных колодок ну и масла в коробке-двигателе.
По традиции выезд намечен в вечер пятницы, сразу после работы. Заехали домой, сложили в машину заранее собранные вещи и в дорогу! Хочу дополнить, что к этой поездке я приобрел систему зеркал для обгона. Крепится она на пассажирской стороне и позволяет видеть наличие встречного автомобиля. Расстояние по ней определять, конечно, сложно, но безопасно вылезти и оценить свои возможности позволяет. Все ее прелести прочувствовали сразу же, выехав за толмачевское кольцо в сторону Омска. Все-таки правый руль и слабый 1,5-литровый движок не лучшее сочетание для трассы. Теперь уже водитель (то есть я) полностью решал, когда совершать обгон, а не полагался на мнение пассажира. В общем, ехать было сплошное удовольствие.
В первый день было пройдено около 350 километров.
День 2. 29 апреля 2017 г.
Проснувшись около 6 утра, сразу же стартуем в сторону Омска. На сегодня цель доехать до Челябинска. Наконец-то, из головы вылетают мысли о работе и поселяются мысли о том, что мы наконец-то в отпуске. По опыту прошлых лет с некоторой опаской проезжаем район Абатское — Тушнолобово. И не обнаруживаем здесь вечную пробку из-за ремонта дороги. Это не может не радовать. Надо заметить, что дороги после зимы на всем нашем маршруте были подушатаны, где-то ямы, где-то колея, где-то все вместе, стерта разметка. Плюсом же будет небольшое количество трафика.
В общем, в таких условиях мы проехали Челябинск и заехали на перевал. Ночевали прямо на перевале.
День 2. 30 апреля.
На сегодня цель была доехать до Саратова. Снова ранний подъем, завтрак около горной реки и в бой. Хреновая разметка начала преподносить сюрпризы в виде, например, неожиданно начинающейся сплошной.
Понимая, что мы въехали в Башкортостан и что местные гайцы будут пользоваться такими подарками, начал соблюдать максимальную осторожность при обгонах. На одном из пустых прямых участков так все и произошло, на холме ждала засада, из потока остановили 2 машины, которые не успели вернуться в ряд до сплошной. Так же Башкортостан запомнился снегом на обочинах. Создавалось впечатление, что мы едем не на Юг, а на Север.
В республике Башкортостан еще лежал на обочине снег.
Вечные спутники автомобилиста — пробки.
В этот раз решили проехать Самару не по объездной, а через город. Это было ошибкой. Город готовится к ЧМ по футболу, и дороги там строятся с каким-то невероятным размахом. Потеряли много времени и сил в пробках. Но самая главная ошибка была потом, что в Саратов поехали не через Тольятти и Сызрань, а по другому берегу Волги, через Пугачев и Балаково. Дорога просто ужасна, машин мало, ехать быстро невозможно. В итоге до Саратова к ночи не доехали.
День 3.
В этот день по плану был Ростов. Погода и климат резко поменялись в Волгоградской области. Здесь уже вовсю было лето и жара, на деревьях листья, на полях зеленая трава.
Любуемся Волгой, другого берега не видно.
Кое-где начались ремонты дороги. В глухую пробку встали перед Ростовом. Ох уж эти пробки на трассе, наглухо рушат все планы.
День 4. Краснодарский край.
Если 2 года назад мы ехали по М4 в Сочи через Краснодар, то сейчас навигатор велел ехать через Славянск-на-Кубани, а это небольшие станицы, это Кубань, все очень чисто и уютно, это не загруженная федералка, где кроме дороги и полей нечего посмотреть.
Билеты на паром были куплены заранее через интернет. Хотя в такое время года в этом особого смысла нет, сэкономили мы максимум минут 5. Сложно представить что здесь творилось в 2014 году, когда люди ждали очереди на паром больше суток. Это притом, что на этой косе нет ни туалетов, ни магазинов. Мы же после прохождения всех проверок были в первой десятке в очереди на паром.
Вся переправа с момента регистрации и до высадки заняла менее 2 часов, из них плыли мы минут 30. И вот мы в Крыму.
Движение в море, как на оживленной трассе.
Первым впечатление было, что я попал в прошлое, Советский Союз. Через какое-то время стало понятно, что это ощущение из-за местного автопарка, который состоит большей частью из отечественных автомобилей либо недорогих иномарок.
Приехав в Крым, мы как-то немного растерялись, куда поехать дальше, мыслей не было. Сходу рвануть по достопримечательностям казалось глупо. Для начала решили решить проблему со связью, для чего в Керчи была куплена местная сим-карта с пакетом интернета. Покрытие интернета к Крыму хорошее, в крупных городах есть 4G. Так как время еще было около 4 часов дня, поехали в Аджимушкайские каменоломни.
Очень сильная и эмоциональная экскурсия. Здесь во время второй оккупации Керчи скрывался военный гарнизон и местное население. Выживших военных через полгода обороны было менее 10 человек. Вся поверхность над ними усеяна воронка от бомб.
Немного погуляв по поверхности и сняв с себя клеща, решили ехать дальше. К вечеру доехали до Феодосии. Остановились в гостевом доме за 800 рублей.
Уже по темноте пошли гулять по пляжу, первый раз потрогать воду. Потрогали. Купаться в ближайшее время передумали.
Проверка воды на пригодность к купанию.
День 5.
Выехав из Феодосии двинули в сторону Коктебеля. Музей Айвазовского решили оставить на следующий раз, в эту поездку решили сделать упор на природные достопримечательности. Первой точкой была гора Клементьева и находящийся рядом звездопад воспоминаний. С этих двух точек открывается прекрасный вид на Коктебель, доехать можно на любом пузотере.
Вид с горы Клементьева. Это место популярно у местных парапланеристов.
На вершине произошла забавная ситуация, из подъехавшего через какое-то время после нас Икстрэйла вышел человек и радостно крикнул «Новосибииирск!». Оказалось, что это соседи из Омска, были рады встретить земляков.
Следующей точкой был завод марочных вин Коктебель.
Знаменитая арка перед въездом в поселок.
Я думал сходить на экскурсию и прикупить пару бутылочек вина. Но в фирменном магазине выяснилось, что экскурсии по записи, да и ценник на вино оказался не маленький.
Было решено ехать дальше. Пообедали на берегу моря, немного позагорали, вновь проверили воду и, твердо убедившись, что уж к концу отпуска точно можно искупаться, поехали в Судак.
Остановились передохнуть и полюбоваться видами.
В Судаке нас интересовала Генуэзская крепость. Экскурсия заняла часа полтора.
Неплохо укрепились: с одной стороны гора и море, с другой стена.
Крепость неплохо сохранилась и пережила несколько народов, поочередно завоевывающих Крым. Остатки крепостных стен генуэзцев можно найти почти по всему крымскому побережью, но наиболее качественно отреставрирована она именно в Судаке.
Следующей точкой на нашем маршруте был Новый Свет, а именно тропа Голицына. Оставив машину на платной стоянке, пошли на берег. По дороге нам предложили переправиться на катере к концу дороги за 250 рублей с человека, сэкономив 100 рублей, которые пришлось бы заплатить на входе леснику. В итоге выяснилось, что я забыл кошелек, и пришлось возвращаться на стоянку. Катер, естественно, уплыл, а ждать новую группу нужно было неизвестно сколько, да и время близилось к вечеру. В итоге пошли пешком. Тропа проходит по краю скалы, красота неописуемая. Раньше эти места принадлежали помещику Голицыну, который и поручил устроить эту тропу и хранилище для вина в естественном гроте в скале.
Заканчивается тропа можжевеловой рощей, на которой встречаются деревья которым около 900 лет.
Время было уже позднее, было решено ехать в сторону Ялты и по возможности остановиться в кемпинге в палатке.
День 6. День водопадов и пещер.
В этот день было запланировано доехать до Ялты и обосноваться там на 2 ночи. По дороге туда первой точкой в маршруте значился водопад Джур-джур. Находится он в селе Генеральское. Доехав до села, были остановлены местными жителями с предложением оставить машину тут и поехать с ними на УАЗе в гору. До водопада нужно было ехать еще километра 3, в гору. Ценник обозначили 1200 за машину. Но асфальтовая дорога продолжалась еще вперед, и было решено ехать, пока едется. Проехали мы недолго, может, метров 500. И снова местные начали говорить, что дальше нам ехать смысла нет. А так как время еще было раннее, то поступило предложение отвезти нас в одну сторону за 600 рублей. Переть в гору 3 километра особого желания не было, плюс какой-никакой экстрим, поэтому согласились.
Пересесть с тойоты на УАЗик действительно оказалось экстримом. Живого места на этих уазиках обычно нет, вместо верхней части кузова фактически остается рама из труб. Смотреть, как водитель борется с машиной, как у него вырывается из рук руль — то еще зрелище, ну и трясет изрядно. Со стороны, правда, это выглядит красиво, сидела у меня в голове мысль, когда-нибудь взять себе рамный внедорожник покататься, например, по Алтаю.
Приехав на место, прошли немного вверх по течению мимо нескольких небольших водопадов до того момента, пока тропа конкретно не повела в гору.
Планов упахаться еще до обеда не было, поэтому двинулись вниз, там был самый большой водопад. Небольшая фотосессия и пошли в поселок к машине. В поселке, подойдя к машине, я увидел приоткрытый багажник. В голове сразу пронеслись дурные мысли, начал впоминать, что там было ценного, но, открыв его, обнаружили, что все на месте. Повезло.
Дальше наш путь лежал в поселок Перевальное. Нас ждал достаточно живописный серпантин до Алушты и поворот на трассу на Симферополь. Приехав на место, первое, что мы увидели, это огромные ворота в кинопарк «Викинг».
На тот момент мы решили, что этот город был построен для съемок одноименного фильма и сейчас используется как экскурсионный объект. Но оказалось, что нет, парк был построен уже после съемок «Викинга», правда с использованием реквизита фильма. И сейчас здесь помимо обычных экскурсий проходят бои реконструкторов, и даже можно сняться в своем фильме.
Выделить время на этот парк не получилось, и мы пошли в запланированную Красную пещеру. Это была первая пещера, в которой я увидел подземную мощную бурлящую речку.
Так же в этой пещере проводятся экстрим-экскурсии в самые большие залы, доступ к которым возможен только путем проплывания под скалой. Но и денег это строит других.
В общем, погуляв по территории, нафотавшись еще с одним водопадом, поехали в Ялту.
В Ялте сняли квартиру на двое суток возле самой набережной. Было немного страшно оставлять машину под окнами на узенькой улочке, на которой до самой ночи была какая-то движуха, а после определенного момента улица пустела целиком, и уже машина стояла совсем одиноко.
День 7.
Утром решено было ехать на Ай-Петри. Планировали подняться по канатной дороге. Но с помощью местных бизнесменов выяснили: стоимость канатки 300 рублей с человека в одну сторону. Но можно подняться на микроавтобусе по серпантину, где снималась «Кавказская пленница» с заездом на водопад Учан-Су и некоторые смотровые площадки. За те же 300 рублей. Согласившись сначала, потом вдруг вспомнили, что мы же сами на машине и можем эти 30 километров проехать самостоятельно.
Водопад Учан-Су, к лету вроде как пересыхает.
Дорога оказалась сложная, но интересная. Вообще, это старое Бахчисарайское шоссе, и Ай-Петри находится на нем примерно посередине, а дальше идет Большой Крымский каньон.
Позже по этой дороге мы проехали со стороны Бахчисарая. На вершине можно покататься на лошадях, прогуляться до обрыва, сходить на экскурсию в пещеру, ну и, пожалуй, поесть.
Иногда весной со стороны моря приходит такой густой туман.
Высота Ай-Петри 1234 метра, вся Ялта как на ладони. Единственное, что нам не повезло с погодой, со стороны моря весь день был туман. Ну и ладно, и так впечатлило.
Падать высоко, но лавки стоят на самом краю)
Обратно ехали раздельно, жена на канатке, я на машине. Говорит, что спуск особо-то и не впечатлил. В общем, потратили на это весь день.
На таких перегибах при мне Пежо знатно приложился передним бампером.
Вечером приехали в Ласточкино гнездо.
Конечно, подходить близко к Ласточкиному гнезду особо и нет смысла, красиво оно смотрится только издалека, вблизи это малюсенький домик из бетона.
В последний день в Ялте остались силы на прогулку по вечерней набережной.
Вроде так просто, но очень атмосферно.
День 8.
Следующий день можно назвать днем дворцов. С утра побывали в Ливадийском дворце.
Самая знаменитая фотография из Ливадийского дворца.
В обед поехали в Воронцовский дворец.
Бесстыдница, экзотическое чудо-дерево.
Дальше поехали в Севастополь.
В Севастополе были около 5 часов вечера. Дорога проходит мимо озера, на котором любят отдыхать байкеры, в том числе небезызвестный Хирург. Так как в это время в Севастополь приехало много народу к 9 мая, с хостелами в центре города оказалась проблема. Свободных мест было мало, а за те, что были, ломили стоимость как за номер в гостинице. Посмотрев один такой вариант, решили, что жить в таких условиях несколько дней особого желания нет. Через букинг нашли вариант в частном секторе, за городом. Отдельный номер с душем и туалетом, кухня общая, 1500 в сутки. Хозяева родом из Перми, построили здесь дом, очень общительные. Сами готовят вино, а потом по вечерам под это вино устраивают посиделки с гостями. Нет, это не пьянка до ночи, это душевные разговоры, все-таки приезжают люди из разных уголков страны, и у каждого свой маршрут по Крыму. Кто-то прилетел из Владивостока всей семьей и проехал Крым на прокатной машине, кто-то ездит на экскурсии автобусом, кого-то больше интересует природа, кого-то города. Находится этот дом около мыса Фиолент, о чем мы даже не подозревали, какая там красота в шаговой доступности от дома.
День 8. На следующий день был ранний подъем.
В Севастополе проходила генеральная репетиция парада. Народу пришло посмотреть очень много. Хотелось бы, конечно, увидеть парад кораблей, но не судьба.
После парада погуляли по городу, прокатились на морском трамвае на другую сторону бухты к Михайловской батарее, сходили на экскурсию.
И снаружи. Следы от снарядов специально не реставрируют.
Потом решили найти бухту, где стоят наши военные корабли.
Впервые увидел подводную лодку вживую.
День 9.
На следующий день поехали смотреть на реконструкцию штурма Сапун-горы.
Такое мероприятие я посещал впервые и был впечатлен увиденным. Очень понравилось сопровождение пиротехникой, особенно был полезен рассказ ведущего, объясняющего, как развивались события того дня. Ну и, как всегда, наши победили) Победителей встречали под аплодисменты.
Дальше поехали смотреть древний пещерный город Эски-Кермен. Находится он в Бахчисарайском районе. По дороге заехали посмотреть на Крымские сфинксы, и попали на ферму, где можно получить права водителя-ословода, покататься на осликах и покормить местных животных.
Хлебом не корми, дай животных покормить.
Сфинксы. Нужно включить фантазию.
Пробыли там, наверно, около часа. Дальше поехали искать этот пещерный город. Ехать туда далековато, дорога до него частично грунтовая. К тому же навигатор почему-то подзаблудился и повел прямо через гору, чему наш левин был не особо рад. В итоге пришлось разворачиваться и ехать искать указатели. Так как приехали мы уже поздновато, экскурсовода уже не было, пришлось идти самостоятельно, благо кругом есть указатели и таблички с описанием.
Налазились там, как дети, даже спустились по лестнице до источника, откуда раньше брали воду. Масштаб проделанной работы впечатлял. Вообще, многое в этой поездке нас удивляло и впечатляло.
Это и есть древние жилища. Жили здесь, видимо, самые богатые.
Дальше поехали смотреть Большой Крымский каньон. И попали на ту самую старую Бахчисарайскую дорогу. По ней внезапно доехали до Ай-Петри. Как потом выяснилось, под сочетанием Большой Крымский каньон мы представляли себе некое подобие Гранд-Каньона в Америке и уж мимо такого проехать точно не могли же. Но оказалось, что до него еще надо было идти, и указатель в темноте на серпантине мы просто проехали мимо. Жаль, оставим на следующий раз. К тому же, так как уже стемнело, хотелось поскорее выехать с серпантина. В общем, денек получился насыщенным.
День 10. На следующий день опять поехали смотреть парад. И попали в какой-то ад.
Парад можно было посмотреть так. Но здесь был самый конец маршрута.
Сначала ожидаемо были пробки из-за перекрытых улиц, оставили машину в каком-то дворе. Потом оказалось, что найти место, с которого можно посмотреть парад, просто нереально. В итоге почти ничего не увидели, не зря сходили на генеральную репетицию) Решено было ехать в Симферополь и Евпаторию. Во дворе обнаружили, что нашелся уникум, умудрившийся своим фордом перекрыть 5 машин, ждали его минут 30.
Выехав из Севастополя и отъехав от моря на достаточное расстояние, обнаружили, что на улице наконец-то началась жара. По пути удачно подвернулось какое-то озеро, являющееся по сути затопленным мраморным карьером.
В Симферополь поехали без какого-либо плана, просто доехали до центра города и немного погуляли. Конечно, абсолютно ничего не поняли о городе. Поехали в Евпаторию.
Евпатории около 2,5 тысяч лет. Приехали к главной площади города, где проходил концерт в честь 9 Мая.
Стена, на которой рассказывается история города.
Прогулялись по набережной, прокатились на колесе обозрения. Очень порадовало как на небольшом пятачке расположены храмы трех разных религий.
Город оказался тихим и уютным, захотелось побывать здесь еще, посмотреть все более подробно. У нас оставалось 2 часа до салюта в Севастополе. И около 120 километров. Ехали по темноте, в дождь. Успевали, даже оставался запас по времени. И вдруг попадаем правой стороной в огромную яму. Пробили колесо, благо только переднее. На запаске быстро ехать нельзя, после 60 машину начинало тянуть в сторону.
Не совсем то, на что я рассчитывал вечером 9 Мая.
На салют, к сожалению, не попали, пробитое колесо оставило негативное воспоминание. За пройденные сто тысяч километров на этом авто это было первое пробитое в яме колесо.
День 11. На следующий день первым делом поехали на шиномонтаж. На резине нашли небольшой боковой порез, заделали изнутри. Так же диск чуть потерял геометрию. Поставили его на заднюю ось. Хлопот он больше не доставлял. На улице шел дождь, решили пойти в какой-нибудь музей. Выбрали диораму на Сапун горе.
На фото переход от реальных объектов к нарисованным почти незаметен.
После экскурсии, когда дождь закончился, поехали в Балаклаву. Там у меня была давняя мечта — база подводных лодок.
Замаскированный тоннель в горе.
Вырубленный в скале тоннель для хранения и обслуживания подводных лодок, способный пережить прямое попадание атомной бомбы.
Длинные коридоры, призванные гасить энергию ядерного взрыва.
Скрытное местоположение входа, которое не видно ни с воздуха, ни со стороны моря. Говорят, чтобы замаскировать такую грандиозную стройку была построена дробильная фабрика в самом центре города. Грохочет она и по сей день, да и вид города портит абсолютно.
Сам завод по ремонту подводных лодок уже более 20 лет не используется, так как предназначался для малых и средних подводных лодок. И после распада СССР фактически не охранялся и был разграблен. Музеем он стал только в 2003 году.
Формально здесь было два засекреченных предприятия, которые не должны были знать о существовании друг друга.
За стенкой, если можно так сказать, находился объект 820 РТС, для обслуживания атомных бомб.
На экскурсии вас проводят вдоль каналов, по подземным коридорам, периодически включают музыкальные эффекты. Сложилось ощущение, что музей пустоват.
Погуляв по Балаклаве, поехали встречать закат на мыс Фиолент.
День 12. Предпоследний день в Крыму. Непросмотренным в Севастополе оставался Херсонес Таврический. Приехав туда к обеду, узнали, что вход свободный, но решили, что без экскурсовода там делать нечего, по руинам самостоятельно ничего не поймешь. Встала дилемма: ждать почти 2 часа экскурсовода или ехать уже на выезд. Решили дождаться.
Экскурсовод попалась женщина очень любящая археологию в общем и это место в частности. Сначала нравилось, что она подробно рассказывает о каждом объекте, но через 2 часа экскурсии совсем устали от нее и ушли вперед.
То, ради чего стоит ехать в Крым в мае.
Немного пофотавшись, двинули в сторону Керчи. По дороге оставался парк львов «Тайган».
Изначально немного сомневались целесообразно ли ехать туда за 900 рублей с человека, хотя наш Новосибирский зоопарк стоит всего сто (для студентов). Ну раз уж приехали, пошли внутрь.
Парк львов это что-то: ты ходишь сверху по железным тропинкам и смотришь на львов под твоими ногами. Особенно зрелищно становится ближе к вечеру, когда спадает жара и животные начинают проявлять активность, рычать, бегать друг за другом, драться за сердце дамы. Помимо львов здесь есть также тигры, гиены, жираф и многие другие. Много животных гуляют сами по себе. Пробыли здесь до позднего вечера, ушли только потому, что уже сами начали замерзать.
Жара прошла, и животные оживились.
Непривычно смотреть на животных не сбоку, а сверху.
Решено было переночевать в Феодосии в том же доме. В первый раз Феодосию мы проезжали по побережью, и я удивился насколько она маленькая. Поэтому на обратном пути я тоже думал, что легко смогу отыскать этот дом на берегу моря. Однако, въехав в город со стороны, так сказать, центра полуострова, мы заблудились. Точного адреса дома мы не знали, а выезд на побережье оказалось найти не так-то просто. В общем, немного попетляв, все-таки нашли этот дом. Хозяин поуговаривал остаться еще на одну ночь, но у нас уже совсем не было времени.
Утром двинули в Керчь, на паром. Так же заранее купили билеты, и почти без ожидания заехали на паром. Вся переправа заняла около часа, и вот мы на материке.
Дорогу обратно описывать особо нет смысла. Очень порадовала эстакада в Краснодарском крае, все очень чисто, есть резервуар для отработанного масла, видимо, его периодически собирают. Поменяв масло, вытерли все за собой влажными салфетками, чтобы оставить эту чистоту. Цивилизация. На наши эстакады я даже заехать-то не могу, все сломано и изгажено.
P.S. Эта поездка оказалась очень насыщенной. И при этом мы захватили далеко не все, что можно там посмотреть, как бы оставляя некоторые места для следующего раза. Осталось только определиться со следующим разом.
Бюджет поездки вышел около 60-70 тыс. руб. на двоих, точно подсчитать не удалось, из них около 20 ушло на бензин.
Всем спасибо, кто дочитал до конца!