|
Хендай Солярис дв. 1,6 123 л.с. Апрель 2017 г.
Привет всем! Мое автопутешествие было запланировано давно, примерно год назад. Ну и, естественно, к этому событию заранее начал готовиться, в автодиспетчере проложил маршрут, рассчитал расход топлива, количество дней. Вечерами сидел на Дроме, читал занимательные истории о поездках, и с удивлением обнаружил, что нет статей о своих поездках на такие далекие расстояния с нашего города, хотя прекрасно знаю, что многие знакомые ездили на своих машинах и в Крым, и на Черноморское побережье Краснодарского края.
Усть-Илимск — Ставрополь.
Нужно сказать, что, несмотря на то, что машине почти 5 лет, пробег у неё был на тот момент всего 18 тыс. А куда ездить — кругом тайга. Это, конечно же, мало, и было интересно посмотреть её на трассе. Ещё были определенные переживания в плане езды, все-таки у нас город маленький, с широкими проспектами, и что такое плотное движение в потоке или пробки на дороге, нам незнакомо.
Итак, предстояло проехать почти через всю страну: Усть-Илимск — Братск — Красноярск — Кемерово — Новосибирск — Омск — Уфа — Самара — Волгоград — Элиста — Ставрополь.
Хочу сказать, что этот путь я уже преодолевал в далекие 90-е на Тойоте Королла. Машинка оставила после себя только хорошие воспоминания. Такое качество сейчас уже не найдёшь на этих машинах. Салон был суперованный, сиденья раскладывались и не нужны были никакие гостиницы. Ехал, слушал кассеты: Маша Распутина, Кай Метов, Ирина Салтыкова, Сташевский и т.д. Никаких навигаторов, книга «Автомобильные дороги СССР». Сотовых тоже не было, как мы только жили без них. Машин тогда было поменьше и в основном отечественные. Поближе к Самаре всё чаще шли автовозы с десятками. Как всё-таки шагнул вперёд технический прогресс за эти годы. Но вернёмся к настоящему времени. Итак, с вечера готовим сумки с вещами, с едой, ставим в коридор, чтобы ничего не забыть и с утра пораньше рвануть в путь. Еду с женой, она и штурман, где-что подать, посмотреть, даже на ходу меня орешками кормила, ну и вдвоём не скучно.
Решили в день проезжать где-то 1000 км. Дорога до Братска убитая полностью и, возможно, навсегда, потому что нужен капитальный ремонт, а так как город небольшой и тупиковый, то большие средства вряд ли будут вкладывать. Немного латают и ладно. Погода стояла замечательная, тёплая, а последние годы, если тепло, то горит тайга.
Мы живём где-то около 500 км от Московского тракта, а за Тулуном начинается другая жизнь, более интенсивное движение, идут фуры на Дальний Восток, в Читу, Улан-Уде. И вот тут я понял, что у меня машина не трассовая, а больше предрасположена для городской жизни, особенно когда упирался в фуры. Жмешь педаль до упора, что у себя в городе я никогда не делал, потому что нет необходимости, а она не едет. С лёгкостью меня обходили все кому не лень, особенно внедорожники.
Багажник и салон были загружены вещами, кое-что везли сыну, и 123 лошадки ей было мало. Дальнобойщики, нужно сказать, народ понимающий и по возможности прижимались вправо или включали повороты, показывая, что можно идти на обгон. За это им огромное спасибо. Выбрал для себя комфортную скорость 90-100 км и с удовольствием, любуясь просторами нашей необъятной страны, отсчитывал километры.
Перед поездкой на флешку скачал аудиокниги, причём необычные и не модные, захотелось старой классики: «Гранатовый браслет» Куприна, Жюль Верн, Борис Акунин и Музыкальные фестивали. Так что ехать было не скучно, погода радовала. В дорогу купил на сиденье деревянный массажёр, всем советую, ни спина, ни шея не затекают, к вечеру только глаза устают. Часов в 8 вечера начинаем присматривать ночлег. Гостиниц и отелей много, но есть места, где на сотню километров и не встретишь.
Вот оно, наше первое пристанище. Немного не доехали до Красноярска. Номера в основном эконом класса, а, что нужно — в основном помыться, покушать и отдохнуть, набраться сил для дальнейшего продвижения. Цены от 1300 за двухместный номер до 1500. Как правило, в гостиницах есть кафе или столовые и утром небольшой завтрак и вперёд. Часов в 7 вставали, завтракали и к 8 были готовы. Кстати, такой график движения считаю наиболее комфортным и продуктивным, поездка приносит удовольствие, не устаёшь и, самое главное, чувствуешь себя увереннее в плане безопасности.
Итак, с утра проскакиваем Красноярск, величественный Енисей.
Дальше дорога на Кемерово. Нам повезло, в апреле ехать одно удовольствие. Во-первых, не холодно, во-вторых, не жарко, кондиционер включали только один день, правда до самого Урала были ветра, слегка покачивало машину на больших скоростях, ну и ещё не сезон отпусков, когда люди путешествуют по дорогам. Много участков с реверсивным движением, дороги делаются, и это хорошо. Стоять долго нигде не приходилось, все организовано или установлены светофоры, или регулировщики регулируют движение.
Что касается заправок, то их сейчас достаточно много, в 90-е строилась в основном сеть «Лукойл». Запас с собой не брал, старался до последнего не тянуть, но был случай дотянул до красной, зато какая радость, когда в поле встретил старую неухоженную с вагончиком заправку с допотопными колонками, которым место уже быть в музее. Залил 10 литров, больше не рискнул. В основном пользовался Роснефтью. Я думаю, популярность этих заправок ещё в том, что там есть бесплатные и чистые туалеты.
Природа ещё не проснулась после зимней спячки, поэтому везде серые, унылые пейзажи. Населённые пункты в основном небольшие посёлки со старыми покосившимися избами, с резными полусгнившими воротами, ещё со ставнями на окнах, в некоторых есть занавески, значит живут люди. Прям музей под открытым небом. Да, когда-то здесь кипела иная жизнь, во дворах стояли лошади, повозки, были большие семьи, и люди батрачили целыми днями, какие там Турции или моря, лишь бы выжить. А потом революции, коллективизации, голод 30-х, война, сколько народу сгинуло, причём не самого худшего. Однако едем дальше, впереди Новосибирская область. В первую поездку еще не было объездной, нужно было ехать через город, поэтому проскакивал через него рано утром, пока отключены светофоры.
Сейчас, конечно, намного удобнее и быстрее. Но несмотря на хорошую дорогу везде знаки, разметка, камеры и сильно не разгонишься, да и какой смысл, обгонишь одну фуру, а впереди их еще сто штук. Они везде на заправках, стоянках, отелях — кормилицы. Омск тоже остаётся в стороне. В 90-е, помню, проскакивал через Казахстан, Петропавловск, ехал ночью, пугали казахскими гаишниками, но всё обошлось, наоборот, подсказали, как лучше и быстрее проехать один участок. Едем дальше, по сторонам однообразный вид, поля с небольшими участками леса, параллельно общаемся с сыном, который в это время едет по Питеру, вот что значит современные технологии, что дальше будет?
Через каждые три-четыре часа отдыхаем, но тоже недолго, на улице ветер, неуютно. Впереди Тюменская область, пасмурно, но дождя нет. Также плетемся за фурами, хорошо если 90 км, а то бывает и 70. Самая жесть, это когда какой-нибудь колхозный Газончик ползет по трассе и собирает за собой вереницу машин. Но они обычно ненадолго и сворачивают у ближайших поселков. Перед Курганом красивая стела.
Город остается в стороне. Выбираем место, где можно остановиться и перекусить. Нужно сказать, что мы привыкли к домашней пище, приготовленной своими руками, но здесь деваться некуда, в кафе берём лёгкий суп и жаркое. Желудок противится, понимает, что впихнули что-то не то, немного какая-то тяжесть, не по себе. В следующий раз лучше возьмём доширак, он полегче. Хорошая вещь термос в дороге, без него никуда. Проезжаем бесчисленные переезды, есть небольшая возможность отдохнуть от монотонного движения.
Чем ближе к Уралу, тем богаче и разнообразней ландшафт, не успеваем фотографировать красивые виды, по идее нужно останавливаться, но это потеря времени. Все чаще повороты, спуски, подъёмы и, как водится, сплошные линии, приходится смириться и ждать разгрузочной полосы, чтобы обойти груженые фуры.
Вдоль трассы торговые ряды, в основном местная кустарная продукция: картины из малахита очень красивые, разного формата и рисунка, сувениры, автопринадлежности.
Купили картины себе и в подарок родственникам и дальше в путь. Ближе к вечеру смотрим по навигатору гостиницы. Как назло, на участке от поселка Травники ничего по трассе близко нет. Проехали, наверное, километров 70, пока не увидели знак на Златоуст. Оказалось до него всего 4 км. Заехали, уже было темно. В самом центре оказалась красивая, современная гостиница, правда дороговато 2700, но хороший отдых превыше всего. Городок интересный, старинный, расположен между гор, с красивыми видами, на холмах, с каким-то своим шармом. Рядом проходит раздел Азии и Европы. В таких городах нужно останавливаться хотя бы на пару дней, полюбоваться красивыми видами, посмотреть достопримечательности, почувствовать историю, старину.
Утром позавтракали, отдохнувшие, полные сил выскочили на трассу. Погода стояла отличная, светило солнышко, ехать одно удовольствие.
Вдали на горизонте Уральские горы. Когда я ехал на этом участке в 90-е годы, в горах лежал снег, хотя был уже май месяц. Или климат изменился за эти годы, или просто ранняя весна выдалась. Впереди Башкирия. На полях сплошь нефтяные вышки и насосы качают нефть.
Бензин здесь подешевле, что радует немного. Раньше читал на форуме, что в этих местах много гаишников и редко кому удается проскочить без штрафа. Вот и я налетел, как всегда бывает, неожиданно. Не успел завершить обгон перед неприметным мостиком. Гаишник оказался веселым парнем, договорились, заплатили на месте со скидкой, на прощание предупредил, что впереди много ихнего брата и нужно быть начеку. Нужно сказать, что это возымело свое действие и в дальнейшем старался не нарушать правила, до конца пути больше не заплатил ни одного штрафа. Так что иногда полезно, дисциплинируешь себя.
В Татарстане заехали в кафе, где есть комнаты для отдыха, покушали и дальше. Впереди Тольятти, проезжаем через дамбу, плотину. Красивая стела на въезде в Саратовскую область.
Примечательно, что чем ближе к теплым краям, тем все больше солнечных батарей, используемых для светофоров. Везде идет масштабная реконструкция федеральных дорог, но как только съезжаешь в какой-нибудь населенный пункт, нормальные дороги заканчиваются. Мне кажется, что по состоянию дорог можно определять степень воровства чиновников в данном регионе. Особенно меня в этом плане пугала встреча с Волгоградом. Много наслышан был, мне предстояло проезжать его и ехать в сторону Элисты. Повезло, что попал я в час пик, да и еще в пятницу. Дорога как после бомбежки, может, это реконструкция военных событий? Нет разметки, беспорядочное, хаотичное движение, кто как хочет, так и едет, неожиданно посреди дороги возникают не ямы, а настоящие рвы. Этот кошмар длился два часа, зато какая красота, когда въезжаешь в Калмыкию. Тишина, ни машин, ни людей, только дикая природа. Начинало темнеть, как вдруг послышался мелкий стук, похожий на дождь. Оказалось, что это саранча, моментально забила весь капот и стекло. Въехали в какой-то ухоженный, опрятный поселок, остановились в гостинице переночевать.
Утром опять в дорогу. Ехать приятно кругом степи, трасса ровная, машин мало. Элиста город небольшой, обходим его стороной, в нем самый большой в Европе буддийский храм. На фото почти не видно. Проезжаем знаменитый Маныч.
Заповедные места, много птиц, встречаются цапли, пеликаны, лебеди и др. Где-то слышал про строгость калмыцких гаишников и, действительно, много их. Но мужики дружелюбно моргают светом. Один наряд прицепился сзади и понятно почему. Впереди стоял знак 30 км. Дальше небольшой перекресток и знак stop. В общем, пронесло, им пришлось свернуть и продолжить охоту без нас. Впереди родное Ставрополье.
Проезжаем знакомые села Дивное, Ипатово, возле Светлограда сворачиваем и едем в гости к сестре. До Ставрополя остается около 70 км.
Вот так завершилось наше путешествие. Ехали почти шесть дней, доехали легко, сами не ожидали. Видимо, повлияли несколько положительных факторов. Во-первых, это апрель месяц, за всю дорогу только один раз был дождь, во-вторых, еще не сезон летних отпусков, когда все стремятся на юг, и на трассе полегче. Ну и график движения подобран, я считаю, комфортно, то есть двигались в основном в дневное время. Собирал чеки с заправок, получился расход меньше 7 литров на100 км. В общем, где-то около 15 тыс. на бензин. Остается пожелать всем легких дорог и удачи в пути.