Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Из Москвы в Казахстан и Киргизию летом 2017 года. Часть I

Из Москвы в Казахстан и Киргизию летом 2017 года. Часть I

21.09.2017 | 20490 просмотров

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Благополучное возвращение из прошлогодней поездки по Югу России оставило незабываемые впечатления. Но, как водится, ближе к Новому, 2017 году, вновь встал вопрос — чем же себя «занять» в наступающем 2017 году? Первоначально рассматривались несколько вариантов «российской» версии автопутешествия, однако, получилось все по-другому.

Немного предыстории. В последние 3-4 года, по роду своей профессиональной деятельности очень тесно приходится общаться с коллегами из Казахстана и Киргизии. Ну, как говорится, слово за слово… Среди них тоже оказались заядлые автопутешественники, в том числе и любители сайта drom.ru. Кроме того, нашлись общие интересы и идентичные взгляды на произошедшие ранее и происходящие сейчас в данном регионе военно-политические события. В общем, последовало приглашение в гости. Конечно, вызывали озабоченность дальняя дорога, возможные встречи с ДПС этих стран, о чем неоднократно в негативном ключе писалось здесь, и т.д. Но… живем-то один раз. А на обратном пути решено было посетить Урал — увидеться, так сказать, с давними знакомыми.

Маршрут был построен следующим образом: Москва — Пенза (ночевка) — пгт. Алексеевка Самарская обл. (ночевка) — граница с Казахстаном (Маштаково) — Уральск — Актобе (ночевка) — Аральск (кратковременная остановка) — Туркестан (ночевка) — Тараз (ночевка) — Талас — Бишкек (ночевка) — санаторий «Тамга» на Иссык - Куле (10-дневный отдых) — Алматы (кратковременная остановка) — Балхаш (кратковременная остановка) — Астана (кратковременная остановка) — Костанай (ночевка) — Екатеринбург (кратковременная остановка) — Пермь (кратковременная остановка) — Чебоксары (ночевка) — Москва.

В своем рассказе постараюсь максимально объективно осветить тамошнюю ситуацию, рассказать о встречах с людьми и «местной» ДПС (естественно, без них никак не обошлось). Мероприятие проводилось в период с 15 июля по 19 августа. Километраж, что называется, «от подъезда до подъезда» составил 10513 км. Ниже на фото представлено общее направление поездки протяженностью в 8835 км. Недостающее количество километров — а именно,1678 (10513 - 8835) — «наезжено» в местах остановок и времяпровождения при осмотре близлежащих достопримечательностей.

ПОДГОТОВКА

К поездке подготовились… кардинально. Так, предшествующие 4 года в качестве средства передвижения использовался КИА Соренто — 2012 г.в., 174 л.с., объем 2,4, «автомат», бензин АИ - 95, покупался новым. Великолепный автомобиль, который ни разу за все время не подвел. Побывал на Украине и в Литве, в Калининградской области и на Куршской косе, исколесил, практически, всю Белоруссию, отметился в Санкт-Петербурге, Вологде, Выборге, Петрозаводске, Великом Устюге, ближнем и дальнем Подмосковье, Ростовской, Астраханской, Волгоградской, Тульской и прочих областях, Краснодарском и Ставропольском краях, Чеченской республике, Калмыкии и др. Повторюсь, прекрасная машина, имеющая единственный недостаток — подвеска жестковата и на подразбитых дорогах ехать не совсем комфортно. А так, ездить бы и дальше. Но время, к сожалению, неумолимо: пробег перевалил уже за 60 тыс. км, да и цена на «вторичке» с каждым годом падает. Поэтому, учитывая слухи и рассказы о не совсем качественных дорогах Казахстана и Киргизии, а также на волне инфляционных ожиданий (что оправдалось) в октябре 2016 года была реализована операция по смене «железного коня». После долгих и непростых раздумий им стал Тойота Ланд Крузер Прадо, комплектация «Стайл», дизель, 2,8 литра, автомат, 177 л.с.


Забираю из автосалона.

Внимательнейшим образом были изучены ПДД Казахстана и Киргизии. Особое внимание уделялось размерам штрафов в Казахстане — распечатка статей нарушений и их «стоимость» заняла почетное место в путевых документах Штурмана. Сразу оговорюсь — я не «гонщик», правил не нарушаю, еду спокойно, в связи с чем выполнение достаточно жестких требований казахстанской дорожной полиции особого труда не составило. Однако нюансы и встречи с инспекторами, разумеется, были. О них — далее по тексту.

Навигация — здесь, каюсь, «лопухнулся». В автомобиле установлен штатный «Навител», вполне качественно работающий по России. Но «казахской» и «киргизской» версий не было. При этом программы для этих стран из Интернета качественно установить не удалось. Начались поиски альтернативных вариантов.

По совету товарища, занимающегося данной тематикой, была приобретена сим-карта известного российского оператора, которая, если выражаться словами дилетанта (моими), при пересечении границы интегрируется в местные мобильные сети, благодаря чему можно пользоваться интернетом, навигатором и проч. Цена пакета на две страны составила 800 руб. Но, мля, при пересечении границы с Казахстаном этот «девайс» довел до Уральска и… лихо пожелал нам приятного пути без его участия. То есть, попросту, отказался работать. Выход был найден: в гостиницах подключался к сети WI-FI, просматривал дальнейший маршрут и делал соответствующие расчеты. Кроме того, метод «опрос местного населения», как всегда, показал свою эффективность. А для звонков по региону были закуплены сим-карты местных операторов. При этом я только позже сообразил — даже бы если бы та сим-карта и работала, то какой, к черту, интернет в казахстанских степях, к примеру, на участке Актобе — Аральск.

Гостиницы. Весь маршрут был разбит на участки по 650-750 км (с учетом соблюдения жестких правил ПДД Казахстана), где и определены места ночевок. В качестве совета: я не бронировал проживание через сайты, типа, «Букинг» и проч., так как было опасение, что по такому протяженному маршруту дата прибытия будет «плавающей» Просто отыскивалась официальная страничка нужной гостиницы в Интернете и осуществлялась связь по электронной почте. К чести казахстанской гостиничной сети замечу, что ответы получал оперативно и по существу. Даже когда в результате форс-мажорных обстоятельств отпуск (и, соответственно, дата выезда) сдвинулись на неделю, во всех заявленных местах ночевок изменение дат персоналом были оперативно отработаны.

ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ

С собой брались карты «Visa» (с возможностью пересчета из российской валюты в национальные валюты) и наличные рубли, доллары и евро в разумных количествах. С оплатой по карте проблем не было ни на заправках, ни в магазинах (за исключением, разумеется, покупок фруктов на рынках и в дороге). Примерный курсы валют к российскому рублю: в Казахстане — 1:5,5; в Киргизии — 1:1,2. Исходя из них и даны все расчеты, приведенные далее. Приятно удивила стоимость топлива в Казахстане: цена 1 литра дизельного топлива на проверенных заправках («Казмунайгаз», «Гелиос», «Газпромнефть») находилась в диапазоне 24,7 - 25,4 руб. В Киргизии, соответственно, чуть дешевле, чем в России. Здесь хорошо развита сеть «Газпромнефть», где также с удовольствием принимают карты к оплате. На заправках других, малоизвестных брендов, практически не заправлялся во избежание (понятно каких) сюрпризов. Стоимость проживания в гостиницах, где ночевали, имеется в тексте. Сутки в санатории «Тамга» обошлись в 1450 руб. на 1 человека, что, считаю, вполне гуманно. Ну, что ж — поехали!

Участок федеральной трассы М5 до Пензы ничем примечательным не отличается: почти всегда хороший асфальт, перемежающийся участками проводимого капитального ремонта. Буквально несколько фотографий.


Раннее утро.

Не могу сказать, что участки ремонта носили критичный характер, но время, что называется, они незаметно «крадут». Однако объезды организованы, временная разметка, ограждения и светофоры имеются.


Очередной участок ремонта.

Обедали в знаменитом своим общепитом селе Умет (см. интернет). Здесь всегда много автомобилей и людей. Стоимость обеда на двоих составила 400 руб.


Кафе в Умете.


Вот такая там обстановка.


Клиенты довольны и это главное.

Короче говоря, вполне приличное место, сытно, недорого, на любой вкус или кошелек. Рекомендую.

К вечеру добрались до Пензы и остановились в гостинице с необычным названием «Пипл». К сожалению, фото не сделал — приехали около 21 часа, было темно. Но сообщу — удобно, находится в 10 минутах от съезда с трассы М5 по адресу ул. Ульяновская, д. 15. Номера чистые, персонал приветлив. Цена вопроса — 1400 руб. за 2-местный номер, плюс завтрак 100 руб. с человека. Понравилось. Но именно здесь, при въезде в город, нарвался на единственный за всю поездку штраф в размере 500 руб. за превышение скорости, который был позднее успешно оплачен со скидкой 50%.

Так как до следующего пункта ночевки (пгт. Алексеевка Самарской обл.) оставалось чуть более 400 км, то с утра следующего дня решено было посетить «лермонтовские» Тарханы. На трассе имеются весьма информативные указатели, так что «промахнуться» невозможно. Отмечу, что сама усадьба находится чуть поодаль от главного корпуса музея «Тарханы», в котором есть довольно неплохая столовая (обед на двоих — 400-500 руб.). Кроме того, могила поэта также расположена на некотором удалении от усадьбы (1,5-2 км). Стоимость входного билета в комплекс 150 руб., льготы имеются — пенсионеры, ветераны, дети и проч.


Главный корпус.


Сама усадьба.


В этом флигеле находится могила М.Ю. Лермонтова.

Полагая, что часам к 18-19 вечера до Алексеевки доедем, в дорогу особо не спешили. Но на плотине в Жигулевске проводится капитальный ремонт, который, соответственно, привел к транспортному коллапсу. Поэтому до места назначения добрались к 2 часам ночи. Останавливались в каком-то придорожном мотеле (не помню даже названия) за 1500 руб., так как в гостинице «Звезда» (пгт. Алексеевка) нашу бронь, которая делалась заранее, «потеряли». Ну да ладно.

От Алексеевки до границы с Казахстаном дорога (А-300) на твердую «4».


На пути к границе.


Подъезжаем.

МАПП «Маштаково» стал худшим автомобильным погранпереходом, что довелось видеть. Дорога с обеих сторон российского поста «убита», из автомобилей — плотный затор. Простояли часа 2,5 без всякой видимой причины. В общем, полный бардак, ехать туда не советую.


Очередь на въезд в Казахстан.

Сам же процесс оформления документов на въезд в Казахстан заняло немного времени. Миграционная карта заполняется буквально по паре-тройке позиций: ФИО, куда, цель прибытия. Допускается написание «корявым» почерком, так как все данные все равно берутся из паспорта. Данный документ требуется строго сохранять до выезда с территории Казахстана. Плюс к этому водителю выдается квадратный клочок бумаги, на котором требуется указать номер автомобиля (забирается при выезде с территории МАПП). При выезде с территории казахстанской стороны МАПП имеется несколько вагончиков для оформления ОСАГО — брал на месяц, стоимость 2200 руб. (оплачено без проблем наличными рублями на месте).

Дорога на казахстанской стороне достаточно хорошая, ехать быстро вполне можно. Но сразу появляются нюансы, о которых — ниже. Ситуация: граница пройдена, вечереет, надо добраться до Актобе, где забронирована гостиница с одноименным названием. Вижу, что приедем туда глубокой ночью, тороплюсь.


Вот такая дорога сразу после границы.

Вдруг (сфотографировать не успел) на таком дорожном полотне появляется знак ограничения скорости до 40 км, а чуть впереди начинается спуск в ложбинку, наверху которой растет раскидистое дерево. Чувствую, где-то подвох, благо при подготовке к поездке вволю начитался о нравах местной ДПС.


Вот так схематично (прошу не смеяться, я не художник, но в интересах нашего общего дела пришлось взять в руки кисть).

Что оказалось — сам патрульный автомобиль выкрашен в сине-зеленый цвет, и в лучах заходящего солнца, да под кроной дерева, его совсем не видно. Слава богу, я сразу притормозил до требуемого лимита и выдерживал ограничение на круиз-контроле. Не доехав до дерева метров 50, наблюдаю, что «патрулька» развернулась и с визгом резины умчалась вдаль. Причем такой стандартный прием замечал еще несколько раз на пути дальнейшего следования: знак «40», ложбинка, вверху дерево и — (уже сразу всматривался) крыша патрульного автомобиля под ним. Будьте бдительны!

Город Уральск проскочили, что называется, влет. Несколько фотографий.


На улицах города.

Экипажи ДПС встречались часто, поэтому пришлось строго соблюдать ограничения по скорости. Допуск в Казахстане + 10 км\час, из-за чего вначале затруднительно привыкать относительно российского лимита (+ 20 км\час). А что делать?!

Еще несколько моментов: наклейку «RUS» никто не спрашивал и о диагностической карте на автомобиль возрастом младше 3 лет тоже никто не вспоминал — ни на границе, ни при проверке документов в случае остановки.


Мост через реку Урал.

При въезде в любой поселок или город стоят вот такие красивые арки.


Смеркается.

В Актобе приехали глубокой ночью. Дорога от Уральска до него также на твердую «4», а где-то и на «отлично». Проживание — в гостинице «Актобе», номера приличные, интернет, завтраки есть, центр города. Стоимость 2-местного номера, примерно, 2180 руб. за 1,5 сутки. Рекомендую.


Гостиница «Актобе».


Памятник перед городской администрацией.


На улицах Актобе.

Следующий пункт назначения — гор. Аральск, в котором очень хотелось побывать. От Актобе к Аральску ведет отличная, практически на «5», дорога.


Почти автобан.

В Аральск приехали также поздно вечером. Остановились в частной гостинице — их тут много. Это комната в жилом доме со всеми удобствами, в том числе, и стоянка. За двое суток заплачено 2180 руб. С утра — осмотр города.


Вот здесь было море (старое ограждение на набережной — памятник).


Да-да, именно здесь. Штурман в шоке.

За вполне разумные деньги (3000 руб.) удалось договориться об индивидуальной поездке к ближайшему урезу воды — до него порядка 55 км.


Стою на дне Аральского моря (само оно виднеется вдали).


Сбылась мечта — даже поплескался.

Вообще, «местные» очень жалеют о том, что здесь случилось. И в разговорах неоднократно звучали слова — вот, если бы остался СССР, то что-нибудь придумали бы и спасли бы Аральское море. Может, действительно?!


Лодки рыбаков.


В местном ресторанчике за поеданием аральского судака.

Хозяин заведения Сергей (на фото) — кореец, сын ссыльных конца 40-х годов XX века — рассказал о том, как в детстве он с отцом рыбачил, купался, отдыхал, работал в сфере рыбного промысла. Короче говоря, здесь очень интересные места: при желании и по договоренности возят на рыбалку, охоту. Часто приезжают иностранцы для совершения индивидуальных туров. Но нам пора дальше. Следующая остановка — Туркестан.

Дорога из Аральска до Туркестана представляет собой великолепнейший асфальт, по которому хочется мчаться, не обращая внимания ни на какие знаки ограничения скорости. Но, увы, — местная ДПС не дремлет: наблюдение за нами проводится в «выездной» форме, о чем уже неоднократно озвучивалось всеми путешественниками. Поэтому — все в рамках правил. Но до сих пор не останавливали ни разу. Несколько настораживал уровень окружающей температуры воздуха — на датчике в автомобиле, порой, значилось + 39 С. Учитывая то, что трафик здесь не очень «плотный», невольно закрадывалась мысль — а, если, не дай бог, с машиной чего? «Сгоришь», пока помощи придет.


Вот так это выглядит.


И вот так. Бескрайняя выжженная степь до горизонта


Не могли не заехать в Байконур, хотя бы просто отметиться.


На одной из улиц Байконура.

К вечеру прибыли в Туркестан, город из настоящей Средней Азии.


Добрались.

Быстро стемнело, поэтому все фото сделаны уже на следующий день.


Место ночевки — гостиница «Эдем».

Стоимость 2-местного номера — 1400 руб., стоянка, завтрак имеются.


На улицах города.


Там же.


Не был обойден вниманием и мавзолей ходжи Ахмеда Ясави.

Здесь очень много иностранцев — встречали 2 голландцев на велосипедах, француза на мотоцикле и др. Все активно путешествуют.


С Пьетро из Италии.

В этот же день выезжаем в Тараз. Дорога до него — на твердую «5».


Шикарный асфальт.

Однако много и участков ремонта, и ограничений по скорости (40-50 км/час). Примерно, в этом районе и произошла первая «очная» встреча с казахстанской ДПС. Ситуация: на шоссе появляется знак «ведется ремонт» и ограничение скорости до 50 км/час на протяжении 15 км. Что ж, нет проблем — жму круиз-контроль и «шлепаю» как предписано. Соответственно, за мной — «хвост» из автомобилей, впереди меня — тоже. Неожиданно сзади кто-то спешащий из местных вырывается вперед и, со скоростью под 100 км/час, обходит нашу колонну слева. Почти мгновенно, включив «люстру», из нашей же колонны вываливается патрульный автомобиль и лихо бросается вслед за нарушителем. Ну, думаю, наше дело — сторона. Но не тут-то было. Смотрю, в конце этого 15-километрового отрезка дороги бедолага-гонщик объясняется с одним инспектором, а второй машет рукой и бодро кричит в «матюгальник»: водитель такого-то авто, номер такой-то (ба, да это ж нам!) прижмитесь вправо! Ок. Остановился, сижу, жду. Через пару-тройку минут подходит простой сержант (немного непривычно, мы-то, россияне, «избалованы» вниманием исключительно офицеров нашей ГИБДД), тянет руку для приветствия, мило интересуется, как дела и, взяв документы на автомобиль, приглашает в свою машинку. Сажусь. Понимаю, в чем дело, но морально готов. Происходит примерно, такой диалог:

Он: Здравствуйте, куда следуете? Почему нарушаете?

Я: Добрый день! Еду в Алматы. Ничего не нарушаю — знак ограничения скорости видел, километраж засек (в Казахстане почему-то сложности с выставлением знака «конец всех ограничений» и приходилось ориентироваться по знаку ограничения скорости, который выставлен для встречной стороны — я об этом чуть позже догадался).

Он: Вот, гляньте-ка в камеру! Смотрю — действительно, я и скорость — 62 км/час (напоминаю, что в Казахстане не «карается» +10 км., то есть, до 60 км/час). В моем случае: 50 +10 =.62. Ну, думаю, все ж так ехали, а, может, я заболтался со Штурманом, не знаю. Но не специально.

Он: Статья такая-то, штраф — 24 000 тенге (около 4300 руб.). Что будем делать?

Я: Господин сержант, я такой-то (показываю служебное удостоверение), следую в отпуск в гости к такому-то (называю ФИО, должность, звание). Вот Вы сейчас меня накажете за столь незначительное нарушение, я расстроюсь, приеду к товарищу в Алматы, он начнет расспрашивать почему, и, быть может, уточнять Ваши фамилии. Неудобно получится. Поэтому давайте ничего делать не будем — Вы мне возвращаете документы, а я обещаю, что впредь буду еще внимательнее. Но, если считаете, что я заслужил наказание за превышение на 2 км/час, которое находится на грани статистической погрешности, выписывайте протокол!

Он (после недолгого раздумья): Вот Ваши документы и больше не нарушайте! Счастливого пути!

Отмечу, что все происходило в корректной форме, никаких обид нет, расстались удовлетворенные собой. Кто-то писал уже здесь на форуме — не надо давать денег и всегда требовать составления протокола. Полагаю, что это всегда правильное решение. Так состоялась первая моя встреча с казахстанской ДПС, что называется, «глаза — в глаза». Вторая (и последняя!) состоялась на обратном пути, и о ней — тоже по ходу рассказа.


Ближе к Таразу появляются горы.


Какая красота.

К сожалению, в Тараз приехали тоже довольно поздно, поэтому этот чудесный город мельком увидели лишь утром. Переночевали у знакомых.


Еще немного до Тараза.


Утро в Таразе.

Границу с Киргизией переходили в Гродеково. Никаких задержек не было.


Вот и Киргизия.

На въезде в Талас был остановлен экипажем уже киргизской ДПС. Причем парни явно скучали на службе, а тут — хоть какая-то «развлекуха». Диалог состоялся такой:
Он: Добрый день! Куда следуете?
Я: В Бишкек, а потом — отдыхать на Иссык-Куль!
Он: Что за серия на номере — 777? Какой российский регион?
Я: Москва.
Он: О! Через Казахстан ехали?!
Я: Ну, да!
Он: И как они там, зверствуют? Cколько штрафа заплатили?
Я: Нет, нормально. Ничего не платил, стараюсь не нарушать!
Он: А давайте-ка Вас на угон проверим. Покажите вин-код авто, а я по базе пробью. А то бывали случаи!
Я: Да нет проблем! (Даю цифры, он забивает в ноутбук).
Он: Все нормально, счастливого пути!


На улицах Таласа.


Впереди начинаются горы — это что-то невероятное.

Предстоит преодолеть два перевала: Отмок и Тоо-Ашу. Просто нет слов.


Взгляд вперед.


Взгляд назад. Внизу справа — видна дорога, по которой поднимаешься.


Еще один рывок — сквозь вершину горы.


Я сделал это. Перевал Тоо-Ашу — в моей «копилке».


А теперь — вниз.


И еще ниже.

Оказывается, спуск с перевала — платная услуга.

Отдано 270 руб. «наличкой».

Бишкек. В этом городе меня сразу приучили к мысли о ненужности «поворотников» на машине. Манера езды местных водителей слегка шокирует: внезапные ускорения, резкие перестроения, сигналы по поводу и без повода — очень колоритно. При этом такое привычное для нас понятие как «ОСАГО» отсутствует напрочь. На мой вопрос — а как же, если вдруг авария? — последовал ответ, что, мол, разбираемся на месте между собой. Если виновник идет в «отказ», тогда вызывается ДПС. Если опять никак, то — через суд, и роль межродовых связей опять же никто не отменял. Вот как-то так в Киргизии в этом вопросе. Но, странное дело, не видел ни одной аварии.

По приезде в Бишкек принимающая сторона предложила культурную программу, от которой трудно было отказаться. Ночной отдых, и утром едем в горы в ущелье Каркыра с ночевкой и обедами в юрте, долину Сан-Таш, затем — в Каракол и, далее — в Тамгу на отдых. Комментировать не вижу надобности — просто фото. Осмотр Бишкека запланирован на обратном пути.


Дорога от Бишкека до Иссык-Куля.

Это дорога А365, которая идет рядом с границей с Казахстаном.


Асфальт хорош.

Вот по такой дороге, не напрягаясь, лихо домчались до северного побережья Иссык-Куля. Потом, повернув куда-то в горы, долго тряслись по вполне проезжаемой «гравийке», сворачивая головы от восхищения.


Дорога в горах.


За рекой — территория Казахстана.


Штурман никогда ранее в подобном замечен не был, а тут вдруг увлекся не на шутку.


Мы — почетные гости. И мясо, мясо, мясо барана: жареное, пареное, вареное, копченое, на костре, в духовке и проч. Просто культ мяса!


А воздух какой!


Изумрудные холмы.


В долине Сан-Таш.


Тот самый курган «Счетные камни» (см. интернет).

В общем, всех впечатлений словами здесь не описать, туда надо ехать и смотреть все вживую. Именно это и рекомендую: практически братское отношение к россиянам, первозданная природа, вкуснейшая мясная кухня! Но, главное — люди! Боже, какие здесь гостеприимные люди, готовые отдать последнее, лишь бы ты остался доволен. Так, при каждом новом знакомстве, непременно звучала фраза (а позднее мы уже были готовы к ней): «Все, режу барана!». Лишь только «слезы» Штурмана (в смысле, «птичку жалко») могли ИНОГДА остановить эту мясную вакханалию. По моим подсчетам, как минимум, пяток животных таким образом и был спасен. Кстати, ссылки на диетное сидение (хотя, о чем можно говорить в таких условиях) или на полный желудок здесь в расчет не принимаются вообще! Дежурная фраза — здесь высокогорье, надо кушать! А какие народные предания были рассказаны о богатыре Манасе и его битвах! Довелось ознакомиться и с оценкой произошедших здесь 2 «революций»: вот настоящая демократия — надоел, не уходишь сам, пошел вон!

К сожалению, юг страны остался неохваченным, поэтому при первой же возможности этот пробел, обещаю, будет мною в будущем восполнен.


Спустившись с гор, направляемся в Каракол.


В Караколе всей толпой.


Знаменитое каракольское ашлян-фу с пирожками.

Его состав приведен в интернете, поэтому повторяться не стану. На мой, неискушенный в киргизской кухне взгляд, это весьма нужное (говорят, с «бодуна» оно великолепно) блюдо похоже — да простят меня киргизские друзья — на доширак в холодном виде. А соус, в котором находятся его ингредиенты, очень-очень острый. Специфическое кушанье, с ним надо быть аккуратнее.

К вечеру 25 июля добрались, наконец, до санатория «Тамга». Он расположен в предгорье на большой территории, имеет свой пляж, автостоянку (50 руб. в сутки), магазин. Ассортимент блюд в столовой достаточно разнообразен. Конечно, это не «5 звезд», но отдыхающих много, в том числе, и со славянскими лицами. Персонал очень приветлив, интернет есть, до пляжа ходит санаторский автобус. Правда, в него народу набивается многовато, и те, кто приехал на собственном автомобиле, предпочитает самостоятельную поездку — благо ехать до пляжа порядка 10 минут. Стоянка там тоже имеет место быть, так что все удобно. В самом селе Тамга также есть две неплохие торговые точки, которые обладают всем необходимым для отдыхающих ассортиментом.


«Визитка».


Территория санатория.


Вид с террасы.


Автостоянка. На заднем плане — спальные корпуса.


Пляж.


Горы (по-моему, единственный пасмурный день).


Собственно, само озеро (дно каменистое!). Но вода — чистейшая.

Вот в таких условиях предстояло провести 10 календарных дней, что и было с удовольствием сделано. Сейчас я понимаю — для тех мест это мало, очень мало. Но ехали все-таки в первый раз (а вдруг не понравится!), да и отпуск не бесконечен. В качестве справки: арбуз — 25 руб. штука (!), абрикосы — 50 руб. ведро, яблоки — что-то уж совсем недорого. В столовой давали вкуснейшее варенье из горной черной смородины (так, по крайней мере, было сказано) и широкий диапазон мясных блюд киргизской кухни.

Однако само путешествие на этом не заканчивалось: в ходе отдыха были осмотрены близлежащие достопримечательности, да и обратно в Москву предстояло проехать по не менее интересным местам, о которых хотелось бы рассказать. В связи с этим первую часть своего повествования завершаю, спасибо за внимание!

Продолжение, как говорится, следует.


Дром

Комментарии

Витек
Томск
На голодный желудок читать не рекомендую, весь слюной изошелся.:)
74
3
Ответить
tutoleg
Барнаул
Отчёт интересен, и полезной информации очень много. Может быть потому, что места многие знакомые. Через перевал Туя-Ашу (написание применяют разное), езжено много раз в сторону Сусамыра. В 80-ых годах прошлого века на Москвиче-2140, потом на Жигулях. Сложности он никакой не представляет. Тоннель этот, если память мне не изменяет, носил название 50 лет ВЛКСМ. А вот до постройки туннеля это был действительно очень сложный перевал.
24
3
Ответить
DROM.RU
Если бы с СССР не распался, то от Аральского мор вообще ничего не осталось бы. Во времена СССР, массово отбирали воду на хлопковое производство, и уже тогда всё шло к его высыханию. А вот уже Независимый Казахстан, за свой счёт построил плотину, и уже можно сказать, спас малый Северный Арал.
66
12
Ответить
 
Владивосток
Сообщений: 228
Ошлян-фу:))) дааа.. в 90 году, на Ошском рынке, утром, с похмелья, после вечерних посиделок с тестем и шурином... рубль по моему стоило:)) вот с тех пор в Киргизии и не был, а надо бы наверное ..
Мой отзыв: BMW X5 2004
18
3
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 570
Хорошо пишете, читается с удовольствием... Надо было просто липовую командировку напечатать да со служебным удостоверением хоть боком бы катись... (я так думаю)...)))) Как говорится, ворон ворону глаз не выклюет.. Жду вторую часть! Первая, если честно, очень быстро закончилась, повторюсь - очень "читаемо"...
42
4
Ответить
 
Пермь
Сообщений: 191
Ничего себе автор к поездке готовился! Как будто в Сомали на велосипеде с мешком золота собрался! Мы из подготовки к поездке в Киргизию только домкрат купили и карты в навигатор загрузили. И ничего, вернулись. Ничего страшного там нет.
Мой отзыв: Subaru Libero 1991
27
4
Ответить
tutoleg
Барнаул
Сложность на перевале Туя-Ашу представляют только отары овец во время их перегона на Сусамыр. Хорошо, если есть пассажир. Выходит и разгоняет их перед машиной. Если один- посложнее, приходится изрядно постучать по двери, сигналов овцы не понимают. Представьте себе, что через этот перевал гоняли зерновые комбайны на уборку, на Сусамыр. Кто знает, что такое СК-3 с ремённым вариатором- поймёт. Но думаю таких древних на Дроме- раз-два, и обчёлся.Приходилось поработать с шоферами, которые ездили через этот перевал ещё до постройки тоннеля, на ГАЗ-51. Самые сложные места- с открытой дверью, левой ногой стоя на подножке.
23
2
Ответить
Евгений
Барнаул
Классный отчет, молодцы. Как Прадо вел себя в дороге, сажевый фильтр не забивался не раз ? Дизель и казахский и киргизский хорошо переваривал ?
20
2
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 15647
Что ни отчет об автопутешествии в Казахстан, то обязательное упоминание о жадности и коварности местного ЖПС.
Для автопутешественников казахский ЖПС стал уже визитной карточкой этой страны. В этом году тоже ездил туда и тоже пару раз общался с местными гайцами. Оказывается уже отвык очень от вымогательств на дорогах, которые практиковали у нас в 90-е. Очень сильно смазывает впечатление о стране. Тем не менее есть огромное желание вернуться туда и съездить в Алматы, очень красивая природа в тех краях.
Путешествуйте!
44
2
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 5914
какие же вы молодцы,взять собраться и в такое путешествие, я вам очень завидую,но я *****нутый трудоголик ,бегу за копейкой и никогда себе такое не позволю ,мо ло дцы!!!
12
3
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37243
Молодцы
10
2
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1288
Не Ален Делон
какие же вы молодцы,взять собраться и в такое путешествие, я вам очень завидую,но я *****нутый трудоголик ,бегу за копейкой и никогда себе такое не позволю ,мо ло дцы!!!
А для чего тогда копейка нужна? Стопкой складывать?
12
2
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
"Надо было просто липовую командировку напечатать ..." - не стоит оно того. Там же печать, действительное наименование, ФИО руководителя и т.д. Не дай бог "по рукам пойдет" ... Зачем лишние проблемы? И так нормально было.
6
2
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
"А вот уже Независимый Казахстан, за свой счёт построил плотину, и уже можно сказать, спас малый Северный Арал.." - Да это так, они очень этим гордятся!
22
3
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
"Ничего себе автор к поездке готовился! Как будто в Сомали на велосипеде с мешком золота собрался ..." - А у меня наоборот получилось - домкрат был, а карты не загрузил! Шутка!
6
2
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
"Как Прадо вел себя в дороге, сажевый фильтр не забивался не раз ? Дизель и казахский и киргизский хорошо переваривал?" Сам переживал очень! Фильтр ни разу не забивался, а от казахского дизеля (Казмунайгаз, Гелиос) двигатель просто "тащился". Киргизское топливо на "Газпромнефти" по ощущениям - чуть хуже. Но, повторюсь - субъективное мнение.
10
1
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
"Жду вторую часть!" - Уже отправил, в очереди на публикацию.
21
2
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 27
Витек
На голодный желудок читать не рекомендую, весь слюной изошелся.:)
это точно! После прочтения заставил свою на ужин мясо делать))
6
2
Ответить
Супер, жду родной Костанай! Спасибо, автор, читается на одном дыхании. Очень красиво!
8
2
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
Vasya Tikhon
Супер, жду родной Костанай! Спасибо, автор, читается на одном дыхании. Очень красиво!
К сожалению, именно Костанаем порадовать не смогу: приехали ночью из Астаны, переночевали в гостинице "Остров", утром сфоткались под аркой с названием города и ... все, погнали на Урал. Дико извиняюсь, знал бы - взял бы день там. Но гостиница понравилась!
9
3
Ответить
  
Регион 19
Сообщений: 351
Классно, приятно читать. Нет этой унылости как во многих отчетах.
8
3
Ответить
   
Оренбург
Сообщений: 869
Чтобы не заполнять миграционные карточки, берите с собой загранпаспорт и все. :-)
9
2
Ответить
    
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 1161
Отличный отчёт! Зачитался. Жаль, что не задержались в Костанае на денёк. Может, и не знаменитый город, но попучеглазить есть на что ))) А вообще, путешествовать по Азии - весьма интересно, если бы не доблестные ***ошники (уничижительное название горе-полицейских от "Жол Полициясы" - дорожная полиция). Очень уж много нареканий в их адрес, чтобы это было пустыми придирками. Да и дорога "Туда" очень удивила: неужели есть такое полотно да на такой дистанции? Сколько раз ездил по Северному Казахстану и Кустанайщине - что ни дорога, то - ****!
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012
6
3
Ответить
   
Сообщений: 540
Так у Аральска что прямо автобаны, а вроде ж дороги не очень были... достроили? А чего сами на своей до "моря" не поехали эти 50 км? )
3
4
Ответить
 
Белокуриха
Сообщений: 195
Ашлян-ФУ!!! Чудо блюдо, какой там холодный доширак! Родной Каракол-только там умеют готовить настоящее Ашлян-Фу!
Реклама в подписи разрешена после 256 постов
7
1
Ответить
     
Красноярск и 9ка
Сообщений: 76566
Казахские ДПС во всей красе, ух сколько они мне мозгов выклевали в Усть-Каменогорске, но больше я их тролил :) Ни 1го штрафа так и не выписали официально.
Запчасти МАЗДА и для других иномарок WWW.24SHOPIK.RU
http://baza.drom.ru/user/stas26/
Мой отзыв: Mazda Familia S-Wagon 2000
5
4
Ответить
    
Миасс
Сообщений: 1381
Штурман - огонь!
Мой отзыв: Toyota Wish 2003
7
2
Ответить
 
Ульяновск
Сообщений: 4290
За годы езды по М5 из Ульяновска в Москву в Умете самое нормальное кафе нашел "У Милых дам"
Хотя из нескольких сотен там в принципе везде вкусно
А МордДоналдс к сожалению сменил название из за претензий Макдоналдса, теперь он вроде МордДовинс
Для тех кто в теме конечно, что такое Умет и где это, а он между прочим входит в книгу рекордов Гиннеса по количеству кафе на душу населения, а по сути весь поселок это 2 километра кафе вдоль трассы М5
6
 
Ответить
Лаврентий
Bosss_Krasnoyarsk-26
Казахские ДПС во всей красе, ух сколько они мне мозгов выклевали в Усть-Каменогорске, но больше я их тролил :) Ни 1го штрафа так и не выписали официально.
А неофициально, как и чем расплачивался? Не стыдно это было делать, на глазах жены и детей?
2
5
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
Egen
Так у Аральска что прямо автобаны, а вроде ж дороги не очень были... достроили? А чего сами на своей до "моря" не поехали эти 50 км? )
Да, автобан в 2- полосы. Особенно после Карабутака. А не поехали - надо знать куда по степи ехать, да и от руля отдохнул. Плюс дорога там - ямы, колдобины, авто свое жалко, мне еще ехать было сколько до Иссык-Куля.
3
2
Ответить
Валерий
Новосибирск
В Казахстане только на трассе +10 действует,на знаках ограничения скорости и в городе строго по цифрам ,,, не вводите в заблуждение
4
8
Ответить
Eastside
Не бойтесь вы так казахских гаишников. Они на россиян специально жути нагоняют. Соблюдайте правила, здесь не получиться ездить, как в РФ, где гаишников просто нет, если останавливают, говорите, чтобы выписывали штраф, потом выкинете его к чертям, но скорее всего, они даже выписывать не будут, их интересует только взятка. И водительское удостоверение они изымать не имеют права.
9
 
Ответить
Алексей
Нововаршавка
здорово!! тоже собираемся!
1
2
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2131
Написано интересно, ждём продолжения.
1
2
Ответить
Юрич
Думал почитаю на позитиве, а тут опять служебным удостоверением машут, причем в чужой стране. Накосячил - имей мужество признать и оплатить.
9
4
Ответить
gastro
DROM.RU
Если бы с СССР не распался, то от Аральского мор вообще ничего не осталось бы. Во времена СССР, массово отбирали воду на хлопковое производство, и уже тогда всё шло к его высыханию. А вот уже Независимый Казахстан, за свой счёт построил плотину, и уже можно сказать, спас малый Северный Арал.
Если бы да кабы....
Рассуждать о том чего было бы или не было бы полная глупость. Вы этого не знаете.
6
5
Ответить
Магнитогорск
Очень душевно! Спасибо!
4
2
Ответить
DROM.RU
gastro
Если бы да кабы....
Рассуждать о том чего было бы или не было бы полная глупость. Вы этого не знаете.
Есть очевидные факты и явные тенденции, которые мог не заметить или слепой, или полный дурак. Ну, вы явно не слепой, так что..
4
3
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
Юрич
Думал почитаю на позитиве, а тут опять служебным удостоверением машут, причем в чужой стране. Накосячил - имей мужество признать и оплатить.
Вы, к сожалению, читали не внимательно и, соответственно, ничего не поняли. Никто не "косячил": речь шла о том, что в вину ставилось мнимое нарушение, находящееся в пределах статистической погрешности. Поэтому пришлось воспользоваться, чем мог. Тем более, что на протокол я был согласен. А если Вы готовы сразу мужественно признать какую-то нелепость от казахстанской ДПС и бодро "отвалить" им 4500 руб. - что ж, остается только по-хорошему позавидовать.
4
5
Ответить
нНн
Абакан
что за штрафы дикие в казахстане?не не поеду,у меня то корочек мусорских нет....
4
2
Ответить
Сергей
gastro
Если бы да кабы....
Рассуждать о том чего было бы или не было бы полная глупость. Вы этого не знаете.
Коммуняки хорошо нагадили экологии приаралья. И если бы совок не развалился, то каюк Аралу, пришёл бы ещё в 90-е годы. Сомневаться в этом - это полная тупость.
6
5
Ответить
9929599
Молодцы!Очень много полезной информации....планирую на следующий год в Тамгу,там очень много красивых мест.....
3
1
Ответить
     
Красноярск и 9ка
Сообщений: 76566
Лаврентий
А неофициально, как и чем расплачивался? Не стыдно это было делать, на глазах жены и детей?
Нисколько ибо не за что было и не было у меня тогда ни жены, ни детей.
Запчасти МАЗДА и для других иномарок WWW.24SHOPIK.RU
http://baza.drom.ru/user/stas26/
2
1
Ответить
Сергей
Bosss_Krasnoyarsk-26
Нисколько ибо не за что было и не было у меня тогда ни жены, ни детей.
..но пришлось. Всё ясно.
1
 
Ответить
DenPTM
Автор молодец конечно, что ПДД казахские почитал, но это не спасёт от "наших доблестных полицаев". Особенно на "красном Востоке - г. Усть-Каменогорск". По поводу истории с радаром, расскажу следующее - ехал, по нашему славному городу, перед знаком ограничения скорости до 40 км/ч включил круиз-контроль на 42 км/ч. Метров через 100, останавливает ментёныш, радостный такой, весёлый, дружелюбный шакалёнок и как бы невзначай сообщает, что я превысил скорость всего-то на 2 км/ч. Показывает на ручном радаре мою машину и скорость 52 км/ч. Был бы я не местный, я бы и засомневался, но мы-то знаем казахских полицаев. Не буду описывать диалог с этими шакалами, но если бы мой слова не подтверждались показаниями видеорегистратора с указанием скорости движения было бы тяжелее объяснить им как нехорошо обманывать честных водителей. По этому 2 бесплатных совета:
1. Если вас остановили за превышение скорости, зафиксированного ручным (переносным) радаром, требуйте показать ваш автомобиль именно в динамике, т.е. в движении. На статическое изображение эти шакалы могут наложить показания другого автомобиля, который реально превышал. Это касается только ручных радаров, для стационарных треног "качать права" бесполезно.
2. Если реально уверены, что ничего не нарушали - начинайте снимать сразу на видео ваш диалог и все их действия. Теперь это право официально прописано в законе РК.
Про засады, про мздоимство ***ошников в РК - всё это к сожалению правда.
2
 
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
DenPTM
Автор молодец конечно, что ПДД казахские почитал, но это не спасёт от "наших доблестных полицаев". Особенно на "красном Востоке - г. Усть-Каменогорск". По поводу истории с радаром,...
Понял, спасибо!
1
 
Ответить
Как вы попали в Байконур?
 
 
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
Михаил Усольцев з.ф.
Как вы попали в Байконур?
Подъехали к КПП - и заехали в общей "толпе" ...
 
 
Ответить
8787494
Ашлян-фу это дунганской блюдо. Для европейца пожалуй будет специфическим на вкус. Что интересно я только в прошлом году начал употреблять это блюдо. Хотя живу здесь всю жизнь. В Караколе к рекомендую кафе Зарина, находится в центре.
1
 
Ответить
karamaz
Санкт-Петербург
Автор, скажите а зачем вы поехали из Тараза в Бишкек через Талас? Там ведь есть прямая дорога через Мерке-Кара-Балту (Погранпереход Чалдовар), она намного ближе да и безопасней.
1
 
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
karamaz
Автор, скажите а зачем вы поехали из Тараза в Бишкек через Талас? Там ведь есть прямая дорога через Мерке-Кара-Балту (Погранпереход Чалдовар), она намного ближе да и безопасней.
Захотелось преодолеть два перевала - первый раз в жизни.
1
 
Ответить
karamaz
Санкт-Петербург
Ivanyc1
Захотелось преодолеть два перевала - первый раз в жизни.
Перевал Отмек очень коварный, если честно то вы рисковали здорово! Хорошо, что все обошлось!
1
 
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 392
karamaz
Перевал Отмек очень коварный, если честно то вы рисковали здорово! Хорошо, что все обошлось!
Странно ... Опасным показался Тоо-Ашу!
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Полезный отчет
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром