|
Маршурт: Новосибирск — Бийск — Майма — Ороктой — Усть-Сема — Акташ — Кош-Агач — Джазатор (Беляши) — Новосибирск.
Машины: МПС 1 поколение, Митсубиши Аутлэндер.
День добрый. Мой второй отчет, сильно камнями не кидайте. Писатель так себе, как человек уже получше))
Отчет второй, поэтому предыстории не будет. Как все начиналось, читайте ранее.
В середине июля ездил c парнями на Мультинские озера в пеший поход.
На обратном пути заехали на Башталинское озеро. Стояла хорошая погода, поэтому проблем не возникло, но все равно опасно. Первый подъем идет вдоль ручья серпантином, иногда тяжело поворачивать, узко. Благо встречки не было. Машина не грелась. Затем смотровая площадка.
Высота около 2000 м. Видно Белуху, она действительно самая большая в округе.
Второй подъем на Башталинское озеро.
Дальше дороги нет, только снег)) Высота около 2200 м.
Спускаться к озеру не решились, мало ли что под снегом. По навигатору высота была 2200, а везде пишут высота озера 2600-2800, может, мы и не доехали до него))). Но я уверен, что именно это Башталинское озеро.
Шикарные виды, погода была ясная. Очень красиво, тяжело машине и организму тоже. Прогулялись на такой высоте, потом одышка, причем у всех троих ))) Парней) Спуск быстрее, чем подъем, но опаснее. Тормоза не грелись.
Поездка 01.07.2017 г.
Состав:
Костя (я), Аня (жена), Даша (дочка 6 лет), Настя (дочка 3года) — МПС;
Алексей, Юлия (жена его), Ваня (7 лет) — Аутлендер.
Это Мы.
База «Кабарга», слияние Аргута и Бара. Аргут белый, Бара не черная, а на самом деле просто чистая и прозрачная.
Это мой трактор при покупке в 2016 г. Номера оставил.
Подготовка Трактора: машина уже не сток (колеса 265*75 R16 Гудрич АТ, снизу защита 4 листа троса), масло, набор ключей, автохолодильник.
Аутлендер: колеса АТ китайские. Таблетки от укачивания, игрушки, вещи — это к жене). Обязательно теплые вещи (утром и ночью дубак, днем жара) Несколько пар обуви (кому берцы (увы, не взял, сам дурак, жалел несколько раз), кому сапоги резиновые).
Настал июль, все отпуска взяты, здоровье и позитив с собой.
Тронулись. Выезд из Новосибирска часа в 20:00, не дотерпели, поехали уже в 18:30. Дизель нельзя сильно разгонять, да мы и не гонщики, крейсерская скорость 100-110 км, в принципе на всех своих машинах так ездил. Ориентируемся, что средняя скорость будет порядка 70 км, отсюда и рассчитываю время в пути (так как надо покушать, заправиться, размяться). Как частенько бывало, ночью лило как из ведра. Гром и молнии. Мы то обгоним ливень, то он нас нагонит. Пока солнце не встанет, хочется спать, приходится с этим бороться. А так люблю потемну ездить, народу меньше, ментов нет. Дети спят. Спокойно так.
Первая остановка — заправка за Бийском после леса сразу справа, заправляться не стали, просто покушали: чай зеленый, бутерброды, пирожки, водителям пепси, чтобы не спали. Предпочитаю ездить через Бийск, рано утром быстрее, короче и дорога проще.
Местами на дороге ремонт, Алтай постоянно ремонтируют. Предполагалось ехать через Ороктойский перевал, сократив путь до Кош-Агача и посмотрев новые места.
Впервые за последние лет 7 ехали через Чемал. Кстати, есть место, где Чуйский тракт пересекает Катунь и уходит к Семинскому перевалу, то есть поворот перед Усть-Семой. Так вот, если проехать в сторону Усть-Семы прям чуть-чуть, будет отличная заправка Роснефти. Рекомендую. Последняя такая заправка. Который раз после Горно-Алтайска ищем нормальную заправку по стороне Катуни и доезжаем аж до Шебалино. Сорри, отвлекся.
Итак, Чемал, ночь, в Усть -Семе аж мимо поворота на Чемал пролетели почти, неприметный такой, чисто по наитию тормознули и ушли влево с дороги. Между Чемалом и Усть-Семой вроде пара деревень, а дома-участки тянутся почти беспрерывно. Все базы, базы, базы. За 7 лет все застроилось. За Чемалом была одна база, на Чечкише. Теперь и там баз 10, наверное. Причем крутые, ночью все светятся.
До Еланды почти асфальт, с ямами. До Куюса сносная гравийка, 40-50 км/ч ночью, но есть козырное место, автострада из офигенного асфальта. Прям как оазис в степи, пару км всего, неожиданно начинается и так же заканчивается. От Куюса до водопада Бельтертуюк дорог много, но и в итоге останется только одна. (В Куюс заехали и вам направо). В середине пути, в поле будут камни, можно днищем зацепить (пузотеркам), от них еще полпути до водопада.
Водопад Бельтертуюк. 5 Утра. Идет дождь.
Проехав водопад, есть возможность подняться на верх водопада, как пешком, так и на машине. Дальше вдоль реки место для разворота. Мы наверх не поехали, скользко на камнях.
Красиво, мощно, можно и нужно еще раз съездить. Далее разворот и назад на Ороктойский мост. Посветлу дорога уже не страшна, а местами, наоборот, видно обрыв.
По разным источникам, глубина Катуни аж до 70 метров. Верится в это с трудом, но возможно и так. Место узкое и Катунь сжата скалами, водникам тут должно быть экстремально.
У Алексея Владимировича День Рождения. Думаю, такой праздник не забудется.
Доча что-то начала вытворять, просто неожиданно и вроде без причины. Может, воздух сильно свежий?))))
Едем в сторону Ороктоя.
За Ороктоем. Думали ураган прошел, местные говорят — снегом повалило.
Ороктой — небольшая деревенька, один магазин, население русское. За деревней лесопилка.
На лесопилке за 300 руб. с человека можно нанять проводника до Ороктойской пещеры. Это следует сделать. Бонусы: человек знает, куда идти, даст грязную одежду, даст фонарик и воды, проводит по пещере. Даже второй раз я бы его нанял, так как в пещере опасно. Есть указатели, как доехать до пещеры и куда идти. Порядка 1км вверх пешком от места остановки автомобиля. Три раза останавливались на подышать. Много раз пожалел о не взятых берцах. Очень скользко, я упал 2 раза, когда спускался, счет дошел до 10. В пещере супер, лед, холод, все замерзшее, видно слои замерзания. Спускаешься по верхней части пещеры, вниз можно сорваться, шансов, что тебя сразу поднимут, мало. Три спуска, иногда ползешь на пузе вниз ногами, под углом порядка 60 градусов, по скользкой стене, держась за веревку. Так что проводник нужен. Больниц рядом и МЧС нет). Увы, у пещеры были без жен, поэтому фоток хороших нема)
Попробовали взять Ороктойский перевал, трактор не прошел первый подъем от лесопилки и сорвался вниз. Порядка часа пытались его вытащить и выкопать.
А Масик все это время спал, плевала она на все подъемы и грязь. Тепло и свежо.
Затем еще и мыть водительский коврик, лопату, трос, одежду в мешок.
Пришлось ехать обратно через Чемал и Семинский перевал.
Впервый за все время поездок я лег в машине спать на Семинском перевале. Поспали мы примерно минут 20-30. Этого хватило до Акташа. Там любимая база на въезде в Акташ справа. Всегда там отдыхаем, очень все хорошо. Рекомендую.
Следущее утро поехали через Кош-Агача в Джазатор.
Просто красиво и все. Возможно, фото перед с. Иня.
От Кош-Агача вправо и на Джазатор. Порядка 20 км по широкой гравийке до гор через обширную степь. Мимо Тарахтинского мегалитического комплекса, даже не останавливались. Степь степью, а прям посреди степи по центру примерно от Кош-Агача протекает быстрый ручей Тарахта. Необычно. Степь да степь кругом, бах, ручей, причем воды много в нем. Как будто человек сам его проложил, прям на канал похоже.
Затем пост погранзаставы. Отдаем документы, паспорта и свидетельства о рождения детей, 15 минут ожидания, и без досмотра едем дальше. Начинаются горы, но они безлесные. Просто травка, даже кустарников почти не видно. Тоска.
Чем ближе к Беляшам (Джазатору), тем больше леса, «круче» реки.
Дорога от погранзаставы до Джазатора гравийка, скорость до 70 км/ч, местами 80-90. Дорогу поддерживают, ездят грейдеры. Прилетел от встречки камень в лоб, так неожиданно. Жена сильно испугалась, а я не успел. Поцарапал стекло. На обратном пути, возле Барнаула от встречного большегруза в то же место еще камень прилетел, страшное это дело на скорости под сотку.
Вернемся к дороге. Места сказочные, много горных мелких речушек, все в деревьях, красиво. Чистый воздух. Попадаются крутые подъемы и спуски, но все проходится нормально. Таскает малость на заднем приводе, но терпимо. По дороге есть 2 места оборудованных стоянок, с туалетами, столиками. Походу местные себе сделали, чтобы в дороге отдыхать. Долго в кузове не проедешь, жопа отвалится. Кафе видели одно, и то только возле погранзаставы. В обширном меню пирожки, чай и хариус. ВСЕ.
Перед Джазатором стоит ГЭС, увы, не побывали внутри, хотя читал про возможность экскурсий. В самом Джазаторе потерялись, Альберт Каменов на связь не выходил, из деревни много дорог и все в гору, либо рядом. Спросили местного, тот нас направил в гору. В итоге все эти дороги сошлись в одну. Все как обычно)))
База «Кабарга», расположена на месте впадения р. Бара в р. Аргут. Место огорожено, места под костры оборудованы, кухня большая общая, баня, воздух и вода из родника. Номерной фонд, порядка 7 домиков, однокомнатные, хотя по описанию были и двухэтажные. В домиках все просто: маленькая и большая кровати, печь, лавочка и стол. ВСЕ. Свет только с 21:00 до 23:00. Запасайтесь свечками. Потому как темнеет рано, и определенное время просто нечего делать, а детям так особенно. Такой нюанс был решен ноутбуком с мультиками, но его надолго не хватало.
Менеджмент на базе хромает, ни местной еды, ни экскурсий нам никто не предлагал. А зря. Как-то непривычно было, а мы и не настаивали. Просто так хорошо было на базе, единение с природой, кроме нас и «смотрителей базы» никого не было в первый день. Благодать. Да и потом, кто приехал, был незаметен. Комары мааааленькие, но много только жужжат, мошкары нет.
Место слияния Бара (слева) и Аргута.
Даже здесь в местном магазине продаются спинеры. Пришлось купить.
Второй пешеход. Банка чисто для баланса.
Уточка. А по Аргуту плавал выводок утят. Видимо, это береговая охрана)))
День полного отдыха закончился. Пора ехать на Карагемский прорыв. Видимо, название связано с прорывом Аргута к Карагему. Хотя по факту это Карагем впадает в Аргут. «Я прорвался, впадай в меня». Ехать нужно по дороге дальше за базу, и перед мостом через Аргут уйти вправо по дороге. Там еще висит табличка, что это дорога не обслуживается никем.))
Слияние Аргута (внизу) и Коксы (центр).
Белый Аргут все пытаются чистой водой разбавить.
Как будто вены горы. Хотя так и есть.
Дальше решили не ехать, кое-как развернулись и поехали назад. Почему дальше не поехали? Не знаю, хотя именно меня тянет на ретрансляторы, в грязь, в пещеры, но именно лично мне не захотелось ехать дальше, народ подумал и согласился. Не скажу, что это интуиция, может, просто усталость. Видимо, нам туда пока не надо.
Вид с перевала Верблюжья шея. Внизу справа стадо коровок.
По центру внизу загадочное место. Возможно, разборный Аил стоял.
Высота перевала. Прибор используется для статистики и иногда как компас.
Про дорогу на прорыв. Везде проходимо для «Трактора». Камни, подъемы, узкие повороты. Ни разу не шаркнулся. Аутлендеру было хуже, задевал камни. Особенно когда с разгону прешь в гору, а посреди камень, просто сверху скатился, приходилось его Аутлендеру таранить защитой. Самый сложный момент — это спуск, а затем подъем на перевал Верблюжья шея. Там есть место, где не хватает радиуса поворота, для этого сделан маленький отстойник. При подъеме пришлось включать передний мост, не спасло, пониженная с 3-го раза вытащила. Аутлендер просто заехал в отстойник, повернул и нормально заехал. Дорога шикарная, но тяжеловатая, постоянная качка, камни, обрывы. В дождь было бы весело.
Прикольная свечка, почти не обжигает. Почему так, непонятно.
Утром сборы и домой
В Кош-Агаче решили сгонять в музей казахов Алтая. Около 15 км в сторону Ташанты.
Простой дом, 4 комнаты, в основном картины и фото быта казахов. Картины красивые. Караваны до горизонта. Неужели так было? Второй раз не поедем.
На базе в Акташе мест нет. Покушали в кафе возле гостиницы, нормально кормят, даже дети поели. Решили ехать до Белого Бома.
Изредка, но тополя попадаются на Алтае.
Если ехать от Кош-Агача, то после Чибита слева будет мост деревянный через Чую. Переезжаем и направо до заброшенной фермы и влево вверх вдоль ручья к горе. Порядка 2-5 км расстояние от моста. Доступно, красиво. Специально для фермы строили дорогу, насыпь вдоль горы, можно ехать и по ней. Как жалко, что многое развалилось с падением СССР. Те же фермы на Красной горе. Печально.
В Белом Боме сразу от дороги слева вдоль Чуи места были. Но никто не ожидал последующей подставы.
Народу много. Все жарят шашлыки у реки. Машины к воде подогнали для удобства. Нам пофигу, чай, перекус и спать. На вопрос администратору холодно ли, сказала — что вы, тепло, если что, есть дрова в продаже. Наша логика, что рядом река, видимо, устала и не сработала.
Матрасы после Беляшей просто «нежность и качество», одеяла теплые, но домик из бруса 150*70. Оказывается, бывает такой. Между брусками просто пакля ленточная. В итоге можно палец наружу высунуть, такие щели дикие. Звукоизоляции, соответственно, нет никакой. Два раза ходил на берег, просил музыку потише делать. Проблем не было с этим, лишь только владелец Лексуса возмутился, дескать мы на отдых приехали. Мы так отдыхаем. Зачем ехать 800 км, чтобы музыку на берегу послушать? Да, музыка качественная, но уже ночь и спать охота. Было резкое возвращение в цивилизацию.
Утром подъем и домой. Между Бийском и Барнаулом есть огромное кафе «Ника». Аля «вилка-ложка». Есть заправка, хороший туалет, еда отличная, детские развлечения, натуральный кофе, кондиционеры. Дорого, но оно того стоит, можно просто отдохнуть.
Домой приехали часиков в 9 вечера. Разгрузились, сказали спасибо Трактору, помылись. Уф, выдохнул. Все хорошо.))))
Такое чувство, что каждый год поездки на Алтай превосходят предыдущие годы. Скоро мест не останется для посещения))))
Проехали примерно 2500 км. Поломок не было. Тьфу, тьфу, тьфу. Застряли только раз. Полный привод использовал только в Ороктое и раз на Карагемском прорыве. Камни нигде не зацепил. Машина не грелась. Никто не болел, никого не укачало. Было просто суперски, кроме Белого Бома. В Новосибе узнал, что есть база на Карагемском прорыве. Открыли в 2017 году. Смотрите сайт http://www.turistka.ru . Там есть интерактивная карта достопримечательностей и баз. Мой Алтай начался с этого сайта. Рекомендую, достойных аналогов не видел. Для поездки обычно просто составляю план маршрута на бумаге, печатаю карты с Гугла.
Спасибо всем, кто читал, в этот раз получилось как-то более информативно, возможно, часть лишняя, но я так написал).
На 2018 год планы добраться до Язулы, ретранслятор на Белом Боме через Ороктойский перевал, и возможно повторить поход на Мультинские озера.
Удачи всем, спасибо тем, кто дочитал. Любите Алтай и всегда убирайте за собой мусор).