|
Караганда—Каркаралинск—Спасслаг—Балхаш—Чубартюбек—Караганда.
Здравствуйте, уважаемые читатели, любители активного отдыха и автопутешествий!
В прошлом году мы вместе со своей Черепахой-путешественницей совершили долгий вояж к российским берегам Черного и Азовского морей с заездом в столицу нашей бывшей огромной Родины — СССР, Москву. Об этой поездке я написал отчет и встретил немало доброжелательных отзывов. Хотелось бы повториться, но обстоятельства складываются так, что планы меняются, поездки переносятся. Поэтому в этом году было решено окончательно испортить отпуск ремонтом. Получилось совсем как в анекдоте: «Кто покупает солнцезащитные очки и пляжный зонтик, тот едет на моря; кто покупает кисточки, краску, обои, тот делает ремонт». В прошлом году были приобретены очки и пляжный зонтик, которые спасали нас на всех пляжах морских побережий от звезды по имени Солнце, а в этом году приобреталось все то, перечислено во второй части анекдота и много чего еще.
Рассказ про ремонт — это отдельная и поучительная история. Но не о нем речь, а о том, как мы отдохнули за пределами дома. Случилось это уже в самом конце лета, когда затянувшийся ремонт вымотал все нервы, истощил физические силы. Поэтому почти спонтанно было принято решение — на отдых, на релаксацию!
Что было в нашем распоряжении? Во-первых, достаточно приличные и по своему уникальные места Каркаралинска, моей малой родины, в двухстах километрах от Караганды. Мы туда смогли с сыном вырваться на один день, получив огромное удовольствие от собранных грибов и ягод, от чистейшего сосново-янтарного воздуха каркаралинского леса:
И на камнях растут деревья:
А также лесная вкуснейшая ягода-малина:
Есть грибы — маслята и подосиновики. Сейчас их время:
После похода в лес можно освежиться в небольшом озере с родниковой водой и огромными щуками, которые ждут своего часа:
Каркаралинск и его природа заслуживает отдельного описания. Если вкратце, можно определить так: эта одна из трех лесных жемчужин степного Центрального Казахстана, к коим относятся Боровое и Баянаул. Очевидно, леса и озера этих мест — остатки древних лесов, отступивших на север и на Алтай, сохранившие свою уникальность. В лесах Каркаралинска есть краснокнижные реликтовые растения, которые нигде более в мире не встречаются и ради которых сюда приезжают московские ученые-биологи.
После непродолжительной поездки в леса, натруженные и отвисшие ниже колен руки, окаменевшие гипсовые плечи, едва поворачивающая голову шея определили дальнейший выбор для отдыха — Балхаш!
Озеро Балхаш — наше казахское море. Собственно говоря, ничего особенного в поездке на Балхаш для нас нет — ездили туда еще с давних пор, когда дорога отличалась почти полным ее отсутствием, пробитыми амортизаторами УАЗа, проникающей повсюду мелкой соленой балхашской пылью. А озеро — своей белесой синевой и запоминающейся навсегда рыбалкой, когда я, городской мальчишка, мог вытаскивать за утро до десятка бешеных сазанов, до пяти-шести килограммов штучка.
Более крупные тоже попадались, но их вытащить было просто нереально — бамбуковые удочки ломались, как щепки, уносились стремительными торпедами в синюю даль, ведомые мощными сазанами. Леска 0,5 — 0,6 мм лопалась, как нить. А шел сазан просто на хлеб — катай шарик и насаживай на крючок. Если хочешь, разбей в мякиш яйцо, чтобы лучше держался мякиш. Правда, не всегда помогало — агрессивные и быстрые конкуренты в виде воблы (по-местному — чебак) объедали хлеб моментально. Тогда поступали по-иному — переходили на опарыша. Он держался на крючке дольше, доживал до подхода оголодавшего сазана.
Шло время, дорога становилась все лучше, а рыбалка, увы, хуже. Озеро мельчало, помогал своими отходами знаменитый БГМК — Балхашский горно-металлургический комбинат, готовивший из руды уникальную медь. К концу прошлого века мы продолжали туда приезжать на отдых на неделю-полторы. К Турции не привыкли, от российских южных морей отвыкли. А вот балхашский отдых был вполне доступен. Ездил я туда иногда и ранней весной, в марте, когда начинался массовый клев воблы, которую ловили по последнему льду.
Что еще можно сказать о Балхаше? После прошлогодней поездки на Азовское море, у меня сложилась устойчивая аналогия — Балхаш и Азовское море — если не близнецы, то родственники. Конечно, не такая соленая балхашская вода по сравнению с азовской, не такой мягкий климат — лед бывает зимой до метра, по которому спокойно мотаются трехосные «Уралы», груженые по самое не могу углем. Но для сравнения:
Азовское море: Длина — 380 км. Ширина — 200 км. Площадь — 39 000 км2. Объем — 265 км2. Длина береговой линии — 1 472 км. Наибольшая глубина — 13,5 м.
Балхаш: Длина — 605 км. Ширина — 74 км. Площадь — 16,4 тыс.км. Объем 112 км2. Длина береговой линии — 2385 км. Наибольшая глубина — 26 м.
Получается, что по глубине, длине береговой линии Балхаш покруче Азова будет. А главная особенность Балхаша в том, что в западной части имеет практически пресную воду, в восточной — почти морскую, соленую. Так что я недалек от истины, когда назвал Балхаш казахским морем.
Не знаю в подробностях, что и как ловят на Азове, но на Балхаше, помимо вышеназванных сазана и воблы, есть сом, жерех, лещ, берш, а также распространен завезенный извне судак, выбивший местные уникальности — балхашского окуня и маринку. Попадается в рыбацкие сети шип. Балхаш еще известен тем, что на южном берегу есть абсолютно дикие камышовые заросли, в которых до 40-годов прошлого века водились тигры, а сейчас масса кабанов, косуль, шакалов, лис, зайцев и идет основной пролет с севера на юг и обратно водоплавающей дичи.
Перед выездом в последний момент кинул в багажник пару удочек, поскольку на Балхаше не был уже почти три года, а до этого в силу вышеназванных причин — обмеления и загрязнения озера, про рыбалку забыл. Нет, конечно, рыбы намного меньше не стало, но она откочевала на южные берега озера, а в районе поселка Чубартюбек на северном побережье недалеко от г. Балхаша из-за обмеления осталась одна мелочь. Вот и охладело сердце к рыбалке.
Выехали 20 августа в 6 ч. 50 мин. из Караганды на проверенном российскими дорогами в прошлом году и степным бездорожьем зимы и весны нынешнего года уже, не побоюсь этого слова — надежном Mitsubishi Montero Sport 2002 года выпуска. Я достаточно подробно описал, что я сделал для авто при подготовке к поездке на Черное море. Конечно, необходимо было проверить и по приезду из России состояние машины. Но, как обычно, потом, потом. По осени только поменял аккумулятор, американский аккумулятор, приплывший на машине из-за морей, а зимой — натяжитель ремней. Причина очень простая — морозы стояли в этом году под сорок, вот и скукожилась резинка гидравлики, вытекло американское маслице. Покупка детали и ее замена обошлись около 150 баксов.
Когда начал стаивать снег, совершил марш-бросок по бездорожью за тетеревом. Результат — оторванные пороги. Точнее, не сами пороги, а грязезащитные желобки, закрепленные клепками. Очевидно, грязи было столько, что клепки не выдержали.
Обнаружил такое дело только по приезде в город — появился незнакомый стук. Так и стоят до сих пор эти желобки в гараже. Понятное дело, ремонт! То есть дома ремонт, а все остальное — неважно. Извини меня, Монтерик, ну потерпи еще чуток! Хотя, помнишь, я тебя честно отвез после этой бешеной поездки к нашему мастеровитому Васе-слесарю, (которого так зазря материл в первый день прошлогодней поездки) и который опять добросовестно промазал, что надо было промазать, подивился количеству грязи, забившей все днище, и на мой вопрос: «Вась! Что еще нужно сделать?», — ответил убедительно и просто: «А ничего не нужно, катайтесь! Попозже только заедьте, подтяну подшипники ступицы и не мешало бы поменять резинки стабилизаторов впереди и сзади». Через месяц пришла посылка из Штатов с резинками, которые Вася поставил куда надо, не забыв подтянуть подшипники ступицы. Вот и все происшествия с Монтериком за прошедший год.
Когда этот рассказ был уже почти написан, я в очередной раз поймал себя на мысли, что постоянно возвращаюсь в прошлый год, к тем местам, которые были нами отмечены во время поездки-2011. Конечно, сравнивать прошлую поездку, когда было пройдено более 11 тысяч км., с нынешней, вряд ли целесообразно. Но уж так устроен человек, что к тем местам и к тем событиям прошлого, когда они приятны, готов возвращаться вновь и вновь. Не избежал этого и я. Поэтому прошу извинить тех читателей, кому моя ностальгия будет не совсем по душе. А другие внимательные читатели смогут среди отчетных балхашских снимков встретить иногда прошлогодние с пометкой «Ретроспектива-2011».
Дорога до города Балхаша — 380 км., до Чубартюбека — еще километров тридцать. Далее, если хотите — 600 км., и можно поздороваться с южной столицей Казахстана, прекрасной Алматой.
Приличное покрытие дороги успели сделать еще в советское время и от Караганды до Алма-Аты тысячу километров пролетали на прекрасных и быстроходных «Жигулях» и величественных «Волгах» часов за 10. И сейчас, конечно, можно попытаться сделать это на убогих и раздолбанных «Лексусах», «Крузаках», «Мерсах». Только надо помнить:
Совокупность этих факторов оставляет лишь небольшую надежду современным «гонщикам» побить рекорды простых совковых шоферов. Тем, кому на юг, счастливого пути. Ну, а нам — пока до Балхаша.
До Балхаша можно доехать менее, чем за четыре часа, что мы и сделали, не особенно напрягаясь. Ничего сверхъестественного и необычного на протяжении четырехсот километров можно и не увидеть. Но кое-что мы на трассе отметили:
Спасск, Спасский лагерь, входивший в систему Карлага. Карлаг — Карагандинский лагерь. Ориентирован был на развитие сельского хозяйства в регионе, засушливом Центральном Казахстане. Вот и стали свозить провинившихся и совсем непровинившихся академиков, докторов сельхознаук, целые народности и сословия в Караганду и далее с начала 30-х годов. Одно радовало: такого страшного режима, как в колымских, норильских и им подобных северных лагерях, все же не было. А как иначе освоить степь, вырастить картофель, пшеницу и т.п.? Поэтому и была у большинства зеков Карлага даже некоторая свобода передвижения. Написано про всё это немало, но для меня самым главным памятником сосланным сюда, с виною и безвинно, являются тысячи, десятки тысяч деревьев и уже целых лесов, появившихся рядом с Карагандой и на десятки километров в округе. Мало кому в голову сейчас придет, что почти каждое из этих деревьев посажено человеком! Что уж тут говорить про километры арыков, десятки рукотворных озер, шахтах, рудниках… Очень мало в Караганде семей, чьи бы предки и родственники не побывали зеками, не были репрессированы, не были высланы в Казахстан из России, Украины, Прибалтики… Сам из такой семьи, высланной с Дона.
В системе Карлага Спасский лагерь — особое место, с особым режимом. Даже в советское время, послелагерное, послесталинское, он «славился» своим жестким режимом — служили в войсковой части, расположенной в Спасске, солдаты, провинившиеся в других воинских частях. Короче — был здесь дисбат, а сейчас здесь дислоцирован бронетанковый батальон. Чтоб не забывали про это и не пытались угнать танк, есть рядом недремлющий часовой:
Сам грозный и ужасный:
«Ретроспектива-2011». И вспомнился его славный старший собрат из Новороссийска:
Во времена Карлага содержались в этом лагере преимущественно военнопленные. В конце восьмидесятых про это вспомнили и стали ставить памятники — немцам, японцам, латышам, эстонцам, украинцем, молдаванам и др.:
В общем, память живет, памятники ставят, музеи открывают. А наш путь лежит дальше. Пока дорога проходит через казахский мелкосопочник, есть крутые повороты, спуски, подъемы:
И пейзаж пока достаточно разнообразен:
Так отдыхают водители фур и китайских самосвалов на трассе Караганда — Балхаш:
«Ретроспектива-2011». Так отдыхают на трассе Джугба—Краснодар:
Сено накосили, и кому есть его жевать, но зимой!
А вот так заботливо «портят» дорогу:
В буквальном смысле этого слова — кладут заново гребенку. Она уже была, но стерлась. Причина простая — здесь, за Аксу-Аюлы, и особенно далее, за Акчатау, на середине пути до Балхаша, случаются самые страшные аварии. Дорога хорошая, но узкая, скорость высокая. То ли засыпают водители, то ли теряют ориентацию — летят в кюветы, на встречку — под фуры, перемалывая кости с металлом, обливаясь бензином и соляркой, чтобы сгореть последним траурным факелом, возносясь к небесам, или, в лучшем случае, проводя потом долгие месяцы на больничной койке…
Например, когда уже приехали в Балхаш, узнали, что под Астаной вечером прошедших суток случилась страшная авария. В рейсовый автобус Астана—Караганда в лоб вышел китайский многотонник, который вез щебень для новой столицы. Итог — 17 погибших пассажиров автобуса. И так ежегодно, ежемесячно, еженедельно… Говорят, что дорогу скоро сделают четырехполосной — поскорее бы!
Так вот, гребенку делают для того, чтобы колеса застучали по ней и водитель проснулся от дремы или снизил скорость. Очевидно, какая-то целесообразность в этом есть. Но бывает и обратный эффект, как в этой поездке. Еду на крейсерской скорости — в районе 100 км. в час. Меня лихо обгоняет Мерс, становится передо мной и, попав на очередную искусственную гребенку, резко бьет по тормозам. Очевидно, какой-то новичок попался. Но мне от этого не легче — тоже начинаю тормозить и ухожу влево, на обгон, благо полоса впереди чистая. Не тут-то было! Лихач тоже дал руля влево, очевидно, полагая, что так машину трясти меньше будет. Я едва успел вернуться на свою полосу, чтобы не догнать багажник Мерса. Так и обошел его справа, по-японски, матерясь по-русски.
Недалеко за Аксу-Аюлы, еще один поселок, на первый взгляд. Но при ближайшем рассмотрении увидите, что это — город мертвых и в нем нет ни одного живого человека:
Совсем старый мазар, могила какого-то аксакала 19 века:
Архитектурная память — хорошее дело. Жаль только, что не у всех были такие же замечательные дома при жизни, какие им возвели после смерти.
Километров за 70 до Балхаша встретите очень заметную сопку — гора Бектауата, «дедушка гор». Мелкосопочник закончился, начинается голодная степь, ровная и скучная. На фоне этой ровности эта гора действительно смотрится величественно. А если подъехать к ней — это всего километров 15, можно попасть в удивительно живописный уголок, оазис в степи. К сожалению, в этот раз нам было не до этого оазиса и мы его только запечатлели с дороги:
В этом районе за руль посадил сына, чтобы не забыл водительские навыки:
И вовремя, потому что через несколько километров на трассе дважды встретили гаишников с радарами. Меня бы точно остановили, потому что до этого ехал на круиз-контроле около 105 км/ч. Но сын строго следит за правилами и ехал разрешенные 90. Надеюсь, что через четыре года свои права он получит заслуженно и честно с учетом приобретенного опыта.
«Ретроспектива-2011». В прошлом году он еще не дорос до самостоятельной езды по трассе:
Дорога становится все скучнее и прямее:
Пейзаж «за бортом» — все печальнее. Да разве может что-то приличное вырасти на солончаке?
Только ближе к Балхашу пейзаж начинают «украшать» столбы ЛЭП:
Перед Балхашом — отвалы открытых рудников, величие, огромность которых можно рассмотреть только с самолета. В них добывают ценнейшую медь, уходящую на экспорт, а также иные редкие и ценные элементы таблицы Менделеева:
На горизонте появился город Балхаш, точнее, дымящиеся трубы завода, на фоне которых нас обогнал «Хаммер», коих у нас больше, чем в Штатах:
Балхаш, Балхашский горно-медеплавильный завод, спаситель наш в годы Великой Отечественной войны:
В этом году самому городу исполнилось 75 лет, примерно столько же самому заводу. Очень вовремя построили, после потери в первые военные месяцы всей промышленности Украины в значительной степени шахты Караганды, заводы Балхаша и Джезказгана, взяли на себя основную тяжесть по обеспечению страны углем, медью и редкоземельными металлами.
Приходится сожалеть только об одном: фабрики, заводы, города строили всем миром, всей советской страной. А теперь эти уникальные заводы и фабрики, включая Карагандинский металлургический комбинат в Темиртау, на котором начинал свою деятельность лидер нации (Назарбаев Н.А., для информации), отданы, проданы индусам, корейцам, малазийцам, китайцам и т.п. шустрым азиатам. Довольствуемся тем, что там есть работа для наших сограждан, да иногда на экологию и инфраструктуру городов эти компании что-то подкидывают. Кому еще и что иностранцы подкидывают, надо только догадываться. Но элитные дома и закрытые поселки продолжают расти, как на дрожжах, во всех городах Казахстана.
Въезжаем в город Балхаш (можно и не въезжать, сразу на развилке перед городом уходите направо по алматинской трассе, где множество кафешек и забегаловок, в которых есть возможность недорого и даже вкусно перекусить). И — первый «улов»:
«Ретроспектива-2011». Этот «улов» — на набережной Новороссийска:
Обязательно заезжаем на рынок. Не потому, что он почти южный и дешевый, а просто по сложившейся традиции:
Надо купить вкуснейших небольших дынь-«колхозниц», с которыми ни одна узбекская или таджикская дыня не сравняться. Ну и, конечно, знаменитых балхашских помидоров, которых, как и предполагалось, днем с огнем не сыщешь. Заменили их дешевые китайские и узбекские, которые выдают порой за местные. В советское время не лень было ездить в Балхаш, чтобы накупить помидоров прямо с дач и разной рыбы — прямо из сетей.
Сам город сравнительно небольшой, со своей спецификой и оригинальностью:
Это — Дворец культуры металлургов им. М. Хамзина, строительство которого было начато в предвоенные годы. Перед зданием — М.Хамзин, а не Ленин!
«Ретроспектива-2011». Эти фото — из Анапы:
Главная проблема Балхаша — его экология. Когда ветер с завода дует в сторону города, медный вкус пыли моментально забивает нос и легкие. Можно это вытерпеть пять минут, десять, но потом невмоготу. Склоняю свою голову перед вами, терпеливые жители Балхаша! Хотя и сам вырос угольном городе, углем дышал. Получается, каждому свое — где живешь, то и имеешь. Жаль только, что кто-то лишь дышит нашим богатством, а кто-то с наслаждением считает деньги от его продажи, отдыхая под кондиционерами в более экологичных и далеких местах.
Вот и дорога в Чубартюбек:
Останавливаемся не в зоне отдыха, а на частной территории у хозяина по имени Александр. Такой шлагбаум перегородил нам въезд к точке назначения:
«Ретроспектива-2011». Так, в Олимпийской деревне, мы отдыхали в Анапе:
Бескрайний и безбрежный Балхаш! Без шуток, до противоположного берега километров 70:
Баз отдыха в поселке сейчас хватает. Например, новый дом отдыха «Балхаш», построенный одним из высоких правительственных чинов. Спокойно можно заселиться в номер за 15-20-30 тысяч тенге в сутки (от ста и выше баксов) с джакузи и иными прелестями в номере. Здорово, конечно, лежать в джакузи в хрустальной и теплой водичке, наблюдая, как остальной народ валяется на песке или бьется о волны разволновавшегося озера!:
«Ретроспектива-2011». Но до Анапы, конечно, еще далеко:
Простой народ отдыхает так. Сидит:
Стоит, лежит:
Купается:
Развлекается почти в морских волнах:
«Ретроспектива-2011». Эта экзотика — с анапского пляжа:
Есть и более цивилизованные развлечения. Например, катание на водном мотоцикле:
Есть возможность прокатиться на катере:
«Ретроспектива-2011». На таком катере мы путешествовали по Цемесской бухте в Новороссийске:
«Ретроспектива-2011». На таком — в Джугбе:
Здесь, в Чубартюбеке, как, впрочем, и на всем нашем постсоветском пространстве, продолжают увлеченно всё делить, возводя заборы везде, даже на пляжах:
«Ретроспектива-2011». Увы, это — Новороссийск:
Очень интересно наблюдать, как эти препятствия преодолевают желающие прогуляться по чубартюбинскому пляжу.
Эпизод номер один: «Что делать-то будем, подруга?»
Эпизод номер два — дама в цветном: «Делай, как я!»
Эпизод номер три — дама в розовом: «Помогите!!!».
«А мы пойдем своим путем!».
Здесь же, рядом, детская площадка, на которую очень бы хотелось загнать взрослых, ее построивших. Выдержали они хотя бы часок на солнцепеке в этой железной клетке?
«Ретроспектива-2011». Реалии анапского пляжа цивильнее:
«Ретроспектива-2011». Хотя про пляж в Кучугурах этого не скажешь:
На балхашском пляже мы отдыхали под зонтиком — под тем самым, который проехал с нами азовско-черноморское побережье и позволил сэкономить кучу денег:
«Ретроспектива-2011». Дикий пляж Геленджика:
«Ретроспектива-2011». Пляж Ольгинки:
Своими делами занималась и наша Черепаха-путешественница. Так она загорала:
Так выходила из Балхаша после купания:
Так играла в футбол:
«Ретроспектива-2011». Вспоминала купание в Черном море:
Что касается проживания в поселке, то вариантов достаточно много, начиная с отдыха в палатках на берегу, по-дикарски. Далее — цены за постой с одного человека от 500 тенге (100 руб.) и до двухсот баксов в сутки.
Нам достался, если так можно сказать, усредненный вариант — домик с шумным кондиционером, холодильником, телевизором, подключенным к тарелке с массой российских каналов. Санузел «городского» типа во дворе, как и нечто вроде душа. С каждого человека платили по 1,5 тысячи тенге в сутки. Питание, конечно, за свой счет. Мангал тоже входит в оборудование домика. Только надо о дровах позаботиться. Купить уголь или дрова можно в магазине или у хозяина.
К сожалению, система питания в Чюбартюбеке не сильно развита. По одной простой причине — очень многого хотят местные чиновники. И местные жители говорят, что им проще ничего не делать, чем открыть точку для питания (были такие примеры) и потом только и делать, что отбиваться то от одного проверяющего, то от другого.
И поэтому питались мы самостоятельно. Поделюсь некоторыми своими «достижениями» на этом фронте. Первый вечер прошел под знаком шашлыка из мяса по простейшему рецепту: крупные куски свинины (или другого мяса) заливаю подсолнечным маслом и соей. И — больше ничего! Главное — именно соей, а не соевым соусом. Быстро, дешево и мало шансов пересолить, испортить мясо. Конечно, любители мангала приведут тысячи своих примеров по приготовлению шашлыков, на фоне которых мой способ выглядит скромно. Но, поверьте, я тоже немало поэкспериментировал на этом поприще. И сделал свой окончательный выбор — вкуснее мяса сайгака, только что разделанного и «замаринованного» в гранатовом соке, ничего нет! Увы, увы, где же вы, сайгаки…
На следующий день по этой же технологии — подсолнечное масло плюс соя, я приготовил впервые в жизни шашлык из сазана:
Жене и сыну понравилось. Я об этом ничего сказать не могу, потому что у меня аллергия на любую приготовленную рыбу.
И еще один простейший «кулинарный рецепт» для выезда на природу, которым пользуюсь много лет. Промываю молодой картофель, посыпаю его крупной солью и заворачиваю в фольгу. Пока жарится шашлык, картошка также благополучно печется на углях. За один присест — два блюда. Можно немножко усложнить готовку — надеть картошку в фольге на шампуры:
На пляже вам обязательно повстречается местная достопримечательность — вечно отдыхающий в тенечке бульдог Сэм:
Такого ленивого пса я еще никогда не встречал. Он за все время, пока мы отдыхали, не то, что не гавкнул, даже ни разу не зарычал. Быть может, осознавая свое величие и предназначение. А как будет вести себя человек, когда к нему на веранду вразвалочку и с безграничным достоинством входит псина с неласковым лицом? Естественно, первым делом народ пытается откупится: лихорадочно со стола хватаются печеньки, конфетки и подобострастно подсовываются под слюнявый рот этого…ладно, назовем его, как называет хозяин, Сэма. Для знакомства и для проверки ваших нервов этот…Сэм возьмет, конечно, печеньку. Даже, быть может, съест одну. Но вторую аккуратно отнесет за угол, положит, очевидно, на черный день в укромное местечко. Потом, как бы вы его ни уговаривали взять еще печеньку, ничего не получится! Проверено. Эта весьма немаленькая псина будет также непоколебимо стоять посреди веранды и сверлить вас глазами, совершенно точно зная, что человек на отдыхе без мяса жить не может!
И только после несколько таких шантажистко-нахальных посещений, но предельно корректных в плане проявления эмоций, мы научились отваживать Сэма от нашего стола. Один из способов изобрел я. Просто предлагал разделить с Сэмом стаканчик пива, поднося пенистый напиток к его слюнявой морде. А вот этого Сэм еще не научился терпеть. Недовольно отвернув собачье лицо, он, полный неудовольствия, отправлялся к другим, более щедрым, отдыхающим. Поскольку таких было немало и всегда были те, на которых грозный вид Сэма производил впечатление, то псина отнюдь не бедствовала.
После сытного завтрака, Сэм с достоинством выходил на пляж, несколько минут купался, прополаскивая рот, и величественно разваливался в теньке на пляже среди всей остальной людской братии, совершенно точно зная, что этот отдыхающий народ очень скоро проголодается и можно будет вновь пройтись по столам, отведывая что-нибудь вкусненькое из дрожащих рук очередной хозяйки, еще не знакомой с этой безумно ленивой и добрейшей псиной.
«Ретроспектива-2011». И вспомнилась другая добрейшая псина — овчарка Рой из станицы Виноградной, по которому наглые кошки гуляли буквально по голове:
Немало удивления произвели и местные куры, которые, очевидно, вспомнили свое далекое дикое прошлое, когда ночи и опасные ситуации они переживали на деревьях:
Это — голодная и наглая хозяйская кошка, которая немного позже сперла прямо с нашего стола рыбину:
«Ретроспектива-2011». Ну как тут не вспомнить восхитительного кучугурского героя, который, прибежав на крики женщин, в мгновение ока расправился со змеёй, неосторожно заползшей на нарядную клумбу:
И теперь о самом интересном — о рыбалке! Я уже написал в начале отчета, что только в последний момент закинул пару удочек в багажник. И не пожалел об этом. Оказывается, за последние два года уровень озера поднялся больше, чем на метр. Это прекрасно было заметно по затопленному пирсу, с которого начиналась наша рыбалка.
Первое утро принесло мне приятные ощущения рыбацкого счастья в виде пойманных сазанчиков, леща и воблы:
Конечно, о рекордных уловах речи не шло — сазан ловился около килограмма. Но и вряд ли я вытащил бы что-нибудь покрупнее — леска 0,3 с поводками 0,2 не давала особой надежды на крупный успех. Но все равно приятно было чувствовать тяжесть в руке и, вспоминая советы бывалых рыбаков, коих немеряно на нашем телевидении, вываживать резвого сазанчика.
Для интересующихся рыбалкой товарищей чуть подробнее об оснастке и наживке. Удочки — самые простые. Спиннинг еще времен советских и зарожденья НЭПа с безынерционной катушкой «Кобра», и вторая удочка, телескопическая, китайская, с еще более унылой катушкой. Далее — кормушка, крючок покрупнее. Ставил сначала два — перед и за кормушкой. В кормушку запихивал, что под руку попало. Начинал с ванильных сухарей, потом перешел на хлеб, когда сухари кончились. На крючок насаживал кукурузу консервированную «Бондюэль», потом купил вареный початок. Закидывал снасть метров на 30-40. Клевало, как мне показалось, вне времени суток — и в 6 утра, и в 11 часов, и вечером, и ночью.
Главных проблем было две: наглая вобла постоянно сдергивала кукурузу и сначала вытащишь пару-тройку этих товарищей, и только потом до наживки добирается сазан. Поэтому кукуруза должна быть пожестче. Вторая проблема — камни у пирса и остатки «ресторанов». Камни, понятно, от них никуда не денешься. Регулярно приходится отдавать им дань в виде оторванных крючков и сорвавшейся рыбы. А вот «рестораны» — наследие от разных обормотов. Вещь эта несложная — в сетку кладется хлеб, привязывается груз и поплавок или бутылка вместо него. Рыба подплывает к такому заведению на запах, ну и только успевай ее выдергивать, подсовывая под нос крючок с наживкой. Но потом немногие удосуживаются вытянуть этот «ресторан» на берег, просто оставляя его в воде. И благодаря таким разгильдяям я уже в первый день нырял два раза, чтобы отцепить крючок и теряясь в предположениях — а какая же рыба сошла с крючка? Поэтому в дальнейшем снял второй крючок, чтобы меньше нырять у пирса.
Следующая рыбалка — ночная на хищную рыбу, проходила прямо на пляже:
Все тоже достаточно просто — на леску потолще привязывается груз потяжелее или можно оставить кормушку. Несколько крупных крючков на поводках, наживка — мясо воблы:
С леской можно заплыть или даже зайти — дно песчаное и пологое, метрах в ста от берега еще стоишь на ногах. Удочки использовал те же самые, за отсутствием иных.
Рядом со мною рыбачили более продвинутые рыбаки, у которых спиннинги были по последнему слову техники — на каждой свой фонарик, свой звуковой сигнал. Наверное, именно это заинтересовало небольшого сомика, пойманного соседями. Мне же хватило для улова и моих удочек. За приятными размышлениями и наблюдениями за вечереющим Балхашом пришла ночь, в преддверии которой я с удивлением обнаружил на одной из удочек жереха около килограмма, на другой — берша. Можно было бы продолжать ночную охоту на хищника, но как-то больше хотелось утренней, более активной рыбалки.
Так, в рыбацких страстях и отдыхе на пляже, прошли наши пять дней. Но самый интересный момент в отношении рыбалки ждал меня в предпоследний день, когда я решил прогулять к обрывистому каменистому берегу:
«Ретроспектива-2011». Пляж в Ольгинке:
Там, на балхашском каменном берегу, я встретил старичка-рыбачка, в сетке у которого плескался приличный улов, среди которого были и сазаны, и судаки, и жерех, и, как ни странно, вобла:
Поясню, почему. Оказывается единственной наживкой, которую использовал дедок, оказалось мясо воблы! Я, конечно, могу понять, что на мясо воблы идет судак, жерех и трехкилограммовый сом, которого дедок поймал за день до этого в 11 часов дня. И даже оголодавший сазан! Но чтобы на мясо воблы шла вобла?! Но именно так и было. И рад бы придумать какую-нибудь фантастическую рыбацкую байку, но ничего после увиденного и придумывать не надо.
На следующий день я это проверил сам. Разыгравшаяся непогода, причиной которой стал сильный южный ветер, не позволили перед отъездом насладиться рыбалкой. Но именно мясо воблы позволило мне и в этот раз не остаться без пойманных сазанов. Вот теперь и думай: а стоило тратить время на кукурузу?!
Конечно, говорить о том, что отдых на нашем казахстанском море шикарен и сравним с отдыхом на Черном море, нельзя. Но вот с Азовским отдыхом на кучугурских пляжах вполне соотносимо. И берег песчаный и пологий, и вода теплая и мутная, и волны также подбрасывают вверх и бьют в берег при южном ветре. И — рыбалка, буквально не отходя от пляжа! К сожалению, и такая же бедная растительность. Деревья можно пересчитать по пальцам и в полдень одно спасение — в воду или под кондиционер.
Плюсы при выбранном маршруте заключаются в сравнительной дешевизне отдыха и возможности для жителей уральско-сибирских районов быстро окунуться в теплые воды южного озера, поваляться на песочке и не особенно волноваться за детишек, которые могут часами бултыхаться на мелком и пологом берегу.
За те пять дней, которые мы провели на берегу Балхаша, мы действительно отдохнули, расслабились и набрались сил для продолжения ремонта квартиры. Даже немного грустно стало, когда прощались c Балхашом:
«Ретроспектива-2011». Таким же печальным и одиноким было и Черное море во время прощания с ним:
«Ретроспектива-2011». И Азовское тоже:
Спасибо за внимание!