Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Познавательное путешествие в Хакасию

Познавательное путешествие в Хакасию

17.10.2008 | 30159 просмотров

06.07.2008. День первый. Уточняя детали.

 

Путешествие 2008 года планировалось в развитие путешествия по Хакасии и Туве (https://www.drom.ru/info/adventures/travel/6367/, GPS трек http://www.kinetics.nsc.ru/llpc/maltsev/Tuva01.plt), совершенного нашей командой в 2005 году. Три года назад мы проскочили Хакасию, посетив практически бегом лишь оз. Шира и Черное Озеро. В этом году решили уточнить детали географии, флоры и фауны Хакасии, а также получить от этого удовольствие, а не просто «ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству».

Команда, сплоченная в автопробегах к оз. Байкал (https://www.drom.ru/info/adventures/travel/8123/, GPS трек http://www.kinetics.nsc.ru/llpc/maltsev/Baikal2006.zip) и по Алтаю (https://www.drom.ru/info/adventures/travel/9664/ GPS трек http://www.kinetics.nsc.ru/llpc/maltsev/Altay2007.zip), собралась в привычной отправной точке наукограда Кольцово. Все путешественники были полны сил и энергии для однодневного броска к конечной точке маршрута. А преодолеть нам предстояло 750 км по маршруту Кольцово ― Журавлево ― Кемерово ― Шарыпово ― Ужур ― оз. Шира. Путь, показанный на рисунке, это результирующий GPS трек нашего путешествия, который хорошо совпал с плановым маршрутом, за исключением некоторых деталей. Данный трек можно скачать по адресу (http://www.kinetics.nsc.ru/llpc/maltsev/Khakasia2008.zip). Особенностью путешествия 2008 года являлась плановая замена части команды в середине поездки. Итак, пятеро стартующих сделали фотоснимки свежего состава, спели гимн путешествия этого года (http://www.kinetics.nsc.ru/llpc/maltsev/govorish.mp3) и в 7:15 тронулись в путь.

54.7368; 83.1599
  

Здесь и далее на фотографиях будут указываться (если это важно) координаты точки местности, с которой производилась съемка.

Начало путешествия из Кольцово на восток всегда сопровождается отрицательными эмоциями при прохождении первых 25 километров до трассы Кольцово ― Ленинск ― Кузнецкий. Как же можно содержать (я бы даже сказал – игнорировать) в таком состоянии этот участок официальной дороги, которой пользуются большое количество аккуратных и лояльных налогоплательщиков области? Каждый раз собираемся писать письма по этому поводу, и каждый раз это желание как-то затухает. Ну, да ладно. Выскочили на трассу и практически без остановок доехали до малого озерка перед въездом в Промышленную.

54.8739; 85.5777
  

Все там было хорошо, только немного пахло натуральным природным удобрением (читай – навозом).

Перекусили, передохнули и дальше. Через Кемерово прошли коротким маршрутом, хотя трек и указатели уводили по объездной, причем, им так хотелось верить, что чуть не поехали под «кирпич». Без приключений добрались до второй остановки: берег реки Чебула у населенного пункта Верх-Чебула, где мы ушли с трассы М53.

Встали под мостом, откуда открывался красивый вид на часовню Преподобномученика Филарета Срезневского.

56.0167; 87.6312
  

С купания в воде реки Чебула фактически и начался наш летний отпуск 2008 года. Поглотив обеденные порции, запасенные из дома, мы бросились покорять перегон Верх-Чебула ― Ужур (протяженность 230 км), который отличается от перегона Верх-Чебула ― Ачинск ― Ужур отсутствием асфальтового покрытия на протяжении 60 км, но он на 140 км короче. Эти 60 км очень хорошо укатаны (скорость движения около 70 км/час), и данный маршрут предпочтительнее после дождя или зимой, иначе пыль надоедает, особенно при движении в колонне. Хотя проведенные испытания другого возвратного пути одной из наших машин по маршруту Шира ― Ужур ― Ачинск ― Кемерово ― Н-ск показал, что увеличение пройденного расстояния неплохо компенсируется качеством дороги, отсутствием пыли и приятностью вождения.

Перед населенным пунктом Курск-Смоленка главная дорога уходит в объезд. Не советую. Она без асфальта. Можно проехать прямо через центр, конечно, соблюдая скоростной режим. Это будет все равно быстрее, чем по объездной дороге.

В г. Тисуль лучше всего заправить полный бак, так как обычно цены на бензин в Кемеровской области ниже в сравнении с Красноярским краем, и особенно с Хакасией. При прокладке маршрута пользовались Google Earth, и со спутника слабо проглядывается объездная дорога вокруг г. Ужур. Решили проверить точность спутников и зоркость GPS-специалиста. Свернули с асфальта на проселочную дорогу, которая действительно провела нас мимо Ужура на трассу в г. Ширу. Проезд через Ужур занимает 16 км, а местами лесная объездная дорога тянется 8 км. Правда, качество объездной дороги, скорость проезда и зловеще появляющиеся кое-где признаки оборонной мощи родины не всех вдохновили на возвращение этим же путем. GPS треки обоих маршрутов занесены в общий файл, так что каждый решает самостоятельно, какой путь ему предпочтительнее.
После Ужура мы без приключений доехали до г. Шира, сделав одну короткую остановку для отдыха. Согласно намеченному плану мы должны были встать на первую ночевку на базе Новосибирского Госуниверситета вблизи озера Шира. Эта база расположена в пределах населенного пункта Колодезный. Именно там поджидал нас «хозяин» базы, который проводил путешественников до палаточного места. Это случилось в 19:20 по времени Новосибирска, которое отличается от местного времени на 1 час.

Палатки были быстро установлены, провизия распакована, котелки заправлены, емкости откупорены.

54.4890; 90.1233
  

Начался настоящий отдых, а дождь, стартовавший сразу после установки палаток, способствовал веселью, питию и поеданию запасенной снеди.

07.07.2008. День второй: разведка, оценка ситуации, решение.

Дальнейшие действия развивались строго по плану: необходимо было провести разведку окрестных озер, чтобы расположить промежуточный лагерь экспедиции 2008 года. Двое участников, вооружившись GPS и фотоаппаратом, отправились на разведку. Озеро Шира сразу отпало ввиду своей густозаселенности туристами и малосолености воды. Основываясь на данных Интернета и показаниях очевидцев, мы планировали посетить дополнительно озера Шунет и Тус.

Озеро Шунет оказалось вполне симпатичным водоемом с необходимым перечнем благ и разумными ценами.

 

         

Здесь можно выбирать варианты: организованный отдых (с услугами) или полностью «дикий». Зафиксировав обстановку и информацию, разведчики отправились на озеро Тус.

Озеро Тус произвело лучшее впечатление в сравнении с Шунет, как по предварительной информации, так и по визуальному наблюдению. В результате его и выбрали. На новое место перебрались довольно быстро.

54.4220; 90.2393
    
54.7251; 89.9357
            

Поскольку был понедельник, причем дождливый, народу в кемпинге на Тусе было немного. Выбрали удобное место и для палаток, и для «походной кухни» ― новое приобретение, представляющее собой закрытый от насекомых и дождя тент, довольно вместительный ― для компании из 6-8 человек. Несмотря на прохладную погоду, все искупались в озере. Озеро Тус, как везде сообщается, по составу солей соответствует Мертвому морю. Вода действительно очень соленая, держит так же, как Малое Яровое или Завьялово в Алтайском крае – можно лежать вверх ногами и читать что-нибудь приятное или полезное. Дно каменистое, не очень комфортное для нежных городских ног, много грязи, которой все обмазываются. Цены в нашем кемпинге – 100 рублей с человека в сутки, можно жить с собаками, что для нас очень важно. Пресную воду привозят в бочке, туалеты моют, есть и домики для тех, кто не любит палатки. Дрова – 50 рублей охапка, сколько унесешь. В общем, все вполне удобно и демократично. Красное вино перед ужином и горячий суп дополнили общую вполне приятную картину.

08.07.2008. День третий: солевая баня.

В этот день мы вели растительную жизнь: солнечные ванны вперемешку с солеными, изучение территории, освоение новой для некоторых электронной техники ― Bluetooth и, не поверите – выход в Интернет!!! Оказывается, предусмотрительные местные IT-шники обеспечили на озере весьма неплохую сотовую связь. Так что мы были в курсе мировых новостей и, к сожалению некоторых участников путешествия, поддерживали порой бурную связь со своими коллегами по работе.

Практически весь день шел дождь, и настроение было не очень. Чтобы как-то его поднять, под вечер заказали баню. Стоит это удовольствие 200 руб./час. В парилке помещается не более 4 человек одновременно. Баня отапливается дровами и расположена на верхнем краю лагеря, в 200 метрах от озера. Путь к озеру пролегал через наш лагерь и … закрутилась карусель: парилка – лагерь с пивом – соленое озеро – лагерь с пивом – парилка. Почему-то лагерь с пивом на карусели встречался в два раза чаще. Отдохнули за 2 часа душевно, с визгом, криками и традиционным русским обычаем завершать банный день питием и пением. Вода в озере уже не казалась холодной, особенно к концу мероприятия. Дождь продолжал все это время идти, но нас это не раздражало. День закончился полной радугой. Это была чудеснейшая двойная, с дополнительными отражениями в облаках радуга, и прилагаемая фотография отражает только часть того удивительного природного явления, которое мы наблюдали минут пять. Все это подарило надежду на окончание дождей на следующие сутки.

54.7389; 89.9485
 

09.07.2008. День четвертый: в ожидании лётной погоды, пропала собака.

Надежды на солнечную погоду не оправдались. Дождь продолжался, и вход в соленую воду сопровождался длительными подготовительными упражнениями. Время между походами в озеро было занято посиделками в «походной кухне» с поглощением винных запасов.

К сожалению, в этот день выяснилось, что люди терпеливее друзей наших меньших. Вечером во время грозы при очередном ударе грома убежал из лагеря наш друг Берри.

  

После этого пошел сильный дождь и смыл все следы, так что вернуться в лагерь до ночи он не смог. Объезд ближайших мест на машине результатов не дал. Собака пропала! Ночь была грозовая и грустная.

10.07.2008. День пятый: собака нашлась (!!!), прибытие сменщиков.

Утром продолжились поиски собаки. Первый объезд окрестностей озера не дал результатов. К поиску подключились соседи по стоянке. Они тщательно осмотрели в монокуляр противоположный берег озера и соседние стоянки. Собаки не было. В 10 часов утра капитан (он же хозяин собаки), вооружившись одолженным соседями монокуляром, отправился на поиски собаки. Взобравшись на машине на самую высокую точку в районе озера Тус, капитан тщательно осматривал в монокуляр все дороги и кусты. И (вот это радость!!!) в оконечности озера в кустах у дороги он увидел лежащего Берри!!! До него было метров 700 по прямой и 3 км по дороге, которая спускалась к озеру по серпантину в виде большого кольца. Рядом с собакой находилась компания, которая собиралась выехать домой. Криками с вершины горы удалось привлечь их внимание и обратить взоры на собаку. Спуск с горы (достаточно крутой) Tribute, ведомый радостным хозяином обоих, преодолел без заметных трудностей. Берри, заботливо обласканный той самой компанией, был не в силах забраться в багажник, лапы сбиты в кровь, шерсть вся в колючках. Загрузив «лохматого» в багажник, капитан с песнями помчался в лагерь, где их встретили радостным ликованием вся команда и соседи.

После обеда Сергей выехал в базу НГУ для инспекции. Инспекция проводилась на Hyundai Tucson с посещением окрестных озер и открытых выходов породы. В этих местах проходят летнюю практику студенты геолого-геофизического факультета. Вот так выглядит Hyundai Tucson на фоне просторов Хакасии.

  

При этом оказалось, что его проходимости вполне хватает для проезда на вершины многих местных возвышенностей, что было подтверждено и другими машинами и водителями, так что это НЕ реклама фирмы Hyundai, а констатация огромных рекреационных возможностей Хакасии и российских путешественников.

Наконец, в 7 часов вечера в лагерь въехали долгожданные три машины с новыми членами экспедиции и пивом из Н-ска (в местном райцентре с хорошим пивом почему-то была напряженка).

11.07.2008. День шестой: погода налаживается.

Утро обнадежило отсутствием облачности, и все кинулись загорать и плавать в соленом озере. Вода действительно соленая и хорошо держит на поверхности тело человека.

54.7389; 89.9485
  

После обеда небо снова затянуло, и новые участники экспедиции поехали осматривать окрестности озера Тус. На 4WD-машине можно легко передвигаться по просторам степной Хакасии и забираться на вершины близлежащих холмиков. Оттуда открываются панорамные виды на окружающую действительность, порой очень похожие на заставку Windows XP. 

 

12.07.2008. День седьмой: экскурсией по Хакасии.

Утром одна машина отправилась в обратный путь в Новосибирск, а остальной состав, сложив палатки и сопутствующее оборудование, отправился с познавательной экскурсией по известным местам Хакасии. Перед выездом из лагеря была сделана фотография экспедиции в максимальном составе (отсутствует два участника), собравшимся в одном месте в одно время.

 

Первое место, куда привело экспедицию командирское оборудование с GPS приемниками, был Туимский провал. Надо сказать, что космические карты Google Earth не отличаются высоким разрешением для Хакасии, за исключением района Абакана, и поэтому полезно использовать альтернативное навигационное обеспечение. В нашем случае это был Navitel 3.2 (спасибо Azimut) с картами дорог России, которые показали неплохое соответствие с реальной действительностью. Суммарно для навигации было задействовано следующее оборудование: 1) ноутбук с GPS TrackMaker в комбинации с кешевыми картами Google Earth; 2) навигатор Garmin GPSmap 76 Cx с плановыми треками маршрута; 3) смартфон Glofiish X500+ с встроенным GPS-приемником и программой Navitel 3.2. Первое использовалось для осмотра местности, второе – для обеспечения ноутбука GPS данными, контроля параметров движения по маршруту и записи трека, третье – для звукового сопровождения навигации. На стоянках для прокладки маршрутов использовался Ozi Explorer с картами Google Earth.

Для того, чтобы добраться до Туимского провала, нам пришлось пересечь районный центр Шира и двигаться 15 км строго на юг до населенного пункта Тупик. Не стоит переживать, если не знаете точного маршрута до Туимского провала. Начиная с Тупика, вдоль дороги стоят молодые предприимчивые люди с плакатами в руках: «Покажу провал!». Можно воспользоваться этой услугой, но у нас был GPS трек, и мы оставили местное население без дополнительных доходов, не облагающихся налогом. Сразу после Туима надо свернуть на лесную ухабистую дорогу, которая приведет экскурсантов к входу в зону осмотра этого замечательного места. Вход в зону по билетам. Все вспоминают бессмертное «Чтобы не проваливался». Тут же можно приобрести изделия местного промысла и сопутствующие туристическим местам товары. Провал представляет собой действительно провал в земле.

54.3238; 89.9039
  

Не будем останавливаться на истории возникновения и метрических параметрах провала. Все это можно легко найти в Интернете или в брошюрах, распространяемых туристическими компаниями. Смотрится грандиозно, отметиться в этом незаурядном месте стоит.

Следующей достопримечательностью Хакасии, которую предполагали посетить путешественники, была гряда холмов под общим названием «Сундуки». Подъезд к «Сундукам» проходит вдоль канала по очень ухабистой дороге, так что желающим посетить это место необходимо запастись высоким клиренсом. Все наши транспортные средства с разным успехом преодолели эти 8 км и выехали на импровизированную стоянку, где дальнейший путь к 1-ому Сундуку преграждали столбики, сложенные заботливыми туристами из камней. При подъезде к стоянке штатному фотографу команды удалось сделать общее фото на фоне 1-ого Сундука.

54.6714; 89.7023
 

Поднявшись 800 метров вверх по тропинке, туристы предстали перед красной каменной глыбой, как всегда украшенной в самых недоступных местах надписями «Киса и Ося были тут».

54.6784; 89.7079
  

При подходе к Сундуку мы своим движением подняли из травы полчище летучих муравьев. Хорошо, что они были безобидные и легко смахивались с тела и одежды потряхиванием. Запечатлев панорамные виды, открывающиеся с вершины холма, экскурсия спустилась к машинам.

После посещения «Сундуков» экспедиция двинулась в район Ефремкино, где река Белый Июс выходит на степные просторы Хакасии, для поиска места нового лагеря экспедиции в верхнем течении реки. Эта дорога покрыта асфальтом только местами, и колонна растягивалась, чтобы избежать неприятностей пылевого облака. Проехав по мосту через Белый Июс в Ефремкино, команда провела разведку пяти выходов к реке. Второй выход оказался наиболее подходящим для развертывания лагеря. Само развертывание наткнулось на неожиданное препятствие. Удобное место было занято лесными жителями ― осами. Двое членов экспедиции испытали на себе их гостеприимство. Ответными действиями требуемая площадь была очищена от их присутствия и команда стремительно развернула лагерь в уютном месте на берегу Белого Июса.

54.4045; 89.4490
  

Последовал традиционный шашлык из мяса, закупленного предварительно на рынке в Шире, с праздничным тостом за открытие лагеря. Завершился день сжиганием шведского полена и зажигательными танцами вокруг костра.

54.4045; 89.4490
      
       

13.07.2008. День восьмой: дневка на Белом Июсе.

По традиции первый день на новом месте обзывается дневкой, и всем предоставляется свободное время для освоения окрестностей, обустройством лагеря и планированием дальнейшего времяпровождения. Лагерь находился в лесной полосе, протянувшейся вдоль реки, на расстоянии 1 км выше по течению от населенного пункта Малая Сыя. На фото его местоположение обозначено стрелкой.

54.4091; 89.4497
  

На переднем плане располагается гора «Пилотка», которая формой хорошо отвечает своему названию. Долина реки Белый Июс очень напоминает долину реки Чарыш на Алтае. Может быть, вода чуть похолоднее. Но, тем не менее, практически все испытали на себе омовение прозрачной водой сибирской реки. В очередной раз никто не взял с собой градусника для измерения температуры воды, и поэтому можем сообщить, что вода в реке была 17-18 градусов. Так как в программе экспедиции был заложен сплав на байдарках по реке Белый Июс, изначально предполагалось расположить лагерь в точке, которая одновременно являлась бы стартовой точкой сплава. Однако, поднявшись вверх по реке на максимально возможную высоту, нам не удалось подобрать подходящее место для лагеря. Поэтому лагерь фактически встал в середине сплава, так как сплавляться по Белому Июсу принято до моста в Ефремкино. Исходя из ситуации, решили забрасывать байдарки со сплавщиками вверх по течению, проходить маршрут сплава с остановкой в лагере и забирать байдарки от моста.

14.07.2008. День девятый: байдарочный проход Белого Июса.

Этот день был выбран для прохождения маршрута сплава. В наличии были двух и трехместная байдарки. Не распаковываясь, на одной машине 6 человек отправились к стартовой точке маршрута. Было выбрано место сбора байдарок, и через 20 минут первая команда сплавщиков отправилась на прохождение маршрута.

      
54.3548; 89.4852
           

Сплав по реке Белый Июс оказался несколько проще, чем прошлогодний сплав по Чарышу. Тем не менее, было достаточное количество бурных сливов на перекатах и небольших бочек. Все это было пройдено с большим энтузиазмом.

      
        

Следует отметить, что в одном месте наиболее полноводную протоку полностью перегородила упавшая береза. Причем это место, как всегда, появилось неожиданно «из-за угла». Благодаря опыту капитана байдарки своевременно выбросились на берег, и береза была благополучно обнесена. После этого сплавщики без приключений добрались до лагеря, затратив на прохождение 9,5 км один час.

Оставалась проблема заброса байдарок от моста до лагеря. В собранном виде байдарки на наших машинах везти было нельзя. Оставалось надеяться на транспорт двух баз, которые располагались на Белом Июсе и использовали машины для заброса катамаранов к стартовой точке сплава. Решили вторую часть маршрута не проходить, а договориться предварительно с транспортом для возвращения байдарок в лагерь на следующий день. Для этого на машине выехали в Малую Сыю, посетили базу, где и договорились с хозяином японского грузовичка, чтобы он в 13:00 на следующий день доставил наши байдарки от моста в лагерь за разумную плату. Погода была замечательная, запасы провизии всех типов в наличии, отдых продолжался.

54.4045; 89.4490
 

15.07.2008. День десятый: завершение сплава.

Этот день начался с прохождения второй части байдарочного маршрута. Выйдя за час до предполагаемой встречи у моста, сплавщики без труда сплавились по реке, не встретив каких-либо затруднений на перекатах и сливах. Вторая часть маршрута длиной 8 км была пройдена за 50 минут. У моста сплавщиков встретил песчаный пляж, где все с удовольствием искупались в ожидании обещанного транспорта для перевозки байдарок. Однако ни в 13:00, ни в 14:00 никто не появился. Вообще-то такое поведение типично для сельской местности. Владельцы редких транспортных средств не обременяют себя выполнением обязательств, если что-то подворачивается более выгодное. Так и в этот раз. Владелец японского грузовичка отъехал в неизвестном направлении на неопределенное время.

У нас оставалась только одна возможность довезти байдарки до лагеря: напроситься в прицеп к УАЗ, который возит катамаран от моста до Малой Сыи на туристскую базу после сплава. Надо сказать, что мимо лагеря регулярно проплывали катамараны с туристами.

  

Другой стороной менталитета жителей сельской местности является отзывчивость на просьбы, даже если оказание услуги связано со значительными неудобствами. Так и на этот раз. Погрузив байдарки сверху катамарана, посадив малолетних туристов на колени в тесном салоне УАЗ, сплавщики добрались до лагеря и до настоящего времени с благодарностью вспоминают этого водителя УАЗ. Как они вспоминают водителя японского грузовичка, можно передать только в устной форме. Благополучно завершив сплавные дела текущего дня, команда то разбредалась между пляжем и лагерем, то собиралась в одном и том же месте. Импровизированно на берегу Белого Июса была реализована попытка разыграть мыльную оперу на тему многочисленных южноамериканских сериалов.

  

Вечернее время скоротали за чтением книг и распитием очередной порции сухого красного вина.

16.07.2008. День одиннадцатый: по пещерам и за форелью.

Больше со сплавом решили не рисковать, оставив заключительный байдарочный поход на последний день, когда у моста можно будет собрать байдарки и довезти до лагеря на имеющемся в распоряжении транспорте. А этот день был отдан на откуп спелеологам и рыболовам. Но, все по порядку.

Предварительно проведенный поиск предоставил нам информацию о двух ближайших пещерах: Археологическая и Ящик Пандоры. Команда разбилась на две группы, и пока вторая находилась в лагере, первая отправилась на экскурсию по пещерам. До пещеры Археологической было всего 3,5 км от лагеря. Вход в пещеру расположен на уровне дороги, и ее покорение не вызвало больших затруднений, по крайней мере, на ту глубину, которая не требует спец. снаряжения.

        
54.4072; 89.4135
       

Надо сказать, что эту пещеру достаточно регулярно посещают туристы с различным уровнем спелеологической подготовки и, соответственно, снаряжения. На входе в пещеру помещена информация о том, что за год ее посещает до трех тысяч туристов. Особое внимание обращается на охрану численности рукокрылых, которые реально встречают вас при спуске у самого входа в пещеру, с шумом пролетая в пространстве.

Пещера Ящик Пандоры находится в 5 км от лагеря, и до ее входа необходимо преодолеть 400 метров с подъемом по высоте 180 метров. Это достаточно энергозатратное предприятие, которое усложняется еще и осыпающейся каменистой почвой подъема. Желательно брать с собой пластиковую бутылку воды, а на руки одеть перчатки. В том месте, где от дороги начинается тропа к пещере, организована смотровая площадка, с которой открывается симпатичный вид на долину реки Белый Июс.

54.4306; 89.4592
 

Преодолев относительно сложный подъем, туристы утыкаются в две мемориальные таблички с именами погибших в данной пещере спелеологов. В сравнении с Археологической эта пещера смотрится грандиознее что ли.

       
54.4329; 89.4573
          

Вход более монументален, пространства объемнее. Хотя сложная часть маршрута внутри пещеры начинается узким лазом, в который никто из нас не рискнул полезть.

После посещения пещер энтузиасты обнаружили в Малой Сые краеведческий музей в полуразвалившемся срубе.

        
                

Музеем, в привычном понимании слова, эту маленькую избушку назвать никак нельзя, но экспонаты здесь есть очень интересные. Например, лопатка шерстистого носорога и кусок челюсти пещерной гиены, которые вымерли десятки тысяч лет назад. Музей держится на энтузиазме двух женщин – географа из Томска и биолога, которая занимается изучением летучих мышей в Археологической пещере. Женщина-географ – уроженка здешних мест и приезжает в Малую Сыю каждый год на все лето. Она же была нашим экскурсоводом.

Первый указатель «Форельное хозяйство» мы заметили еще на въезде в Малую Сыю. Выяснив у местных, что такое хозяйство действительно существует в 22 км от нашей стоянки, решили отправиться за рыбой. Поехали впятером на одной машине. Перед указателем на рудник «Коммунар» свернули влево и дальше по лесной дороге четко следовали указателям, которые вдоль нее заботливо расставлены. Хозяйство оказалось большое, из трех чистых озер, но форель запущена пока только в одно. Вокруг охрана, выдают за умеренную плату (50 руб.) удочки и хлеб, на который клюет каждую минуту по рыбине. Средний размер форелек – 800-900 грамм.

54.2737; 89.2921
         
                 

Их там видимо-невидимо, мальки у берега вокруг каждой крошки хлеба образуют кучу малу, напоминающую медузу Горгону. Не кормят их там специально, что ли? Наши рыбаки получили истинное удовольствие. За 15 минут поймали 10 рыб и остановились только благодаря большому волевому усилию и расчету стоимости рыбалки – 1 кг пойманной форели стоит 300 рублей. Дома приготовили королевский ужин из ухи и жареной на решетках форели, да еще и посолили на завтрак к пивку.

 

17.07.2008. День двенадцатый: обозревая окрестности и еще один сплав.

Утром энтузиасты решили повторить маршрут прошлого года: перебравшись на противоположную сторону реки на байдарке, совершили восхождение по склону горы с целью получения удовольствия от прибытия на вершину. Второй задачей являлось фотографирование окрестностей с высоты птичьего полета. Вот так выглядит наш лагерь глазами обычной птицы, пролетающей над ним.

  

Благодаря наличию раций была организована синхронная съемка с берега и с горы. Береговую часть команды, вышедшую на пляж, видно на снимке. На видео горную часть команды еще и слышно.

День продолжился сплавом той части команды, которой во время первого прохождения маршрута не хватило посадочных мест. В трехместную байдарку усадили и штатного фотографа экспедиции с его дорогостоящей аппаратурой. Воспользоваться видео и фотоаппаратурой во время сплава нам не удалось на полную катушку. Видеокамера отказалась работать при повышенной влажности. А у фотоаппаратуры закончился ресурс аккумуляторов, как всегда неожиданно. Но ряд фоток мы все-таки успели сделать с поверхности реки.

 

Без приключений добравшись до моста в Ефремкино, сплавщики в ожидании сухости разобранной байдарки посетили местную достопримечательность «Тропу предков». Тропа вьется вдоль гористого берега Белого Июса, и в некоторых местах, кроме как на «четырех костях», ее не преодолеть. Есть на ней и удобная «обжитая» большая пещера, из которой открывается живописный вид на реку, есть гроты, осыпи и скалистые утесы такой красивой формы, как будто вырезаны рукой скульптора. В общем, предки наши были не дураки и для своих прогулок выбирали достойные местечки.

В конце концов, байдарка просохла, была упакована и доставлена в лагерь вместе с путешественниками. День закончился длительным сидением вокруг последнего костра этого путешествия.

18.07.2008. День тринадцатый: домой.

Утро следующего дня встретило нас туманом и обильной росой. В ожидании сухости палаточных тентов, все собрались на берегу Белого Июса для заключительного фото путешествия 2008 года.

       
       

Все походные вещи были упакованы и размещены внутри верных железных коней. Команда отправилась в обратный путь длиной 800 км. Никаких сложностей по дороге не встретили. Поехали через Ужур и слегка там заплутали. На перегоне Шарыпово – Тисуль сильно надоедала пыль, поднимавшаяся облаком после длительного сухого периода. В Кемерово от каравана отделилась одна машина, которой в Новосибирск было выгоднее добираться по дороге через Болотное. Остальные, проскочив Промышленную и Журавлево, добрались к исходной точке путешествия, где с удовольствием и сфотографировались.

 

Главное достоинство Хакасии, например, в отличие от Алтая, в том, что все расположено относительно близко друг от друга. Соленые озера, пещеры, несложный сплав по реке: все это в пределах 100 км. На Алтае схожие места отдыха расположены в радиусе 500 км.

Хакасия – все удовольствия в одном флаконе.

До встречи, друзья! До встречи, новые дороги!

Dr. Maltsev & Co

Valeri Maltsev
Дром

Комментарии

пять. А че я первый?
5
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1648
2-ой. фотаньки хороши, только маловато
еще здесь
Мой отзыв: Toyota ToyoAce 1996
1
 
Ответить
 
Колхоз Бабочка
Сообщений: 6732
Молодцы! Приезжайте к нам еще. Вы еще многого не видели!
Храните деньги в банке,
а банку в подвале, за ларем с картошкой.
Toyota Wish 2006 4WD чёрненький
1
 
Ответить
Новокузнецк
да походу ты первый;-)
посмотрел только фотки - за отдых и позитив только 5!!
1
 
Ответить
Добрый день!
Чувствуется "хозяйский" подход к планированию и подготовки путешествия...

Кстати а какой Тусан у Вас?...
1
 
Ответить
Добрый день!
Чувствуется "хозяйский" подход к планированию и подготовке путешествия...

Кстати а какой Тусан у Вас?...
1
 
Ответить
    
Сообщений: 33977
молодцы. завиду вам, вашей дружной компании,
3
1
Ответить
     
Красноярск
Сообщений: 68197
три сотни за кг форели которую сам поймал? да уж... действительно приезжайте лучше к НикЧер в Саяногорск, там форель по 160 :-))
Мой отзыв: Toyota Corolla 2002
1
 
Ответить
     
Красноярск
Сообщений: 3143
Супер! 5!
Civic был
Civic есть
1
 
Ответить
  
Сообщений: 274
в очень красивых были местах, зачОт!
1
 
Ответить
new4elovek
Москва
я так понимаю вы учеееные?
хорошо отдохнули- молодцы :)
1
 
Ответить
Что "Dr" можно было не представляться, сразу было ясно :).
2
1
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 50
Отличный отдых поздравля, за отзыв 4.
1
 
Ответить
     
Сообщений: 88699
Легкая белая зависть пробежала по телу )) 5
2
 
Ответить
 
Абакан
Сообщений: 161
Три дня убить на Соленое озеро? Многовато. Оно явно того не стоит. Были рядом и напрасно не посетили оз. Иткуль и Беле. Да и вообще, отдыхать на озерах в голой степи, когда рядом Объское море (водохранилище)и отличные места. Июс и сплав - зачет.
Nissan - X-Trail 2003
1
 
Ответить
    
Братск
Сообщений: 52
Еще не читал, но сразу смущает первая же общая фотография, особенно "дяденька" слева - явный фотошоп. Остальные фотографии пока не смотрел.
Camry SV43 4WD 1994 г.
Honda Odyssey 4WD 2000г.
2
1
Ответить
    
Братск
Сообщений: 52
Еще смущает номер на Хендае на первой фотографии и на последней: "однако, за время пути рег.номер успел измениться" ;)
Camry SV43 4WD 1994 г.
Honda Odyssey 4WD 2000г.
 
1
Ответить
Он, Хендай, стал еще и турбовый.
Меня заинтересовало шведское полено, прошу написать способ изготовления и поджога.
А путешествие хорошее, но Хокассия мне не особо нравится, Алтай калоритнее.
Саяногорцы, убедите что ехать нужно к вам, заранее спасибо.
 
1
Ответить
Сори, это разные авто.
1
 
Ответить
     
Сообщений: 2647
Здорово!! Все-таки,какая красивая у нас СТРАНА!
EJ204,5,6,8,254;EZ30 - РЕГ.ШАЙБЫ КЛАП.ЗАЗОРОВ
Прокл. сайлентбл. 20202AA001(х2),*011(х2)
См.ПРОФИЛЬ
Мой отзыв: Subaru Legacy Lancaster 2001
1
 
Ответить
Р.И.С.
МОГУТ ЛЮДИ ОТДЫХАТЬ!!! ЗАВИДУЮ 5+.
 
 
Ответить
Иркутск
Да классно там были в прошлом году жили всё лето все пещеры облазили
 
 
Ответить
  
Мурманск-Красноярск
Сообщений: 400
зачёт :)
FairLady Z !!! 2004
 
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1040
Фанаты..... Завидую. Не нужно критиковать людей т.к. хундай не один а мазда все же с правильным рулем.
С уважением, Юрий
PROGRES NC250, 1JZ-FSE, 2003 г.в. - был.
Тойота Аурис, 2014 г.в.
 
1
Ответить
Ни о чем, Пенсионеры на отдыхе.
 
10
Ответить
CL7
     
Иркутск
Сообщений: 2968
не читал, но фотки зачётные))
 
 
Ответить
ekort
зачетно...сам в этом году там был, все это проезжал...7 озер, на которых побыали, когда в нск была не очень радужная погода прошли просто на ура...думаю не последняя поездка в эти места..правда до алтайского сервиса и инфраструктуры отдыха -хакасии еще далековато.
 
 
Ответить
    
VLadivostok
Сообщений: 1158
фотки - отпад!
а что такое шведское полено? и как оно делается? или покупается?...
パジェロイオ H77W 4G94 MT SS-II '04
forums.drom.ru/blogs/62095-mad-n-art/
 
 
Ответить
я один из членов команды путешествовавшей в Хакасию.
хочу добавит об автомобилях.
участвововало 6 машин: субару форестер, мазда трибьют, хюндай туссан, хюндай терракан, ниссан авенир, ниссан стейдж. ни одна машина не подвела, хорошо показал себя терракан, когда поднимались вверх по реке Белый Июс, 6 человек, плюс 2 байдарки, по крупным булыжникам.
об авенире: пробег составил 1685 км, израсходовано 155 литров АИ - 93, максималная скрость составила 148 км в час (по GPS), расход горючего 9,2 литра.
 
 
Ответить
     
Сообщений: 3990
очень позитивно, спасибо за отзыв о Хакасии, жаль только что большинство людей свои путешествия по Хакасии ограничивают (условно) - Беле-Шира-Тус-Туимский провал, - многое теряете.
1
 
Ответить
     
Абакан
Сообщений: 3783
Здорово! я вот живу тут, а в половине из посещенных мест сам не был
Марк 2 93 г. GX-90;
BMW 330xi 03 г. e46;
BMW 3GT 14 г. f34.
 
 
Ответить
WWL
  
Барн Аул
Сообщений: 12946
Читал о всех ваших путешествиях,молодцы что находите время для этого.Как всегда сделаны хорошие фотографии.5+.
Проектирование,строительство http:a-stroypro.ru
 
 
Ответить
  
Абакан
Сообщений: 10507
Да, отлично!
Ватник-гомофоб
 
 
Ответить
галя-ля
Здорово. молодцы.Есть желание посетить Хакасию.
 
 
Ответить
Ань4еГ
А я тоже сплавлялась по Белому июсу, только на катамаранах. И на той самой берёзе мы попали в начало дерева поэтому всё обошлось, а следующий катамарн перевернуло...убытка много...
1
 
Ответить
Uebuka Nogami
Питёрка! То Банифиций - хундай не тусан, а таракан)
1
 
Ответить
Здравствуйте!Оченъ здорово . У меня необычный вопрос . Я РОДИЛАСЬ в 1943 году в дер УСТЬ - ЧЕБУЛДЫ НОВОСИБИРСКОЙ обл , куда мама была эвакуирована из блокадного ЛЕНИНГРАДА . Как я понимаю это ошибка в метриках. А Вам встречалась эта деревня /УСТЬ-ЧЕБУЛЫ/?
 
 
Ответить
 
автор
Новосибирск
Сообщений: 133
2ЛЮДОЧКА
Судя по карте, Усть-Чебула - это поселок, который стоит в месте впадения реки Чебула в Кию. Это в 20 километрах от Верх-Чебулы, которая упоминается в описании путешествия, и в 10 километрах от Мариинска.
Mitsubishi Pajero Sport 2.5 Super Select 2017
 
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 12077
такое странное ощущение что многие фотки отфотошоплены и вставлены люди...
вопрос автору, какой у вас фотоаппарат???

з.ы. за отчет пятерка!
сам в шоке
 
 
Ответить
  
Иркутск
Сообщений: 488
НикЧер:
Молодцы! Приезжайте к нам еще. Вы еще многого не видели!
Здравствуйте, прочитала ваш отзыв на статью о путешествии в Хакассию. Мы с компанией собираемся числа 22 поехать в те края, с заездом на пару дней на Дромфест. Если можете помочь в формировании маршрута (на своих авто, конечно)будем очень признательны. Жду ответа в личку.
 
1
Ответить
   
Сообщений: 738
очень познавательно!!!
1
 
Ответить
    
Сообщений: 38701
Интересный рассказ!
 
 
Ответить
Тоже по Июсу ходил на байдарке в одиночку (от п. Мендоль): https://www.youtube.com/watch?v=-mxEx4XFy64
 
 
Ответить
https://www.youtube.com/watch?v=-mxEx4XFy64
 
 
Ответить
Тоже по Июсу ходил летом на байдарке в одиночку от п. Мендоль https://www.youtube.com/watch?v=-mxEx4XFy64
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром