|
Эпиграф:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать ―
В Россию можно только верить!
Не буду утомлять читателей и без лишних предисловий скажу, что собрались мы как-то съездить на Черное море… А ниже Вы прочитаете наши заметки, которые писались в дороге.
К ответственному путешествию ― ответственная подготовка!!! Вот краткий список того, что нужно брать в дорогу.
― Карту-атлас дорог.
― Антирадар. Чует ГАЙцев за версту, о чем сигнализирует попискиваниями. При приближении к доблестным сотрудникам бьется в истерике (видимо, не любит их). ЕСЛИ ВКРАТЦЕ: окупает себя (1,5 т. р.) уже на середине пути, а потом на каждую тысячу километров экономит до тысячи рублей )). Вещь в дальнобое незаменимая.
― Ноутбук + GPS-приемник ИЛИ телефон с GPS-приемником, ИЛИ какой-нить GPS-навигатор.
Мы брали с собой ноут, GPS блютусный, программу OZI EXPLORER и карты, скаченные с сайта POEHALI.net. Для того, чтобы ориентироваться в городах, можно скачивать с сайта 2gis.ru подробные карты с GPS привязкой.
― Конвертер 220>12 для зарядки телефонов, ноута и прочего барахла.
― Детскую бутылочку-непроливайку для сока (очень удобно, из обычных бутылок и пакетов пить на ухабах опасно)).
― Влажные салфетки и туалетную бумагу, почти нигде в России в туалетах бумаги нет, даже газеток и то нет)).
― Специальное средство для смывания камикадз-насекомых с лобового стекла, с фар (лепешки, оставшиеся с насекомых жирными пятнами, буквально въедаются в стекла и краску; самый простой рецепт ― концентрат пены для аппаратов автомоечных karsher ― разводите и разбрызгиваете, где надо ― мгновенно разъедаются остатки насекомых).
― Продукты: на трассе продукты типа соки, сникерсы, кола, чипсы дороже раза в два, поэтому лучше затариваться заблаговременно.
― Энергетики ― чтобы не спать на трассе, очень помогают различные тоники типа Burn и иже с ними.
― Различная мелочёвка: фонарик, набор для ремонта проколов колес, компрессор для подкачки колес, пара лампочек, туалетная бумага))), реппелент от комаров, аптечка, бейсбольная бита, 2 подушки + одеяло.
― Совсем забыл! ЧТОБЫ НЕ УМЕРЕТЬ В ДОРОГЕ от скуки ― берите с собой книжки с анекдотами или стихами, или песнями... побольше дисков с музыкой или с фильмами.
― Ну и в хорошую резину желательно обуть машинку… Пробить колесо намного проще, если колесо с трещинами и стертым протектором.
― Гхм…, ну и последний пункт: обязательно в путешествие с собой надо взять хорошую машину. Я думал, что ничего не может быть лучше мощного мотора с 4 вд, и мы сделали выбор на Subaru Forester Turbo. Но хочу сразу сказать, уж лучше ехать на 3-х литровом бизнесс-седане, чем на кроссовере с турбиной. В таких пробегах главное комфорт, а 4 вд имхо нигде и не пригодилось. Ведь одолевают ту гиблую дорогу Ирк ― Крас «вицики» и иже с ними...
Дорога ТУДА
Встали в 5 утра. В 6 уже собрались выезжать. Упс... отправление задерживается по причинческим технинам, т. к. сел аккумулятор. Провозившись с полчаса, наш поезд все-таки тронулся... и началось НАШЕ МАЛЕНЬКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ))
ИРКУТСК ― КРАСНОЯРСК
Самый жестокий участок пути. Можно снимать постапокалиптическое кино. Натуральный FollOut ;-). 500 километров из 1 200 км ― не дорога, а направление, со скоростью передвижения от 5 до 50 км/ч. В целом, до Красноярска мы ехали 18 часов.
Типы дороги до Красноярска:
― месиво из жидкой вязкой глины, глубиной 10-20 см РЫЖЕГО ЦВЕТА (откроешь дверь ― и она хлынет внутрь)));
― месиво из жидкой вязкой глины, глубиной 10-20 см СВЕКОЛЬНОГО ЦВЕТА (теперь я понял: «пи… по-русски» ― он либо свекольного, либо рыжего цвета );
― гравийка обычная;
― гравийка необычная: начинается резко (как раз тогда, когда разогнался до 60-80 км), в ямах и ухабах, где машина, клюя носом, легко может передний бампер оставить;
― разбитый асфальт, с огромными дырами, иногда присыпанный гравийкой. Скорость передвижения еще меньше, чем на гравийке;
― вздыбленная асфальтовая дорога, точнее остатки асфальтовой дороги, которую вздыбило, вспучило и расколбасило;
― асфальт положен просто на глину... решили, видимо, не заморачиваться отсыпанием... с песком, гравием и т. д.
― просто дыры. В асфальте. Глубиной 5-20 см, от Канска до Краса ― хорошо навыки фигурного вождения оттачивать.
КРАСНОЯРСК ― АЧИНСК
В Красноярске мы встретились с нашими спутниками, ребятами из славного города Енисейска. Все-таки вместе ехать веселее)). Кстати, наверное, единственное стоящее зрелище для глаз до Урала ― это ГРОМАДА ГЛИНОЗЕМНОГО АЧИНСКОГО КОМБИНАТА. Дух захватывает от размеров. Только я не пойму, это огромное сооружение специально построено для обработки руды, или же вся эта громада ― это отработка, отвалы руды? Поиски в Википедии тщетны...
КЕМЕРОВО ― НОВОСИБИРСК ― ОМСК
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ средней полосы России ― средний. Очень средний… Зато ― теплый влажный, насыщенный запахами зелени, воздух. Такой вы никогда не унюхаете у нас в суровом Сибирском крае). Проливные дожди, такие, что вымокаешь за 2-3 секунды до нитки, таких не бывает у нас в Сибири...
Nota Bene: Если Вы не хотите плестись за фурами по узкой дороге, то из Омска надо ехать до Челябинска через Ишим и Шадринск ― это хорошая пустая трасса, с достаточно неплохим покрытием. Скорость средняя 110-120 км/ч, более короткая дорога окажется длиннее, т. к. фуры едут строго 90 км/ч и ниже, а обгоны затруднены, т. к. большой трафик по встречной + ГАИ злобствует.
ИШИМ ― ШАДРИНСК ― ЧЕЛЯБИНСК
В Шадринске делается известное на всю Россию концентрированное консервированное молоко. На трассе даже стоит фирменный магазинчик от этого завода. И кстати, мимо Назарова мы тоже проезжали, правда, не помню, где ― вот там делается самая вкусная сгущенка.
УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ
Уральский перевал... узкая дорога ― 2 полосы, по одной в каждую сторону. Затяжные спуски и подъемы, крутые повороты + ОГРОМНОЕ количество трафика. ВЕСЬ транспорт, «едущий» на восток с запада или наоборот, должен проехать через этот перевал… Фурам очень тяжело дается этот перевал, тормозя, они оставляют на асфальте жирные следы резины… А в воздухе пахнет жжеными покрышками и горелым сцеплением (подъемы им даются ох не просто…).
Ехать первый раз ― чистый адреналин. Особенно обгоны несущихся с грохотом фур. Дорога настолько узкая, что, кажется, можно дотянутся до обгоняемой фуры рукой... и не дай Бог вильнет она прицепом, объезжая ямку...
Умом Россию не понять и аршином не измерить... Россия необъятна… Проезжая через Урал, начинаешь понимать, что вот она ― ЦИВИЛИЗАЦИЯ ― наконец-то началась.
Немного цифр
На бОльшей части России ― от Урала до Владивостока ― живет людей в разы меньше, чем в европейской части нашей родины. Цифры пугающие: за Уралом живет не более 30 млн. чел., из общих 140 млн. жителей России. Плотность населения в европейской части — 26 человек на 1 кв. км, а за Уралом — на порядок меньше — 2,4 человека. За Уралом цивилизация ― это тонкая ниточка трассы от города к городу; чуть выше по карте, чуть севернее, на какую-то тысячу километров ― ВСЕ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, и начинается Крайний Север, занимающий 11 900 млн. кв. км (69,7 % от площади России!!), где проживает всего 11 млн. человек, а это менее 1 человека на квадратный километр. Зато утешает, что на этих просторах МЕСТА ХВАТИТ ВСЕМ: и китайцам, и корейцам, и американцам... и, может быть, даже нам, русским...
УСТЬ-КАТАВ ― СИМ ― МИАСС
Усть-Катав славен тем, что там делают трамвайные вагоны, а в Миассе производят известную Миасскую мебель.
УФА
Уфа, Башкирия. Родина Алсу. Симпатичные компактные нефтяные вышки, качающие черное золото. Наверное, для Алсу ― на сережки. Живописные поля и равнины. Немного хорошей 4-х полосной дороги. И... ГАИ через каждый километр и за каждый знаком. Рекомендуется ехать строго по правилам, обгон под запрещающий знак стоит 1-5 т. р. В Башкирии, куда не посмотри, куда ни глянь ― «нефте-качалки»... И кажется, бензоколонки, регулярно встречающиеся на трассе, подключены напрямую к недрам )). Кстати, бензин в Башкирии самый качественный из нами виданных.
РАЗВОД ГАЙцев ― часть 1
Немного отступлю от темы повествования. Я очень уважаю ГИБДД. И не только потому, что несколько моих хороших знакомых работают в ГАИ. Совсем не по этой причине, а по следующей. Едя по просторам нашей необъятной родины, проехав туда и обратно более 14 т. км, я увидел всего пару аварий, и то так, мелких... и это на скоростных трасах с очень оживленным движением. А вот в моем городе Иркутске на Байкальском тракте протяженностью всего-то 80 км ― аварии каждый день. Причем жестокие. Обочина этого тракта густо усеяна осколками стекла, пластика, искореженными остатками машин... Причина? ― в Сибири очень разнузданная манера езды...
После Новосибирска, увеличивается количество ГАИ, а на уральском перевале, в Башкирии и дальше они стоят практически за каждым знаком «обгон запрещен». Так вот тут, в европейской части России, водители выдрессированы: например, стоит знак на междугородней, казалось бы, скоростной трассе ― «40 км» ― ВСЕ БУДУТ ехать 40 км, даже если дорога свободная.
После одного такого знака «обгон запрещен» под Пензой и поймали две наши машины доблестные сотрудники ГАИ. Мы шли на обгон по абсолютно пустой дороге с прерывистой разметкой, а знак не заметил. Мой спутник пошел к Гайцам первым, откупился 1 т. р., меня пригласили вторым. Я ОЧЕНЬ УВАЖАЮ СОТРУДНИКОВ ГАИ, но спонсировать их в тот вечер не хотел, я положил в карман сотовый, включив на нем диктофон, приготовил фотик и пошел к ребяткам)). Дальше ― обычный ГАИшный развод: предложение «альтернативного» варианта ― забираем права или 5 косарей, если не хочу времянку. Я доторговался до тыщи и, получив назад права, покинул машину Гайцев. Потом все просто: РАЗВОД ГАЙЦЕВ. Выйдя из машины, я сфотал их удивленные физиономии и их машину. В ответ на их лепет, что снимать нельзя, им предложили либо отдать изъятые бабки, или ... или «мы прославим их любовь к денюжкам на всю Россию». Отдали)).
РАЗВОД ГАЙцев ― часть 2
Дело было уже к Белгороду ближе, сначала проехал нам навстречу гаец, мы внимание не обратили… проехал, ну проехал. Оказывается, он развернулся, пристроился нам в хвост и ехал за нами, подловил нас на пересечение сплошной метров за 5-7 до начала прерывистой. Потом все как обычно: мигалки, прижмитесь, документы, в машину. За рулем была супруга. Забрали права и доки на машину, предложили выкупить за 20 т. р. права или «выписываем времянку», потом сторговались до 5 т. р., а потом и до 1 тысячи… Конечно, можно было отдать эту тысячу и ехать дальше, но кормить гайцев ― западло)).
Пошел в машину к ним сам, в кармане фотик и сотик ― оба записывают. Отдал деньги, при этом голосом все проговаривая. Вышел, достал фотик и продолжил снимать видео: их машину и... вскоре бегущего ко мне с выпученными глазами пончика-гайца. Я юрк в машину, гаец со злобой кидает мне в окно тысячу, и мы таковы (мы ехали одни, без спутников, а ведь гайцы могли отнять камеру и просто накостылять… ГАИшник разводящий был толстым пожилым пончиком, хвастался тем, что денег не хватает… типа 3 любовницы... мол, приходится зарабатывать).
РАЗВОД ГАЙцев ― часть 3
И от дедки убегли, и от бабки... подумалось, что на обратном пути можно немного заработать денюжек, проезжая по Башкирии. Там как раз особо злобные сотрудники ГАИ. Обитают в стационарных курятниках под зловещей вывеской «СПМ» или «КПМ». Именно там, на скоростной трассе может стоять знак 40, а на холмике рядом будет стоять недремлющий гаец. По моим средним подсчетам, средний гаец зарабатывает с одного среднего нарушителя, обогнавшего по встречке, в среднем 1-3 т. р., останавливая по 10 машин в час, учитывая 8 часовой рабочий день (с обязательным перерывом на обед), короче, гаец, не сильно ленивый, должен «поднимать» за день тыщ эдак 200...
В общем, я хотел попросить сотрудника ГАИ немного со мной поделиться... естественно, я при этом клятвенно бы обещал не оглашать на всю Россию его любовь к денюжкам. И обязательно сразу же бы стер всю свою скрытую съемку. К сожалению, на обратном пути, гайцев было мало. И были они квелые и скучные. И вообще ни разу нас никто не пытался развести, несмотря на нашу манеру езды, а жаль... отбил бы половину расходов)).
Маленький постскриптум: по слухам, недавно доблестные ФСБшники накрыли стационарный пост ДПС в европейской части России, в котором было обнаружено около 1 МИЛЛИОНА наличности.
Что ж, у каждого свой гешефт, даже у этих гоев.
САМАРА ― ТОЛЬЯТТИ
Волшебные города, по улицам которых ездят строго «ТАЗЫ» и «ВАЗЫ», соревнующиеся друг с другом в тюнинге. И неплохо иногда получается... порой промчится с ревом нечто спортивное, гадаешь, что за марка... а догонишь ― …
По необъяснимой причине самый дешёвый бензин именно здесь. 92-й всего 17 рублей за литр (на июнь 2008 года), когда в среднем по России он 23-24 р., а в Сибири до 30 р.
ТАМБОВ ― ВОРОНЕЖ ― ГОРШЕЧНОЕ ― ГУБКИН ― БЕЛГОРОД ― ТАМОЖНЯ
Для прохождения таможни россиянину достаточно иметь всего лишь обычный паспорт. Ни загран. паспорта, ни виз не требуется. Хохляндия… кажется, даже в воздухе пахнет салом... ) Странно, украинские таможенники намного радушнее русских, как оказалось, (или нам такие люди встречались?), так вот, люди на Украине спокойные и добродушные. Может, климат благодатный сказывается? За все время, проведенное на Украине, мы ни разу не слышали бранного слова...
Благодатный край ― УКРАИНА!
Колоссальные просторы, засеянные гигантской пшеницей, алые поля маков, веселые поля цветущих подсолнечников, виноградники... и снова... поля, поля, поля.. Кажется, клочка нет неухоженной земли ― возделывается практически вся земля.
Люди в сельской местности не заморачиваются автотранспортом, очень прикольно в 21 веке увидеть лошадку, запряженную с возом сена). Из живности удивили свободно гуляющие фазаны (судя по всему, дикие), и даже аисты.
ХАРЬКIВ ― КРIВОЙ РIГ ― НИКОЛАЕВ... СКАДОВСК и ... наконец-то берег ЧЕРНОГО МОРЯ
АСКАНИЯ НОВА (Сад ― Парк ― Заповедник)
Самый знаменитый заповедник Украины. Один из известнейших заповедников Европы.
ИТОГИ: СТОИТ ЛИ?
Общие расходы на бензин ок. 30 т. р., на жилье в дороге ок. 12 т. р., на еду ок. 8 т. р., итого ок. 50 т. р. на двоих, или по 25 т. р. на человека. Самолетный перелет обошелся бы в 15-20 т. р. на человека, поезд в аналогичную сумму. Выгоды особой ехать вдвоем нету никакой. Хорошая экономия будет, если ехать втроем-вчетвером. Когда я хотел отправиться в это путешествие, я думал: «Сколько же всего интересного перевидаем!» Интересного на самом деле на трассе мало: поля, леса, села, деревни... и так без конца тысячи километров…природа по всей России одинаковая, деревни по всей России выглядят одинаково... На хорошей дороге, когда машину не колбасит на ухабах, а по сторонам степь да леса, когда глазу зацепиться просто не за что ― натурально постоянно борешься с дремотой.
Из интересных зрелищ можно припомнить только:
― в РОССИИ ― громаду Ачинского глиноземного комбината, Самарскую ГЭС, башкирские нефтевышки (безумное количество, куда ни глянь), башкирские ветряки (почему-то не работают);
― на УКРАИНЕ ― военные памятники (танки, пушки) в каждом селе Украины... и поля, поля, поля;
― на Украине мы впервые увидели знак «автострада» (который я раньше видел только в учебнике ПДД);
― в районе Самарской ГЭС увидели реверсивную полосу (такое тоже раньше я видел только в правилах ПДД).
На трассе постоянно попадаются раздавленные животные, если до НСКа попадаются кошечки и собачки, то дальше к Европе ― бедные ежики....
Прикольные названия рек: Ук, Айк, Сим, Убля. Деревень: Неудачино, Кабинетное, Секты, Столовое.
Nota Bene: Перед тем, как зайти в какое-либо заведение перекусить, стоит зайти предварительно в их туалет, как правило, закономерность прослеживается.
ЦЫГАНСКИЙ РАЗВОД на дорогах
На дороге, на обочине стоят 2-3 машины. Люди (со смуглой кожей) около них очень живо размахивают руками и буквально цепляются за любую проезжающую мимо них машину. Машины с нерусскими номерами. Сами товарищи на ломаном русском представляются греками и спрашивают, сколько до ближайшей заправки, мол, у них нету бензина... потом начинают просить отлить бензин у вас из бака… Что, дальше я не знаю, мы сразу же уехали, но по слухам потом они начинают клянчить деньги, ну или что похлеще.
Встречали их 2 раза: между Новосибом и Омском, когда ехали на Европу, и между Ишимом и Омском на обратной дороге. Трассы эти безлюдные... надо быть аккуратнее!
ДОРОГИ средней России, да и вообще всей России…
Мне многие говорили, что после Новосиба якобы будут хорошие дороги. ВРАНЬЕ! На каждые 10 километров «американского хайвея» будет 50 км колеистой, в буграх и ухабах, разбитой дороги. Действительно ХОРОШИЕ дороги заканчиваются в пределах МКАДа ;-). Будьте аккуратнее, «едя» в колее. Машину кидает, особенно опасны обгоны с перестроением из полосы в полосу, колея может быть глубокой, поэтому берегите поддоны)).
И тем не менее, надо отдать должное нашим дорожникам ― Я ОЧЕНЬ УВАЖАЮ наши дорожные службы. Как бы там ни было, если бы не они, то были бы не плохие дороги, а ... хорошие направления)). На трассе постоянно работают дорожники, по дороге обратно многие участки с дырами в асфальте были залатаны. Кстати, желательно вешать на машину брызговики или обклеивать ее борта, как это делают перегонщики ― по горячему чёрному битуму ехать придется много и часто)).