Монако всегда любит преподносить сюрпризы, и ничего удивительного в этом нет. Сама трасса, сложная и опасная, узкая, огороженная отбойниками как всякая городская трасса, с отсутствием зон вылета и мест для обгона, располагает к тому, что пилоты начинают рисковать, чтобы подняться на позиции выше. А заканчивается это, как правило, авариями и сходами.
А уж если идет дождь, то здесь и вовсе пиши пропало: либо машина безопасности может выйти на всю гонку, либо аварий будет не счесть.
Квалификация в этом году была посуху, и выиграл ее беспрекословно Даниэль Риккардо, еще раз продемонстрировав свои чемпионские амбиции. Важно, что он в этот раз ехал с новой силовой установкой Renault, а обе команды подтвердили продление контракта на два года вперед.
Квят квалифицировался девятым, но на стартовой решетке занял восьмое место из-за штрафа Кими Райкконену за замену коробки. Макс Ферстаппен, который никак не может справиться со своим горячим норовом, на квалификации попал в аварию, в связи с чем ему собрали машину вокруг нового шасси и заодно настроили на дождь. Это в итоге привело к тому, что он стартовал с питлейна.
Были у судей претензии и к автомобилю Даниила Квята, связанные с размером вертикального отклонения днища, но причина крылась в повреждениях из-за наездов на бордюры, и пилота и команду штрафовать не стали.
Квалификация преподнесла сюрпризы обоим гонщикам Мерседес, у которых одновременно возникли проблемы с давлением топлива. Ну и Феттель традиционно жаловался, что он не может показать хорошее время, потому что машина «не едет».
Воскресная гонка началась под дождем и в режиме автомобиля безопасности, которым управлял знаменитый немецкий гонщик Формулы 1 Берт Майландер в день своего 45-летия. Первый же дождевой круг обернулся проблемой для Даниила Квята, у которого дождем залило руль и возникли проблемы с режимом переключения скоростей. Сразу же после первого круга он вынужден заехать на питлейн, чтобы починить неисправности, но они продолжаются — после следующего круга он снова отправляется в боксы со словами «кажется, мне конец», но тут вдруг режим начинает работать, и Даня возвращается на трассу, правда, с потерей круга и на последнее место в пелотоне.
Любопытно, что пилоты проявляли огромное нетерпение, ожидая ухода автомобиля безопасности. Но не успел он покинуть трассу на седьмом круге, как уже на восьмом происходит первая авария — Джолион Палмер влетает в отбойники и сильно разбивает машину.
Дальше гонку можно протоколировать как череду аварий и виртуальных или обычных машин безопасности.
На 12-м круге Кими Райкконен «утаскивает» в стену Ромэна Грожана, правда, не сильно, но сам сильно ломает носовую часть автомобиля и сходит с дистанции.
К 15-му кругу первым шел Даниэль Риккардо, за ним Росберг, постепенно увеличивая дистанцию, и дальше Хэмильтон, который никак не мог обойти своего напарника, пока последнему из боксов по рации не предложили пододвинуться. Говорят, Росберг упомянул, что ему предложили «позволить Льюису выиграть», но по другой версии, у него были проблемы с тормозами.
Дальше началось соперничество между Хэмильтоном и Риккардо — в основном благодаря питстопам, поэтому когда Риккардо уходил на очередной питстоп, по всем подсчетам он должен был вернуться на позицию лидера, если бы не механики, которые использовали не ту резину и потеряли массу времени на ее замене. В итоги Риккардо вернулся на трассу после Хэмильтона и так и не смог вернуть себе первое место.
Когда его спросили «Как вы себя чувствуете после очередной потери победы в результате действий команды», Даниэль сказал, что если бы его две недели подряд переезжал грузовик на 18-ти колесах, он чувствовал бы себя лучше.
Дальше происходит инцидент между Квятом и Магнуссеном, в результате чего швед сходит с дистанции. Уже после гонки судьи рассмотрели этот случай и сочли в нем виноватым Квята, оштрафовав его на три позиции на старте в следующей гонке в Канаде.
А буквально следом за этим происходит очередная авария Ферстаппена, который напрочь разбивает машину, и гонка для него заканчивается. Включается режим виртуальной машины безопасности.
Последним столкновением становится «командная» встреча в Заубере — Наср и Эриксон не поделили трассу, и в результате оба вернулись в боксы с поврежденными автомобилями.
В итоге на первую ступень подиума поднялся Льюис Хэмильтон, второе место досталось Даниэлю Риккардо, третим стал Серхио Перес из Force India. Себастьян Феттель финишировал четвертым, а вот Нико Росберг в Монако лишь седьмой.
Результаты гонки:
Место | Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|---|
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:59.29.133 | 130.703 | 1 |
2 | Д. Риккардо | Red Bull | +7.252 | 130.571 | 2 |
3 | C. Перес | Force India | +13.825 | 130.451 | 2 |
4 | С. Феттель | Ferrari | +15.846 | 130.415 | 2 |
5 | Ф. Алонсо | McLaren | +1.25.076 | 129.170 | 2 |
6 | Н. Хюлкенберг | Force India | +1.32.999 | 129.029 | 2 |
7 | Н. Росберг | Mercedes | +1.33.290 | 129.024 | 2 |
8 | К. Сайнс | Toro Rosso | +1 круг | 128.997 | 2 |
9 | Д. Баттон | McLaren | +1 круг | 128.685 | 2 |
10 | Ф. Масса | Williams | +1 круг | 128.620 | 2 |
11 | Э. Гутьеррес | Haas | +1 круг | 127.649 | 2 |
12 | В. Боттас | Williams | +1 круг | 127.490 | 3 |
13 | Р. Грожан | Haas | +2 круга | 125.982 | 2 |
14 | П. Верляйн | Manor | +2 круга | 125.674 | 1 |
15 | Р. Харьянто | Manor | +4 круга | 123.782 | 3 |
Мария Мельникова
На этапе в Монако гонкой поддержки Формулы 1 стали традиционно заезды младшей формульной серии GP2. Победа в Гран-при Монако всегда престижна и высоко ценится вне зависимости от серии, в которой была одержана.
За победу в гонках на улицах средиземноморского княжества в 2016 году могли побороться два российских гонщика: Артем Маркелов (Russian Time) и Сергей Сироткин (ART Grand Prix). И если Артем не считался серьезным претендентом на победу, то Сергей, несмотря на неудачное выступление в Испании, числился в явных фаворитах.
Для Сироткина гоночный уикенд складывался поначалу очень успешно. Сергей был лучшим в практике и, показав лучшее время квалификации, завоевал поул в первой гонке.
Артем в практике показал десятое время. Квалификация для пилота Russian Time прошла непросто. Сначала один из соперников заблокировал Маркелова на быстром круге, а позже Артем попал в аварию и разбил машину. Соперника наказали, механики успели восстановить болид россиянина, и Артем на стартовой решетке первой гонки занял 15-ю позицию.
Сироткин замешкался на старте, упустил первую позицию и пропустил вперед Нормана Нато. Маркелов же сумел отыграть несколько позиций.
Сергей не позволял лидеру оторваться, висел у него на заднем крыле и постоянно показывался в зеркалах заднего вида Нато. Разрыв между ними долгое время держался на уровне нескольких десятых секунды. Но, проходя очередной круг, Сироткин ошибся на выходе из тоннеля, что увеличило его отставание от лидера до секунды.
Гонка проходила драматично: появлялись желтые флаги, объявлялся режим Virtual Safety Car. Одной из причин VSC стала, увы, авария Сергея Сироткина. Преследуя лидера, россиянин износил покрышки, что послужило причиной ошибки на выходе из поворота Бассейн. Болид россиянина врезался в рельс безопасности. Гонка для пилота команды ART Grand Prix была закончена.
Когда началась волна обязательных пит-стопов, и гонщики один за одним стали заезжать на смену резины, Артем Маркелов оставался на трассе. Он сумел сберечь покрышки. Такая тактика позволила россиянину подняться на третье место в гонке, а после пит-стопа лидеров россиянин и вовсе стал первым. Но Артема еще ждала остановка для смены резины, иначе он мог быть оштрафован.
Маркелов заехал на пит-стоп буквально за несколько кругов до финиша, имея 40-секундный отрыв от второго места. Механики команды Russian Time быстро сменили колеса, и Артем вернулся на трассу первым. Идущий вторым Нато бросился в атаку, но российский гонщик не позволил себя обогнать и финишировал первым. Второе место у Нормана Нато, Оливер Роланд — третий. Артем Маркелов повторил успех Сэма Берда, который в 2013-м году победил в Монако, также выступая за команду Russian Time.
Победа в первой гонке этапа позволила Артему подняться на первую строчку личного зачета, а Russian Time возглавила командный.
Вторая гонка развивалась по классическому для Монако сценарию. Стартовавший с поула напарник Сироткина по ART Grand Prix Мацусита (восьмое место в первой гонке) на старте не упустил первое место и лидировал до финиша. Новичок Марвин Киргхофер стал вторым, а третьим — Рафаэле Марчелло, напарник Артема по команде Russian Time. Артем, стартовавший восьмым, восьмым и финишировал. Сергей Сироткин из-за технических неисправностей не смог закончить гонку.
После этапа в Монако Артем Маркелов занимает вторую строчку в личном зачете, уступая лидеру всего одно очко, Сироткин с четырьмя набранными очками — 13-й. Russian Time возглавляет командный зачет.
Следующий этап серии пройдет на совершенно новой городской трассе в Баку 17-19 июня.
Павел Сарычев
Пятый этап чемпионата по мировому турингу (WTCC) состоялся на немецкой трассе Нюрбургринг, и стал гонкой поддержки знаменитого марафона «24 часа Нюрбургринга», о котором вы вскоре сможете прочитать наш репортаж. Уже второй год подряд машины чемпионата едут по знаменитой «Северной петле», и многое в этом этапе приходится проводить нестандартно, ведь протяженность трассы составляет порядка 25 км.
В этом году впервые были объединены гонки мирового и европейского туринга (WTCC и ETCC). Так что на старт вышло более трех десятков автомобилей. Но в полной мере насладиться этим зрелищем зрители не смогли, так как за одну гонку участники проходят всего три (!) круга со временем в среднем составляющим примерно 27 минут. Лучшее время круга принадлежит Хосе-Марии Лопесу, который во время квалификации показал результат 8:35:541.
Во-вторых, специфика (протяженность) трассы заставила организаторов поменять и формат квалификации: все сегменты здесь были объединены в один. Ну и тот факт, что здесь много поворотов, перепадов высот и длинных разгонных прямых, также сказался на итогах этапа.
Но главным неприятным сюрпризом здесь внезапно стало поведение шин Yokohama, которые буквально взрывались одна за одной.
Руководитель команды Lada Sport Rosneft Виктор Шаповалов так прокомментировал эту ситуацию: «Из-за постоянных перепадов высоты меняется давление и внутри шины, и это разрушает корд, который в буквальном смысле рвется изнутри. Ну а после этого — вопрос времени, в какой момент шина не выдержит и лопнет. За эти несколько дней у нас произошло порядка десяти случаев, и вот сейчас еще два».
И действительно, взрыв покрышки стал причиной серьезной аварии, когда в Открывающей гонке Тьяго Монтейро из-за этого едва не перевернулся, а затем в него на большой скорости влетел Иван Мюллер, которому просто некуда было деваться из-за трафика на этом участке трассы.
Ник Катсбург, который стартовал в первой гонке с четвертого места, но, к сожалению, потерял много позиций на старте, так прокомментировал ситуацию: «У меня в очередной раз возникли проблемы с мощностью на старте, поэтому я «провалился» довольно серьезно. Возможно, мы могли бы немного нагнать, но то, что творилось с шинами на протяжении всех дней, заставляло нас действовать более осторожно: потерять машину было бы намного хуже. К тому же у меня появилась избыточная поворачиваемость, и мы никак не могли этот момент решить».
В первой гонке Lada Vesta вошла в Топ-10 всеми тремя машинами, при этом Хьюго Волан финишировал шестым, а Тарквини и Катсбург — девятым и десятым соответственно. В Главной гонке Катсбург и Волан поменялись местами, а Тарквини также пришел десятым. Что касается Монтейро и Мюллера, то их машины были повреждены настолько серьезно, что на второй заезд они выйти не смогли.
Вообще результаты двух заездов не так уж и отличаются друг от друга. Победу в обеих гонках одержал Хосе-Мария Лопес (Ситроен). Том Чилтон и Норберт Микелис также поменялись между собой вторым и третьим местами, Роб Хафф оба раза финишировал четвертым.
Известная немецкая автогонщица Сабина Шмитц, которую часто называют «королевой Нюрбургринга», второй год подряд принимает участие в немецком этапе WTCC, но удача ей вновь не улыбнулась. Всего лишь 10-е и 11-е места. Возможно, это связано с более слабо подготовленной машиной, но причина может быть и в том, что пилоты туринга очень уж отчаянные ребята.
Во время пятничной квалификации пилот Lada Sport Хьюго Волан попал в серьезную аварию и разбил машину. Это послужило также причиной того, что российская команда не смогла принять участие и в MAQ3 (по регламенту там возможно участвовать только тремя автомобилями) и не набрала возможных очков.
После нескольких неудачных выступлений на предыдущих этапах пилота Lada Sport Хьюго Волана возник вопрос, не будет ли в ближайшем будущем изменен состав команды, но Виктор Шаповалов уверил нас, что этого точно не произойдет — в этом году команда не располагает такими возможностями. Кроме того, Виктор отметил также и огромную помощь в работе над автомобилем итальянского пилота Габриэле Тарквини, который сам отличный инженер и очень многое понимает в настройках.
На третье место в квалификации поднялся в этот раз частный пилот Том Коронель, который снискал расположение болельщиков уже давно своей общительностью, а с некоторого времени и яркими видеорепортажами в своем блоге, в том числе и непосредственно с различных мероприятий. Но в этот раз его ожидали неприятности. За то, что на остывочном круге после квалификации он вышел в прямой эфир со своего телефона и рассказал о своих отличных результатах, его оштрафовали на 5000 евро. Организаторов можно понять: нарушение есть нарушение, но и Тома чисто по-человечески жаль, ведь его репортажи и в самом деле получаются очень интересными.
Еще одно наказание получила команда Honda JAS. Об этом стало известно только в пятницу. За неправильное распределение балласта (они его положили в днище, увеличив прижимную силу и получив преимущество на старте) FIA лишила команду результатов за два последних этапа и заставила перераспределить вес.
Следующий этап WTCC пройдет в России, на подмосковной трассе Moscow Raceway 12-13 июня.
Мария Мельникова
Юбилейная, сотая гонка Инди 500 в Индианаполисе завершилась победой новичка серии, «выпускника» GP2 Александра Росси. Молодой американец стал девятым новичком в истории, выигравшим Инди 500: в последний раз это удавалось сделать Элио Кастроневешу в 2001 году.
Росси, стартовавший с 11-й позиции, мало кем рассматривался в качестве одного из претендентов на победу, ведь в стартовом листе значились фамилии шести предыдущих победителей, в том числе действующего обладателя главного приза, двукратного победителя Инди 500 Хуана-Пабло Монтойи.
Однако Монтойя стал одним из первых пилотов, сошедших с трассы: на входе в один из поворотов машину занесло, и она направилась прямиком во внешний отбойник. К счастью, удар оказался не сильным, и Хуан-Пабло быстро покинул свой кокпит, однако продолжить гонку машина уже не смогла.
Отлично начал свой день Таунсенд Белл, совершивший несколько красивых обгонов на пути к лидерству. Борьба за первую строчку протокола на первых этапах вели в основном Белл, Райан Хантер-Рей и Элио Кастровенеш, время от времени обмениваясь позициями.
Впрочем, победа досталась не самому отчаянному или быстрому. Главный приз в этот раз получил самый расчетливый. Александр Росси сумел растянуть топливо в баках машины ровно до самого финиша, и сине-желтый автомобиль команды Andretti Herta Autosport замер на трассе на круге возвращения в боксы.
«Я не знаю, как мы смогли провернуть такое» — пытался объяснить Росси после финиша. «Пит-стопы у нас получались не очень хорошими… Не могу поверить, что у нас получилось».
К сожалению, для стартовавшего седьмым россиянина Михаила Алешина, выступающего при поддержке SMP Racing, гонка завершилась досрочно. Начав отыгрывать позиции после старта, Михаил развернулся, находясь на пятом месте, и сошел с трассы.
«Наша стратегия заключалась в том, чтобы ехать спокойно и не рисковать в первой части заезда», — сказал Михаил. «Но вдруг посередине гонки, после очередного пит-стопа, в одном из поворотов машина повела себя странно — болид потерял управление и машину развернуло. Судя по тому, что автомобиль буквально улетел в занос в повороте, были неполадки в правой задней части подвески».
Результаты Инди 500 2016 года (топ-10):
Место | № | Пилот | Команда | Двигатель |
---|---|---|---|---|
1 | 98 | Александр Росси | Andretti Herta Autosport | Honda |
2 | 26 | Карлос Муньоз | Andretti Autosport | Honda |
3 | 21 | Джозеф Ньюгарден | Ed Carpenter Racing | Chevrolet |
4 | 10 | Тони Канаан | Chip Ganassi Racing | Chevrolet |
5 | 42 | Чарли Кимбалл | Chip Ganassi Racing | Chevrolet |
6 | 6 | Джей Ар Хильдебранд | Ed Carpenter Racing | Chevrolet |
7 | 5 | Джеймс Хинчклифф | Schmidt Peterson Motorsport | Honda |
8 | 9 | Скотт Диксон | Chip Ganassi Racing | Chevrolet |
9 | 11 | Себастьен Бурдэ | KVSH Racing | Chevrolet |
10 | 12 | Уилл Пауэр | Team Penske | Chevrolet |
Александр Матвеев