В прошлом году произошел переломный момент в истории российского дрифта: лучшие пилоты мирового чемпионата D1GP из Японии вместе со своими машинами приехали выступать в Россию на Дальний Восток. И вот мы снова на «Примринге» встречаем иностранных пилотов. В этом году изменилось не только название мероприятия, но и пополнился список стран-участниц. Теперь Asia Pacific D1 Primring GP — это полноценный Азиатско-Тихоокеанский чемпионат по дрифтингу. В соревнованиях, помимо Японии и России, принимают участие спортсмены из Таиланда и Китая.
По спортивной составляющей изменений по отношению к прошлому году практически не было. Единственное различие — проведение соревнований «Тансо» в субботу с награждением тройки призеров. А вот с точки зрения развлекательной части организаторы постарались на славу — чего только стоит шоу военных истребителей в небе.
Сетка соревнований была устроена следующим образом.
Первая часть — квалификация российских гонщиков. Спортсмены, занявшие в ней с 1 по 8 место, получают привилегию не участвовать в отборочных парных заездах ТОП-32 и ТОП-24. Те, кто расположился на 17-32 местах, состязаются друг с другом в парных заездах ТОП-32. Квалифицировавшиеся на 9-16 места сразу выходят в ТОП-24, где им противостоят победители ТОП-32.
Вторая часть: парные заезды ТОП-32 и ТОП-24.
Третья: одиночное катание «Тансо». В него попадают победители ТОП-24, дрифтеры, занявшие в квалификации с 1 по 8 место, а также иностранные спортсмены.
Заключительная часть: итоговые парные заезды. В первой серии этих заездов встречаются пилоты, которые в одиночных заездах «ТАНСО» заняли с 9 по 24 место. Победители этих пар в Топ-16 сразились с теми, кто занял с 1 по 8 место в одиночном дрифте. Далее идут парные заезды в Топ-8, Топ-4 и финальные битвы за призовые места.
Изначально от России было заявлено 38 человек. В Приморье съехались представители РДС-Восток, РДС-Сибирь и РДС-Запад. До квалификации были допущены только 35 пилотов. К сожалению, Денис Ри, Александр Потапов и Чивчян Владимир не смогли принять участие в связи с техническими проблемами в автомобилях.
Иностранных спортсменов приехало в Россию девять человек: японцы Дайго Сайто (победитель D1 Primring GP 2014), Масато Кавабата, Кунияки Такахаси, Акинори Уцуми, Цуеси Тэдзука, Есинори Когути, представители Таиланда Дайчапон Тоингроен «Понд» и Сак Нана «Кики», а также китаец Чжан Шао-хуа «Чоу». В чемпионате принимал участие еще один японец Тецуя Хибино, но защищал он цвета российского флага. Напомню, Хибино-сан уже второй год подряд выступает в регулярных отечественных чемпионатах, и даже японские коллеги по цеху воспринимают его уже больше как российского гонщика.
У иностранных пилотов не обошлось без поломок. Так, еще в пятницу, в первый тренировочный день, японец Есинори Когути разбил свой Toyota Sprinter Trueno АЕ86, врезавшись в бетонные ограждения. Сам спортсмен не пострадал, а вот автомобиль пришлось собирать чуть ли не всю ночь.
«Спасибо моим русским коллегам, что помогли восстановить машину, после того как я провел неудачную тренировку. Для меня это много значило. Русский дрифт в моем понимании — это то, какую душу русские вкладывают в него, пилоты не жалеют сил, каждый раз катаются с полной отдачей. Я был поражен уровнем мастерства этих ребят. Кстати, должен отдать должное, русские умеют переделывать наши японские машины под дрифт».
С прошлого года трасса претерпела некоторые изменения в конфигурации — удлинилась прямая при прохождении зрительского поворота. Подготовкой трассы по традиции занималась японская сторона. Всего гонщикам предстояло пройти пять оцениваемых автоматической системой DOSS секторов. Первый сектор — это фуридаши (начало дрифта, агрессивный вход в занос). Главным было войти в дрифт на большой скорости и на большом угле. Во втором секторе необходимо было поддержать большой угол и сохранить высокую скорость. Потеря угла во втором секторе штрафовалась вплоть до аннулирования оценки сектора. В четвертом секторе система DOSS оценивала резкость перекладки и среднюю скорость автомобиля.
Квалификация первого дня проводилась для того, чтобы отобрать 32 лучших российских пилота. Восемь первых мест по итогам квалификации автоматически получали выход в «Тансо».
Иностранные спортсмены не принимали участие в квалификации не только потому, что им не нужно доказывать свое мастерство, но и чтобы успеть поместить в тайминг все заезды.
Удивлением для многих приморцев стало участие Дмитрия Семенюка не в привычной для него роли главного судьи и комментатора соревнований, а за рулем Nissan 350Z. Дмитрий впервые освободился от должности судьи РДС-Восток и не упустил возможности побороться с японцами на родной приморской земле. Правда, особой подготовкой автомобиля заниматься времени не было. Говорит, в машине две сложности: левый руль и большой вес.
Кому однозначно не везло в квалификации, так это Алексею Распутному, известному по проекту Zero Drifter. И в первом, и во втором заезде он как будто не мог укротить свой Nissan 180SX, хотя за день до этого на тренировке в четверг показывал хорошие результаты. Виной всему стала погнутая тяга и ошибки пилота. Не смог показать высоких результатов и Вадим Куляев на Toyota Chaser. Оба пилота не прошли квалификацию. Результаты квалификации.
Чем отличаются соревнования на «Примринге» от дрифт-битвы на «Красном кольце»? Не только наличием иностранных спортсменов, но и иной системой судейства. Как и в прошлом году, пилотов оценивала электронная система DOSS. Если внимательно присмотреться к автомобилям, то можно увидеть установленные на крышах так называемые «плавнички» — это и есть те самые маяки, которые передают на центральный блок управления данные, анализируемые системой DOSS. Однако доверять все технике было бы весьма опрометчиво. Хорошо, что и японцы сами все прекрасно понимают: именно поэтому главный судья соревнований Хисаси Камимото имел право снимать или добавлять баллы.
«Цуисо» — парные заезды. «Тансо» — одиночное катание.
В первый день двое отсеялись, 32 успешно квалифицировались и прошли дальше в парные заезды. Восмерку лучших по результатам квалификации оставили в покое, а остальным 24 участникам пришлось побороться за выход в «Тансо». И начались вылеты.
Так, неожиданно для всех гонку покинул Аркадий Цареградцев из Красноярска, на которого многие делали ставки. «В машине были проблемы с зажиганием, мы искали причину, но так и не нашли. Я действительно старался, даже выиграл один парный заезд. Но в борьбе с Евгением Панченко трудности с автомобилем стали решающим фактором».
Единственная девушка-участник Екатерина Седых из Владивостока также выбыла из гонки, уступив 3 балла Ивану Куренбину из Санкт-Петербурга на Mazda RX-7.
Результаты парных заездов Цуисо
За второй день соревнований зрители выучили четыре слова: «Тансо» — одиночный квалификационный заезд, «Цуисо» — парные заезды, лидера заездов называют «Сэнко», а преследователя «Атоои».
Дисциплина «Тансо» в дрифте очень красивая и хорошо показывает профессионализм пилота. После того как главный судья дал задание, пилот максимально четко должен его выполнить. Так вот в «Тансо» как раз проявляется всё мастерство управления автомобилем. Если в парных заездах могут быть ошибки из-за того, что впереди идущий автомобиль допустил ошибку, то в «Тансо» допустить ошибку можешь только ты.
Оставалось лишь отсеять одного из 25 участников для главного дня Asia Pasific D1 Primring GP. Им стал Илья Федоров. Любимец приморской публики, победитель Супер Дрифт Битвы в 2012 году. Зато красивым одиночным дрифтом зрителей порадовали российские спортсмены: Александр Булычев на Nissan Silvia S13 и, конечно, Дамир Идиятуллин на Toyota Altezza.
После одиночных заездов «ТАНСО» места распределились следующим образом:
1. Масато Кавабата (Masato Kawabata) - 101.80 / 96.35
2. Дамир Идиятуллин - 100.22 / 101.55
3. Тецуя Хибино - 99.82 / 101.07
4. Георгий Чивчян - 100.78 / 100.86
5. Чжан Шаохуа (Zhang Shaohua) aka Chou - 100.42 / 100.03
6. Дайго Сайто (Daigo Saito) - 99.09 / 100.24
7. Ёсинори Когучи (Yoshinori Koguchi) - 97.07 / 99.60
8. Александр Булычев - 98.63 / 99.46
9. Дмитрий Ермохин - 95.65 / 99.42
10. Олег Денисевич - 98.20 / 98.93
11. Макар Черныш - 98.42 / 32.97
12. Акинори Уцуми (Akinori Utsumi) - 98.29 / 97.54
13. Евгений Панченко - 98.14 / 95.22
14. Тазука - 97.14 / 98.06
15. Евгений Лосев - 70.49 / 97.94
16. Максим Седых - 96.59 / 97.78
17. Куниаки Такахаси (Kuniaki Takahashi) - 95.45 / 97.78
18. Дайчапон Тоингчароен (Daychapon Toyingcharoent) aka Pond - 97.52 / 48.31
19. Сак Нана (Sak NANA) aka KiKi - 97.46 / 54.44
20. Александр Савочкин - 97.42 / 86.04
21. Андрей Пегасов - 96.85 / 94.59
22. Армен Арутюнян - 95.62 / 38.33
23. Иван Куренбин - 94.48 / 94.32
24. Дмитрий Семенюк - 80.58 / 92.79
25. Илья Федоров - 79.69 / 82.44
Масато Кавабата: «Мне нравится приезжать в Россию и участвовать в соревнованиях по дрифту именно с российскими пилотами. Каких-то конкретных намерений остаться здесь и тренировать ребят, как Хибино, нет, но в будущем хотелось бы приезжать чаще, лишь бы вы приглашали!
Перед стартом у меня есть одна традиция, чтобы не нервничать, я обычно связываюсь по радио со своими помощниками, разговор с ними дает возможность мне расслабиться. Возможно, пилотам поможет этот совет».
В воскресенье, в день, когда в парных заездах должны были встретиться лучшие из лучших, царило какое-то напряжение.
Георгий Чивчян: «Я на Примринге уже во второй раз, мы принимали участие в мероприятии в прошлом году, решили не пропускать и в этом. Для нас это достаточно важная гонка, мы заранее к ней готовились. Ребята в сервисном парке всегда смотрят на других пилотов, стараются запомнить, кто как едет, и в заезде потом применить все навыки к этому пилоту».
Итак, ТОП-24.
ТОП-16
ТОП-8
ТОП-4
3 место
ФИНАЛ
Финал по традиции проходил в полной тишине. Пилоты шли буквально дверь в дверь. Перезаезд! Фуридаши Хибино — это что-то невероятное!
По итогам парных заездов заслуженную победу праздновал «владивостокский» пилот Тэцуя Хибино. Второе и третье места заняли китаец Чжан Шао-хуа и японец Масато Кавабата.
Главный судья D1GP Хисаси Камимото:
«Если говорить о наиболее запоминающихся заездах, то есть хорошая, есть плохая сторона. Начнем с плохой. В этом смысле запомнились, конечно, те проблемы, с которыми столкнулись Георгий Чивчян и Аркадий Цареградцев. Обидно, что гонщики, которые изначально должны были показывать очень высокий результат, не смогли этого сделать в основном из-за технических проблем с автомобилем. А с другой стороны, если говорить о хорошем, то наиболее запоминающийся заезд был у Дамира Идиятуллина. Видно, что по сравнению с прошлым годом у пилота наблюдается очень большой рост.
Как вы знаете, в этом году Тецуя Хибино активно выступал за российскую команду, он может служить для нее образцом для подражания. Но и видно, что он сам значительно вырос, и это показали его результаты. В тоже время есть в России опять-таки Чивчян и Цареградцев, которые довольно сильные спортсмены. Молодым гонщикам я предлагаю брать их и Тецуя Хибино в качестве эталона и тренироваться, чтобы достичь того уровня, которого достигли они. И, думаю, в дальнейшем нашим японским пилотам, которые будут с ними соревноваться, будет еще тяжелее. Тем более если мы говорим о Хибино, то есть выражение, применительное к нему даже как чисто японскому спортсмену, то таких профессионалов как он, можно пересчитать по пальцам».
Контракт между D1 и «Примрингом» подписан на три года, а это значит, что как минимум еще один раз у нас будет возможность поприсутствовать на таком, не побоюсь этого слова, грандиозном событии.