Белорусский этап стоит у самых истоков чемпионата Восточной Европы по дрифту — EEDC. История начиналась и творилась на небольшой парковке горнолыжного комплекса «Логойск», что под Минском, лишь затем этап переехал в самое сердце белорусской столицы — аэропорт «Минск-1». По сложившейся с годами традиции Минск принимает второй этап чемпионата сразу после рижского безумия на трассе Бикерниеки, но в этом году легендарный латышский автодром переживает реставрацию, поэтому местный этап перенесен на июль, а право открывать сезон EEDC перешло к Белоруссии. К слову, по такой же сложившейся традиции минский этап проходил в первые выходные июня, которые неизменно выпадали на день рождения «отца» дрифта в Белоруссии Айка Симоняна и проливные дожди. В этом году организаторы чемпионата решили поэкспериментировать и сделали хитрый ход: сместили дату гонки к середине июня. Система небесной канцелярии дала сбой, и на воскресную гонку прогнозы обещали удушающие 32 градуса со знаком плюс и те самые дожди. Этап в столице Синеокой всегда радовал зрителей и участников своей интернациональностью, и даже сейчас, в не самые простые для Восточной Европы экономические времена, в заявочном листе значились фамилии 26 гонщиков из шести стран мира.
Фактически G-Drive дрифт Минск взял свое начало еще в пятницу, 12 июня, с конференции организаторов, судей и дрифтеров, на которой в чуть менее формальной обстановке разбирались проблемы и тенденции восточно-европейского дрифта. Хотя, знаете, нет: все началось еще в четверг с прибытия специального гостя соревнований — двукратного чемпиона Formula Drift USA Криса Форсберга.
Ему устроили небольшую экскурсию по столице, познакомили с трассой и автомобилем, на котором он будет выступать — это Nissan 350Z с компрессорным V8 VK56 и оптикой от 370Z команды Belita Racing, а также устроили большой сюрприз: в недрах командных боксов Belita Racing Крису показали его первый NIssan 350Z с мотором SR20DET, на котором будущий чемпион делал первые шаги на трассах Formula Drift. История появления машины в Белоруссии достаточно длинная, и Крис был не на шутку взволнован такой встречей. Уже в пятницу Форсберг присоединился к участникам конференции, среди которых был обновленный состав судей из Аркадия Цареградцева, Максима Миллера и Мантаса Кузьмарксиса.
После обильных субботних тренировок и нагоняя от Аркадия Цареградцева, игра в день соревнований началась прямо с утра безо всяких вводных брифингов: гонщики отправились на трассу исполнять то, за что этот самый нагоняй субботним вечером и получили — тренировать парные заезды, которых за многочасовую тренировочную сессию дня минувшего было слишком мало. Судьи с особым вниманием проследили за всем этим безобразием с высоты вышки и собрали необходимую информацию для квалификационного брифинга. Заручившись поддержкой полного списка допущенных участников, Аркадий Цареградцев сообщил, что, несмотря на существенный недостаток участников, в деле будет применена сетка топ-32, и поспешил поздравить всех с успешным проходом квалификационного отбора. А зря.
К моменту начала квалификации проявления погоды, как обещал прогноз, окончательно перемешались между собой и зачетные проезды гонщиков регулярно прожаривало солнце и охлаждал совершенно неуместный дождь, поэтому результаты в протоколе вырисовались, по меньшей мере, забавные. Из 26 заявленных гонщиков без сходов, встреч с бетоном и разбрасывания деталей трансмиссии по трассе, в урезанный и общедоступный топ-32 парных заездов прошли лишь 24. Аркадий, определенно, поспешил.
Вне сетки парных заездов первого этапа EEDC в Минске оказались литовец Бенедиктас Чирба, который все утро боролся со своим своенравным Nissan S14, и дебютант чемпионата Белоруссии по дрифту 2015 года Юрий Перепечко, также за рулем Nissan S14, из минской команды Drift Legion, который не смог собрать весь опыт многочисленных одиночных субботних тренировок хотя бы в одну зачетную квалификационную попытку.
А вот победу в квалификационных заездах, неожиданно для немногочисленных гостей из других стран, разорвали между собой лидеры чемпионата Белоруссии: двукратный чемпион Алексей Вишневский за рулем Nissan S15 и двукратный вице-чемпион Сергей Сак из Belita Racing за рулем BMW E46. Возможно, как раз именно немногочисленность быстрых иностранных гонщиков и повлияла на подобных исход событий: к примеру, действующий чемпион EEDC Кристапс Блушс остался в США готовиться к очередному этапу местной Formula Drift, а чемпион 2013 года Гвидо Элкснис присутствовал в техпарке лишь номинально — без автомобиля. То же самое касается и топ-гонщиков из той же Польши или Украины. Но, как бы то ни было, Сергей Сак в своих попытках был предельно агрессивен и на радость зрителям и судьям показал в квалификации стиль постановки флаем — 0.87 очка превосходства над Алексеем Вишневским и абсолютная победа в одиночных стартах.
В остальной части протокола каких-то экстремальных ситуаций замечено не было. В условиях противного дождя и палящего солнца прямо за представителями белорусского чемпионата на третьей позиции отметился чемпион Украины Алексей Головня, после всех прошлогодних проблем с моторами в своем Nissan S13 он продолжает наслаждаться каждым мгновением за рулем. Специальный американский гость этапа Крис Форсберг остановился лишь на четвертом месте — помешали проблемы с мощностью мотора его Nissan 350Z.
Разворотом испортил себе отменную третью попытку, но смог показать бодрый пятый результат без технических неурядиц Никита Шиков за рулем своей Rocketbull86.
В десятке также смогли отметиться еще два белорусских гонщика: Дима Самокин из минской команды Red Sun Team за рулем Nissan S13 на восьмой строчке, и другой минчанин Андрей Мазин за рулем яркого кабриолета Nissan 350Z YELLOWCHICKEN — на девятой.
После субботней поломки монструозной Toyota Supra «Брат 1» представитель Evil Empire Сергей Кабаргин слегка растерялся на подмокшей трассе и на запасной Supra Top Secret показал лишь результат за № 12. Без особого настроя на серьезную борьбу, но на получение кайфа от заноса в Минске, свалилась в полном составе в низ протокола московская команда Toyo Tires x Gorilla Energy x GT-Shop: лучшим стал Евгений Сатюков на строке № 16, дальше Евгений Ружейников под № 18 и Павел Бусыгин с хандрящим сцеплением под № 21. Все трое провалились в обрезанный топ-32, в то время как верхушка списка начиналась уже с топ-16.
В парных стартах первое слово взял обрезанный топ-32, где ребята разыгрывали последние путевки в топ-16. Перспективный гонщик из Бреста Руслан Курлович за рулем BMW E34 с мотором S62b50 на компрессоре Vortech от BMW M5 не смог составить конкуренцию чемпиону РДС 2011 года Феликсу Читипаховяну, который выступал на редком в широтах Восточной Европы Toyota Chaser.
Сокомандники по минской дружине Drift Legion — Артем Каминский за рулем Nissan S14 2JZ и Андрей Пискарев на бывшей BMW E46 LS7 V8 Кристапса Блушса не смогли без «One More Time» разобраться, кому же идти дальше. Чуть более сдержанным и аккуратным оказался Андрей. Чемпион Российской Дрифт Серии 2013 года Евгений Ружейников за рулем Nissan S15 LS3 с трудом и также с помощью «One More Time» преодолел сопротивление еще одного представителя команды Drift Legion Валентина Бородавко на Nissan S14 2JZ.
Окончательно уставшее сцепление не позволило Павлу Бусыгину пройти Сергея Кабаргина. Постоянный гость минского этапа из Латвии Иво Цирулис за рулем BMW E46 RB25DET с легкостью оставил не у дел курского гонщика Александра Денисова на BMW E30, а питерский гонщик Ростислав Панфилов на BMW E39 с компрессорным S62 отвоевал путевку в топ-16 у минчанина Ивана Савича.
Отменное зрелище с дождем и подуставшим солнцем за облаками получили зрители на стадии топ-16. «Бабуля» BMW E36 2JZ под чутким руководством Евгения Сатюкова без стеснения сходу отправляет наблюдать за дрифтом из техпарка победителя квалификации, минчанина Сергея Сака! Простое и гениальное творение HGK Motorsport в далеком 2010 году принесло титул чемпиона EEDC Кристапсу Блушсу и не собирается сдавать позиций. Пусть и с новой связкой «мотор+КПП» под капотом.
В белорусской «разборке» Андрей Мазин отбирает путевку в топ-8 у Дмитрия Самошкина. Никита Шиков и Сергей Кабаргин во время розыгрыша своей путевки в топ-8 обоюдно наломали дров под надоедливым дождем, но Шик по решению судей пошел дальше. Что до Сергея Леонидовича, то ему явно не хватало сломанного «Брата» и сухого асфальта. Дошла очередь до борьбы в парных и до Криса Форсберга, который смог подобрать ключи к стилю Феликса Читипаховяна и отправился дальше, в топ-8.
В другом крыле сетки топ-16 украинский чемпион Алексей Головня убирает с дороги минчанина Андрея Пискарева, Иво Цирулис расправляется с еще одним минчанином и гонщиком Drift Legion Максимом Шатило на Nissan S13 LS4 V8, а Ростислав Панфилов пользуется нестабильностью еще одного топ-пилота Белоруссии Димы Нагулы за рулем яростного Nissan S13 1.5JZ и двигается вверх. В общем, досталось белорусам от всех, и только чемпион Российской Дрифт Серии Евгений Ружейников уступил дорогу в топ-8 одному из двух оставшихся в топ-16 представителей Синеокой, двукратному чемпиону Алексею Вишневскому.
На подсыхающей в ходе топ-8 трассе гонщики набрали темп, и первое место в полуфинале заработал Евгений Сатюков, отобрав его из рук Андрея Мазина. Никита Шиков уступает своей бывшей машине в чемпионате Белоруссии под управлением Криса Форсберга, Алексей Головня спотыкается о напор Иво Цирулиса, а Алексей Вишневский не дает побороться за призы Ростиславу Панфилову. Итого в полуфинале: россиянин, американец, белорус и латыш!
С длинными перерывами, многочисленными перезаездами и капризной погодой очередь-таки дошла до борьбы за выход в финал и распределения мест на призовой тумбочке.
В первой схватке Иво Цирулис с большим трудом, тремя перезаездами, перерывами на смену колес и обильным негодованием местной публики оставляет вне финала Алексея Вишневского. В другом полуфинале Евгений Сатюков на части разбирает стиль борьбы Криса Форсберга и его хандрящей машины и отправляет американского гостя бороться за бронзу с Алексеем Вишневским, что ребята по-быстрому и сделали.
Финал. Стоит оговориться, что стиль судейства Аркадия Цареградцева вкупе с опытом Мантаса Кузьмарксиса и Максима Миллера на протяжении всего дня вызывал негодование не готовой к новым веянием публике. Так вот, Женя Сатюков начал финал с места в карьер и всю основную дугу после постановки ехал в заднем крыле BMW Иво Цирулиса, пока не потерялся в дыму автомобиля латышского дрифтера и не вылетел за пределы намеченной трассы. Первым номером у Жени все получилось намного лучше и с огромным отрывом от преследующего Иво. И так родился «One More Time». Как бы кто-то там ни апеллировал к ситуации, во второй попытке чемпион Российской Дрифт Серии далекого уже 2010 года Сатюков камня на камне не оставил от обороны Иво. Победа.
Цирулис второй. Алексей Вишневский оставил заморского гостя без трофеев и стал третьим. Или не совсем: за сочные баталии за бронзу господа Крис и Алексей получили призы за лучший тандем дня. Что до обещанного организаторами Super Tandem Fight, где победитель квалификации выбирал себе соперника в борьбе за отдельный трофей, то Сергей Сак выбрал Иво Цирулиса, и заезд ребят остался вне внимания зрителей — все готовились к награждению. Выиграл, кстати, Сак.
Такой он, первый этап чемпионата Восточной Европы по дрифту EEDC в Минске, где немного восточной и западной дрифт-культуры смешались в одном месте на один большой день.