Услышать русский гимн над Ле-Маном — дорогОго стоит.
Даже просто увидеть на подиуме русских парней — отлично.
Роман Русинов уже который год подряд атакует этот подиум своей мечты в категории LMP2 под брендом G-Drive, постоянно на него поднимается, но никак не может дойти до самой верхней ступеньки: все время что-то мешает. Впрочем, гонка на то и гонка, что здесь может случиться всякое. Для победы нужны не только талант и хорошая машина, но еще и везение — как непременное слагаемое, и вот тогда все будет.
Роману опять не повезло. Ночная авария, в которую он попал при состязании на трассе со своим постоянным соперником из команды Oak Racing Лораном Вантором (№34), украла все минуты, оттащив G-Drive №26 далеко назад, так что пришлось начинать фактически все сначала. Они быстро прогрессировали, но времени не хватило, и дальше третьего места им так и не суждено было подняться.
Зато все в порядке с фортуной оказалось у экипажа №72 SMP Racing (Виктор Шайтар – Андреа Бертолини – Алексей Басов), выступавшего в зачете GTE Pro. Именно Виктор Шайтар и Андреа Бертолини, кстати, выиграли в прошлом году Европейскую серию Ле-Ман. За 40 минут до финиша главное и единственное препятствие между ними и титулом, претендент на победу Aston Martin, с которым их разделяло несколько минут, на ровном месте вылетает с трассы в отбойники, разбивает вдребезги «морду» и сходит с дистанции. Говорят, у него кончились тормоза. Но, скорее всего, просто закончилась удача.
Вообще «Астонам» и их пилотам на Ле-Мане последнее время как-то катастрофически не везет. Два года назад в аварии погиб Аллан Симонсен, пилотировавший Aston Martin. Причиной стало дерево, растущее за отбойником, куда и пришелся удар водительской частью. В этом году произошла еще одна очень неприятная авария, когда опять же пилот Aston Martin №99, уступая на рассвете дорогу более быстрой машине, слетел с трассы в гравий и по инерции долетел до бетонного отбойника, в который приложился левой дверью. Спасатели долго работали на месте аварии, но вроде здесь все обошлось без трагедии. Более того, машину починили, и экипаж вернулся на трассу, правда, 11 кругов спустя.
Но за то и любят Ле-Ман зрители и фанаты, что здесь можно увидеть разное: и горе, и счастье, и исполнение мечтаний. Кто-то всю жизнь идет к столь дорогой победе, кто-то одерживает девять побед, как Том Кристенсен, а для кого-то просто финишировать в этой неимоверно сложной гонке — мечта. И очень часто в погоне за мечтой за рулем автомобилей оказываются люди, далекие от профессионального автоспорта.
Ле-Ман всегда был магнитом для кинематографа. Не надо далеко ходить — достаточно вспомнить классику: фильмы «Ле-Ман» и «Гран-при», и Ива Монтана, и Стива Маккуина, которые в них играли, а также историю самих актеров. Маккуин стал легендой не только благодаря своим ролям в кино, но и потому что в молодости и сам был довольно известным мотогонщиком.
Как бы хотелось, чтобы вернулись времена тех легендарных людей и легендарных машин, как это было в 70-е годы! И кажется, будто в этом году звезды пришли в движение, и вот одна из них — кумир девчонок и звезда знаменитого сериала «Анатомия страсти» Патрик Демпси вновь принял участие в знаменитом марафоне в команде Dempsey Proton Racing. Американец давно увлечен автоспортом, и это уже четвертое его участие в Ле-Мане, на его счету также более десяти лет участия в других автогонках, в том числе и на выносливость, а команда Dempsey racing существует с 2008 года. Но это в основном были американские серии, нынешний же сезон он намерен провести в Le Mans Series.
Финиш в Ле-Мане — вот чего добивается каждый пилот, но в этот раз реальность многократно превзошла надежды: они не просто финишировали, но и впервые поднялись на подиум, взяв серебро в классе. Демпси плакал от счастья, получая награду, и не скрывал этого. И это было красиво. Вместе с ним в экипаже ехал его соотечественник и тезка Патрик Лонг, а вот третьим пилотом стал немец Марко Зифрид. Мы о нем рассказывали в материале про прошлогоднюю гонку 24 часа Спа, в серии Блан Па он выступает за команду Rinaldi Racing, где едут российские спортсмены.
Перед его последней сменой в этом марафоне, мне удалось с ним пообщаться. Самое интересное было — каково это, ехать в одном экипаже со знаменитым актером? Конечно, основная нагрузка легла на плечи Лонга и Зифрида. Но Демпси тоже был молодцом.
— Единственное, — сказал Зифрид — я не понимаю, как он вообще успевает. У него все время расписано по минутам, и назначено столько встреч и других различных дел, что мне кажется, он вообще ни секунды не спал.
Этой ночью вообще мало кто спал. И уж точно не до сна было двум командам, боровшимся за первое место в абсолюте: Porsche и Audi. Именно за этой борьбой следили сотни тысяч глаз, если не несколько миллионов: ведь только болельщиков на само событие пришло более 250 тысяч.
Вообще в абсолютном масштабе самое важное событие в этом году в Ле-Мане, — это победа Porsche. Команда, имеющая на своем счету 16 триумфов в этом труднейшем марафоне, и уходившая на 16 лет, дабы развивать собственное производство и не разориться, в прошлом году вернулась в Ле-Ман с самыми серьезными намерениями. Но еще никому не удавалось победить в первый год. В 2014-м им не повезло. В Ле-Мане победа досталась Audi, в сезоне чемпионом стала Toyota. Но вот наступило 14 июня 2015 года — и они вновь стали чемпионами. Победу одержал экипаж под номером 19 (Нико Хюлькенберг, Эрл Бамбер и Ник Тэнди), хотя большинство делало ставки на красный Porsche под номером 17, на котором ехали Марк Уэббер, Тимо Бернхард и Брендон Хартли. А как было бы красиво, если бы 17-ю победу на 17-й год одержал экипаж № 17!
На фоне победы Porsche немного стихает грусть по поводу второго (а не первого) места Марка Уэббера, который никак не мог добиться успеха в Формуле 1, ушел для этого в обещающую быть самой сильной команду в Эндурансе, и опять стал вторым. Впрочем, это опять — на тему удачи и судьбы.
Audi, несмотря на две победы в двух первых этапах серии на выносливость Le Mans Series, проиграла Ле-Ман, и это знаковый момент. Их господство, длившееся почти 15 лет с небольшими перерывами, скорее всего, закончилось. Даже выиграть весь чемпионат это не настолько круто, как выиграть Ле-Ман. Несмотря на то, что Audi наступала Porsche буквально на пятки, и лучший круг в гонке принадлежит Audi, несмотря на то, что несколько раз за сутки они все же возглавляли пелотон, на подиуме они были даже не вторыми, а только третьими. Porsche рассчитались на раз-два.
Еще один пример свершившейся мечты — команда Ниссан и Марк Шульжицкий. Марк несколько лет тому назад стал победителем Nissan PlayStation GT Academy, и его в качестве приза посадили за руль гоночного болида. Мог ли тогда, в 2012 году, молодой парень даже мечтать, что через два года окажется на Ле-Мане, а через три — в составе заводской команды Nissan, да еще и за рулем суперсовременного прототипа?
Ниссан в этом году вновь вернулся в Ле-Ман.
Раньше из «японцев» побеждала только Mazda. Тойоте Ле-Ман в прошлом году так и не покорился, а в этом они даже и не претендовали на высокие места. Что ждет Nissan?
На этот вопрос сложно найти правильный ответ. Nissan никогда не играет по правилам. Сначала они построили свой Nissan GT-R 35, который вопреки всем законам стал одной из самых быстрых серийных машин, теперь они построили Nissan GT-R LM NISMO, который вообще выбивается за все мыслимые рамки. Шутка ли: переднеприводная и переднемоторная машина на трассе Сарте?
Но не все так просто. Nissan GT-R LM NISMO предполагался для гонки в качестве гибрида, однако за те семь месяцев, которые прошли с начала разработки машины до ее выхода на трассу, достроить ее не успели, поэтому пришлось обходиться без гибридного двигателя, который должен был добавить мощности, приводить в движение задние колеса и помогать с торможениями благодаря системе рекуперации. Так и получилось, что на гонку выпустили недостроенную машину с переднеприводной трансмиссией.
Визуально GT-R LM NISMO тоже забавный, не похож ни на один другой прототип. Причиной этому послужили измененные пропорции, другое технологическое решение. Но практика показала, что проект себя вполне оправдал. Несмотря на то, что машина прошла только обкатку и до Ле-Мана не участвовала ни в одном этапе, две из трех машин благополучно финишировали, и опять же — та, на которую делали основную ставку благодаря составу экипажа — не оправдала ожиданий. В синем Nissan под номером 21 ехал наш Марк Шульжицкий, а вместе с ним — испанец Лукас Ордоньес и японский пилот Цугио Мацуда, известный своей очень высокой скоростью, а также тем, что совершенно не умеет беречь технику. Другой цвет означал, что машина вышла на трассу только для участия в Ле-Мане, два других красных Nissan GT-R LM NISMO продолжат соперничество и в других этапах чемпионата.
Марк Шульжицкий: все время, что мы проводили на трассе, включая гонку, мы испытывали разные варианты настроек на всех трех автомобилях, и если находили удачное решение на одной из машин, сразу применяли его на всех остальных. Но вообще, конечно, ехать было непросто. Технически машина была не доделана, мы испытывали ряд трудностей, прежде всего с тормозами и недостаточной поворачиваемостью. Ну и, конечно, нам не хватало мощности, чтобы соревноваться с самыми быстрыми соперниками.
В районе 10 часов вечера болид Nissan №21 оказался в боксах для замены тормозов, но затем опять выехал на трассу. На этот раз за руль сел японец: перед ним стояла задача нагнать хотя бы немного времени, упущенного при ремонте.
Примерно в час ночи Мацуда вылетает с трассы в гравий, но не увязает там надолго. С помощью маршалов ему удается выбраться из ловушки, но с машиной явно не все в порядке, что замечает один из маршалов. На экране мониторов было видно, как человек в оранжевом комбинезоне служб стучит по корпусу автомобиля и машет руками, сообщая, что ехать нельзя, но японец видит перед собой только стрелки часов. Прочерчивая поврежденной машиной глубокие борозды по асфальту и осыпая все вокруг снопами искр, он упорно пытается ехать вперед, но потом все же сдается. Машина больше участвовать в гонке не будет. Все. Приехали.
Как выяснилось позднее, помимо прокола колеса, из-за чего автомобиль слетел с трассы, у него еще была сломана коробка передач, так что даже вернуть машину в боксы оказалось бессмысленным и проблематичным. Цугио Мацуда так и бросил машину где-то в лесах после поворота «Индианаполис».
В принципе, в этот раз Nissan не строил грандиозных планов по захвату мирового господства. Для категории LMP1 машины получились недостаточно быстрыми, но это только первый шаг. Вообще этот сезон для Nissan нужно считать условно испытательным, а Ле-Ман исключительно полигоном, после которого будут разобраны ошибки, а инженеры займутся их устранением. Во многом расчет был и на то, что во время гонки обязательно пойдет дождь — потому что он всегда идет, ведь для переднеприводного автомобиля дождевая гонка во многом означает успех. Но в этом году все было иначе.
И тогда будет надежда, что в скором времени на Ле-Мане опять соберутся если не все, то многие производители, ведь в 2016 году тут обещался быть Ford. Кстати сказать, Форду принадлежит четыре победы подряд в Ле-Мане с 1966 по 1969 годы, а их соперничество с Ferrari вообще стало притчей во языцех. В этом году в честь возвращения Ford на автодроме Сарте устроили целую экспозицию с подробным описанием, что и как происходило в те годы, когда Ford бился c Ferrari.
Впервые гонщики SMP Racing оказались на кольце Сарте в 2011 году, когда участвовали в гонке поддержки Ferrari Challenge. Они выставили тогда несколько машин, раскрашенных в цвета российского флага, и даже поднялись на подиум, хотя к Ле-Ману он имел только географическое отношение. Борис Ротенберг тогда сам ехал за рулем одной из Ferrari.
В прошлом году они участвовали в «Европейской серии Ле-Ман» (ELMS) на автомобилях Oreca 03 и выиграли чемпионат. В этот раз они пошли дальше. В конце прошлого года было объявлено, что российская команда BR Engineering строит свой собственный прототип под названием BR01 для участия в ELMS, и особенно в «24 часах Ле-Мана». Для его разработки пригласили Паоло Катоне — инженера, создавшего Peugeot 905 и 908, победителей предыдущих марафонов «24 часа Ле-Мана» (1993–1994 и 2009). Основной упор делали не только на выносливость и скорость, но и на аэродинамику, которую рассчитывали с использованием туннеля Fondtech.
Кирилл Ладыгин — один из трех пилотов экипажа (двое других — Михаил Алешин и младший брат Кирилла Антон) — рассказал, что машина получилась очень быстрой, но были небольшие проблемы с аэродинамикой в медленных поворотах. Однако машина проигрывала противникам по 5-6 секунд с круга не из-за этого. Главная проблема, с которой столкнулась команда, это не двигатель или подвеска — это резина.
Как известно, Борис Ротенберг и SMP еще в прошлом году попали под санкции, и американская компания Dunlop отказалась с ними сотрудничать. Лучшие же результаты на трассе Ле-Мана показывают именно покрышки Dunlop, и все команды уже давно перешли на них. SMP же сейчас сотрудничает с Michelin, но их резина не «лемановская».
— Конечно, мы можем сменить название команды и купить Dunlop, — сказал Борис Ротенберг, — но стоит ли это делать? Я думаю, мы решим вопрос с помощью Michelin.
Некоторые цифры
Количество участников: стартовало 55, финишировало 37
Самый быстрый круг: 3:17,465 со средней скоростью 242 км/ч на 317-м круге установлен автомобилем Audi №7 под управлением Андре Лотеррера
Максимальное количество кругов: 395 кругов или 5 383,455 км проехал победный Porsche №19 (это на два круга меньше, чем рекорд 2010 года: 397 кругов и 5 410,713 км)
Количество смен лидера: 26
Количество питстопов у Porsche №19: 30
Общее время пребывания на трассе автомобиля безопасности: 2 часа 04 минуты
Самый молодой пилот гонки: француз Лео Руссль (№29) — 19 лет
Самый возрастной пилот: Марк Паттерсон (№48) — 63 года