Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Репортаж Drom.ru с Московского этапа Formula E. Электрические гонки
09.06.2015 | 34890 просмотров

Репортаж Drom.ru с Московского этапа Formula E. Электрические гонки

Текст и фото: Мария Мельникова
Источник: Дром

Кто-то называет их гонками на швейных машинках, кто-то — на пылесосах, а кто-то на шуруповертах. Причина тому проста: звук, который издают автомобили Formula E, далек от привычного звука Формулы 1, DTM или WTCC. Сейчас, наверное, осталось уже не так много людей, которые бы не встречали вживую электрокар и знают, что на улице его почти не слышно. Так и тут: стоя на питлейне, невозможно услышать даже подъехавшую близко сзади электрическую Формулу. Для того, чтобы предупреждать всех, находящихся в зоне этих автомобилей, судьям раздали огромное количество свистков, которыми они сигнализируют о приближении электрических машин. С непривычки чувствуешь себя странно, но все работающие на Formula E на постоянной основе, включая судей, механиков, менеджеров команд и, конечно, пилотов уже давно привыкли к этому звуку.

Молодой пилот команды Audi Sport Abt, известной по всему миру благодаря участию в большинстве мировых гоночных серий, включая Леман, Даниэль Абт (да-да, внук своего знаменитого деда Иогана Абта, основателя гоночной династии!), до того как прийти в Formula E, выступал в различных формульных классах, сериях GP2, GP3, тестировался в Indycar и был приглашен в DTM за команду Audi Abt, но предпочел электрические формулы. На вопрос, каковы были его ощущения, когда он впервые сел за руль столь тихого болида, он ответил, что за девять этапов уже привык, и во всем можно найти свои плюсы: например, он всегда отлично слышит, что ему говорят механики и инженеры.

Даниэль Абт (слева) и Лукас ди Грасси, команда Audi Sport Abt Formula E

Но, честно говоря, после старта гонки в какой-то момент понимаешь, что тебя уже совершенно не заботит звук, который издают эти мчащиеся машины, потому что та борьба, которая происходит на трассе, настолько плотная и серьезная, ребята так отчаянно бьются за очки и места, что все другое отходит на второй план.

На гонках электрокаров в качестве машины безопасности выступает электрическая BMW i8 (фото слева). А вот в качестве автомобиля руководителя гонки выступает спорткар покруче BMW! На фото справа — один из восьми построенных в Хорватии электрических суперкаров «Римац» мощностью 1088 л.с.

Почти часовая гонка полна как драматических событий, так и забавных моментов, но всегда держит в напряжении и не дает расслабиться. Узкая городская трасса всегда опасна, т.к. огорожена бетонными отбойниками, которые не пощадят машину в случае контакта. К тому же она традиционно узкая (не шире улицы в центре города) и без зон вылета, так что если «уберешься», то все будет серьезно. К тому же городские трассы не всегда столь ровные, как автодромы, здесь есть канализационные люки. Многие, наверное, помнят полет такого люка из-под машины Рубенса Барикелло на Гран-при Монако в 2010 году — так что все не так безопасно. Вот и в этот раз на протяжении почти всей гонки развивалась невероятная борьба за место между Ярно Трулли и Антониу Феликсом Да Кошта, в которой пилоты по очереди вынуждали друг друга проходить по срезкам или шли буквально бок о бок по трассе. И не только между ними. Жан Эрик Вернь до последнего бился с Себастьяном Буэми, и все же вынудил его уйти на срезку.

Противостояние Жана Эрика Верня (слева) и Себастьяна Буэми

Но городские трассы — это одно из главных условий Formula E. Концепция электрических гонок состоит в том, что они не только пропагандируют экологичный автоспорт, но и также экологичный вид транспорта — электромобили — которые сейчас становятся все более актуальны и популярны. Поскольку это сугубо городской вид транспорта, то и задача их демонстрировать — в городах, а не на автодромах. Поэтому все без исключения этапы Formula Е проводятся во всем мире только на городских трассах.

6 июня в Россию и Москву Formula Е приехала впервые. У этой серии вообще все впервые: это их первый, «обкаточный» год. Зато для Москвы в этом этапе есть кое-что уже знакомое: по похожей, но более короткой трассе, точно так же, у стен Кремля, семь лет подряд проходило шоу Moscow City Racing. Так что те же Кремлевские стены, купола Храма Василия Блаженного, Васильевский спуск, Большой Москворецкий мост плюс старые улицы вроде Варварки или Китайгородского проезда.

В противоположность Формуле 1 Formula E начинает свой сезон осенью (в сентябре), едут всю зиму и заканчивают в июне. Всего в первом сезоне будет проведено 12 этапов, и все они расположены на разных континентах: Европа, Азия, Америка и снова Европа. Любопытно, но эта серия во всем старается придерживаться принципа экологичности. Именно для того, чтобы меньше загрязнять окружающую среду, они построили свой календарь таким образом, чтобы требовалось меньше перемещений: сначала все этапы проходят в Азии, затем в Америке, затем в Европе. Кстати, именно такую же задачу они ставили и перед своим партнером, компанией DHL: разработать логистику так, чтобы минимально перемещаться на самолетах. Именно поэтому в их маршрутах больше всего транспортировок по морю и по железным дорогам, а уже потом на фурах или авиацией.

Этим же обусловлена и еще одна «причуда»: в течение гонки они едут на одном комплекте шин с протектором, независимо от того, мокро на улице или сухо. Слики не используются вообще. Кстати, и прогревочного круга у них нет: им не нужно прогревать моторы, электрические двигатели в этом не нуждаются.

Всего в гонке участвует десять команд по два пилота в каждой. С учетом того, что для каждого пилота привозят по два автомобиля, всего в боксах находится 40 формул. Большинство пилотов сюда пришло уже с именем, как правило, в прошлом  участники Формулы 1.  И несмотря на то, что некоторые уже давно не «формульного возраста» (Ярно Трулли, например, через месяц исполнится 41 год, а Стефану Сарразину — 40), а, может быть, и поэтому, — сражаются они как в последний раз.

Бруно Сенна, Карун Чандхок и Ярно Трулли

Самое удивительное, конечно, наблюдать старт вживую. Вот на стартовой решетке стоит 20 формул с вполне привычными очертаниями. Вот один за одним гаснут светофоры. Вот машины срываются вперед… Но происходит это все тихо, практически бесшумно. Но зато потом звуки появляются. Это и свист тормозов, и звуки шлепков на неровностях городского асфальта, и ударов днищем о накладные поребрики, и визг колес, иногда срывающихся в повороте. И на фоне всего этого тихий свист двигателей.

Старт на Кремлевской набережной

Поскольку гонка проходит в черте города, то было решено ограничить скорость движения 250 км/ч. На таких максимальных скоростях даже самые технологичные аккумуляторные батареи разряжаются достаточно быстро, и этот момент тоже озвучивают в эфире. Так, например, сегодня лидер гонки Нельсон Пике в первой половине заезда до последнего выжимал «батарейку», пока уровень ее зарядки не достиг 1%. И только после этого вернулся в боксы поменять автомобиль.

Нельсон Пике

Да-да, я не ошиблась: во время обязательных питстопов пилоты не совершают дозаправку, точнее, дозарядку, не меняют батареи — они пересаживаются из одного автомобиля в другой и продолжают соревнование. Здесь еще вопрос тактики — в какой момент поменять машину, на сколько кругов может хватить зарядки? Как правило, серия питстопов происходит примерно в середине гонки, но бывает и так, что, попав в аварию или израсходовав запас энергии быстрее, чем предполагалось, пилоты вынуждены вернуться в боксы и заменить автомобиль. Как, например, сегодня произошло уже через десять минут после старта у Сэма Берда и Витантонио Льюцци.  И тогда дальше приходится либо использовать что есть, либо заканчивать гонку на разбитой (если не сильно) машине. К слову сказать, когда у Сэма Берда закончился заряд на втором автомобиле, он был вынужден вернуться в боксы и больше на трассу не вышел: было не на чем.

Фан Буст — это возможность пятисекундного дополнительного использования энергии повышенной мощности для тех пилотов, за которых больше всего проголосовало фанатов на сайте гоночной серии

В начале сезона смена машин из-за севших батареек выглядела слегка вынужденно. Но не зря организатором серии стал испанец Алехандро Агаг, в прошлом политик и удачливый бизнесмен. Он очень быстро сумел обернуть этот минус в плюс, обеспечить борьбу стратегий, а в будущем сезоне вообще планирует предложить командам и пилотам использовать в гонке сразу два типа машин, как он их назвал, «sprint» и «endurance», т.е. одни более быстрые, а другие более выносливые, что должно сделать стратегическую борьбу еще очевиднее и интереснее.

Боксы команд (вернее, шатры) располагались непосредственно на Москворецкой улице

В Москве с самого начала в лидеры гонки выбился Нельсон Пике. Уже через несколько секунд после удачного старта он сумел оторваться от соперников на две с лишним секунды и постоянно увеличивал дистанцию. Зато позади него был настоящий бой за позиции между другими известными гонщиками: Жаном Эриком Вернем, Лукасом ди Грасси и Себастьяном Буэми. Еще дальше наседают Даниэль Абт и Жером Д’Амброзио, тут же Николя Прост и Ник Хайдфельд. Кстати, интересно, что руководителем команды E.DAMS-Renault является отец Николя, прославленный гонщик Ален Прост.

Ален Прост (на фото слева) и Николя Прост (на фото справа)

И еще один любопытный момент: в 1987 году в Чемпионате Формулы 1 встретились три знаменитых пилота: Ален Прост, Айртон Сенна и Нельсон Пике. В Формуле Е в этом сезоне также выступают представители этих трех гоночных династий, но только младшие: Николя Прост, Бруно Сенна и Нельсон (Нельсиньо) Пике!

Бруно Сенна, кстати, не раз отличился на московском этапе: то разобьет задний спойлер об отбойник, то превысит допустимую скорость на питлейне и получит штраф. Впрочем, наказания раздавались направо и налево: Стефан Сарразан оштрафован за слишком быстрый пит-стоп, Альгерсуари превышает допустимое количество энергии, а после финиша оказывается, что под расследованием находятся еще сразу несколько пилотов, в том числе Дюваль, Буэми, Трулли, Вернь и другие. Но на результате Буэми в итоге это никак не сказывается: он приезжает на третье место на подиуме. Второе место достается бразильцу, выступающему за Audi Sport Abt — Лукасу ди Грасси, ну а первым абсолютно закономерно стал еще один бразилец Нельсиньо Пике!

Джастин Вилсон (слева), Жан Эрик Вернь (в центре) и Сэм Берд
Джастин Вилсон, Антониу Феликс да Кошта и Жером Д’Амброзио

Теперь, после девятого этапа, именно в такой же последовательности расположились на первых трех местах в зачете пилотов эти три спортсмена. Четвертым идет Николя Прост, Даниэль Абт пока девятый, а замыкает «десятку» Хайме Альгерсуари.

Подиум

На протяжении всего уикэнда и пилоты, и организаторы чемпионата непрерывно говорили о том, насколько они счастливы побывать в Москве. Дело в том, что окружение трассы, проложенной в самом историческом центре Москвы, и впрямь намного красивее и масштабнее городских трасс всех других этапов. Так, например, Жером Д’Амброзио сказал, что наконец сбылась его мечта погулять по Красной площади и посмотреть на Большой театр. Дело в том, что бельгиец уже приезжал в Москву по приглашению организаторов зимней Гонки Звезд и выступал за рулем Renault на Центральном Московском ипподроме, но тогда ему так и не удалось оказаться в самом центре города.

Хотя во время вечерней прогулки по Москве пилотов на улицах и не узнавали, но на автограф-сессию собралась целая толпа. На фото справа — Себастьян Буэми

Однако судьба дальнейшего проведения этапа соревнований в Москве, по крайней мере с участием нынешних российских организаторов, решится в ближайшие дни. Будет ли подписан дальнейший контракт —  пока неизвестно. Будем надеяться, что все сложится, ведь в этот раз получился настоящий праздник.

Фотобонус

Комментарии

 
На Кит-Фин границе
Сообщений: 5235
Николя копия бати!
Уважуха такому потомственному делу!
Наслаждаюсь началом прорыва, десятилетия ярких побед, процветания и стабильности!
56
2
Ответить
   
Якутск
Сообщений: 969
сибирские девчонки покрасивше будут
492
28
Ответить
    
Реутов
Сообщений: 1269
монобровь на КДПВ
10
13
Ответить
 
Санкт-Петербург
Сообщений: 134
- Объясните, почему вы гнали 100 там где разрешено 30?
— Я стритрейсер!
— На Тойоте-Приусе?!
— Я редко побеждаю…
222
3
Ответить
    
Тюмень- Курган
Сообщений: 1285
Надо было видео со звуком старта
93
 
Ответить
 
Санкт-Петербург
Сообщений: 134
utenok6:
Надо было видео со звуком старта
стиральную машинку на отжим включи
223
5
Ответить
  
Сообщений: 12777
фото 15, центр, очень выразительный взгляд
Продам уши от мертвого осла.
11
18
Ответить
  
Сообщений: 12777
Наши были? Фоменко, Черевань, Петров ?
Продам уши от мертвого осла.
6
28
Ответить
    
Тюмень- Курган
Сообщений: 1285
Chinese:
стиральную машинку на отжим включи
А для вас это одно и тоже?
14
25
Ответить
krep1989
Киров
Очень монотонное зрелище для ТВ, скорости до 180 км/ч. Не сравнимо с Формулой 1.
17
12
Ответить
     
Питер. Калининский р-н
Сообщений: 4063
Ну наконец-то, я уж думал не опубликуют!
Мои отзывы: Kia Rio 2015, Mazda Demio 2002
3
2
Ответить
     
Питер. Калининский р-н
Сообщений: 4063
А чего Петрова не взяли в Формулу Е ?
12
4
Ответить
  
Бердск
Сообщений: 422
41 фото с лева. АААааааааааааа она пялится прям на меня О_о
В этом мире нет ничего определенного, кроме смерти и налогов.
25
21
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 10261
Крайняя слева на фото 41 - богиня.
30
39
Ответить
   
Кемерово
Сообщений: 25
fandnb:
А чего Петрова не взяли в Формулу Е ?
У Виталия большие планы и плотный график, надо вернуться в DTM и наказать там всех, а потом Ф1 ))
3
6
Ответить
  
Бердск
Сообщений: 422
Narf:
Крайняя слева на фото 41 - богиня.
Согласен! Только богиня чего?
В этом мире нет ничего определенного, кроме смерти и налогов.
45
1
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1576
76
1
Ответить
     
Кузайкино
Сообщений: 3460
Сколько часов у них дозаправка идёт?
Я проголосовал не за того...
17
2
Ответить
     
Кузайкино
Сообщений: 3460
IlyaR:
:)
дружище! неистово плюсую!!!
Я проголосовал не за того...
11
2
Ответить
  
Сообщений: 340
Неужели корреспонденты дрома думают что мы смотрим такие статьи ради каких-то болидов?
Где бонус?!
38
10
Ответить
 
Иркутск (р-н)
Сообщений: 7959
boruh:
сибирские девчонки покрасивше будут
Есть такое)
Мой отзыв: Honda Avancier 2001
40
1
Ответить
 
Сообщений: 5090
Максим Осадчий:
Согласен! Только богиня чего?
богиня улыбашек...
boruh:
сибирские девчонки покрасивше будут
Ты ведь не знаешь от куда эти девченки.
Toyota Caldina GT-Four N-edition
7
28
Ответить
походу все девченки из Москвы в отпусках.
24
1
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2760
клиренс у болидов повыше наших приор будет )))
спецом для наших дорог поднят)
— По часам только таблетки надо принимать! А властвовать и унижать можно в любое время!
Мой отзыв: Subaru Forester 2004
7
1
Ответить
Сакраменто
а ФАК на 20 фото кто заметил, мужик в красном
8
 
Ответить
 
Москва
Сообщений: 5898
[quote=Чебурашка .]а ФАК на 20 фото кто заметил, мужик в красном[/
;D
3
 
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 24
Как в песне - "села батарейка" на второй машине и можешь тихонько курить!!!
HONDA S-MX GF-RH1 2001 Lowdown
.....
HONDA Orthia GX-S 1996
NISSAN Avenir E-W10 1995
5
1
Ответить
     
Красноярск
Сообщений: 2505
Chinese:
- Объясните, почему вы гнали 100 там где разрешено 30? — Я стритрейсер! — На Тойоте-Приусе?! — Я редко побеждаю…
Погоня за Приусом: https://www.youtube.com/watch?v...
ZZV50(1998)->NZE121(2003)->NHW20(2008)->ZVW30(2009)->NHW10(1998)->SCP10(2003)
2
 
Ответить
    
Mgn174
Сообщений: 1088
+++
Renault SR 2010 MT
Accent 08

Автоподбор174 8 908 708-81-76

https://vk.com/club160235964
27
1
Ответить
     
Иваново
Сообщений: 2599
Скучно. Скорости пенсионерские. ФИА раскручивает эти гонки для того, чтобы заявлять: мы за экологию, против нефти и т.п. Модно, но будут ли их смотреть те, кого интересует только стоимость счета на заправке? Те, у кого бензин в крови, точно не будут фанатеть от этого.
6
4
Ответить
Alexandr91
Чернышевск
Так-то прикольно.
 
3
Ответить
  
Ingolstadt
Сообщений: 14802
boruh:
сибирские девчонки покрасивше будут
Ага, видели мы вчера ваших "красавиц" на " Байкал мотор шоу".
Мой отзыв: Hyundai i30 2014
26
3
Ответить
Классно Сэм на фотке фак остальным показал)))
1
1
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37256
коммунист:
Ага, видели мы вчера ваших "красавиц" на " Байкал мотор шоу".
+))))
6
1
Ответить
MontyForester
Санкт-Петербург
Первая на фото 42 богиня :)
1
2
Ответить
     
Сообщений: 2205
Да это же смех!! формула на электродвигателях))) ржунимагу)) посмотрите видео в ютубе...звук как от этих машинок на фото
7
6
Ответить
 
Сообщений: 4276
Гонка сама по себе не очень интересная была. Но картинка Москвы и новизна этих машин и настоящие русские красавицы на стартовой решетке - было интересно и красиво. особенно после последнего ГП Монако где вместо девушек на старте пилотов представляли мальчики по наводек какогото местного 3,14дараса.
Это наша зима! ;)
5
2
Ответить
 
Омск
Сообщений: 5952
Narf:
Крайняя слева на фото 41 - богиня.
ты смайлы забыл поставить ))))
4
 
Ответить
Дмитрий
Иркутск
Деффки зачетные!
1
16
Ответить
    
Сообщений: 1941
Михаил424:
Гонка сама по себе не очень интересная была. Но картинка Москвы и новизна этих машин и настоящие русские красавицы на стартовой решетке - было интересно и красиво. особенно после последнего ГП Монако где вместо девушек на старте пилотов представляли мальчики по наводек какогото местного 3,14дараса.
Ну это вообще уже не в какие ворота!!))
Ваз 2109 2004г был
Тойота корола 2000 была
Лансер х 2009г есть
4
 
Ответить
   
СФО
Сообщений: 579
Страшные модели, потому что кризис?
12
 
Ответить
 
город-революционер Фрунзе
Сообщений: 132
Где ж они таких красавиц то берут?!
KB1/RG1/BPE
UC1/RF3/BP5
CL9
CM2
7
1
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1460
sanmaG:
Где ж они таких красавиц то берут?!
таких везде много))))
замер толщины ЛКП 8-952-9IO-ЗI-ЗI
3
 
Ответить
    
Сообщений: 1434
очень круто...вот такие бы шины формуле 1.
а я считал что Нельсиньо Пике сделали запрет на участие в гоночных сериях за их инцидент с разбитым болидом.
и кстати поясните почему женщина пилот - пилотесса и не пилотка, ведь он пилот, а не пилотесс.
1
3
Ответить
    
салехард
Сообщений: 63
sanmaG:
Где ж они таких красавиц то берут?!
А как вам мисс Москва 2015?
1
1
Ответить
 
Сообщений: 233
все огородили плакатами банерами а мусора перекрыли все мосты, так чтобы даже одним глазком не было видно для простых людей, у которых нет 4 000р на билет.
Автоспорт в массы - фиг ли. Полицейское государство
6
1
Ответить
     
Russia
Сообщений: 2083
антоха102:
+++
Хорошая подборка!
Всё, что происходит - к лучшему!
Наверное....
2
 
Ответить
 
Buenos Aires
Сообщений: 6297
Лето, Москва, красота.....
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012
2
 
Ответить
Александр
Минусинск
Автору: прогревочный круг нужен вовсе не для прогрева двигателей, а для прогрева шин.
5
1
Ответить
Александр
Минусинск
Ещё один интересный момент: по идее, гонщикам и механикам не нужны огнеупорные комбинезоны - горючее-то не используется.
1
2
Ответить
   
Сургут
Сообщений: 1023
Александр:
Ещё один интересный момент: по идее, гонщикам и механикам не нужны огнеупорные комбинезоны - горючее-то не используется.
некоторые типы батареек еще как горят!
1
2
Ответить
   
Сургут
Сообщений: 1023
большинство критикующих электромоторы ведут себя как будто они изобрели бензиновый двигатель и испытывают от этого какой то оргазм.
ДВС заводится электрическим двигателем а потом крутит генератор и вообще если его убрать машина становится проще и элегантнее по своей сути. Ну а то что бензин быстрее в бак залить чем зарядить батарейки это да Пока так.
4
2
Ответить
    
Сообщений: 38701
Фото хорошие.))
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром