Изнутри, из кокпита, все, разумеется, представляется иначе. Да, будучи зрителем на трибунах, ты наблюдаешь красивую картинку с великолепной озвучкой визжащих на высоких оборотах моторов. Но в кресле пассажира впечатления тем более незабываемые. Хотя поначалу я немного разочаровался. Аркадий Цареградцев, чьим «штурманом» я стал на несколько кругов, как-то вяло разогнался (где тут 500 «кобыл»?), обыденно, словно на льду, выставил свой «гэтэр» в занос и перекладки делал так, будто дефилировал по обычной дороге. Однако потом... То был всего лишь прогрев шин. Когда же сбоку замаячил второй дрифтер... Вот оно, ускорение! Вот они, резкие, как удары серпом, фуридаши и фурикаеши! И сладковато-ядовитый аромат жженной «резины». Я не имею таких больших, приятных и округлых форм, как героини известных Интернет-роликов. Тем не менее, явственно почувствовал — органы внутри меня есть, и они при каждом рывке руля просятся наружу. То вправо, то влево. А еще на расстоянии вытянутой руки ты видишь своего партнера по дрифту. И он тоже скользит на скорости 120-130 км/ч!
Начнем с грустного. Увы, в этом году на СДБ, проходившую 5-7 сентября, не приехали явные фавориты прошлых лет — Максим Костючик и Евгений Ружейников. Команда из Иркутска была представлена лишь тремя участниками. Сборная Казахстана выбыла из борьбы еще на квалификации. Наконец, отсутствовали дрифт-кары, построенные на базе ВАЗов или непосредственно из них самих (читайте отчет о прошлогодней Битве). Впрочем, это вовсе не означает, что дрифт в России и, в частности, красноярская СDБ зашли в тупик. Напротив, все с точностью до наоборот. Организаторы намеренно ограничили число участников — не более 50-ти. А судьи, чего ранее не было, ужесточили техтребования на сибирском мероприятии до уровня Российской Дрифт Серии (RDS), которая проводится по правилам РАФ. Это вварные каркасы безопасности, внешние выключатели массы и много другого омологированного оборудования. В итоге некоторые участники отпали сами собой. Другие же не вошли в ТОП-8 региональных первенств под эгидой той же RDS, что также являлось необходимым условием попадания в СДБ.
Ну и, в конце концов, надо понимать, что для пилотов езда боком даже на уровне национального чемпионата (читай, RDS-Запад: Москва, Питер и т.д.) все-таки хобби. До различных формул или WRC с их заводскими либо частными контрактами дрифту далеко. Рожденный на улицах и перебравшийся на закрытые трассы, он так и остается больше развлечением, шоу, чем автоспортивными соревнованиями, какими мы их привыкли воспринимать. И хотя в RDS и в команды, в нем участвующие, уже пришел бизнес и деньги (взгляните на раскраску болидов — это не наклейки «для понтов» — реальные спонсоры), говорить о профессиональных, «продюсерских» отношениях не приходится. Тем более что центр Сибири для многих дрифтеров, и правда, находится далеко и «дорого».
Но в том-то и дело, что по технической части и организации дрифт не эволюционировал — революционировал, за какие-то несколько лет пройдя путь от гонок на паркинге и кое-как «подтюненых» заднеприводников до российской серии и принятия классических канонов дрифтостроения. Потому-то на СДБ-2014 не было «Russian Drift Cars» и вообще откровенных корчей, интересных инженерно, однако способных украсить своим присутствием любую металлоприемку. Как сказал тот же Цареградцев, за минувший год значительно выросла аккуратность исполнения болидов, в том числе по мелочам. Спонсоры уже не хотят размещать рекламу своих брендов на болидах, собранных из чего попало и «сшитых дратвой».
В общем, на СDБ-2014 приехали 48 сильнейших. И, разумеется, опытнейших! Достаточно было посмотреть, как едет Екатерина Седых, единственная среди пилотов представительница прекрасного пола. Не зря среди ее «тренировок» значатся японский чемпионат D1 и американский Pro AM. А уж каково было увидеть в Красноярске японца Тецуя Хибино, который в том же островном Drift One идет четвертым, но параллельно гоняется в RDS-Восток. Да и в принципе качество пилотирования подтянулось у многих, если не у большинства. Хотя тут, конечно, есть исключения. Ребята с севера, уральцы, иркутяне не имеют собственных гоночных трасс. А дрифт на площадке перед супермаркетом и на кольце совсем не одно и то же. Впрочем, в ТОП-32 уже не из-за недостатка «наката» не вошли три пилота, в разное время и в различных первенствах показывавшие отличные результаты и, само собой, способные побороться за победу. Дмитрий Семенюк, Илья Федоров и Андрей Богданов оказались за бортом Битвы по техническим причинам.
Вообще нужно сказать, что нынешний уровень российского дрифта уже предполагает обязательное наличие некоторых техпроблем. Моторы, наддутые до 500-600 сил, могут ломаться и ломать. Это в драге четверть мили, и все. Здесь же множество заездов, которые машина должна «терпеть». В итоге кто-то, грея «резину» и не зная о том, что под колесами драговая проклейка, свернул кардан. У кого-то летят редукторы. У других система охлаждения имеет «внешний контур» — ручной полив радиаторов и интеркулеров. И совсем мало приятного для подвески встретиться на скорости с поребриком или жесткой обочиной. Благо, что механики команд работают, как на иной формуле. Не зря на устранение неполадок во время заездов судьи дают всего пять минут.
В напряжении и люди. Несмотря на то что судейская команда призывает «ехать на расслабоне» и не «париться» по поводу мест, воздух над «Красным кольцом» — квинтэссенция эмоций, разбавленная едким благоуханием отлетающих кусками покрышек. Поэтому ошибаются. Неплохо откатав квалификацию, будучи на нервах, минимум цепляют бровку или «поскальзываются» до разворота в самых безобидных ситуациях. Не классическая, но уже и не редкая картина — пилот, «отквалифицировавшийся за двадцать», «проходит» коллегу, попавшего в десятку лучших. А бывают и вопиющие случаи: последний «дергает» первого! Ведущий шоу, глядя на то, как Виктор Москвин, выступающий за RDS-Север и впервые попавший на кольцо, добрался до ТОП-8, вспомнил о том, что в дрифте есть такой термин — lucky looser. Ну, вы поняли. Можно поспорить. На СDБ уже стало едва ли не традицией — всегда присутствует пилот, которого изначально записывают в аутсайдеры. А он, не попадая, безусловно, в ТОП-8 и тем более ТОП-4, сливает оппонентов в ТОП-32 и ТОП-16 и неизменно срывает зрительские овации.
Правда, к финальной восьмерке все утрясается. Элита! Здесь обычно и нервы, будто канаты, и машины мощные либо легкие. Зачастую — то и другое. Вот иркутянин Евгений Лосев легко отправил в зрители Виктора Москвина. Константин Авшаров в трудной борьбе переиграл своего соратника по RDS-Восток Макара Черныша. А Аркадий Цареградцев «прошел» Тецуя Хибино.
Разве что в паре Екатерина Седых — Георгий Чивчян произошла непонятная заминка. После первого захода судьи отдали победу Екатерине, ссылаясь на ее отличное пилотирование в роли лидера и указав на ошибки Гочи при езде первым. Объявив по громкой связи это «окончательное решение», судьейская коллегия, тем не менее, продолжила обсуждать заезд, и через несколько минут был назначен «one more time»... К сожалению, перезаезд оставил владивостокскую пилотессу и просто очаровательную девушку за пределами ТОП-4.
ТОП-16
ТОП-8
ТОП-4
За 3 место
За 1 место
Элита элитой, а полуфинал и финал все-таки выматывают и технику, и людей. Вылетов нет, однако четверка, борющаяся за подиум, жалуется на незначительные и все же влияющие на результат проблемы с машинами. В конце концов, по мелочам «грешат» на траектории. Ошибаются все! Характерен пример того же Хибино-сан, который чуть ли не идеально «прорисовывал» заносы, однако ошибся всего лишь в одном месте. И все насмарку! Накал страстей, что тут еще скажешь... А результат СDБ-2014 был бы, пожалуй, более интересен, если бы в противостояние двух красноярцев вмешались иркутянин и приморец.
Дрифт в движении и в развитии
Молодая дисциплина, пришедшая к нам и во весь остальной мир из Японии, в России уже переживает определенные проблемы. Но существуют и вещи, которые позволяют надеяться — у дрифта в нашей стране есть будущее.
Начинающим пилотам всегда тяжело, особенно, если речь идет о дрифте не на примитивных площадках — на полноценных кольцевых трассах. О том, что думают участники, впервые приехавшие на Red Ring, мы поинтересовались у двух «молодых» (в смысле профессионализма) ребят
Вопреки классическим представлениям о дрифтовом болиде, многие пилоты, строя свои машины, идут оригинальным путем. Это понятно даже по названиям — Toyota GTT86, Nissan Silvia Tourer V или Nissan JZR32. Симбиоз платформ и агрегатов! Мы выбрали несколько интересных инженерных подходов.
Дальний Восток традиционно силен своими дрифтерами. Еще бы, начинали-то именно они. Однако и среди них есть фигуры уже даже не российского масштаба. Екатерина Седых не только едет в RDS-Восток и RDS-Запад — тренируется в Японии и проехала 4 этапа начальной американской серии Pro AM, став третьей. А в этом сезоне ее команда в качестве тренера пригласила японца Тецуя Хибино, который изъявил желание участвовать в RDS-Запад. Причем на предстоящей баталии Япония против России Хибино-сан будет выступать за нашу страну. Вот мнения этих пилотов.
Екатерина Седых:
— Везде разные условия и техники пилотирования. В США, где мы выступаем на трассах NASCAR, упор делается на мощность, которая в начальном Pro AM достигает 500-600 сил. В других дивизионах может быть и 800, и 1000 «лошадей». В Японии при относительно невысокой форсировке моторов больше ценится мастерство гонщика. Отличается и судейство. В прошлом году японские дрифтеры получили электронную систему DOS, отчасти исключающую субъективизм оценок. Кроме того, там трассы разбиты на участки, которые оцениваются отдельно. В Штатах каждый из трех судей оценивает свое — скорость, траекторию и т. д.
Что еще хочется отметить по поводу заокеанского дрифта, это доступность подготовки болидов. Скажем, LS от Chevrolet, будучи полностью готовым, обходится там вдвое дешевле, чем в России. Да и вообще дрифт-тюнинг в США это развитое направление, до которого нам еще расти и расти.
Тецуя Хибино:
— Мне нравится дрифтить в России. Многие местные пилоты имеют уровень подготовки, достойный для участия в нашем D1. И техника российских пилотов близка к японской. Во всяком случае, если и отличается, то незначительно. Что касается Красного кольца, то... тоже понравилось. Это высокотехничная трасса, требовательная к мастерству участников.
Другое дело, что дрифт в Японии давно стал субкультурой. Спонсоры, масштабное освещение в СМИ, зарплаты у топовых пилотов. Нас поддерживают даже автопроизводители. Например, Toyota, которая выпустила свою заднеприводную модель GT86. На родине я, кстати, участвую именно на ней.