На автодроме Moscow Raceway 22-23 июня прошли заезды Формулы Renault — по оценкам многих автоспортивных журналистов второй по статусу гоночной серии в мире. Этап одного из самых быстрых и зрелищных европейских чемпионатов — Мировой серии Renault (WSR), проводится в России второй год подряд и присутствие российских гонщиков здесь — самое весомое среди всех рейтинговых мировых серий.
// Мировая серия Renault — чемпионат, образованный в 2005 году объединением двух серий: Формулы Renault V6 и Формулы Nissan. За счет телевизионного продвижения и бесплатных билетов некогда недорогая «младшая» Формула стала одной из самых популярных европейских гоночных серий. Зрители WSR получают в придачу к автогонкам еще и возможность изнутри познакомиться с миром автоспорта: посмотреть музей спортивной славы, испытать специальные гоночные тренажеры, прогуляться по паддоку и пит-лайну, и пообщаться с гонщиками и другими представителями команд. //
По предварительным оценкам посмотреть гонки Мировой серии Renault на автодром Moscow Raceway пришло не менее 50 тысяч зрителей: по время открытия пит-лайна здесь в буквальном смысле яблоку негде было упасть
Раздача автографов — обязательный пункт в работе пилотов на этапах Мировой серии Renault
WSR состоит из четырех чемпионатов, главный из которых — чемпионат Формула Renault 3,5, считающийся высшей школой пилотов «королевской» Формулы-1: из FR3,5 в F1 пришли Роберт Кубица, Пастор Мальдонадо, Себастьян Феттель, Хальме Альгерсуари, Камуи Кобаяши. Велико здесь и российское присутствие — сразу четверо гонщиков. Cамым успешным россиянином в чемпионате FR3,5 накануне московского этапа являлся дебютант серии Сергей Сироткин (выступающий за команду ISR Racing): с 34 очками он распологался на 8-м месте. Николай Марценко (Pons Racing) был только 15-м, а Николай Алешин (Tech 1 Teams) и Даниил Мове (SMP Racing by Comtec) — 19-й и 21-й соответственно.
В Формуле Renault 3,5 используются гоночные шасси Dallara, оснащенные моторами V8 Zytec мощностью порядка 560 л.с., что наряду с другими техническими особенностями приближает эти болиды по параметрам к Формуле 1.
До начала московского этапа казалось, что лидера класса — датчанина Кевина Магнуссена (DAMS) — уже не догнать: его отрыв от ближайшего преследователя составлял 29 очков. Однако в Москве Магнуссен «споткнулся» и в первой гонке очков не набрал. А Сироткин в этом заезде вообще не смог стартовать: в самом конце прогревочного круга его машина неожиданно встала перед стартовой прямой из-за поломки сцепления. Во второй гонке Сироткин попал на третью стартовую линию (шестой результат классификации). Однако удержать позицию нашему гонщику не удалось, и на финише он оказался одиннадцатым — вне очковой зоны. Зато Алешин сразу взял уверенный старт и после пит-стопа занял пятую позицию, на которой и финишировал.
Победителем обеих гонок Формулы Renault 3,5 стал Штоффель Вандорн, который благодаря своему дублю сумел обойти в общем зачете Магнуссена и возглавить чемпионат. Улучшил свое положение и Михаил Алешин: он поднялся на 16 строчку и обошел по очкам Николая Марценко.
|
Второй по значимости формульный чемпионат в составе WSR — юниорская Формула Renault 2.0. Национальные соревнования машин этого класса проводятся во многих европейских странах и даже в США. С 1996 года был учрежден Еврокубок Формулы Renault 2,0, этапы которого проходят в рамках WSR. И здесь участники стартуют на одинаковых шасси (марки Tatuus), оснащенных практически серийными 2-литровыми моторами Renault Sport, мощностью около 200 л.с. Эта серия также исправно поставляет молодых пилотов в Формулу 1: отсюда вышли Педро де ля Росса, Кими Райкконен, Фелипе Масса, Льюис Хэмилтон и наш Виталий Петров. Но сегодня россияне пока не могут составить конкуренцию лидерам: лучший из наших — Егор Оруджев (Tech 1 Racing) — перед московским этапом занимал только 8 строчку итогового протокола, которую и сохранил по итогам двух гонок.
|
Еще два россиянина — Владимир Лункин (Oregon Team 3) и Роман Голиков (Oregon Team 2) — представляют Россию в «старшем» среди двух кузовных чемпионатов WSR: Еврокубке Megane Trophy V6. Но и здесь россияне пока не претендуют на высокие результаты: Лункин, стартовав в первой гонке 11-м, сумел финишировать 9-м и получить в свой зачет 2 очка. А Голиков в субботу вообще не сумел добраться до финиша: его болид замер недвижимый на въезде на пит-лайн, не дотянув даже до своих боксов. Не обошлось без потерь и в воскресной гонке: Лункин вылетел с трассы после контакта с итальянцем Кевином Джилардони.
Изюминкой этих болидов, напоминающих серийные Renault Megane Coupe V6, но имеющих в основе легкую трубчатую раму, является 3,5-литровый V6, с отдачей порядка 400 л.с. Именно сочетание мощного мотора и легкого кузова позволяет этим «кузовам» совсем немного проигрывать на круге «формулам»
Маржерит Лафит — одна из двух женщин-пилотов, выступающих в зачете Еврокубка Megane Coupe V6. Причем, обе они поочередно выступают на одном автомобиле (правила это допускают)
|
// Календарь WSR
Этап 6: Нюрбург (Нюрбургринг), Германия. 20-21 июля.
Этап 7: Будапешт (Хунгароринг), Венгрия. 14-15 сентября.
Этап 8: Ле-Кастелле (Поль Рикар), Франция. 28-29 сентября.
Этап 9: Барселона (Каталунья), Испания. 19-20 октября.
Журналист Drom.ru побеседовал в паддоке Moscow Raceway с лучшим на сегодня гонщиком серии из России Сергеем Сироткиным (ISR Team).
— Сергей, в этом году у тебя первый полноценный сезон в Формуле Рено 3,5. Какие впечатления от этой серии?
— Это сильный чемпионат и острая конкуренция с соперниками, проехавшими уже много сезонов в самых сильных сериях Европы, и бороться с ними нелегко — в квалификации почти двадцать человек показали результат в пределах одной секунды, и этой ситуации любая ошибка становится катастрофической в плане потери позиций.
— Сейчас у тебя восьмая строчка в итоговом протоколе. Как думаешь, это хорошо для новичка?
— Уверен, что мне по силам занять место выше — примерно третье-пятое. Но в нашей команде постоянно происходят какие-то неприятности, мешающие показать достойный результат. Понятно, что в первый год не все должно получаться так, как хочется но все равно можно было бы выступать и лучше.
— Какое место, по твоему мнению, занимает сегодня Формула Рено 3,5 в иерархии автоспорта?
— Думаю, что сейчас Формула Рено занимает второе после Формулы-1 место — по крайней мере, «Рено» сегодня быстрее, чем, к примеру, серия GP2. И дешевле. К тому же в GP2 точно не будет новой машины на следующий год — а значит и дальнейшего развития...
Также мы побеседовали с надеждой российской команды — Михаилом Алешиным (Tech 1 Racing)
— Михаил, у вас в 2010 году был прекрасный сезон, закончившийся чемпионским титулом. Но сегодня результаты не столь впечатляющи. Что идет не так?
— Не получается выигрывать по разным причинам. В начале сезона я привыкал к новому автомобилю. Потом были проблемы с мотором. В субботу в квалификации нам не повезло со стартовой позицией и на этом гонка была закончена. Здесь очень многое зависит от классификации, так как обгонять на этой трассе трудно.
— Можно ли сказать, что Moscow Raceway плохо подходит для таких мощных и быстрых машин, как Формула Renault 3,5 или F1?
— Только не надо ругать автодром: это прекрасная трасса — наверное, лучшая из тех, что есть в России. И нет ни одного объективного минуса, из-за которого здесь не может проводиться гонка высокого уровня. Просто кому-то эта трасса нравится, а кому-то нет — как и любая другая.
— Чем вообще нынешний болид Формулы Renault 3,5 отличается от болидов Формулы 1?
— В двух словах — здесь на 200 л.с. слабее мотор, меньше электрики в машине, другие техтребования. Это основное. Ну и Формула 1 еще и легче при этом.
— Михаил, а вы сами разделяете мнение, что нынешняя Формула Renault 3,5 по сути последняя ступенька перед Формулой 1?
— Знаете, она всегда таковой была наравне с GP2. Просто когда в прошлом году у нас появилась новая машина, то Мировая серия стала быстрее, чем GP2. А скорость также определяет статус...
Алексей Степанов. Фото Ивана Баринова. Drom.ru
В одном из дальних боксов пит-лейна скрывался этот чудной тарантас со скромной надписью «1st Renault 1898». Изредка это чудо позапрошлого века выезжало из бокса и прокатывалось по паддоку и зрительской зоне
Дэвид Култхард не в первый раз приезжает в Москву, однако на Moscow Raceway свое мастерство он показывает впервые
Механик отвечает не только за подготовку автомобиля, но и за подготовку самого гонщика в нем — вплоть до проверки застегнутых ремней безопасности
Вот так выглядит «кривой стартер» для Формулы: вместо рукоятки и мускульной силы — дистанционный электростартер с редуктором
Последнее техническое обслуживание и предстартовую проверку формульные болиды проходят непосредственно на стартовой прямой
Ничто человеческое не чуждо гонщикам и их боссам: простое напутствие перед стартом, но у каждого оно выражается по-своему...
Простого автомобилиста подобные повреждения серьезно огорчают. Но для гоночного болида это обычное дело: все легко исправляется простой заменой поврежденных элементов
Из музея — на трассу: исторические спортивные автомобили Renault дважды в день покидали свои места перед экспозицией и красиво, с достоинством проезжали по трассе
Во второй гонке пит-стоп является обязательным: все пилоты обязаны заехать на пит-лайн в определенном интервале кругов, а механики в свою очередь обязаны поменять на болиде не менее двух колес
Гравийная зона безопасности может стать непреодолимым препятствием для спортивного болида
Наверное, для механиков спортивные болиды — что дети: их любят, холят, лелеют и... беспощадно используют ради победы
После каждого заезда состояние шин проверяется не только визуально, но и в буквальном смысле на ощупь
Любишь кататься — люби и саночки возить: не всегда механики успевают помочь пилотам...
Дэвид Култхард в буквальном смысле отжигал перед зрителями за рулем настоящего болида Формулы 1 (правда, образца 2011 года, но разве это важно?)
Вся команда радуется победе своего пилота. И это действительно Команда!
Последствия контакта гоночного автомобиля с отбойником: один из гонщиков — голландец Марк Брамс — исполнил свой краш-тест прямо в начале стартовой прямой
Алексей Степанов. Фото Ивана Баринова |