Как известно, серийные автомобили становятся все хуже по прочности и проходимости. Мир переходит на кроссоверы, и ездить на просторах России вне дорог становится не на чем. Поэтому автоконструкторы из народа давно идут своим путем, ищут собственные решения проблемы. Например, забайкальские умельцы давно занимаются постройкой интересных вездеходов. И речь в данном случае не о тюнинге заводских джипов, а именно о создании самобытных машин, хотя и с использованием серийных узлов и агрегатов.
В разное время мы уже рассказывали об уникальных работах Вячеслава Золотухина из Краснокаменска, Сергея Рогова и Алексея Кастрицкого из Читы — давних и заметных участников различных внедорожных соревнований и Фестивалей автотюнинга. И вот снова есть повод съездить в Забайкальский край, где появились новые проекты, которые должны дебютировать в Иркутске 1-2 июня на БайкалМоторШоу-2013.
Сначала посетим мастерскую читинца Алексея Кастрицкого, который все последнее время работает над своим новым и в прямом смысле грандиозным проектом — бигфутом с кузовом Chevrolet Suburban.
Но сначала о другом: тех его машинах, что были построены ранее — трофи-прототипе 2011 года и экспедиционной «санитарке» 2012 года. Первый — это оригинальный симбиоз с использованием японских узлов и агрегатов, а также с применением колесных редукторов (о них позже). Во втором же случае название только по кузову, тогда как двигатель, мосты и в целом трансмиссия также от «японцев». Вот они, стоят на территории сервиса «как живые», в полном боевом здравии. А ведь машины отнюдь не простаивали, а наматывали тяжелейшие километры off-road-соревнований и самостоятельных выездов. На их счету не просто титулы с выставок, а почетные места в кубках и многодневные рейды в непроходимые места, летом и зимой, на тысячи км от «базы». То есть, это отнюдь не разовые проекты для шоу, а реально действующие в экстремальных условиях образцы.
Это предыдущие работы Алексея: отнюдь не только шоу-кары для выставок, а реально действующие машины — призеры экстремальных соревнований и участники индивидуальных трофи-рейдов.
И вот созрел новый проект. Он совершенно иной, чем предыдущие две работы. Не для соревнований, конечно. Концепция этой машины сформулирована так: для заброски группы людей в труднопроходимую местность, в том числе туда, где ездят только на гусеничных транспортерах. Можно добавить — для комфортной заброски, поскольку все обустройство салона Suburban с его тремя рядами удобных сидений остается в первоначальном виде. Притом даже с задействованным третьим рядом остается вполне большой грузовой отсек, куда войдет еще достаточно для подобных выездов багажа.
Как говорит Алексей, весь предыдущий опыт дальних экстремальных выездов, в том числе одиночных, сам собой сформировал необходимость в большом внедорожнике для тяжелых условий. Собственно, для этой цели по случаю и был приобретен стандартный Suburban 1995 года выпуска — большой, вместительный, комфортабельный по салону. Но в «производство» пошли именно кузов c его интерьером, рама и кое-что по «мелочи». Так, родная рама этого американца, фактически машины грузовой категории, вполне впечатляет по запасу прочности. Да и задние листовые рессоры: они у Suburban тоже внушают доверие, поэтому пошли в дело.
В остальном для постройки «экспедиционного» бигфута пришлось искать изделия совсем иного происхождения. Американский бензиновый двигатель V8 объемом 5,7 литра может и хорош сам по себе, но Алексей привык иметь дело с простыми атмосферными дизелями японского производства. К тому же в паре именно с механической коробкой как вариантом более надежном и неприхотливом в тех условиях, в которых приходится ездить. Один из аргументов в пользу МКП такой: попадет вода, можно ехать, а на АКП уже далеко не уедешь.
Поиски дизеля велись среди грузовых 4-х и 6-цилиндровых, в итоге был найден некий компромисс: 5-цилиндровый Hino J07C объемом 6,6 литров — по сути, «обрезанный» на один цилиндр вариант более распространенной шестерки J08C. Атмосферный, с простой рядной аппаратурой, без электроники — то, что надо. В паре с его же 6-ступенчатой МКП.
По поводу мостов варианты не рассматривались — от ГАЗ-66, а вот с колесами, и в первую очередь шинами, определился не сразу. Предполагались самые разные варианты, от «шишиги» до «Краза-лаптежника», и даже пневматики изучались, но все по тем или иным причинам не устраивали.
В итоге были выбраны колеса от сельскохозяйственной техники: с 10-слойными шинами Кама ФД-14А 21.3 R24 на переделанных дисках от комбайна. Сами шины тоже будут доработаны: уже по существующему опыту в сплошных поперечинах протектора сделают проточки — это уменьшит жесткость шин и в какой-то мере повысит сцепление. Масса одного такого колеса вышла под 150 кг! Чтобы их «подогнать», потребовался лифт кузова относительно рамы на 25 см и еще лифт подвески относительно мостов на 10 см.
Дополнительная «нарезка» поперечин протектора уже успешно опробована на предыдущем трофи-прототипе Алексея, такая же будет сделана и на бигфуте.
Однако когда решение по стыковке кузова и шасси в целом было найдено, оставался под вопросом «гвоздь программы» — раздатка. Когда над этим главным переходным звеном думали, родной агрегат от Suburban «молча курил в сторонке» — непричастно лежал в углу мастерской. Даже от ГАЗ-66 этот узел выглядел не компетентным — слабоват будет. Подходящий нужно было искать совсем на другом весовом уровне.
По замерам, ширина бигфута получилась 2,7 метра, высота 2,75 метра, а глубина преодолеваемого брода — 2 метра. Кстати, в связи с последним обстоятельством от установки шноркеля решено отказаться.
Лифт кузова относительно рамы через опоры высотой 25 см, плюс лифт подвески 10 см.
Каков угол предельного поперечного крена, неизвестно, но пробные испытания показали, что он достаточно большой.
И пути решения привели к отечественному же изделию раритетного класса — раздатка от ЗИЛ-157. Она подходила и по конфигурации, и по характеристикам: здесь обе ступени понижающие — одна 1,16:1, другая 2,27:1. К тому же у этой раздатки, позаимствованной от именитого вездехода 6Х6 c раздельной (параллельной) схемой привода на задние оси, есть третий выход, который можно полезно задействовать. Например, для привода водного движителя, если развивать машину как амфибию — такое в перспективе обдумывается.
Установленный дизель Hino J07C проще всего увидеть сбоку в колесной арке: отсюда же самый удобный доступ к ТНВД — он фактически на уровне груди.
Пружины передней подвески — от Dodge Ram, для пробного выезда были задействованы родные и «никакие» тормоза ГАЗ-66, и сразу после этого приступили к установке сторонних дисковых тормозов (спереди и сзади).
В качестве продольных рычагов передней подвески использованы таковые от LC80, но с учетом специфики компоновки шасси, на мосты они «легли» в перевернутом виде сверху.
Как и сам кузов, рама, задние рессоры и 170-литровый топливный бак от Suburban также «вписались» в концепцию постройки бигфута.
Раздатка ЗИЛ-157 «утонула» между кузовом и рамой так, что не нуждается в дополнительной защите. Ее второй выход назад по причине отсутствия третьего моста пока будет крутиться вхолостую, но в дальнейшем планируется его задействовать для привода водного движителя.
Рулевое комбинированное, с использованием редуктора Suburban, от этой же модели оставлен радиатор двигателя — его параметры вполне достаточны. Так же от «американца» использован и топливный бак — его емкость в 170 литров пока не заставляет думать о дополнительном запасе. А вот топливный фильтр, как надежный и очень эффективный, родной «Хиновский», но будет установлен и дополнительный.
Гидропневматическое сцепление, конечно, тоже родное Hino, к тому же его компрессор в дальнейшем будет задействован и для монтажа дистанционной системы подкачки колес от ГАЗ-66. По салону же, если не считать интеграции в пространство между креслами новых элементов управления трансмиссией, все останется как у Suburban.
Мне довелось познакомиться с бигфутом как раз в день его первого пробного выезда. Еще с некоторыми недоделками, но важные параметры машины установить удалось. Например, быстро выяснилось, что «дежурные» тормоза ГАЗ-66 не годятся — как и планировалось, будут установлены подходящие дисковые.
Но главное, что сразу удалось понять — силовая связка оказалась более чем подходящая. Дизель Hino в 170 сил при 2900 оборотах, с максимальной тягой 450 Нм при 1600 оборотах и раздатка ЗИЛ-157 удивили своей способностью. Даже на «верхней понижающей» колеса показались Алексею маленькими: тяги в достатке, а вот скорость невелика — на «трассе» особо не разгонишься. На второй понижающей бигфут и вовсе схож с трактором.
Впрочем, испытания на настоящем бездорожье еще впереди, вот после этого и будет заключительный вердикт автора о своем биг-проекте. Кстати, по дорогам общего пользования машина катится упруго, но ровно и не жестко — все рытвины «разбиваются» где-то внизу, как волны о корпус танкера, не причиняя никакого беспокойства его «команде».
Все верно, внушительной облицовке чего-то не хватает — да, машину еще ждет установка подходящего бампера и 16000-й лебедки.
Текст и фото: Василий Ларин |