20 апреля в Москве состоялось 3-е Rally Masters Show — автоспортивное мероприятие с международным составом участников; важное событие для Российского автоспорта, которое поддерживает правительство Москвы, а мэр Собянин принял решение внести его в перечень особо значимых спортивных мероприятий Москвы.
Rally Masters Show растет и взрослеет буквально на глазах. Первый раз оно состоялось в 2011 году и проходило на асфальтовом отрезке набережной около крытого велотрека в Крылатском, в 2012-м уже была задействована часть «Лата-трека» — открытой асфальтированной дороги на Крылатских Холмах, которую строили к Олимпиаде-80, и где в свое время проходило несколько крупных автоспортивных соревнований.
В этом же году, мало того, что задействовали полностью всю длину Лата-трека, «нарисовав» очень сложную и интересную трассу для соревнований, но еще и прибавили к этому спец-участок перед зрительскими трибунами, так как в связи с поздней весной и таянием снега основной наплыв зрителей ожидался именно тут.
Этот участок с несколькими «клумбами», роль которых выполняли 700-килограммовые упакованные тюки с сеном, и стал проблемой для нескольких экипажей. Пройти на скорости вокруг этих тюков, не задев их и не совершив ошибку, оказалось не так уж и просто.
Приятно, что ради участия в Rally Masters Show в Москву приезжают звезды международного ралли — как в качестве гостей, так и участников. В качестве официального лица, участвовавшего в церемонии награждения, выступил известный финский автогонщик Ари Ватанен, в свое время ставший 4-кратным победителем Дакара. В составе экипажа вместе с Михаилом Лепеховым ехал Дени Жироде (Denis Giraudet), один из самых уважаемых штурманов WRC, более трех десятков раз поднимавшийся на подиумы мирового чемпионата. Ралли Мастерз оказалось единственным российским событием, в котором принял участие Евгений Новиков, а его штурманом стала австриячка Майнор Илка.
За рулем других экипажей оказались швед Патрик Флодин, чемпион по ралли Швеции и России, эстонский пилот, выступавший во многих европейских сериях, Маркко Мяртин, а также известные российские пилоты Геннадий Брославский, лидирующий на данный момент в чемпионате России, Михаил Скрипников, неоднократный призер российских соревнований, и молодой, подающий надежды пилот Василий Грязин, сын Стаса Грязина, одного из самых известных раллистов прошедших лет.
Опять в полном составе приехала команды из Эстонии на раллийных грузовиках ГАЗ 51, которые уже выступали здесь же в прошлом году.
Всего к участию было заявлено 45 экипажей.
Для любителей ралли чрезвычайно интересным показался и состав автомобильного парка 3-го Rally Masters Show.
Было несколько зачетов: абсолют, в который могли заявиться все желающие, 4000H, 2000H, исторический и грузовики.
В современных зачетах команды-участники представили целых 3 автомобиля, подготовленных по требованиям группы WRC: два Ford Focus WRC, на которых выступили Евгений Новиков и Маркко Мяртин, и Mini John Cooper Works WRC, за рулем которого ехал Геннадий Брославский.
Участники из Латвии, Эстонии и Польши привезли Mitsubishi Lancer Evo группы N, также было и несколько Subaru этой же группы.
Но, конечно, больше всего внимания к себе привлекали исторические автомобили, отреставрированные и подготовленные с большой любовью и вкусом. Российские ВАЗы 1-й, 3-й и 7-й моделей, Волга ГАЗ 3110, Москвич-408, Иж-412 Ралли и три удивительных для России автомобиля иностранного производства, выглядящими на наших дорогах настоящей диковиной: Audi Quattro группы В Григория Березкина, Austin Mini Cooper-S, легенда ралли 60-х, и Lancia Delta HF Integrale из Вышнего Волочка, которую ее владелец Никита Соковнин восстановил и подготовил практически собственными руками, да еще и в полном соответствии с требованиями национального класса 4000Н.
В зачете «грузовики» выступило четыре раллийных грузовика ГАЗ-51 дружной команды из Эстонии.
Приятно, что многие автомобили приезжают на это событие уже не первый год, и, по словам экипажей, с большим удовольствием приедут и в следующем — если пригласят!
Формат гонки был довольно прост: она состояла из трех секций, каждая из которых повторяла предыдущую. Секция же включала в себя несколько СУ (спецучастков), первый из которых приходился на асфальтовую площадку перед зрительскими трибунами, а остальные входили в состав асфальтовой трассы Лата-трека.
Если в прошлом году Rally Masters проходило как автоспортивное шоу на сокращенной и довольно простой, хотя и интересной трассе Лата-трека, то в 2013-м оно стало гораздо больше напоминать настоящее соревнование, требующее концентрации и полной отдачи.
Не зря Лата Трек считается одной (если не самой) сложной из российских и даже зарубежных асфальтовых раллийных дорог.
Асфальтовые трассы, особенно изобилующие спусками и подъемами, как в данном случае, таят в себе много опасностей и ловушек. В настоящей же ситуации дополнительных проблем подбросила и московская погода: влажный и скользкий грунт, иногда смешанный со снегом, к концу второго СУ засыпал многие участки трассы, что приводило к вылетам и сходам.
Вообще, Лата-трек — это во многом искусственное сооружение. Холмы дополнительно поднимались на 10-15 метров, чтобы создать необходимый рельеф местности. Сейчас перепад высот составляет порядка 55 метров, а в сочетании с холодным асфальтом и огромными скоростями это иногда становится критическим.
Так во время 4-го СУ в серьезную аварию попал один из нулевых экипажей, выступавший на Subaru Impreza STI. Проблема возникла в связи с отказом тормозов, но на влажной дороге пилот не сумел удержать автомобиль, и Subaru, несколько раз перевернувшись через крышу, легла в растущие внизу деревья. И пилот, и штурман отделались испугом и полностью разбитым автомобилем.
Было и несколько других вылетов и аварий. Так и не финишировал экипаж Алексея Васильева/Анны Завершинской на Mitsubishi Lancer Evo VI gr.A, для которых портал Drom.ru приготовил свой приз как официальный инфопартнер мероприятия. Тем не менее, Звезда «Универсального пилота» все-таки нашла Алексея, который был тронут такой наградой.
Алексей Васильев с призом Drom.ru
Печально закончилась гонка и для исторического Austin Mini Cooper S, который занесло в бетонную опору мачты света во время СУ5.
Возникали и технические проблемы с автомобилями. Так ВАЗ 2103 цвета «коррида» Михаила Горбачева и Никиты Гудкова не сумела финишировать по причине пробитой прокладки головки блока. Техническая же проблема приключилась и Lancia Delta HF, ИЖ-Ралли также финишировал «на галстуке».
Но настоящая спортивная борьба завязалась в зачете абсолют, хотя и другие пилоты, надо сказать, не сильно отставали от самых сильных автомобилей.
Евгений Новиков лидировал в абсолюте, пока на 4-м СУ не прокол покрышку и не расколол диск — причем на огромной скорости в 140 км/ч. Так как запаску он выложил для снижения веса, то доезжать спецучасток ему пришлось на проколотом колесе. «Не такая большая проблема удержать машину, но начинаешь терять время, очень обидно», — сказал Евгений после финиша СУ. Однако на этом его экипаж потерял более 50 секунд и откатился на 11 место в общем зачете.
Его главный соперник Маркко Мяртин моментально занял первую позицию. На второе место вышел Василий Грязин. Однако за оставшиеся два СУ Женя сумел отыграть и эти 50 секунд, и даже больше, вырваться вперед и завершить соревнование на первом месте в абсолюте. Экипаж Мяртина проиграл ему чуть более секунды. Третьим финишировал Василий Грязин, проиграв лидеру 24,9 секунды.
Награждение в категории «Абсолют»
Четвертым стал Марис Нейкшанс из Латвии, который, начиная со второго СУ удерживал эту позицию. При этом он выступал на абсолютно стандартном Mitsubishi Lancer Evo.
Геннадий Брославский потерял столь драгоценное время на третьем СУ. По его словам, он просто запутался в передачах на незнакомом автомобиле. В итоге Гена — пятый, уступив Нейкшансу лишь 1,3 секунды.
Евгений Новиков:
— Я настраивался на это соревнование как на полноценную гонку. Участок в 11 км вызвал массу положительных эмоций. Но дорога очень опасная, нужно хорошее владение автомобилем, трасса нуждается в хорошем понимании. Если у людей мало наката, то на подобном сложном асфальтовом участке каждая ошибка может стать роковой.
— Похожа ли эта трасса на что-то еще из вашего опыта?
— Совсем немного на какие-то допы во Франции, а так это совершенно отдельная, ни на что не похожая гонка.
— Достаточно ли вам было тех двух проходов по трассе, что у вас была возможность совершить до старта?
— Конечно, этого было мало, но все участники были в равных условиях.
Дени Жироде:
— По вашему мнению, это было больше шоу или полноценная гонка?
— Это абсолютно точно была настоящая гонка, так как все очень серьезно боролись за победу. Знаете, когда пилот попадает на соревнование, и трасса хорошая — они сражаются за победу так, как будто речь идет об их жизни! И посмотрите: разница между 1 и 2 местом составляет всего лишь одну секунду, это говорит о многом!
Но в каком-то смысле это было и шоу, так как автоспорт это всегда шоу, рассчитанное на зрителей. И очень важно показать ралли в центре такого огромного города, как Москва. И еще, конечно, было бы очень интересно сделать здесь соревнование зимой, когда вокруг снег: ведь здесь же рядом есть водоем, на котором тоже можно сделать СУ и пустить экипажи по льду!
— Почему было столько аварий и сходов?
— Просто потому, что все боролись за хорошую позицию. Трасса была великолепная, но сложная, так что аварии вполне естественны!
Маркко Мяртин:
— Каково ваше мнение о событии в целом и о трассе в Крылатском?
— Событие очень важное, давно в Москве не проходило ничего столь масштабного в плане раллийных соревнований, да еще на такой невероятной трассе. Честно: я не ожидал ничего подобного. Я думал, это будет довольно простая трасса внутри города, но трек в Крылатском бросил вызов всем нашим экипажам.
Конечно, для кого-то эта гонка была больше для удовольствия — как, например, экипажам на исторических автомобилях, но верхняя десятка экипажей действительно боролась за первые позиции.
— Как складывалась ваша борьба с Евгением Новиковым?
— В начале гонки мы потеряли некоторое время, потом были проблемы у Евгения, и мы получили шанс отыграться, но Новиков очень серьезный соперник, и борьба с ним требует сил и технического совершенства. А у нас к концу гонки, к сожалению, начались проблемы с резиной, и мы так и не сумели отыграть эту секунду.
Фоторепортаж
Текст и фото: Мария Мельникова |