А в деревне Шелудьково опять идут дожди...
Вот и состоялось событие, которого так ждали люди, увлеченные автоспортом, и которому уже больше никогда не суждено произойти. И даже как-то грустно становится от этих слов...
В первый уикэнд сентября на подмосковной трассе Moscow Raceway прошел этап мировой кузовной автогоночной серии FIA GT. Состоялось это событие в первый и последний раз. А связано это с тем фактом, что со следующего года серия перестает существовать.
Тому много причин, и экономических в первую очередь. Обширный календарь, широкая география, дорогие автомобили — все это влечет за собой высокие расходы, которые по силу далеко не всем командам. Вероятно, есть и другие обоснования — серия FIA GT так и не сумела выйти на первые роли в мировом автоспорте, хотя так старалась, и не смогла пережить трудности, которые валились на нее в этом сезоне.
Хотя начиналось все красиво.
В этом году к участию в серии было заявлено целых две российских команды.
В GT3 первыми стали Russian Bears, выбравшие для своих выступлений Ferrari 458. Два автомобиля и четыре пилота, один из которых выступал под испанским флагом (Мигель Торил) и трое русских, известных по другим сериям, преимущественно российским — Кирилл Ладыгин, на которого возлагались основные надежды, и еще два неплохих пилота Вячеслав Малеев и Сергей Рябов. Как выяснилось, их ошибкой стал выбор автомобиля: в прошлом году Ferrari были в явном фаворе, набирая хорошие очки в каждом уикэнде. В этом году им решили слегка «подрезать крылышки» с помощью искусственных ограничений вроде весового гандикапа и рестриктера, дабы дать шансы другим. Плюс, конечно, сказалось отсутствие опыта управления такими мощными автомобилями и незнание нюансов, которые есть в любой серии. «Медведям» не помешал бы разгонный сезон, чтобы в следующем году выступить как следует, да не судьба.
Вторая команда — Valmont Russia — вообще интересная креатура, искусственно созданная при 50% поддержке самого организатора серии Стефана Рателя. Среди приглашенных российских пилотов в ней участвовали Алексей Васильев и Сергей Афанасьев (выступающий за Лукойл), а также и Наталья Фрейдина, единственная представительница в серии прекрасной половины человечества. При этом Васильев и Афанасьев ехали в GT1, а Фрейдина в GT3.
Valmont начинали 2012 год на старых Aston Martin поколения DB9 RS, и к середине сезона им были обещаны новенькие Vantage, но с новыми автомобилями вышла заминка, и о причине я судить не берусь — может, финансовые проблемы, может, организационные, может, мысль производителей об отсутствии серьезных перспектив серии в целом. Факт в том, что Valmont остался без машин. Васильев махнул рукой, Афанасьев продолжал сопротивляться, а Фрейдина просто пересела на другую машину (Lamborghini), которую ее следующий ко-пилот быстро и умело разложил на втором же по счету этапе.
Сложности были и в других командах. Из 9, которые начинали сезон, в FIA GT 1 до московского этапа добралось лишь 5. Очень жаль китайскую команду на Porsche, которые отказались от выступления после того, как было отменено сразу оба запланированных этапа в Китае. Банку, который их финансировал, не было смысла продолжать эту компанию. Собственно, и у остальных не шибко радужные перспективы на будущий год. Кто-то уйдет в другие серии, кто-то в другие виды автоспорта, сам же Ратель планирует сосредоточиться на эндуранс гонках серии Blancpain, но посмотрим, что из этого выйдет.
Этапа в Москве ждали многие. Но как выяснилось, не все о нем знали.
Сам Ратель делал в начале сезона существенную ставку на этот этап и надеялся на долгое и планомерное сотрудничество с Россией. Но с Россией так нельзя. Как у нас говорят, «на бога надейся, а сам не плошай». Этап, назначенный на 16 сентября, был перенесен на 1-2, а общее ощущение от уикэнда осталось такое, что он, по большому счету, был никому и не нужен. И не понятно, чья в этом вина — промоутеров, организаторов или самой трассы.
Начнем с того, что в городе практически не было никаких анонсов и рекламы, хотя уж, кажется, какое еще событие в отечественном автоспорте может сравниться с ТАКИМ чемпионатом. Невольно вспоминает гастроль мировой серии Рено в середине июля и 80 000 посетивших автодром зрителей — вот это было отработано!
Во-вторых, помимо FIA GT во время уикэнда не было ни одной гонки поддержки, т.е. ВООБЩЕ НИ ОДНОЙ БОЛЬШЕ. И если по трассе в какой-то момент не ездили GT, то не ездил больше никто. И несчастные зрители, которых и так было вряд ли больше тысячи, не знали, куда себя деть в затянувшихся часовых перерывах.
Ну и как всегда не повезло с погодой. Если еще в субботу (первый школьный день и праздник города) было солнце, то в воскресенье небо затянуло с самого утра, и начались осадки. Причем со слов тех, кто находился на трассе с самого утра (часов этак с 7), шел не только дождь. Мелкая холодная снежная изморось тоже порадовала поклонников автоспорта.
Ну что ж, хотели Москву, экзотику? Получайте! Наверное, еще ни одна машина класса GT не участвовала в гонках под снегом. Правда, и тут не особо удалось. Позже потеплело, и полил обыкновенный дождь. С одной стороны, зрителям хорошо: дождевые гонки всегда самые интересные благодаря вылетам, авариям и другим нестандартным ситуациям. С другой, конечно, холодно и мокро, и некуда особо спрятаться. Проверку на прочность выдержали не все. И без того редкие поклонники к старту второго заезда начали потихоньку рассасываться...
Из Московских сюрпризов — появилась еще одна российская команда, принявшая участие в серии GT3. Ею стала Esta Motorsport, которая до этого участвовала в красивых, но, скорее, любительских соревнованиях Ferrari Challenge. Поднабравшись там за два года опыта, ребята вышли на профессиональную серию и показали себя в ней очень неплохо, но об этом позже.
Всего на старт московского этапа вышел 21 автомобиль: 11 в классе GT1 и 10 в классе GT3. Различие между машинами в классах минимальное, которое сводится к размеру рестриктера, контролирующего объем воздуха, поступающего в двигатель, и настройкам подвески. GT3 немного послабее, к тому же анонсирован как европейский чемпионат в отличие от мирового FIA GT1.
Суббота была посвящена тренировкам и квалификации, которая, кстати, построена по тому же принципу, что и в F1, и состоит из трех сегментов. Воскресенье — квалификационная гонка и чемпионская гонка. За квалификационную пилоты также получают очки, но только почти в 2 раза меньше, чем за чемпионскую. Порядок на старте определяется в первом заезде согласно предшествующей квале, во втором — в соответствии с порядком финиша в первой гонке.
Оба старта были даны под сейфити-каром — с позиции осторожности это было разумно.
Если в квалификационной гонке лишь немного моросило дождиком, то вот в чемпионской уже поливало вовсю. Асфальт не просыхал, было скользко с учетом нового покрытия и низкой температуры, но при этом 500-сильные автомобили «дубасили» как по суху. Низкий утробный рокот двигателей вкупе с огромными скоростями создавал ощущение действующего аэродрома. Невероятно красивые машины, каждый кузов хорош по-своему, будь то Lamborghini, Ford, BMW, Ferrari, Mercedes, Audi или McLaren. И да, у парней за рулем действительно стальные... нервы.
Первая гонка GT1 закончилась дублем на подиуме бельгийской команды, выступавшей на Audi R8 LMS. На открытии сезона во французском Ногаро (читайте репортаж о нем) автомобилям из Ингольштадта прочили весьма успешный год, но, к сожалению, прогнозы были ошибочными. И только в Москве они вновь сумели себя показать. Яркая и незабываемая парная гонка на протяжении часа радовала и зрителей, и фотографов. Обе машины всю дорогу шли практически ноздря в ноздрю и бампер в бампер, соперничая друг с другом за первое место.
К сожалению, они не сумели до конца удержаться вместе, и на вторую ступеньку пьедестала пропустили Mercedes-Benz SLS AMG немецкой команды All-inkl.com.
У команды Vita4one, выступавшей на BMW Z4 E89 дела шли не лучше, а даже хуже. Накануне в пятницу одна из машин полыхнула открытым огнем, после того как у нее взорвалась турбина, и масло вытекло на раскаленный коллектор, по дороге залив полтрассы. Но и в остальном им не везло.
В GT3 наши спортсмены поначалу не показали никаких сногсшибательных результатов. Один из экипажей Esta Motorsport финишировал на 4-й позиции в классе, остальные и того хуже, заняв самый конец списка.
Зато вот вторая гонка обернулась для россиян вполне удачным выступлением и двойным подиумом для экипажей той же Esta Motorsport. Пропустив вперед лишь португальскую команду Team NovaDriver, они прочно обосновались на второй и третьей ступеньках пьедестала.
«Медведям» в этот раз не фортило. Сначала вылет одной из машин сразу после старта второй гонки и ухода сейфити-кара в боксы, затем очередной сейфити на трассе, возвращение в соревнование, еще один краш, с виду не серьезный, но повлекший за собой технический сход. Вторая машина худо-бедно финишировала, но результат был совсем не высок.
В GT1 полную и безоговорочную победу одержали Hexis Racing на Макларенах, сделав победный дубль.
Россияне на этом этапе в старшем классе не ездили. Сергей Афанасьев, ранее выступавший в GT1 за Valmont на Aston Martin, пересел за руль Lamborghini Gallardo, разделив место пилота с Эдуардом Легановым из Омска, который выступал в соревновании по чешской лицензии. Но теперь экипаж на ярко-оранжевой LP600 перешел в чемпионат Европы.
В этом сезоне осталось лишь два этапа для мирового чемпионата — в Германии на Нюрбургринге и в Индии в Дели, и только один, немецкий, для европейской серии. И на этом все, чемпионат прекращает свое существование. У некоторых команд уже есть планы на будущее, мы надеемся, что они имеются и у россиян, но наши спортсмены пока еще не готовы ими делиться. Да и вряд ли кто из русских в сентябре задумывается о следующем годе.
В общем, нам остается только ждать и верить, что еще не одна мировая серия приедет к нам в страну, а на трибунах будет больше народа, ибо странная картина: российские пилоты уже есть, а зрителей все так и нет...
Мария Мельникова |