В эти выходные, 17 июля в Новокузнецке состоялся чемпионат по дрэг-рейсингу Кубок МегаФон «Кузнецкая Жара 2010». Drom.ru представляет вашему вниманию подробный отчет о прошедших соревновнованиях, которые, несомненно, стали одним из ярких событий гоночного сезона 2010 в Сибири. Первый отчет написала Екатерина Петрова, имеющая непосредственное отношение к команде «Drag Team Exe» из Новосибирска, уже не первый год успешно выступающей на соревнованиях по дрэг-рейсингу и обычно не остающейся без призовых мест. А выдержки из второго отчета принадлежат одному из организаторов и ведущему мероприятия — Сергею Дружинину (также Сергей является модератором на форумах Drom.ru и автором отзыва про Спринтер Саши Поддубного).
Итак, взгляд со стороны, Екатерина ТИГРА'S Петрова:
«17 июля, 7.00 утра, подъездная аллея к Новокузнецкому аэропорту. Длиннющая очередь на въезд, десятки автомобилей на обочине. Фотографы ловят момент: сотни кадров боевых автомобилей, пока еще бодрых пилотов или симпатичных девушек. Иногда толпу подогревает очередной вновь прибывший — нарастающий рокот мотора прерывает взвизгивание тормозов. Не терпится. Всем не терпится.
«Кузнецкая Жара 2010» собрала огромное число участников — более 120 автомобилей. Это именно те, кто выехал на старт квалификации. В списках пилотов и автомобилей — новички и признанные чемпионы, давно известные болиды и новые проекты.
До обеда в закрытом парке царила суета: техническая комиссия проводила инспекцию, раздавала стартовые номера, участники готовили автомобили, передвигались в очереди к паддоку, чуть нервничали. В час дня организаторы были вынуждены остановить поток желающих: «Мы пытаемся квалификацию завершить, а у нас, тем временем, все новые и новые участники регистрируются – дня попросту не хватит!».
Во время квалификации свершилось событие! Прошлогодний рекорд трассы, установленный Денисом Пономаревым, побит. Александр Соколенко на своем новом автомобиле Toyota MarkII проезжает квотер со временем в 9,031!!!
Наконец, репетиции завершены, сетки из восьми лучших каждого класса сформированы, подиумные бочки расставлены, можно начинать.
Заезды проходят по олимпийскому принципу: лучший результат с худшим. Сетка двухуровневая: единожды ошибившись, участник может вновь подняться в верхнюю линию и стать победителем класса. Финальные заезды проходят до двух побед.
В паддоке собираются «первоклассники». Здесь можно увидеть и старых знакомых, вроде яркой рыжей омской Toyota Marino Дмитрия Кудрявцева (один из лидеров первого класса на Кубке Сибири в Омске, 5 июня), и совсем новичков. По результатам квалификации первое время у Андрея Шамелова на ВАЗ 2112 (этот автомобиль легко узнать по знаменитому коту Матроскину из Простоквашино на боках). Уверенно выбив двух соперников, Шома неожиданно ошибается на старте. Неужели, чемпион не подтвердит свое звание? Заезд за третье место Шома выигрывает, и снова выходит в верхнюю сетку! Финал!
Старт и «молочная двенашка» оказывается первой на финише, а на второй заезд у противника уже нет сил. Шома на бочке! Прошлогодний чемпион вновь в лидерах!
1 место 1 класса — Андрей Шамелов, ВАЗ 2112, Красноярск
Во втором классе отношения выясняли в основном . Томская турбовая DC5 под управлением Дениса Чумакова и известная черная Integra красноярца Антона Пермякова. В их борьбу попытался вмешаться Андрей Кельс (Brn-gt-club) на Nissan Silvia, но ему досталось лишь третье место.
Финальные заезды! Обе в «Хонды» в прогревочной зоне. Старт! Томская DC5 пробуксовывая и упираясь в отсечку, пытается достать соперника, но тщетно! 1:0.
Второй заезд. «Все, ручник держи! Держи… отпускай!», — отдает команды пилоту томич Александр Гануш, взявший на себя руководство группой механиков. Нервы у ребят на пределе. А красноярец спокойно чуть прогревает слики и выкатывается на линию. Вспыхивает светофор, и машины устремляются к финишу. Со старта кажется, что Красноярск впереди — механики радостно взмахивают руками. «Красноярск, думаете, — усмехается в микрофон Сергей Дружинин, ведущий соревнований, — Ан нет, Томск, Томск! Разница — сотые доли секунды! 1:1!». В финальном заезде Денис Чумаков, казалось, сделал все что мог. Стартовал с минимальной задержкой и старался не буксовать. Однако, красноярец вырывает победу со временем 12,4 секунды!
1 место 2 класса — Антон Пермяков, Honda Integra, Красноярск
Третий класс — царство больших семейных седанов с турбонаддувом (Tourer V) и «Скайлайнов». В этом классе катался известный новосибирский красный MarkII в 100-м кузове в оригинальном обвесе, тот самый «Zloy турок», который сменил беловскую прописку на томскую; на их фоне комично смотрелась маленькая турбовая Corolla Андрея Рериха, однако, и у этой машины есть «зубки».
А в финале встретились MarkII в 90-м кузове из Томска и барнаульский Sky 34. Серия заездов и победу празднуют томичи!
1 место 3 класса — Федор Бычков, Toyota MarkII, Томск.
Начинал накрапывать дождик, а события становились все интереснее и интереснее. Четвертый класс! Поле битвы «екзешника» Вадима Каткова на новом автомобиле (EVO III), новосибирца Александра Комиссарова также на EVO и еще одного пилота Drag Team EXE Дмитрия Кузьменко, на известном «алюминиевом сарае» Toyota Soarer 10.
Особое внимание в этом классе ведущий уделил новокузнецкому гонщику Максиму Ткачуку на Toyota Celica GT—four. Родные стены помогают – пилот почти выбился в тройку лидеров, однако выиграть заезд у нашего «Соарера» не удалось. «Давно уже спортсмены Новокузнецка не подбирались так близко к победам», — сетует Сергей Дружинин.
Не обошли вниманием и томский болид — красавицу Toyota Supra Дениса Кысина. Обладатель второго места в классе прошлогодней «Жары» в этом году не смог показать достойного результата.
Новосибирцы разобрались между собой следующим образом. Третью строчку занял Дмитрий Кузьменко. Как ни крути, а «полтора джейзет» на заднем приводе не справляются с напором EVO.
А победителем четвертого класса стал Вадим Катков! На «городском», по его словам, автомобиле, со временем в 10,7 сек!
1 место 4 класса — Вадим Катков, MMC Lancer EVO, Novosibirsk Drag Team EXE
Наконец, настало время заездов класса «анлим». Стоит сказать, что регистрация в данный класс осуществлялась как вынужденно (проекты с «неродным» свапом), так и по желанию (при условии, конечно, что автомобиль преодолевает рубеж в 12 секунд).
Итак, участники: Денис Пономарев, MMC Evo, Красноярск; Дмитрий Павлов, Toyota Supra, Новосибирск; Александр Соколенко, Toyota MarkII, Красноярск. Еще два участника сражались между собой за право кататься в «анлиме» — Максим Соколков на EVO с 6g72 и Константин Окулов на EVOgreen (начинка от того самого MMC Galant, победителя 4 класса КЖ2009 в кузовном сюрре из миража и evo). Стоит отметить, что автомобили в квалификации показали близкие результаты 11,6-11,7. По сравнению со временами других «анлимщиков» – не слишком серьезные цифры. В результате серии заездов, нескольких споров и сложных решений, четвертым в сетке становится Константин Окулов. Впрочем, выше данной строчки пилот не смог подняться, чересчур увлекся фальстартами.
Главная интрига дня: кто победит? Первый заезд — Павлов VS Пономарев. Денис выстреливает со старта, но к финишу начинает дымиться. «Как бы чего не случилось», — охают в стартовой зоне. «Ничего, сейчас починим», — ухмыляется механик Костя Жаворонок. Дмитрий Павлов в следующем заезде уступает Александру Соколенко и занимает третью строчку в победителях. Осталось совсем чуть-чуть. Буквально 20 минут и результат тяжелого дня будет известен.
На рекорды выходят красноярцы. Заезды до двух побед! И MarkII все-таки оказывается медленней в финале, а Денис Пономарев подтверждает свой чемпионский титул!
1 место класса «анлим» — Денис Пономарев, MMC Lancer EVO II, Красноярск»
Взгляд изнутри, Сергей drs Дружинин (ведущий мероприятия):
«У меня не получится написать о «Жаре 2010» от третьего лица. Неискренним и ненастоящим будет этот «взгляд со стороны», потому как невозможно взглянуть со стороны на то, что было твоими нервами, усилиями и переживаниями на протяжении такого долгого времени. Уж простите.
«Вот это выстрел!!!», — кричал я в микрофон, сам потом не помня этого. Harvest, менее известный как Александр Соколенко, сотворил просто нереальный заезд — полноприводный тысячесильный Mark II за девять секунд стал такой же легендарной частью истории «Жары» как Supra Дмитрия Павлова в 2007-ом и Evo Дениса Пономарева в 2009-ом. Светлая машина, высоко задрав нос улетела навстречу новому рекорду новокузнецкой трассы — 9,031. И у этой машины свой, уникальный «почерк» — если Supra это сгусток постоянно таскающей по трассе избыточной супермощности, Evo — самодостаточная, взрывающаяся с места молния, то Mark II — реактивный паровоз, словно по рельсам, с равномерно—феноменальным ускорением проезжающий от старта до финиша. Такие моменты стоят всего проделанного.
128 участников к окончанию квалификации. «Это рекорд», — уверенно говорят барнаульцы и у нас нет оснований им не верить. Второй рекорд за сегодня. Квалификацию приходится принудительно закончить чуть позже двух часов дня — вечером в Аэропорту еще один рейс, и успеть откатать заезды «Анлимитеда» хотелось лишь чуть меньше начала третьей мировой. И в первом классе, буквально сразу же сенсация — если прошлогодний чемпион Андрей Шамелов уверенно прошел дальше по верхней сетке, то второй фаворит — оранжевая омская Sprinter Marino вдруг проигрывает стоковой Integra DC2 Александра Дёмина, а затем, через заезд проигрывает еще раз и довольствуется лишь пятым местом. Красноярец на алюминиевой ВАЗ 2112 вроде бы уверенно пробивается в заезд за выход в финал, в котором вдруг проигрывает ВАЗ 2108 Дениса Иванова — причем «восьмерка» оказалась действительно быстрее, а «двенашка» оказалась отброшенной в нижнюю сетку под едущую все быстрее красную новосибирскую Integra! Но, грандиозный опыт и мастерство Шомы сделали свое дело и заставили восторженно аплодировать всех понимающих — два заезда подряд Андрей выиграл «на задержке», проигрывая по чистому времени, но лучше стартуя. Заслуженное первое место и лишнее доказательство того, что drag-racing — это не просто соревнование автомобилей.
Во втором классе все мы ожидали дуэли омской «турбовосьмерки» Алексея Томского и значительно прибавившей в результатах брутальной красноярской turbo Integra. В итоге же, омич, вовсе остался за чертой призеров, а красноярец по ходу заездов из безоговорочного фаворита постепенно стал равным соперником для потрясающей томской turbo Integra в кузове DC5 бешено буксующей передними сликами обе первые передачи. Финал, в котором «на зубах» победил красноярец Антон Пермяков, стал настоящим украшением класса — жесточайшая борьба и минимальные временные отрывы. Третьим же стал аккуратно использовавший свои шансы барнаулец Андрей Кельс на Nissan Silvia.
Третий класс, «маркокласс» на этот раз был разбавлен двумя «немаркообразными» представителями — Nissan Skyline из Барнаула, ставший первым в квалификации и полноприводная малышка Corolla II c «турбополторашкой». В итоге, маленькая Corolla прилично потрепала «диванам» нервишки, а фаворит Skyline вроде бы уверенно добрался до финала. Однако в финал к нему приехал сумасшедший томский JZX90, квалифицировавшийся лишь шестым и настраивавшийся по ходу соревнований. В итоге томичи донастраивались до «низких 12» и во многом сенсационно забрали кубок в третьем классе.
Начинает ездить четвертый класс. От жесткого цейтнота отвлекает лишь потрясающая, динамичная борьба. От кого здесь чего ждать? Потрясающая томская Supra в квалификации едва не испытала на прочность бетонные ограждения, но квалифицировалась первой и с неплохим отрывом. Два новосибирских Evo III Александра Комиссарова и Вадима Каткова, зеленый и синий, одинаково быстры и способны наказать за любую ошибку. Совсем недалеко, ошибочно называемый мною двадцатым, брутального вида десятый Soarer с сумасшедшей третьей передачей. Ну и новокузнецкая Celica GT—Four с Максимом Ткачуком за рулем, наконец-то поехавшая согласно возможностям своего злого сетапа. Фаворита Дениса Кысина на Supra, как и год назад, застигли технические неполадки — заглохнув в первом заезде, он толком не поехал во втором, заняв скромное восьмое место. На фоне неудачи фаворита быстренько, за два первых заезда, прорубаются в заезд за место в финале два стремительных новосибирских Evo. Новокузнечанин Максим Ткачук, проиграв в первом заезде винтажному Soarer, затем выбил из соревнований бешеный Forester и Skyline GTR, споткнувшись затем, в шаге от подиума, обо все тот же Soarer. Заезд с минимальными задержками и разницей в тысячные доли принес новокузнечанину лишь специальный приз памяти Егора Кашникова. Ну а в борьбе за места на подиуме Вадик Катков сначала проиграл своему земляку на Evo, но затем выдал три феноменальных заезда подряд — без единой ошибки на старте и на переключениях — два из которых в финале проехал из 11 секунд. Великолепная победа новосибирского пилота, на автомобиле, который эксплуатируется каждый день.
Оставалось самое главное — класс «Unlimited». В нем квалифицировалось пять автомобилей, а двухуровневая сетка из пяти участников получается весьма корявой и нелогичной. Заезд между ставшим пятым Максимом Соколковым на уникальном новокузнецком Lancer Evo с шестицилиндровым мотором и Константином Окуловым на свежепостроеном MMC Mirage принес победу новокузнечанину, и он, как будто уже попав в основную сетку класса Unlimited принялся готовиться к заезду с рекордсменом дня Александром Соколенко. В это время, потеряв на старте какой-то болт, обыграл Дмитрия Павлова, но остался на финише Денис Пономарев. На горизонте у новокузнечан замаячило третье место. Но здесь возник сложный вопрос. Я не знаю, в чем корни получившейся неувязки, но заканчивать соревнования после одного заезда явно не ни входило в планы Кости Окулова, ни в пункты нашего регламента. Не знаю также, к чему бы привело бы многолюдное совещание у судейской палатки с рисованием схем и выяснением отношений. Знаю только, что в девять вечера в аэропорту должен был сесть рейс, а это несовместимо с нахождением на территории тысяч людей. В итоге собрались только гонщики. Постановка вопроса была предельно простой — ездить смогут только четверо, от пятого нужно отказаться. Вариант 1 — Макс Соколков остается за бортом, как пятый в квалификации. Вариант 2 — Костя и Макс ездят за попадание в основную сетку до двух побед. Счет 1:0 в пользу Макса. Считаю справедливым вариант 2. Согласны? Согласны. Пожали друг другу руки и пошли ездить.
Борьбы не получилось. Максим Соколков делает два фальстарта, и бороться за призы отправляется не он, а красноярец. Затем, кстати, фальстарты сгубили и его — оба заезда в основной сетке он проиграл, поехав раньше зеленого сигнала и стал четвертым. Ну а основное сражение, сражение трех фаворитов получилось настоящим испытанием. Телеметрии, автомобилей, нервов участников, организаторов и зрителей. Фальстарты зеленого Mirage, два подряд отказа телеметрии из-за лучей заходящего солнца, постоянные паузы — все это ужасно выматывало. Возобновившиеся заезды были просто на пределе. В них, разобравшийся с техникой и оперативно поднастроивший машину Денис Пономарев сначала переиграл земляка-рекордсмена, отправив его решать — кто же станет третьим, он или Дмитрий Павлов. Новосибирец вновь сделал все что мог, пытаясь реализовать потенциал своей Supra на новокузнецкой бетонке, однако полноприводный Mark II реализует в наших условиях потенциал тысячесильного 2JZ куда стабильнее и проще нежели моноприводный желтый монстр. Дмитрий Павлов — третий, а нам предстояло выявить победителя. Два или три заезда и всё! А у нас вновь отказывает телеметрия, на этот раз датчики старта. Барнаульцы делают все возможное, чтобы вернуть систему к жизни, зрители (СПАСИБО!!!) в очередной раз терпеливо ждут. Уже не осталось ни призов, ни сил, ни времени. Тем временем мы обсуждаем с командами технологию визуального старта — финиша и уже собираемся ехать на финиш как ребята-барнаульцы сообщают: «Заработало! Значит можно ехать!»
Опытнейший Денис Пономарев оказался сильнее. Могучий Mark II Александра Соколенко пока что не так стабилен, как феноменальный черный Evo теперь уже двукратного чемпиона «Кузнецкой Жары». И вот он, смертельно уставший, но счастливый выходит к зрителям и поднимает вверх руки. Еще чуть позже все три суперпилота Дмитрий Павлов, Александр Соколенко и Денис Пономарев стоят на подиуме с призами в руках.Мы благодарим зрителей, гонщиков, механиков, гостей, всех-всех-всех. Кубок МегаФона «Кузнецкая Жара 2010» завершен. Еще раз спасибо. Выключаю микрофон, снимаю мегафоновскую майку, иду в сторону пустого финиша. В голове какая-то пустота, в глазах слезы. Впереди ночная погрузка-разгрузка семисот метров железных заборов, а завтра будет уже полегче. Завтра придет понимание — мы справились, мы не уронили уровень, мы знаем куда и за счет чего прибавлять. И, самое главное — да неужели мы делаем весь этот труд, чтобы оставлять после него что-то плохое? «Жара» должна быть любимой и настоящей, а иначе лучше и не браться. Надеюсь, мы в Новокузнецке разогнали общероссийский дрэг-депрессняк. Ведь разогнали же?»
Фото: Евгений AirJek Муругин
Результаты заездов Кубка Мегафон «Кузнецкая Жара 2010»:
1 класс | ||||
Место | № участника | ФИО | Время | Задержка |
1 | 15 | Шамелов Андрей | 13,868 | 0,116 |
2 | 94 | Иванов Денис | 14,115 | 0,469 |
3 | 114 | Долганов Александр | 3,859 | 0,284 |
4 | 46 | Чертков Григорий | 14,603 | 0,479 |
5 | 26 | Кудрявцев Дмитирий | 14,397 | 0,514 |
6 | 100 | Демин Александр | 15,018 | 0,627 |
7 | 44 | Мосин Владимир | ф. | ф. |
8 | 2 | Петроченко Алексей | 15,120 | 0,501 |
2 класс | ||||
Место | № участника | ФИО | Время | Задержка |
1 | 91 | Пермяков Антон | 12,193 | 0,099 |
2 | 107 | Чумаков Денис | 12,897 | 0,470 |
3 | 33 | Кельс Андрей | 13,307 | 0,059 |
4 | 34 | Томский Алексей | 12,994 | 0,460 |
5 | 30 | Дерунов Игорь | ф. | ф. |
6 | 125 | Наумкин Станислав | 14,079 | 0,207 |
7 | 109 | Сергеенко Илья | 14,221 | 0,559 |
8 | 8 | Баранов Игорь | 13,925 | 0,411 |
3 класс | ||||
Место | № участника | ФИО | Время | Задержка |
1 | 108 | Бычков Федор | 12,778 | 0,556 |
2 | 88 | Тюменев Андрей | 13,165 | 0,477 |
3 | 103 | Бочкарев Владимир | 13,201 | 0,732 |
4 | 12 | Абрамушкин Сергей | 13,326 | 0,295 |
5 | 67 | Ридель Александр | 13,565 | 0,667 |
6 | 41 | Рерих Андрей | 14,249 | 0,332 |
7 | 38 | Кузнецов Илья | 14,546 | 0,648 |
8 | 39 | Левчук Евгений | 13,457 | 0,197 |
4 класс | ||||
Место | № участника | ФИО | Время | Задержка |
1 | 76 | Катков Вадим | 10,998 | 0,063 |
2 | 113 | Комиссаров Александр | 11,877 | 0,304 |
3 | 119 | Кузьменко Дмитрий | 12,148 | 0,243 |
4 | 95 | Ткачук Максим | 12,389 | 0,083 |
5 | 10 | Добрунов Владислав | 13,178 | 0,216 |
6 | 35 | Подмогильников Сергей | ф. | ф. |
7 | 105 | Мандриков Дмитрий | 14,642 | 0,440 |
8 | 70 | Кысин Денис | 15,116 | 0,657 |
Класс Unlimited | ||||
Место | № участника | ФИО | Время | Задержка |
1 | 112 | Пономарев Денис | 9,868 | 0,128 |
2 | 47 | Соколенко Александр | 10,220 | 0,360 |
3 | 123 | Павлов Дмитрий | 11,075 | 0,654 |
4 | 85 | Окулов Константин | ф. | ф. |