Создавать автошколы среди производителей автомобилей в последнее время стало модно. Уже достаточно давно существуют школы водительского мастерства у Audi и BMW. Недавно появилось заведение и у Jaguar. Не первый год функционирует и Mazda Sport Academy, на презентацию летних обучающих курсов которой нас пригласили.
Обучение проводится на всем известном автодроме «Мячково» (Москва), который располагается в 16 километрах от МКАД по Новорязанскому шоссе. Занятия проходят исключительно по субботам и в общей сложности занимают 4 часа, как говорят в спорте, чистого времени. Из них час отводится на теорию, а оставшиеся три — на практику. Учитывая загруженность шоссе в летний период, можно предположить, что закладывать на «Гоночную Академию» из своего графика придется почти целый день. Впрочем, оно того стоит.
Для тех, кто не в курсе, АДМ «Мячково» в данный момент времени является одной из самых популярных среди любителей гоночного кольца автодромов. Трек с хорошим покрытием имеет протяженность 3 275 метров, 6 левых и 9 правых поворотов, максимальная ширина — 12, минимальная — 9 метров.
В «Мячково» регулярно проводятся тренировки и разнообразные соревнования: от любительских (типа Open Race) до профессиональных. В общем, лучшего места для тренировок за рулем автомобиля в Москве вы не найдете. Непосредственно около трассы располагается небольшая гостиница, на первом этаже которой проводится теоретическая часть. Руководит Mazda Sport Academy известный российский гонщик Олег Кесельман.
В летней программе два курса. Мы проходили первый — Sport Intensive. Это несколько упражнений, направленных на получение навыков спортивного вождения. Как уже говорилось, после часа теории начинается практическая программа на трассе, где идет постепенное усложнение заданий. Обучение проводится в группах до 12 человек.
После теории, группа делится на четыре подгруппы, и за каждой закрепляется свой инструктор. В его задачи входит разъяснение принципа и смысла упражнений, а также комментарии по ходу дела, посредством рации. Основная задача Sport Intensive — научить водителя правильно распределять массу автомобиля по осям, тормозить «по-гоночному» и правильно строить траекторию. Sport Intensive проводится на хэтчбеках с двухлитровыми моторами и автоматической коробкой передач, оценивается в 9 000 рублей.
Active Sport стоит уже 15 000 рублей, хотя занимает ровно столько же времени (1+3 часа). Этот курс рассчитан на продвинутых водителей, которые с азами уже освоились. Active Sport поможет прогрессировать любителям кольцевого автоспорта и предполагает более глубокое обучение приемам спортивного вождения. Машинки для Active Sport подобрали посерьезнее — это двухлитровый родстер Mazda MX-5 с «механикой» либо «автоматом». Максимальный состав группы — 10 человек.
Первую часть теоретической программы Олег Кесельман начинает с того, что рисует автомобиль. Потом добавляет направленные вниз, из ступиц, стрелки. Они обозначают прижимную силу, действующую на колеса. Вернее, на пятна контакта.
«Представьте себе, — говорит Олег, — что огромная машина массой в полторы тонны опирается на дорогу вот этими четырьмя "ладошками", пятнами контакта. От того, насколько сильно мы их загрузим в тот или иной момент, зависит успешное выполнение маневра». Хорошее сравнение и уместное — успех обучения во многом зависит от наглядности. И если человек, который уже давно «в руле» знает, лишь проверит свои знания, то новичок, для кого все это в новинку, однозначно что-то для себя почерпнет.
Все гениальное просто, вот и работа с массой автомобиля — тоже, казалось бы. Однако легко поняв принцип, потом предстоит долго и упорно отрабатывать его на практике. Казалось бы, чего проще — «загрузил передние колеса сбросом газа или торможением, повернул руль, отпустил тормоз, и, направив нос на выход из виража, наступил на акселератор…» Просто понять, а вот довести все это до автоматизма на трассе, накладывая процесс на выбор верной точки торможения и, как следствие, траектории, не так уж легко.
С балансом разобрались. Теперь Олег рисует известную мячковскую «шпильку» (медленный поворот на 180 градусов). Поворот этот называется Енисей. Сам я неоднократно видел, как во время Open Race неумелые гонщики бороздят этот вираж перекрученными передними колесами, а нередко так и уходят мордой в гравий. Чтобы этого не было, надо научиться правильно тормозить. Вернее — беспощадно оттормаживаться, как в гонках.
Приемы гражданского торможения также нелепо выглядят на автодроме, как гоночные, наложенные на будничное городское движение. В жизни человек частенько выжимает все из мотора на разгоне, но лишь несколько раз в жизни останавливается так, чтобы реализовать все возможности тормозной системы. И то не факт. Оно понятно, если влипать в педаль тормоза, можно перевернуть весь скарб в багажнике или получить под зад от мечтательного преследователя. В жизни человек притормаживает, а на треке ему надо тормозить максимально быстро и эффективно.
Точка начала торможения выбирается практическим путем, надо просто ездить, ездить, ездить, изучая трассу, себя и машину. В этой самой точке замедление надо начинать с педалью в пол, до срабатывания АБС (в случае с гражданскими авто), после чего уже происходит поворот, выравнивание передних колес и удар по акселератору.
И, наконец, третий этап — выбор траектории. После него все вышесказанное объединяется в одну картину. Гонка выигрывается не за счет быстрого прохождения медленных поворотов (что, в принципе, сделать невозможно), а за счет удлинения прямиков, на которых автомобиль разгоняется. Пилот должен проехать апекс так, чтобы после торможения максимально быстро повернуть нос машины в нужную сторону и начать ускорение. Он не должен тормозить в повороте, это делается перед ним. Что хорошо видно на примере указанной выше шпильки.
Теперь — на трассу. Лично меня не порадовало то, что двухлитровые «матрешки» все до единой укомплектованы «автоматом». Но должен признать, для начинающих гонщиков — это «самое оно». Им и так надо многое в голове держать нужно, а еще и рычагом орудуй.
Упражнение номер один — две «змейки», через разворот. Первая находится прямо после старта, вторая на прямике после быстрого пологого виража Лена. Змейка как раз и закрепляет навык правильного распределения массы автомобиля. Многие ошибочно полагают, что «змейку» надо проезжать как можно быстрее, просто обходя конусы и по возможности постоянно ускоряясь, как лыжник на слаломе. На самом деле, это не так.
«Змейка» — это не прямая с препятствиями, а набор поворотов, и проезжать их надо в гоночном ритме. Выглядит это примерно так. Перед очередным конусом водитель сбрасывает газ, загружая передние колеса. И в этот же момент коротким мягким движением руля направляет машину к следующему конусу, попутно нажимая на педаль газа. Если балансом вы играете правильно, то для коррекции траектории потребуется совсем маленький «кивок» рулем, ведь сброс газа не только нагружает перед, но и разгружает задние колеса. Ну, а настройки подвески работают таким образом, что задняя часть подруливает. Если работать рулем слишком резко, то машину можно раскачать и поставить поперек трассы. Вот почему систему стабилизации отключать во время занятий не разрешают.
Далее ученики переходят к коварной шпильке. Привыкнув к машине и пристрелявшись к повороту, я начинаю методично раз за разом отодвигать точку начала торможения. Пытаюсь все сделать, «как инструктор прописал». И тут стал мешать «автомат». На второй при выходе из шпильки машина откровенно не едет. А на первой почти упирается в ограничитель, да и перескакивает вниз неохотно — обороты высоки. Палку бы сюда.
После выхода из шпильки следует разгон и максимальное торможение с переставкой (водитель должен одновременно максимально тормозить и перестраиваться) и последующей полной остановкой базой (это когда линия финиша располагается между осями автомобиля). В итоге получаем очень неплохое упражнение на торможение.
Третий и четвертый пункты программы — повеселее. Тут надо просто в свое удовольствие ездить по одному короткому и другому длинному (который объединяет все упражнения) участкам, стараясь максимально успешно применять показанные навыки. Кстати, по всей трассе нам проехать не дали, повороты Днепр, Дон, Волга были закрыты, протяженность составляла примерно 60% от общей.
В нашей группе были разные журналисты. Те, что опытнее, не в первый раз на гоночной трассе, в разных школах поучились. Мне этот курс не открыл ничего нового (кроме нюансов в расчете траектории), но позволил вдоволь погонять по трассе, разбудить старые гоночные рефлексы и просто получить удовольствие.
Но были и такие представители пера, которые, давно имея права, знали о спортивном вождении только по телетрансляциям Формулы-1. Они, скажу я вам, прозрели. У некоторых загорелись глаза, речь местами была возбужденно-бессвязной. Так что… Цель достигнута?
Мне кажется, что да. Сумма в триста долларов не кажется большой, если речь идет о настоящем правильном вождении по профессиональной трассе на новых автомобилях с грамотными инструкторами. Другой вопрос, что закрепить навыки за три часа не получится. Но это и не задача Mazda Sport Academy, в представленном виде. Это импульс, установка на правильный путь. Осознав, как нужно управлять автомобилем, человек сможет потом тренироваться пусть даже и в гражданских условиях. А попытаться построить правильную траекторию можно даже соблюдая разметку. И не мешая другим, разумеется. У нас уже есть много желающих погонять на трассе (Open Race — пример наглядный). Но не все из новоиспеченных пилотов знают, как на самом деле нужно ездить. Здесь этот пробел можно устранить. И еще не надо забывать про общение. Грамотные инструкторы и опытный Кесельман всегда в ответ на ваши, даже самые каверзные вопросы, способны будут поделиться важной и очень интересной информацией из первых рук.
Текст: Леонтий Тютелев. |