при перепечатке ссылка на источник текста обязательна! | |||||||
| Нюрбургринг — одна из наиболее сложных и, наверное, самая легендарная кольцевая трасса мира, она была построена в 1927 году на юго-западе Германии. Проектировался этот трек специально под гонки Всеобщего автомобильного клуба Германии (ADAC) — с целью привлечения зрителей и туристов. Однако его конфигурация существенно отличалась от других трасс не только протяженностью (23 км), но и большим количество поворотов (на тот момент — 174 поворота). Трасса была сложная, коварная, и за всю историю ее существования здесь погибло более полутора сотен человек. Тут проходили различные соревнования на Гран-при Германии, в том числе даже гонки Формулы-1. Однако только после страшной аварии Ники Лауды в 1976 году, когда он чуть не сгорел заживо в своей красной Феррари, трассу закрыли для таких серьезных гонок. Кстати, именно Ники Лауда за год до аварии проехал Нордшляйфе менее, чем за 7 минут — за 6:58,6. После реконструкции, в 1984 году открыли новую, специально построенную часть кольца — под Гонки Больших Призов. Однако Нордшляйфе так и остается до сих тем безумным мерилом, куда приезжают проверять свое мастерство пилоты со всего мира. Ты — никто, если не ездил по Северной Петле Нюрбургринга. На каждом повороте тебя может подстерегать опасность, каждый вираж может грозить вылетом, только если ты неправильно рассчитал скорость, гравийные ловушки есть далеко не везде, а иногда их ширина явно недостаточна. Близко расположенные отбойники так и влекут к себе новичков. Еще больше усложняют ситуацию перепады высот и далеко не всегда хороший обзор, густой лес по бокам и так называемые «Карусели» (профилированные 180-градусные слепые повоороты) только дополняют картину. Почти за каждым разгоном — крутой вираж. И, тем не менее, все фанаты автогонок стремятся именно сюда. В 1970 году здесь впервые состоялся суточный марафон «24 часа Нюрбургринг», главное событие в немецкой серии гонок на выносливость. Наверное, он не столь «глянцевый» как те же 24 часа ЛеМан, но престижа в нем уж точно побольше, потому что если ты проехал его и не сдулся, то все остальные трассы ты будешь щелкать как орешки. Для проведения этого марафона объединяют 2 кольца — Нордшляйфе и трассу Moto GP. Эту конфигурацию используют под гонку с 2005 года, таким образом, общая протяженность трека получается 25 378 метров. Большой плюс «24 часа Нюрбургринг» заключается в том, что в ней наравне с профи могут участвовать и непрофессиональные пилоты на самых разнообразных авто. Но, конечно, за победу в абсолюте здесь борются автомобили класса GT2 и GT3. Однако этим дело не заканчивается. В прошлом году, например, на старт впервые вышел гибридный автомобиль Apollo с двумя моторами — бензиновой V-образной «восьмёркой» объемом 3,3 литра мощностью 630 л.с., а также электродвигателем мощностью 100 кВт. Но по техническим причинам ему было не суждено доехать до финиша. В 1996 и 1997 гг. впервые победу в гонке одержала женщина — это была Сабина Шмитц на БМВ М3. На трассу гонки выходит каждый раз строго 220 экипажей. В отборах принимает участие иногда до 300 автомобилей, но далеко не всем повезет встать на старты. В этом году было немногим более 250 болидов, и среди них представители самых разных стран: Германии, Японии, Великобритании, Соединенных Штатов, Австралии, Швейцарии, Монако, Франции, Италии, Венгрии, и даже Украины и России. Россия, вперед! Российские пилоты выходят на старт «24 часа Нюрбургринг» далеко не первый год. Правда, на этот раз Россию представлял только один гонщик — Евгений Царев, который выступал за немецкую команду Steam-Racing в экипаже под номером 24 на Porsche GT3 997, финишировавшую на 13-м месте в абсолютном зачете. С учетом 220 автомобилей на трассе, это очень хороший результат. Первый раз Царев принимал участие в 24-часовой гонке в 2006 году. 2002 год 2003 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год Зато представителей Украины в этом году было хоть отбавляй! В составе совместной немецко-украинской команды ехали пилоты Алексей Кикирешко и Андрей Онистрат на BMW M3 E46. Андрей Лебедь стартовал на BMW 325i E90 под номером 162 за команду Sartorius Team Black Falcon. Но, конечно, больше всего привлекал внимание экипаж Ukraine Racing Team в составе Алексея Мочанова, Андрея Круглика и Владимира Кондратенко, который наматывал круги на кардан BMW M3, раскрашенной в желто-синие государственные цвета с надписью «Ukraine» на всех местах. К сожалению, 2 неприятных инцидента предрешили для них судьбу гонки. На рассвете они повредили подвеску при столкновении с одним из автомобилей-участников, а затем на большой скорости у них выбило опору двигателя. Таким образом, отставание достигло порядка получаса от лидеров. | ||||||
Паддок и пит-лейнГоночная кухня, наверное, одна из самых интересных в спортивной жизни. Кишащая как муравейник и производящая впечатление абсолютного хаоса, она, тем не менее, подчиняется строгим законам. Если у тебя есть специальная проходка в виде CD, вложенного в прозрачный конвертик и покрашенного в определенный цвет — ты здесь царь и бог. Ты можешь попасть в паддок, пройти на пит-лейн, а если ты пресса — то ты всемогущ! Прессе есть доступ абсолютно везде. В паддоке можно купить сувениры, потолкаться среди трейлеров и снующих машин, прокатиться на шаттле (специальный минибус, который развозит прессу, вип-персон и прочий народ по удаленным территориям: прилегающее обжитое пространство огромно), встретить кого-угодно (русская речь звучала постоянно), покурить где-нибудь в тенечке, сидя на травке (нормальные сидячие места только на трибунах и в некоторых кафе), ну и поесть, наконец, традиционной картошки и выпить пивка. При этом цены остаются на вполне себе среднегерманском уровне, а не пугают заоблачными высотами как на некоторых наших автоспортивных мероприятиях. Пока ты ходишь по этим, в общем-то, закрытым территориям, никому нет до тебя дела. Можно находиться в боксах команды, можно фотографировать приезжающие на пит-стоп болиды, ровным счетом никто не скажет тебе и слова. Поразило меня и то, что многие представители команд (будь то механики или пилоты) с удовольствием позируют на камеру даже за пару минут до старта. У нас бы уже давно накостыляли по шее. Главное — не выходить на трассу. Но самоубийц среди присутствующих не обнаружилось. Конечно, самое интересное — это пит-лейн. Поражает скорость преображения механиков команды из полусонных амеб в сверхскоростных многоруких и многоногих существ: ведь за несколько десятков секунд пребывания автомобиля на пит-стопе ему надо поменять колеса, проверить тормоза, долить масло, заправить топливом, вытереть стекла и оптику и, вполне вероятно, сделать что-то еще из оказавшегося необходимым. Параллельно с этим в большинстве случаев меняется и пилот. По регламенту он не может находиться за рулем более 2,5 часов и должен отдыхать не менее 2-х. При этом допускается одному гонщику присутствовать сразу в двух экипажах. Представьте себе, каково тем, кто едет в команде вдвоем, а не вчетвером, как большинство! А ведь есть и такие. Пока механики занимаются автомобилем, пилоты занимаются друг другом. Они помогают напарнику вылезти из автомобиля, а затем, наоборот, сесть за штурвал, пристегнуться и подключить все необходимые системы жизнеобеспечения. Происходит это все практически моментально, и самое медленное в этом деле — это льющиеся жидкости. | |||||||
Зрители. Жизнь за линией кольцаЭто отдельная категория — зрители-жители марафона 24 часа Нюрбургринг. Они делятся на тех, кто сидит на трибунах и наблюдает гонку в официальной обстановке, и на тех, кто с палатками или автодомами приезжает в специально отведенные под кемпинги места. Вторая категория намного интереснее, потому что они-то и составляют ту незабываемую атмосферу гонки, которую вряд ли можно встретить где-то еще. Парковки под кемпинги есть на протяжении всех двадцати с лишним километров Нюрбургринга. Некоторые расположены непосредственно около трассы, и с очередного пригорочка можно наблюдать за ходом гонки. От других нужно еще топать и топать, чтобы хотя бы услышать звук моторов. Для многих зрителей это непринципиально. Они приезжают сюда не только и не столько, чтобы понаблюдать за движением болидов по кольцу, сколько чтобы пожить в этой нестандартной обстановке и проникнуться ее духом. Особенно здесь начинается движуха после темноты. Зажигают костры, жарят шашлыки, пьют пиво, горланят песни, но при этом происходит это все как-то… безобидно. Приехав в такое место, не испытаваешь страха получить пустой бутылкой по голове — может. и зря, конечно… Люди ходят от палатки к палатке и от кемпера к кемперу, тусуются и при этом, конечно, не забывают обсуждать гонки, поправлять кепочки с символикой трассы и делать вид, что находятся абсолютно в курсе всего происходящего. Говорят, чтобы попасть в такой кемпинг, место надо занимать как минимум недели за две до старта гонки, тем не менее, поток автомобилей на близлежащих дорогах не ослабевает ни на минуту. Что днем, что ночью тут собираются колонны жаждущих хоть одним глазком взглянуть на главную гонку Германии. Гонки поддержкиКак и у любого крутого мероприятия, у марафона «24 часа Нюрбургринг» есть как свои хедлайнеры, так и группа поддержки. В этот раз в гонки сопровождения входило несколько довольно крупных и интересных событий: Renault Race Festival — гоночный фестиваль Рено, на который собралось более 100 автомобилей, когда-либо участвовавших в соревнованиях на кубок Рено; BMW Driving Experience Challenge — гонка для пилотов на автомобилях BMW; показательные соревнования по дрифту, а также германская серия Формулы-3. Кстати сказать, в формульных соревнованиях принимала участие наша команда Артлайн, и выступила очень неплохо: Сергей Чуканов занял первое место в своем зачете болидов, выпущенных до 2005 года. Доминик Шрамл, также гонявший за Артлайн, выступил немного хуже. | |||||||
Пилоты, команды, автомобилиЧто касается автомобилей-участников гонки, то на трассе Нюрбургринга можно найти как практически любой мало-мальски пригодный к гонкам автомобиль «из простых», так и суперкары. В этом году среди подавляющего количества BMW были замечены Porsche, Audi R8, Audi RS4, Audi TT, Volkswagen Scirocco и Golf III, Honda S2000, Honda Civic Type-R, Subaru Impreza WRX STI, Mitsubishi Lancer Evo X, Lexus LF-A , Aston Martin Vantage, Ford GT, Ford Focus, Ford Mondeo, Chevrolete Corvette, Dodge Viper, Seat Leon, Peugeot 206, Opel Manta, Opel Astra GTC, Nissan 350Z, Mini Cooper и очень многое другое, что тут не перечислишь. Однако рассказывая об автомобилях, очень важно сказать, что поучаствовать в «24 часа Нюрбургринг» — честь не только для любого пилота, но даже и для тех, кто в мире автоспорта поднялся на практически заоблачные высоты. Так, например, одним из четырех драйверов, которые пилотировали Ford GT, был никто не иной, как Герман Тильке, знаменитейший конструктор, создававший проекты для большинства современных кольцевых трасс мира. Решил испытать судьбу и другой бизнесмен от автоспорта — исполнительный директор Aston Martin доктор Ульрих Бец. Самое интересное, что он решил воспользоваться регламентом гонки, который разрешает присутствие одного пилота за рулем сразу двух автомобилей. Д-р Бец сам повел в бой как 12-цилиндровый Астон Мартин с бортовым номером 7, так и другой, менее форсированный 8-цилиндровый автомобиль под номером 8. Гоночная команда компании Шуберт Мотоспорт (Schubert Motosport), которая последние годы тесно сотрудничает с BMW, пригласила в качестве своих пилотов двух известных автогонщиков в классе WTCC Йорга Мюллера и Энди Приоля. Они управляли заряженной версией М3 купе — GT4-spec M3, а управление вторым автомобилем команды — Z4 M Coupe — доверили не менее известным персонажам: бразильцу Аугусто Фарфушу и одной из знаменитейших автогонщиц-женщин Клаудии Хюртген, которая в свое время тренировала нашего Олега Кесельмана перед его выходом на трассу Нюрбургринга. Фольксваген тоже не отставал по части знаменитостей. Во-первых, они выпустили на трассу, помимо бензиновых версий, автомобили, работающие на натуральном газе. Один из них пилотировал д-р Ульрих Хакенберг, один из руководителей департамента развития Фольксвагена. Сделано это было, конечно, прежде всего в рекламных целях, чтобы доказать конкурентоспособность таких автомобилей, и, возможно, поэтому тремя сменными пилотами этого авто оказались автомобильные журналисты. Зато бензиновой версией управляли победитель Дакара Жиньел де Вильер и чемпион по ралли Карлос Сайенс. Но был среди присутствующих пилотов и еще один человек, которого вряд ли можно назвать иначе, как иконой автоспорта. | |||||||
Живая ЛегендаВозле одной из команд на линии старта царило здоровое оживление. Там, в центре круга своих поклонников, смущенно раздавал автографы и позировал на фотокамеры никто иной, как Хирому Наруси, живая легенда японского автомобилестроения, главный тест-пилот компании Toyota, человек, с 1963 года работающий на эту компанию и возглавлявший создание и производство Toyota 7 и Toyota 2000GT, а также их тиражирование в массы под брендом Toyota MR-S. Сейчас ему 65 лет, он абсолютно седой, но в его глазах все тот же задор, как 39 лет назад, когда в 1970 году он стартовал в самой первой гонке «24 часа Нюрбургринг». За эти годы Наруси накатал столько кругов по Северной петле, что даже самые крутые шишки в Феррари преклоняются перед его опытом и мастерством и зовут его «Нюр-мастер» и добавляют: «Это человек, который знает все дороги в мире!» Кстати сказать, в далеком 70-м победу в гонке одержал не Наруси, а совсем другой пилот — Ханс-Йоахим Штук, который в этот раз сел за руль Audi R8 LMS. (На его счету также победы в 1998 и 2004 годах). Так что мастера-ветераны по очереди выходят на старт легендарного марафона и, я думаю, будут продолжать в том же духе, пока руки смогут крутить руль, а ноги — жать на педали… Кстати, вместе с Хансом-Иоахимом Штуком команду Ауди представляли Маттиас Экстрём и Тимо Шайдер… | |||||||
СтартНачинается все с парада участников непосредственно перед стартом. Автомобили-участники выкатывают на огромный стартово-финишный прямик и оставляют для любования и фотосъемки для всех желающих. Что там происходит — описать словами невозможно: публика буквально сходит с ума от вида этих гоночных болидов, которым всего через час предстоит старт в самой крутой гонке года. Но надо сказать, что и команды стараются изо всех сил: фантазия у гонщиков богатая. Австралийцы, например, притащили с собой несколько надувных кенгуру. Но больше всего из общей массы выделялись жители страны восходящего солнца. Их огромные делегации неспешно пересекали трассу, а томные услужливые и необыкновенно красивые японские девушки несли зонтики от солнца над пилотами своих команд как над хрустальными чашами. За полчаса до старта маршалы со свистком в зубах начинают очищать трассу от посторонних. Автомобили возвращаются на стартовую решетку и ждут взмаха флагом. | |||||||
Понеслось!!!С самого начала главными фаворитами гонки считалось несколько команд и экипажей. Среди них уже четырехкратные победители 24 часа Нюрбургринг экипаж команды Мантей-рейсинг на Porsche 911 GT3-RSR в составе Тимо Бернхарда, Марка Лиеба, Ромейна Думаса и Марселя Тимана, выступавший в этот раз под номером 1. Под номером 2 выступал другой экипаж этой же команды, также серьезный соперник всем, кто желал бы добраться до пьедестала. Тем не менее, на поул-позишн встал Ford GT Германа Тильке. Третье место после квалификации вслед за Porsche Тимана досталось экипажу под номером 99 команды «Феникс рейсинг» на Audi R8 LMS (Бассенг-Фёсслер-Рокенфеллер-Стипплер). На протяжении всей гонки эти экипажи, а также еще парочка Audi R8 LMS от «Феникса», Форд ГТ от «Рейдерз тим» и «Фрикаделли рейсинг», за которую выступала знаменитая Сабина Шмитц (та самая гонщица, катающая желающих по Нордшляйфе на BMW M5 Ring taxi), и составляли авангард всей гонки. В течение 24 часов все они поменялись местами бессчетное количество раз, но основными претендентами все равно были 2 Порше от Мантей и две Ауди от Феникса. Вообще, в этом году главное противостояние было как раз между Ауди и Порше, особенно после того, как поздно вечером пилот Форда ГТ не справился с управлением на одном из участков, и машину резко развернуло. Однако до полуночи пилоты «Форда» сумели нагнать потерянное время и вышли на 12-е место в основном авангарде. Больше всего, конечно, в этом году повезло с погодой. Было сухо и ясно, и гонка ни разу не останавливалась, как в прошлые годы из-за сильного дождя или тумана. Однако именно это и стало серьезной проверкой не только для людей, но и для автомобилей, которые работали без перерыва все 24 часа. Естественно, что многие детали выходили из строя, и их меняли тут же в боксах буквально за считанные секунды: и выхлопы, и радиаторы, и масляные насосы… | |||||||
Немного «отсебятины»Атмосфера 24-часовой автогонки удивительна сама по себе. Для зрителя это, прежде всего, адреналин, ожидание обгонов, контактной борьбы, так называемого «мяса» на трассе: вылетов, аварий, крушений. И, сливаясь с толпой, ты невольно начинаешь желать того же самого: зрелища. Основываясь на неких собственных знаниях трассы и ее окружения, мною был составлен план перемещения по точкам. Яркий жилет прессы и соответствующий бэйджик на шее были моими залогами успеха. Первую часть гонки я наблюдала с нескольких точек недалеко от трибун, в том числе Мерседесовской Арены. Как раз около нее расположена серия поворотов с крутой 180-градусной шпилькой, а перед ними — большой разгонный прямик. Опасный отрезок: накануне во время формульных заездов я видела там много инциндентов, один из которых закончился довольно серьезной аварией. Однако в этот раз, слава Богу, ничего серьезного там не произошло — несколько переторможек, пара безопасных разворотов и все. Я вообще так и не стала свидетелем никакого экстрима, разве что один раз у меня на глазах у BMW слетела покрышка. Но автомобиль аккуратно доехал на диске, а следом за ним приехала «техничка», подобрала зажеванный кусок резины и скрылась за поворотом. Далее с трассы Гран При я отправилась наблюдать гонку непосредственно на километры Северной Петли. Есть на трассе несколько особо любимых мною мест, куда стоит приезжать, чтобы понаблюдать за вылетами. Но тут мне не повезло. Зато на финишной прямой Нордшляйфе я испытала несколько серьезных потрясений — в прямом смысле слова. Когда в непосредственно близи, за проволочной сеткой мимо меня пролетали экипажи со скоростью, приближающейся к 300 км/час. Не то, чтобы сфотографировать, удержаться в ровном положении сложно, такая воздушная волна проходит шлейфом за автомобилем. Тем временем начинало смеркаться. В кемпингах по бокам от трассы зажигались огни и начинали подниматься вверх дымки от костров. Гонка стала принимать какие-то совершенно другие очертания… | |||||||
Гонка (продолжение)А тем временем на питлейне наступают самые тяжелые времена. Конечно, начинает сказываться усталость, ведь люди находятся в постоянном напряжении даже не день и не два. В темноте меняется восприятие трассы и ощущение дистанции. Из-за этого на трассе происходит много мелких аварий и инцидентов, которые необходимо максимально быстро устранить руками механиков. Однако пилоты, в том числе и Евгений Царев, с которым мне удалось поговорить во время гонки, считают, что самые сложные часы — это рассвет и закат, когда уставший организм пытается переключиться в другой режим функционирования. Слава богу, в этот раз никаких серьезных аварий во время гонки на трассе не произошло. К 9 утра лидер поменялся 22 раза, многие сошли из-за разных технических неисправностей, были и такие, кто, попав в аварию, гонку продолжать уже не мог или счел нецелесообразным. К полудню лидером марафона продолжала оставаться Audi R8 LMS под стартовым номером 99, однако экипаж Марселя Тимана продолжал неуклонно сокращать разрыв, постоянно сбрасывая секунды со своего счета. Четверка лидеров напоминала слоеный пирог, где в роли теста выступали две R8 команды Феникс, а в качестве начинки использовали два желто-зеленых Порше команды Мантей Рейсинг. | |||||||
Финиш!И все же экипажу Марселя Тимана это удалось! Практически уже перед самым финишем пилот, находившейся за рулем GT3 RSR, обогняет маячившую впереди Audi и сохраняет эту позицию вплоть до последних секунд гонки! Экипаж под номером один в результате первым пересекает финишную прямую и в пятый раз становится обладателем титула победителя 24-часовой гонки на Нюрбургринге. Это еще не удавалось никому! Второй результат у Audi R8 LMS #99, третий у сокомандника Порше — экипажа под номером 2. Порше еще раз доказали всем, что они лучшие. Радости пилотов и команды не было границ. Фонтаны шампанского, объятия, фотосесиии, интервью и безумное счастье в глазах. Когда видишь такое, понимаешь, что ради этого стоит жить. Экипаж, в составе которого участвовал Евгений Царев, финишировал 13-м в абсолютном зачете, и это тоже очень хороший результат, особенно если учесть, что из 220 автомобилей на стартовой решетке финишировало только 118 — чуть больше половины. Украинский экипаж вошел в 50 лучших, и это тоже очень неплохо. Теперь в июле предстоит очередной суточный автомарафон — «24 часа Леман», и там тоже, мы надеемся, будут принимать участие наши спортсмены. |
Источник: Drom.ru
При перепечатке ссылка на источник текста обязательна!