"Автопилот" оценивает автомобили по пяти главным критериям. Сумма достоинств обозначена -- "Б", недостатков -- "Ч". Очередной испытуемый набрал четыре "Б" и одну "Ч". Это Mazda 323.
ЭКСТЕРЬЕР
В конце прошлого года состоялось "третье пришествие" Mazda на российский рынок. Те машины, что поставляются к нам сейчас, специалисты называют "серией BJ". Ее производство началось в 1998 году, а год назад серия подверглась фейслифтингу. Все изменения сводятся к новой оптике, решетке радиатора с увеличенной эмблемой фирмы и более заостренным обводам переднего бампера. Это хорошо видно на фото -- рестайлинговая версия представлена седаном темно-синего цвета. Для российского рынка сертифицированы два типа кузова: 4-дверный седан и 5-дверный, как его называют дилеры, хэтчбэк, который, строго говоря, больше похож на универсал. В стандартную комплектацию входят интегрированные в бампер противотуманные фары. В целом, внешность 323-х сдержанная, но с отчетливым намеком на спортивную агрессивность, своеобразная и запоминающаяся. "5"Б.
ИНТЕРЬЕР
Внутренний дизайн весьма прост. Пожалуй, в этом 323-й проигрывает более "изощренным" конкурентам. Однако баланс между вычурными изысками и примитивным аскетизмом соблюден: все на своем месте, в салоне чувствуешь себя весьма комфортно. Внутри автомобиль гораздо просторнее, чем можно предположить, а качество материалов и подгонки элементов салона -- выше всяческих похвал. В дополнение к обилию карманов и ниш, обязательным "подстаканникам", спинка переднего пассажирского сиденья с жестким "тылом" горизонтально ложится вперед, превращаясь в своеобразный столик. Задние сиденья складываются раздельно, а в хэтчбэке еще и перемещаются в продольной плоскости. 4 "Б", 1 "Ч".
ОБОРУДОВАНИЕ И ЭРГОНОМИКА
За названную ниже цену предлагается солидный пакет стандартных опций: регулируемая рулевая колонка, гидроусилитель, две подушки безопасности, АБС, электроприводы всех стекол и внешние зеркала с подогревом, центральный замок. Присутствует мощная и эффективная вентиляционная установка с микрофильтром (в рестайлинговой версии ползунковое управление ею заменено кнопочным), а также подогрев передних сидений. Регулируемые по высоте ремни безопасности, электронные часы и термометр -- мелочи, но весьма приятные. За отдельную плату можно получить антипробуксовочную систему, круиз-контроль и боковые подушки безопасности. Все органы управления и приборы просты, но удобны: толстый руль небольшого диаметра, колонка с вертикальной регулировкой. Что касается сидений, то высокие широкие спинки плотно облегают тело, они обтянуты похожим на плюш материалом с хорошими антифрикционными свойствами. Есть регулировки подушек по углу наклона и высоте. 5"б".
ДОРОГА
Обе версии хорошо держат дорогу, очень устойчивы в перестроениях, жесткая подвеска отлично противостоит кренам и раскачиваниям. Руль острый, с отчетливым реактивным действием, а усилие на нем возрастает пропорционально скорости, погасить которую помогают информативные и точно дозируемые тормоза. Переключения передач на "механике" доставили нам удовольствие: удачное расположение рычага с короткими ходами включения, педального узла -- активная "драйверская работа" даже на версии 1,6 не будет в тягость. А характеристики 1,6-литрового мотора -- хороший подхват на высоких оборотах с хорошо подобранными передаточными числами -- позволяют активно двигаться, чередуя ускорения и перестроения, обходясь при этом только четвертой передачей. Этот же "тандем" обеспечивает очень хорошую тягу на малых оборотах. Словом, динамика 323-й -- достойная. С поправкой, однако, на "автомат". Последний способен изрядно подпортить картину: стартует машина хорошо, но затем постепенно "издыхает". Характеристика крутящего момента 1,5-литрового мотора и инертность трансмиссии приводят к тому, что в ответ на резкое нажатие на газ мотор начинает истошно вопить, а коробка "раздумывает" и совсем не спешит реагировать на "кик-даун". На обгонах это изрядно нервирует... Словом, АКПП -- явно дамский вариант или для приверженцев размеренного, спокойного стиля вождения. 4 "Б", 1"Ч".
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Пока на Mazda 323 предлагается годичная гарантия, без ограничения пробега. Первый визит на сервис для общего осмотра предусмотрен на 1,5 тыс. км пробега -- почти как на "Жигулях". Обойдется это в среднем в $30. Далее режим обслуживания традиционен: каждые 10 тыс. км. Эксплуатационные расходы (работы по ТО+материалы), без "форс-мажора", при пробеге от 20 до 50 тыс. км в год могут составить от $400 до $800. Если обслуживаться у частников или в мелких специализированных мастерских, то расходы на ремонт можно снизить почти вдвое.
Общий ресурс двигателей оценивается в 250--300 тыс. км, при этом запас прочности подвески достаточно велик -- около 100 тыс. км. Как говорят специалисты и пользователи, характерная черта Mazda, как и многих японских автомобилей, состоит в том, что "ломается редко, но метко". Судите сами. К примеру, датчики АБС. Нередко пропадает сигнал, замена -- $220--250 за передний, $65--70 за задний. Суппорта задних дисковых тормозов очень страдают от грязи и соли. Поэтому предпочтительнее брать автомобиль с барабанными тормозами сзади. Подшипники ступиц из-за пластиковых сепараторов очень критичны к боковым, "бордюрным" ударам (около $130 с работой). А топливный фильтр просто курьезен. Он находится в бензобаке, а собственно бензонасос вставляется в его корпус. Что делает элементарную процедуру замены очень сложной, трудоемкой и недешевой (около $50). 4"Б", 1"Ч".
НАШ ПРИГОВОР
Своеобразный, симпатичный и привлекательный автомобиль. С двигателем 1,6 и "механикой" не чужд спортивным амбициям, отлично подойдет для молодых и энергичных. А в гамме 323-х люди самого разного возраста и с разным водительским опытом и привычками могут подобрать себе подходящий вариант. Не самый дешевый в обслуживании, но в то же время один из самых надежных и неприхотливых в классе. Из серьезных недостатков у него на сегодняшний день можно отметить два -- высокая цена и неразвитость сети авторизованных техцентров. 4"Б" и 1"Ч".
АВТОМОБИЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ "МАЗДА ЦЕНТР КУНЦЕВО", (095) 933-4033. СТРАХОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ "ИНГОССТРАХ", (095) 956-5555.
МОДЕЛЬ/МОДИФИКАЦИЯ | Mazda 323 1,5 | Mazda 323 1,6 |
ДВИГАТЕЛЬ | бензиновый с многоточечным электронным впрыском | бензиновый с многоточечным электронным впрыском |
Расположение | спереди поперечно | спереди поперечно |
Рабочий объем (куб. см) | 1498 | 1598 |
Число/расположение цилиндров | 4/рядно | 4/рядно |
Мощность (л.с. при об./мин.) | 88 при 5500 | 98 при 5500 |
Макс. крутящий момент | 132 при 4000 | 145 при 3700 |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Привод | передний | передний |
Коробка передач | автоматическая 4-ступенчатая | механическая 5-ступенчатая |
ПОДВЕСКА | ||
Передняя | независимая пружинная типа McPherson с треугольными рычагами, на подрамнике, стабилизатор поперечной устойчивости | независимая пружинная типа McPherson с треугольными рычагами, на подрамнике, стабилизатор поперечной устойчивости |
Задняя | независимая пружинная многорычажная, подпружиненные амортизаторные стойки, стабилизатор поперечной устойчивости | независимая пружинная многорычажная, подпружиненные амортизаторные стойки, стабилизатор поперечной устойчивости |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ | шестерня-рейка с гидроусилителем | шестерня-рейка с гидроусилителем |
ТОРМОЗА | ||
Передние/задние | дисковые вентилируемые/барабанные | дисковые вентилируемые/барабанные |
РАЗМЕРЫ/ОБЪЕМЫ/ВЕС | ||
Длина/ширина/высота (мм) | (седан)4315/1705/1410 | (хэтчбэк)4200/1705/1410 |
Масса, снаряженная/полная (кг) | 1065/1075 | 1095 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Максимальная скорость (км/ч) | 164 | 182 |
Разгон до 100 км/ч (сек.) | 14,5 | 11,6 |
ЭКОНОМИЧНОСТЬ | ||
Расход топлива (л/100 км): | ||
город/шоссе | 10,6/6,3 | 9,6/6,3 |
Цена в Москве | $18,4 тыс. | $17,4 тыс. |
ФОТО АЛЕКСЕЙ ИЛЬИН
2001 г.
АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВ, ВЛАДИМИР АРЕФЬЕВ |