Свою первую и последнюю «Ниву» я купил в середине девяностых годов прошлого века — очень хотелось джип, а денег на Тойоту не нашлось. Карбюраторный ВАЗ-21213 — тот, что уже с низкой задней дверью — был не сильно подержанным. Судя по широченным лысым асфальтовым покрышкам на литых дисках и комплекту новенькой штатной «резины» ВЛИ-5 в подарок от прежнего владельца, бездорожья он никогда не видел. Ездил я недолго, но «счастливо» — всего с двумя переборками коробки передач за год, несколькими заменами подшипника сцепления, постоянной «раскачкой» подручными средствами закисающих «с новья» передних тормозов и борьбой с бешеным расходом топлива. Похоже, трансмиссионный вой и вибрации я не считал за проблемы — были и поважнее, поэтому воспоминания о звуках, издаваемых на ходу чудом советской техники, стерлись из памяти за 20 с лишним лет. Помню только, что продал «Ниву» без сожаления — достала!
Годы проходят, все плохое постепенно забывается, а в голову опять начинают закрадываться мысли о покупке вазовского внедорожника. И вот я снова за рулем «Нивы», сменившей имя, но не магическую притягательную силу самого дешевого и, несмотря ни на что, неприхотливого «гряземеса». Правда, я сменил классическую трехдверку на Lada 4x4 Urban 5d — длинную, но зато вместительную пятидверную «таксу», изуродованную наспех приляпанными пластиковыми бамперами так же, как Москва — собянинской плиткой.
Одним словом — «урбанина». Или «урбанива»? Не важно, главное — эти декорации тут неуместны, а для езды по современной столице Lada 4x4 Urban 5d совершенно не подходит, хотя бы из-за огромного радиуса поворота — почти как у длиннобазного LR Defender! Она вообще не подходит для продолжительных поездок. Расход топлива — минимум 8,3 л по официальным данным, на деле — литров 13, а то и все 15. Не понимаю, как я терпел этот руль, смещенный вправо так, что при всем желании не сядешь ровно — бедро само собой съезжает к центральному тоннелю. Узкое, неудобное кресло от ВАЗ-2109 выглядит так, будто его еще на сборочный конвейер привозят грязным, рычаг КПП очень далеко, к пятой передаче приходится тянуться, целиком отрывая спину от сиденья, либо садиться «буквой Зю», растопырив колени вокруг рулевой колонки. То, что руль не регулируется вовсе — несущественная мелочь, больше раздражает набалдашник рычага КПП — он все время крутится и закрепить его жестко никак не выходит.
Интересно, где вазовцы берут пластмассу для отделки салона: собирают по помойкам или переплавляют пластиковые бутылки? А что это за неряшливая наклейка с полумесяцем на черном фоне возле правого колена? Неужто флаг «запрещенной в РФ террористической организации»? Нет, это всего лишь обозначение регулятора кондиционера… Кондиционер в «Ниве» — да это неслыханная роскошь! Если бы еще вентилятор не шумел так сильно.
Впрочем, вентилятор обдува салона — далеко не основной звуковой раздражитель. Толстенным слоем звукоизоляции проложено все, включая стальной лист защиты двигателя, но это не помогает, в салоне постоянно стоит многоголосый гул. З-з-з… гудит трансмиссия, у-у-у… низкочастотные вибрации зудят по всему кузову, ж-ж-ж… завывают вентиляторы охлаждения двигателя — стоящую в пробке Лада 4х4 слышно за 100 метров! Господи, хоть что-нибудь из этого можно «выключить»?! За час в пробке я заработал жуткую головную боль. Вышел из машины, купил анальгин и «отходил» до вечера.
Но головная боль прошла и, как ни странно, мне снова захотелось за руль. «Нива» и раньше ездила неплохо. К тому же подвеску хоть и потихоньку, но постоянно дорабатывают. Самые свежие обновления — передние пружины, газонаполненные амортизаторы с новым нижним шарниром и долгожданный ступичный узел с нерегулируемыми двухрядными подшипниками: теперь не надо разбирать ступицу, чтобы снять тормозной диск.
Вазовцы правду говорят об улучшенной кинематике и мягкости без снижения энергоемкости. В «Ниве» теперь трясет меньше, и «пробить» подвеску все так же почти невозможно. Ну а длинная база «пятидверки» еще и стабильности в поведении добавляет. В результате Lada 4x4 5d стоит на прямой, как влитая, почти не реагируя на асфальтовую колею, не «козлит» на волнах, поперечные крены заметны, но не пугают. При нажатии на тормозную педаль «Нива» уже не пытается встать боком. Даже при резком торможении уводов в сторону нет совсем, лично для меня это настоящее чудо: то ли настройки подвески помогли, то ли новые ступицы, то ли наличие ABS.
Вазовской 1,7-литровой бензиновой «четверки» классического семейства мощностью 83 л.с. едва хватает, чтобы держать 120 км/ч. Разгон до 100 км/ч занимает 19 секунд: с такой динамикой обогнать можно разве что городской автобус, да и то, когда он стоит на остановке. Движок на большой скорости греется, ревет, ему вторят вентиляторы и трансмиссия. Вот бы добавить шестую передачу! Да куда там, древняя 4-ступенчатая коробка передач «классического» семейства в свое время и пятой передаче не слишком «обрадовалась». Как ни жаль, придется уходить в правый ряд: комфортная скорость, да и то, если к Лада 4х4 вообще применимо это определение — едва достигает 90 км/ч. Причем исключительно из-за шумов и слабого двигателя, который всегда надо крутить «в звон» — шасси может гораздо больше, на прямой автомобиль стоит «железобетонно»!
Подвеске доступно все! Ей без разницы, что под колесами — городской «лежачий полицейский» или разбитый в хлам сельский грейдер. На грунтовке даже лучше: полнейшая вседозволенность на ухабах примиряет с отсутствием элементарного комфорта в салоне. Несмотря на неразрезной задний мост, «Нива» почти не рыщет по курсу и позволяет «низко лететь» над ухабами. Лада 4х4 не способна помочь водителю никакой электроникой, кроме ABS, но этого и не нужно, особенно за рулем длиннобазной «пятидверки».
С бездорожьем все не так однозначно — у пятидверки 2,7-метровая колесная база, а клиренс всего 205 мм. Поэтому перегибы, через которые трехдверная Lada 4x4 переваливает, не замечая, длинная машина проходит впритык. Геометрию дополнительно портят ломкие «городские» бамперы из тонкого пластика. Ну а под днищем творится сущий кошмар. Впрочем, Lada 4x4 снизу никогда не была «ровной». Между КПП и раздаточной коробкой — в результате бесплодной борьбы с вибрациями трансмиссии — повис на длинной опоре гаситель колебаний. Не случайно он имеет цилиндрическую форму — видимо, инженеры предполагали, что «Нива» будет садиться на него в колее и на буераках, как на пятое колесо. Но и кроме нового гасителя есть на что «прилечь»: отвисшая раздатка, выпускной тракт, всякие мелочи, типа уловителя кардана и промежуточной опоры, служат отличными «грунтозацепами».
Старый «верховой» мотор классического семейства с крутящим моментом всего 129 Нм при 4000 об/мин не всегда позволяет проходить «засадные» места тягой даже на пониженной передаче. Каждый «нивовод» знает: лучший способ преодоления тяжелого участка — ходом, заблокировав межосевой дифференциал. Вот была бы еще возможность заблокировать заднюю ось… Но за 40 лет завод так и не удосужился оснастить внедорожник блокировкой заднего межколесного дифференциала. К счастью, этим «промышляют» многочисленные тюнинговые компании.
Однако как бы то ни было, завод отобрал у тюнингеров хороший «кусок хлеба». На «АвтоВАЗе» наконец-то собрались с духом и «отвязали» редуктор передней ведущей оси от двигателя, сагрегатировав его с передней подвеской. Как же долго пришлось ждать этого знаменательного момента! Теперь под капот можно поставить любой подходящий мотор, ведь он больше не «завязан» с редуктором. Может быть, в будущем достойный силовой агрегат и появится. Если, конечно, у Лады 4х4 в ее классическом «нивовском» виде будет это самое будущее. Подождем, а пока — сколько нынче стоит подержанный дизельный Дастер?
Кузов | |
---|---|
Тип | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1690 |
Мощность, л.с. при об/мин | 83/5000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 129/4000 |
Трансмиссия | |
Привод | Постоянный полный, с блокировкой межосевого дифференциала и понижающим редуктором |
Коробка передач | 5-МКП |
Тормоза | |
Передние | Дисковые |
Задние | Барабанные |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная, на поперечных рычагах |
Задняя | Зависимая, пружинная, с неразрезным мостом |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4140/1680/1640 |
Колесная база, мм | 2700 |
Клиренс, мм | 205 |
Снаряженная/полная масса, кг | 1425/1850 |
Объем топливного бака, л | 65 |
Объем багажника, л | н.д. |
Шины | 185/75 R16 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 137 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 19.0 |
Расход топлива, л/100 км | |
Комбинированный цикл | 9.9 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | н.д., Euro-5 |
Стоимость автомобиля, руб. | |
Базовая комплектация тестируемой версии | 571 600 |
Оснащение системами безопасности | |
---|---|
Фронтальные подушки безопасности (водитель/пассажир) | –/– |
Боковые подушки безопасности | – |
Шторки безопасности | – |
Коленная подушка безопасности водителя/пассажира | –/– |
Надувные ремни безопасности для задних пассажиров | – |
Система стабилизации ESP | – |
Антипробуксовочная система TCS | – |
Антиблокировочная система тормозов ABS | + |
Brake Assist | – |
Камера заднего вида | – |
Парктроник | – |
Система помощи при парковке | – |
Светодиодные фары | – |
Ксеноновые фары | – |
Адаптивные фары | – |
Система помощи при перестроении | – |
Система слежения за разметкой | – |
Система предотвращения попутных столкновений | – |
Система распознавания дорожных знаков | – |
Система контроля усталости водителя | – |
Включение аварийной сигнализации при экстренном торможении | + |