Море по колено и горы по плечо… когда едешь на вездеходе ТРЭКОЛ-39041. Четырехколесник на «пневматиках» с кузовом от уазовского «козлика» вымахал в высоту под два с половиной метра, из которых ровно 500 мм — дорожный просвет. Перспективный однообъемник ТРЭКОЛ «Трофи» на основе «буханки» еще выше: 2850 мм. Оба вездехода Drom.ru испытал на военном полигоне в подмосковных Бронницах.
Капотный ТРЭКОЛ замирает у светофора. «У этого экземпляра турбодизель Hyundai, симбиоз военных и гражданских мостов от УАЗа и колеса размерностью 1300х600», — говорит водитель-испытатель Андрей. — «Тормоза барабанные, но по заказу можно поставить дисковые. Такие, на мой взгляд, предпочтительнее…». Вездеход трогается с места, и неожиданно бодро разогнавшись до 60 км/ч, вливается в городской поток. «У импортных дизельных моторов 5-ступенчатая коробка передач, а у агрегатов «ЗМЗ» — 4-ступенчатая», — объясняет Андрей.
На первый взгляд конструкция вездехода незатейлива. Уазовский кузов первой комплектации, состыкованный с рамой от «буханки» (она лучше подходит по длине), на выбор оснащают одним из трех двигателей. Раздаточная коробка с индексом 33027 от полноприводного «Соболя» с межосевым дифференциалом и штатной блокировкой, а опционные дисковые механизмы рабочей тормозной системы — некий микст из уазовских и газовских узлов. С миру по нитке. Но в ТРЭКОЛе хватает и оригинальных деталей. Нижний периметр кузова с широкими крыльями, «чулки» мостов, дисковый стояночный тормоз, топливный бак, шины. Их по матрицам ТРЭКОЛа изготавливает волгоградская фирма «Волтаир Пром».
Дьявол кроется в деталях. Именно мелкие, на первый взгляд несущественные доработки говорят о внимательности конструкторов к своему изделию. Если обследовать ТРЭКОЛ-39041 с лупой, можно прийти к неожиданному выводу: кто-то уже сделал это до нас. Мягкие экраны, прикрывающие двигатель от грязи, удобные подножки с фрикционной сверловкой и даже крышка бензобака с поводком, чтоб не потерялась. ТРЭКОЛ вообще оставляет впечатление толково сделанной вещи.
Впрочем, один серьезный прокол в конструкции вездехода все же есть. В задних дверных проемах отсутствуют ручки-поручни. Ведь машина высокая и забираться в нее непросто. Наш фотограф, пробираясь на задний ряд, интуитивно хватался рукой за среднюю стойку кузова: «Если дверь вдруг закроется порывом ветра, я останусь без пальцев!». Конструкторам на заметку!
Знаете, что в ТРЭКОЛе поражает больше всего? Тишина в салоне. Конечно, уазовский кузов со сдвижными фрамугами пропускает много наружного «мусора», но механических шумов внутри — минимум. Ровно тарахтит 83-сильный дизелек, как-то по особенному мягко шелестят тонкостенные «пневматики» сверхнизкого давления. Трансмиссионные же шумы и вибрации до приподнятого на второй этаж кузова попросту не доходят. Правда, если на асфальте разогнать вездеход до максимальных 70 км/ч, тот начнет козлить, досаждая вертикальными колебаниями с частой амплитудой. Зато дорожные неровности растворяются в мягких шинах почти без остатка.
«Обкатку проходят все без исключения машины», — говорит Андрей. — «100 километров по асфальту, затем проверка на пересеченной местности, и обязательный сплав на воде, чтобы убедиться в герметичности агрегатов. Сегодня тоже поплаваем!» Но сначала «пересеченка». Косогор с перегибом, крутой подъем с обязательным включением «понижайки», соскок с метровой ступеньки… Если шины цепляются за грунт, вездеход будет упорно двигаться вперед. В какой-то момент начинает казаться, что на просторах военного полигона просто нет преград, способных «заякорить» ТРЭКОЛы.
Однако бассейн с топкой и глубокой жижей капотный вездеход форсирует менее уверенно. Оригинальные шины ТРЭКОЛ-1300 с протектором в мелкую шашечку, предназначенные в первую очередь для снежной целины и болотистой местности, плохо справляются с грязевыми участками. По той же причине трудно выбраться из скользкой колеи с пологим краем. Если же понизить давление в шинах с «асфальтовых» 0,6, до 0,2 атм., то время на преодоление тех же преград уменьшается примерно вдвое. Но даже в этом случае вездеход продолжит буксовать и плужить передними колесами по глиняной колее. Решение есть — шины с развитыми грунтозацепами, которых в арсенале подмосковной фирмы аж три вида, включая универсальные. Правда, нам на подобных «дутиках» поездить не удалось.
Для вездеходов, подобных ТРЭКОЛу, давление в «пневматиках» — важнейший фактор, влияющий на проходимость. Испытатели подмосковной фирмы рекомендуют «сдуваться» на тяжелых грунтах до «единицы» (0,1 атм.), а в особых случаях даже до 0,08 атм. Но не ниже! Иначе можно повредить покрышку. И обязательно «подкачаться» после преодоления сложного участка. Увы, централизованная подкачка шин, которая могла бы здорово облегчить жизнь водителю, в базовую комплектацию ТРЭКОЛа не входит. Есть лишь компрессор и шланг с манометром.
Из трех испытанных нами вездеходов централизованной подкачки шин не было ни у одного. Меж тем возможность быстро подогнать давление в шинах под рельеф местности — ключевой момент, напрямую влияющий на проходимость. Тем более что данная опция не так дорога — 59 000 рублей. Если добавить «автоподкачку» в базовую комплектацию вездеходов, ее себестоимость будет еще ниже. Ведь в жизни никто не станет менять давление в шинах вручную по нескольку раз за поездку. Скорее всего, подберут средне-оптимальное значение, да так и будут ездить.
«Межколесные блокировки? Мы экспериментировали с «межколесниками», но отказались от их использования по двум причинам», говорят разработчики подмосковных вездеходов: «а) не устроила надежность данных узлов, б) возрастают нагрузки на основные узлы трансмиссии. Проще говоря, с осевыми блокировками велик риск порвать «раздатку». Хотя если клиент настаивает, установим на ТРЭКОЛы практически любое допоборудование. Был случай, когда заказчик пожелал оснастить вездеход откидными лобовыми стеклами… чтобы охотиться, не покидая салона».
Зато способность плавать — при установке шин с высотой профиля от 1300 мм — заложена в капотные вездеходы на конструктивном уровне. Правда, на наш взгляд, «судоходство» ТРЭКОЛов лучше рассматривать как дополнительный бонус. Без подвесного мотора или водомета скорость машины на плаву не превышает 3 км/ч. И то по паспорту. На деле — раза в три медленнее. Пока Андрей в рамках испытательной программы переплывал небольшой водоем, мы с фотографом успели немного подмерзнуть.
Однообъемному ТРЭКОЛу «Трофи» на шинах меньшей размерности водные процедуры и вовсе противопоказаны. «Не утонет», — говорят испытатели, — «но с высоким центром масс и неоптимальной развесовкой у данной модели все-таки великовата вероятность «кораблекрушения». Вообще, показалось, что отношение специалистов фирмы к новому однообъемнику на основе «буханки» — как к ребенку «по залету». Судоходные качества — нулевые. Возможности на «пересеченке» из-за высокого кузова ограничены. Но заказы на грузопассажирские вездеходы есть, хотя на сегодняшний день продан всего один экземпляр.
Впрочем, есть у «Трофи» и неоспоримые плюсы. Вместимость, ради которой и задумывался этот проект, возможность ремонта двигателя и иных узлов прямо в салоне вездехода — в тепле! Бескапотная компоновка, позволяющая отслеживать обстановку перед собой до последнего сантиметра — тоже немаловажный фактор для вездехода. Наконец, ТРЭКОЛ «Трофи» просто классно выглядит! Впрочем, внешность для утилитарной машины — дело десятое. Первостепенная задача подобного вездехода — доставка людей и грузов в труднодоступные районы.
Знают в фирме ТРЭКОЛ и о вездеходе «Шерп», который Drom.ru испытал еще прошлой зимой. К конструктору Алексею Гарагашьяну и его детищу здесь относятся с уважением, и даже признают выдающуюся проходимость питерской машины. Но конкурентом ТРЭКОЛам не считают. Подмосковные вездеходы универсальнее. Если по асфальту «Шерп» может передвигаться лишь на прицепе, то ТРЭКОЛы способны ездить по всем типам покрытия своим ходом. Ну и, конечно, цена: от 1 630 000 рублей за модель «Трофи», и от 1 840 000 за капотный 39041 с бензиновым мотором. Стандартный «Шерп» с тентованным кузовом обойдется минимум в 3 750 000 рублей. Но главный ТРЭКОЛовский козырь — широкая линейка моделей и модификаций, включая флагманский шестиколесник с оригинальным стеклопластиковым кузовом — ТРЭКОЛ-39294. Об этом вездеходе мы расскажем в другой раз.
ТРЭКОЛ-39041 | ТРЭКОЛ «Трофи» | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Универсал (SUV) | Микроавтобус (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 8/4 |
Двигатель | ||
Тип | Дизельный, с турбонаддувом (Hyundai D4BF) | Бензиновый (ЗМЗ-4091.10) |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 2476 | 2693 |
Мощность, л. с. при об/мин | 83/н.д. | 125/н.д. |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 196/н.д. | 219,5/н.д. |
Трансмиссия | ||
Привод | Полный | Полный |
Коробка передач | 5-МКПП | 5-МКПП |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4380х2540х2470 | 4370х2540х2800 |
Клиренс, мм | 500 | 490 |
Снаряженная масса, кг | 1950 | 2200 |
Грузоподъемность на плотном грунте | 450 | 800 |
Грузоподъемность на слабонесущем грунте и на плаву | 350 | 450 |
Объем топливного бака, л | 148 | 77 |
Шины | ТРЭКОЛ, бескамерные, сверхнизкого давления | |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 70 | н.д. |
Стоимость, руб. (по состоянию на сентябрь 2016 года) | ||
Базовая версия | 2 260 000 | 1 630 000 |
Машинки, танчики, самолетики… Даже в 40 лет мужик с технической жилкой остается ребенком! По ходу этого теста особенно помолодел наш фотограф, «расстрелявший» из своего Кэнона все движущиеся объекты в округе. Андрей, конфетку будешь?!