Когда Карл фон Дрез создавал первый прообраз современного велосипеда, он вообще не думал о педалях — то был, по сути, самокат. Уже почти полвека позже — в 1860 году — Пьер Мишо догадался «прикрутить» две педали на переднее колесо, а спустя еще 25 лет Джон Кемп Старли создал более привычную нам схему велосипеда с цепной передачей. Автомобили же изначально имели целых три педали. Но лень человеческая и стремление отказаться от ручного переключения передач стали причиной появления уж в начале ХХ века автоматических трансмиссий, естественно, с двумя педалями. В наши дни доля автомобилей «без сцепления», например, в США и Японии составляет около 90%. Да и в России «автомат» выбирает половина покупателей. Неудивительно, что производители хотят избавить от переключения передач владельцев даже самых бюджетных автомобилей. На сей раз пришла пора бестселлеров Renault Sandero/Logan нового поколения обзавестись автоматической трансмиссией. Да не одной, а сразу двумя — полноценным гидромеханическим «автоматом» и «роботом» Easy’R. Мы поехали знакомиться с новыми агрегатами на примере Renault Sandero Stepway, конечно же, в самый «двухпедальный» город мира — Амстердам.
Весьма популярная в России парочка Logan/Sandero в своем новом поколении вряд ли способна растерять своих преданных приверженцев. Автомобиль стал выглядеть дороже (если так вообще можно говорить о представителях столь бюджетного класса), солиднее, появилось больше интересных деталей. Сильно посвежел Sandero! А особенно хороша стала его псевдовнедорожная версия Stepway (подробнее о Stepway мы писали тут и тут). Неброский, но элегантный обвес из некрашеного пластика «по кругу», накладки на бамперы под матовый алюминий, крупные «соты» воздухозаборника и... внушительный дорожный просвет в 195 мм — очень существенный довесок к автомобилю, проходимость которого так или иначе ограничена единственно возможным передним приводом.
Похорошел Sandero и внутри. Улучшилось качество материалов, появились новые руль, панель приборов и блок микроклимата. По-иному теперь оформлена центральная консоль: тут вам и «рояльный» лак, и окантовка «под металл». Но подлокотника между передними сиденьями по-прежнему нет, экран мультимедийной системы MediaNAV на солнце читается с трудом, а стеклоподъемники окон задних дверей все так же ютятся посередине, за… А вот тут стоп. Вместо уродливой «кочерги» четырехступенчатого «автомата», что была на старых Logan/Sandero, здесь очень приятный во всех отношениях рычаг, причем одинаковый как для Sandero с автоматической трансмиссией, так и с роботизированной Easy’R.
Если вы помните, то впервые «автомат» для Logan/Sandero (прошлого поколения) поступил в продажу в 2011 году. Но комплектоваться им могли только автомобили с 16-клапанным 102-сильным двигателем. Для «младшего» же восьмиклапанного мотора (84 л.с.) предлагалась более традиционная пятиступенчатая «механика». Такое положение вещей, во-первых, априори ставило в менее выгодное положение владельцев «маломощных» Sandero 8V — «автомат» им не светил в принципе, а во-вторых, создавало между даже самим дорогим Logan/Sandero с мотором 8V и самым доступным 102-сильным автомобилем с автоматической трансмиссией слишком большой зазор по цене.
Этот-то самый зазор решено было ликвидировать в новой генерации модели: теперь модификация с восьмиклапанным 82-сильным мотором может быть укомплектована не только «механикой», но и... «роботом»! Более мощная версия по-прежнему будет использовать в качестве трансмиссии и «ручку», и гидромеханический «автомат».
Почему именно «робот»? Основная причина очень проста — цена. Покупка Sandero Stepway с роботизированной трансмиссией обойдется всего лишь на 20 000 рублей дороже, в то время как за «автомат» требуется доплата в 38 000 рублей. К тому же разница между автомобилями с «роботом» и «автоматом» в аналогичных комплектациях теперь стала меньше и составляет те же самые 38 000 рублей. Очевидно, что за счет этого нового предложения Renault рассчитывает еще больше расширить круг покупателей Logan/Sandero. Учитывая тот факт, что в данном сегменте борьба идет буквально за каждый рубль, возможность иметь автомобиль без педали сцепления за 20 000, а не за 38 000 рублей, наверняка оценит порядочное количество клиентов.
«Робот» и «автомат» для Renault Logan/Sandero
Но понравится ли им то, как будет вести себя их Sandero Stepway с этим самым новоиспеченным «роботом»? Вопрос, на который сложно дать однозначный ответ. Конечно, роботизированная трансмиссия выполняет свою главную функцию — избавляет водителя от необходимости дергать за «мешалку» — в чем, по сути, совершенно не отличается от традиционного «автомата». Но если оценивать качество переключений, то нельзя сказать, чтобы оно вызвало массу положительных эмоций. Скорее, наоборот. Клевки на переключениях, задержки при старте с места и фанатичное стремление сберечь сцепление — не самые лучшие союзники для комфортного или динамичного разгона.
Но ругать за такие вольности «робот» от Renault было бы несправедливо. К сожалению, никто во всем мире еще пока не придумал роботизированной трансмиссии с одним сцеплением, которая бы переключалась плавно и быстро. Чаще всего выбор подобного агрегата и другими компаниями обусловлен его относительной дешевизной (в основе всегда лежит обычная «механика», в данном случае — JH3 от Renault), и если принять во внимание невысокую цену в 20 000 рублей, то, пожалуй, со всеми этими недостатками можно смириться.
Можно, конечно, выработать определенный алгоритм, сглаживающий переключения. Он хорошо знаком всем, кто уже когда-то имел опыт эксплуатации автомобиля с подобной трансмиссией: немного сбрасывать газ, когда вы хотите перейти на следующую ступень. Резвости такой способ не прибавляет, но зато пассажиры не кивают головами, словно болванчики.
Впрочем, если попытаться пришпорить 82-сильный моторчик и начать активнее давить на газ, то «робот» может немного пошевелить своими «адаптивными» мозгами и несколько оптимизировать процесс переключений: станет быстрее, но с еще большими рывками. Поэтому, если уж вдруг появится желание «погонять», то лучше использовать ручной режим — именно в нем переключения самые прогнозируемые и быстрые. Но тут встает логичный вопрос: а нужен ли тогда вообще «робот»?
В то же время нельзя отрицать тот факт, что в условиях, когда не требуется частых переключений (за городом, например) и трансмиссии не приходится бегать по передачам туда-сюда, недостатков «робота» почти не замечаешь. Но на обгон мы бы советовали выходить пораньше. Ведь даже после того как трансмиссия неторопливо «отщелкнет» пару ступеней вниз, мощности под капотом Sandero Stepway не прибавится, и разгон (особенно после 100 км/ч) будет проходить весьма неторопливо.
Может быть, у «робота» найдутся еще какие-то плюсы, помимо хорошей цены? Действительно, они есть. Например, специальная настройка режима холостого хода, когда автомобиль начинает движение после перевода рычага в Drive, без нажатия педали газа. Алгоритм не совсем привычный для машин с роботизированной трансмиссией, напоминает по логике классический «автомат». Эта «фича» позволяет более удобное маневрирование на парковочных скоростях. Автомобиль с Easy’R можно смело буксировать или заводить с «толкача» — начинка-то от обычной «механики». Кроме этого, «робот» оснащен противооткатной системой, для активации которой нужно лишь немного сильнее продавить педаль тормоза при остановке (угол уклона должен быть более 4°), а также специальными датчиками, исключающими переключение передачи в повороте под нагрузкой. Последнее — классная вещь, которой почему-то пренебрегает большинство производителей коробок передач. Еще один ощутимый плюс — экономичность. «Робот» всегда переключается более бережно и плавно, чем человек, а тем самым еще и увеличивает срок службы сцепления. Кстати, для всех Renault Logan/Sandero с подобной трансмиссией действует та же гарантия на сцепление, что и для автомобилей на «механике» — 30 000 км.
К сожалению, про «автомат» вряд ли получится рассказать так же много, как и про новый «робот» Easy’R, ибо автоматическая трансмиссия каких-то серьезных изменений не претерпела со времен первых Logan/Sandero. Да-да, это все тот же четырехступенчатый «старина» DP2. Но на новом поколении Stepway он в очередной раз перенес ряд мелких эволюционных метаморфоз. В основном модернизация на сей раз свелась к уменьшению потерь на трение и улучшению алгоритма адаптации.
Хотя какая тут адаптация, когда ступеней всего четыре… Понятно, конечно, желание Renault в очередной раз сэкономить — автомобиль-то и сам по себе недорогой, но все же четыре передачи нынче — это позавчерашний день. Однако «бюджет» есть «бюджет», никуда не денешься. Поэтому отсутствие хотя бы еще пары передач мы в этом случае воспринимаем как должное. Тем более что в своем поведении Sandero Stepway с «автоматом» воспринимается намного однозначнее своего собрата с «роботом». Да, несмотря на лишние 20 л.с., Сандеро с 16-клапанником «привозит» в разгоне до «сотни» менее мощному роботизированному хэтчбеку всего 0,6 секунды, но у Sandero 16V с автоматической трансмиссией реакции на газ более адекватные, а связь с колесами ощущается более явно.
Да и слова о новом алгоритме адаптации, видимо, были сказаны не просто так. На активное «педалирование» трансмиссия послушно реагирует «зависанием» на передаче, поддерживает высокие обороты и не торопится с переключениями. К тому же исчез давний «баг» DP2, когда «коробка» при обгоне сначала подтыкала третью передачу, а потом, чуть подумав, нужную вторую. Сейчас «автомат» при резком нажатии на газ сразу беспрекословно «падает» до второй передачи, и автомобиль получает вполне достойное для 102 сил ускорение.
Что же выбрать — новенький и своенравный «робот» или проверенный, но всего лишь четырехступенчатый «автомат»? Учитывая то, что при этом придется выбирать еще и двигатель, однозначного ответа тут, конечно, быть не может. Но в любом случае хорошо, что и для «младшего» мотора Logan/Sandero теперь предлагается разновидность «автоматической» трансмиссии, да еще и по столь вменяемой цене. Это может сильно расширить и без того внушительный круг покупателей популярных в России моделей. А автоматическая трансмиссия традиционно заберет свою часть самых дорогих Logan/Sandero.
Easy’R | Automatic | |
Кузов | ||
---|---|---|
Тип | Хэтчбек | |
Количество мест/дверей | 5/5 | |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый | Бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1598 | 1598 |
Мощность, л.с. при об/мин | 82/5000 | 102/5750 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 134/2800 | 145/3750 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Передний |
Коробка передач | 5-РКП | 4-АКПП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | |
Задние | Барабанные | |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя | Полузависимая, пружинная | |
Размеры, объем, вес | ||
Длина x ширина x высота, мм | 4080х1757х1618 | |
Колесная база, мм | 2589 | |
Снаряженная масса, кг | 1165 | |
Клиренс, мм | 195 | |
Объем топливного бака, л | 50 | |
Объем багажника, л | 320–1200 | |
Шины | 205/55 R16 | |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 165 | 165 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,6 | 12,0 |
Расход топлива | ||
Комбинированный, л/100 км | 7,2 | 8,4 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 159, Euro-4 | 197, Euro 4 |
Стоимость, руб. | ||
Базовая комплектация | 564 990 | 602 990 |