Сегодня у российского рынка — период падения и стагнации, но новые модели все равно выходят. Недавно пришла информация из стана Volkswagen — обновилась Джетта. Обновилась, значит надо протестировать. В соперники немецкому автомобилю мы взяли относительно свежую японскую модель — седан Mazda3, которая до настоящего момента также не участвовала в наших сравнительных тестах. Вот и нашелся отличный повод...
Участвующие в сравнении машины с бензиновыми моторами — почти одинаковой мощности. Под капотом «японца» установлен 1,5-литровый движок (120 л.с.) серии SkyActive с очень высокой для атмосферника степенью сжатия 14:1. Двигатель «немца» мощнее на 2 «лошади», но при этом меньше в объеме примерно на сто «кубиков». Все дело в турбине. Благодаря нагнетателю мотор Джетты на 50 Нм моментнее оппонента. Коробки передач соперников — шестиступенчатый «автомат» у «японца» и семиступенчатый «робот» DSG-7 DQ200 с сухими дисками сцепления у «немца».
Стоимость автомобилей похожа лишь на стадии базовых версий. Что касается тестовых автомобилей, то здесь «немец», традиционно для тестовых машин напичканный опциями, оказался заметно дороже своего оппонента — на 245 000 рублей. Должен отметить в этой связи, что на бытовом уровне, при эксплуатации, никакого «опционального» преимущества «немца» перед «японцем» заметить не удалось. Напротив, у оппонентов наблюдается набор похожего оборудования. А кое в чем Мазда превосходит VW. Так оправдана ли переплата?
В том, что касается внешних данных, я не вижу преимуществ ни у одного автомобиля. Каждый хорош по-своему. Мазда традиционно делает ставку на привлекательность и стремительность. На фоне прагматичной, словно вычерченной с помощью линейки Джетты, динамичная Мазда смотрится легко и непринужденно.
Плавное течение линий, изящные изгибы. Характерная передняя часть со «щитом» фальшрадиаторной решетки и по-семейному заостренными фарами. Корма хороша высокими нарядными фонарями вразлет, круглой линией крыши. Изящен абрис бокового остекления. Этому белому седану колеса побольше, и все было бы просто идеально.
Гляжу на Джетту, а вижу Пассат. Гляжу на Пассат, вижу Фаэтон. Что и говорить, в унификации своих седанов Volkswagen зашел слишком далеко. Конечно, это играет на руку восприятию Джетты. Она смотрится серьезнее нескольких представителей своего класса, вместе взятых. Но и уникальности в ее имидже — ноль.
Джетта, как и соперник, обута в 16-дюймовые литые диски, но профиль покрышек у нее менее высокий — 205/55 против 205/60 у оппонента. При большей длине у «немца» чуть меньшая колесная база — он проигрывает «японцу» 49 мм.
Мазда в не самой дорогой комплектации открывается с ключа. А заводится с кнопки. Приходится постоянно доставать ключ из кармана, в то время как в Джетте достаточно просто провести по ручке, чтобы закрыть машину, и схватиться за нее, чтобы открыть. А завести «немца» можно двумя способами — ключом или той же кнопкой.
Архитектура передней части салона японского автомобиля отдаленно напоминает первую серию BMW. Здесь низкая и покатая передняя панель с акцентированным козырьком приборов. В центре расположен стационарный дисплей развлекательной системы. В нижней части блок управления климатом, а на тоннеле — шайба мультимедийной системы, которая дублирует тачскрин-дисплей. Экран, кстати, лишается своих сенсорных возможностей, стоит лишь начать движение. Так Мазда заботится о безопасности.
Посадка в «японце» глубокая. Кресло приятно и плотно обхватывает тело. Взгляд упирается в интересную приборку с главенствующим спидометром. Вот здесь однозначно свой стиль, без параллелей и аналогий. В общем, салон Мазды интересный, с настроем. Нравится.
Пересаживаюсь в Фольксваген. Тут царит самый настоящий richtig ordnung. Полный порядок и правильность во всем. Правильные материалы (хотя жесткого пластика все же многовато). Правильное качество сборки. Правильный, но, как и внешность, совершенно не захватывающий воображения дизайн. Ja-ja, все правильно, но скучно. Да и кресло кажется мне жестковатым...
А почему на передней панели монохромный дисплей? В машине за 1,2 миллиона рублей напрашивается нормальный цветной монитор. Но приходится довольствоваться этим, что, конечно же, на руку Джетте в нашем сравнении не играет.
Посмотрите, какой нарядный цветной сенсорный экран в более дешевой Мазде. Опций и возможностей в нем — все по современному ранжиру. По этому показателю «японец» на голову выше оппонента.
С эргономикой водительского места проблем не замечено в обоих автомобилях, и я отправляюсь назад, посидеть «сам за собой». Рост у меня несколько выше среднего (187 см), и в Мазде я испытываю некоторые неудобства. Уже дверной проем, ниже крыша, посадка глубже, а запаса пространства для ног и ступней — меньше. Единственная радость, как и спереди, чуть более комфортабельный диван. В общем, в том, что касается места на втором ряду — лидер Jetta. «Немец» также первый по объему багажного отделения.
Нажимаю на напольную педаль газа, и Джетта бодро срывается с места. Моментный мотор везет автомобиль с самого низа, робот быстро переключает ступени. Передаточные числа в коробке отлично подобраны, мотор всегда в тонусе, а если раскрутить его посильнее, то будут доступны и максимальные 122 л.с. В общем, малообъемный моторчик Фольксвагена не даст вам почувствовать недостаток мощности ни в городе, ни на трассе.
Именно коробка и тяга турбомотора нивелируют почти 200-килограммовое преимущество немецкого седана в массе. При практически равной мощности по динамике «немец» выглядит на фоне Мазды как спортивная версия. Разгон интенсивнее всегда, и заметно это очень хорошо.
За рулем Мазды для того, чтобы ехать бодро, двигатель надо всегда держать в верхнем диапазоне оборотов. От 4000 до 6000. Именно в этом промежутке находятся все 150 Нм и 120 лошадиных сил. Только на предельных оборотах раскрывается SkyActive. Действительно, для своего объема этот мотор выдает весьма солидные показатели мощности и экономичности. Но не крутящего момента. Именно тяги не хватает «японцу» в сравнении с немецким конкурентом. Поэтому если вы дорожите каждой секундой разгона, то брать надо версию Active Sport, которая комплектуется шестиступенчатой «механикой».
Но у Мазды есть свои преимущества. Например, гидротрансформатор классического «автомата» делает езду и переключения очень комфортными, особенно на фоне «немца» с сухими сцеплениями, о которых уже столько всего сказано. Эту коробку существенно модернизировали год с небольшим назад, но на машине с пятитысячным пробегом в пробках ощущались небольшие рывки и вибрация при старте. DSG традиционно хороша в движении — радует незаметными и быстрыми переключениями с микроскопическими задержками, что хорошо заметно на фоне «автомата» Мазды.
«Трешка» и на ходу комфортабельнее своего оппонента. Этот автомобиль гораздо лучше разглаживает микропрофиль и не так трясет своих пассажиров на ухабах. И дело тут, думается, не только в профиле покрышек, но и в настройках подвески. Мазда чуть менее резко реагирует на небольшие отклонения «баранки». Ноль лучше выражен у «немца». Зато в предельном повороте именно у Джетты раньше начинается снос передней оси, в то время как Мазда четко прочерчивает траекторию без визга резины.
Такой вот парадокс — более комфортабельный и мягкий «японец» при движении в предельных режимах как будто мобилизуется и показывается отличную настройку подвески и сбалансированную управляемость. Он плавнее и понятнее ведет себя в скольжениях, не так резко стабилизируется. А более глубокая посадка помогает мне лучше чувствовать автомобиль. Потенциал шасси «трешки» высок, и так хочется раскрыть его за счет более мощного (хотя бы двухлитрового) мотора и соответствующих колес с резиной. Но, увы, кризис! Спрос на такие седаны очень низок, и пока они в России не продаются.
Но и Джетта, несмотря на более выраженную недостаточную поворачиваемость, — очень даже автомобиль для водителя. Руль более длинный, но и потяжелее, особенно в нуле. Подвеска жестче, чем у соперника. Информации предостаточно! Ходовая плотная, но и энергоемкая. И если комфорт движения не является для вас определяющим фактором, то Jetta должна понравиться.
Тормоза обоих автомобилей хороши, а отличаются лишь по чувствительности. У «немца» педаль более чуткая, а на Мазде надо прикладывать к ней чуть больше усилия. В общем, тут паритет, и все сводится к нюансам. Похожая ситуация со звукоизоляцией. Машины весьма похожи по этому параметру, и явного лидера без спецоборудования для себя я выделить не сумел.
Однако не всегда в России мы ездим по асфальту, и не прокатиться по ухабистой грунтовке я не мог. В таких условиях до определенной скорости лучше ведет себя «японец» — как уже говорилось, его подвеска при небольших ходах разглаживает неровности лучше. Но вот если поехать чуть быстрее, то более короткоходная, чем у оппонента, ходовая уже не справляется и допускает пробои там, где Джетта, хоть и сильнее раскачивая пассажиров, показывает большую энергоемкость и уверенность в движении. Получается, что Мазда — в большей степени городской автомобиль, но и Volkswagen, впрочем, далеко не кроссовер.
Победителя в этом тесте мне было бы гораздо легче определить, если бы автомобили стоили примерно одинаково, но получается, что Мазда — дешевле. Поэтому это сравнение заканчивается в итоге со знаком равенства. Я не могу назвать победителя хотя бы еще и потому, что автомобили это весьма разные по содержанию, по посылу разработчиков. Более душевный «японец» против холодного и расчетливого «немца»... Каждый из них хорош по-своему. Поэтому победителя сегодня не будет.
А моя симпатия в этом сравнении достается Мазде.
Mazda3 sedan
Приобрести Mazda3 седан можно за 907 000 рублей. Вы получите автомобиль с мотором 1,6 литра (104 л.с.) и четырехступенчатым «автоматом» в версии Active. Улучшенная комплектация Active+ оценивается в 947 000 рублей. Седан с более мощным и экономичным движком Skyactive 1,5 (120 л.с.) и 6-АКП в версии Active стоит 987 000 рублей. За такую же сумму вам продадут машину в версии Active Sport, но вместо «автомата» там будет стоять шестиступенчатая «механика». Больше миллиона стоит только седан в версии Active+ — 1 027 000 рублей.
Volkswagen Jetta
Базовая Джетта доступнее соперника, моторов тоже всего два, но каждый — в двух версиях форсировки. Наиболее дешевый автомобиль с двигателем 1,6 литра мощностью 85 л.с. с «механикой» оценена в 789 000–879 000 рублей. Форсированная до 105 л.с. версия с МКП стоит от 879 000 до 1 070 000 рублей. «Автомат» добавит к стоимости 50 000 рублей. 122-сильные седаны с МКП стоят от 959 000 до 1 100 000 рублей. DSG добавит к ценнику 91 000 рублей. Стоимость 150-сильного автомобиля с «роботом» составляет 1 140 000–1 230 000 рублей.
Mazda3
VW Jetta
Mazda3 sedan 1.5 SkyActive | Volkswagen Jetta 1.4 TSI | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Седан | Седан |
Количество мест/дверей | 5/4 | 5/4 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый | Бензиновый, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1496 | 1390 |
Мощность, л. с. при об/мин | 120/6000 | 122/6400 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 150/4000 | 200/1500–4000 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Передний |
Коробка передач | 6-АКПП | 7-РКП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная | Независимая, пружинная, многорычажная |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4585/1795/1450 | 4659/1778/1482 |
Колесная база, мм | 2700 | 2651 |
Клиренс, мм | 155 | 138 |
Снаряженная масса, кг | 1219 | 1417 |
Объем топливного бака, л | 51 | 55 |
Объем багажника, л | 408 | 510 |
Шины | 205/60 R16 | 205/55 R16 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 191 | 202 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 11,6 | 9,8 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Городской цикл | 7,4 | 7,7 |
Загородный цикл | 4,9 | 5,0 |
Стоимость, руб. (по состоянию на июнь 2015 года) | ||
Тестовый автомобиль | 987 000 | 1 232 000 |